По выражению картины «Бурлаки» И. Е. Репин — значительный, могучий художник и мыслитель. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Наступивший в двадцатых гг.
Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80 -е годы 19 века. Но с начала 1880 -х годов художник обращается к историческим, сказочным и былинным темам. реализма. Мов — меланхолический поэт природы, но маринист Месдаг — превосходный изобразитель Северного моря и жизни моряков, строгий реалист, в последние годы несколько переставший разнообразить свои мотивы.
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд.
Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Многие передвижники молодого поколения стали членами АХРР и участниками ее выставок. На первых передвижных выставках в 1870 -е годы он выступал как художник-жанрист («С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878).
Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив.
Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу.
Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости.
В этом отношении показательно творчество В. М. Васнецова. То же и в живописи. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Однако и прежнее время — напр.
Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) — выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Но новаторство его творчества этим не исчерпывается.
Человек преодолевает немощь своего тела. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. В персоне «свежего кавалера» как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками. Персонажами его картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой.
Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Разумеется, рисовальщики эти – Лепренс, Гейслер, Дамам, Аткинсон и др. В полотнах «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1898) воплощены мечты народа о счастье, стремлении к лучшей жизни, героические и патриотические традиции.
На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Принципы движения передвижников основывались не только на достижениях российского искусства, но и на опыте мировой живописи. В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья.
В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в том числе «Анкор, еще анкор. » и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Основоположник литературного реализма и психологического романа во Франции – писатель Фредерик Стендаль. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма.
Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Венецианова не тронули успехи его ровесников Егорова и Шебуева в классическом вкусе.
Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам.
Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Позже Вильгельм Лейбль брал только национальные сюжеты изображая поселян, читающих газету, молящихся в церкви, женщин за прялкой и т. п. Ещё сильнее Р. Макса Либермана, выступившего в 1872 г. с картиной Женщины, ощипывающие гусей, затем следовали: работы в поле, в мастерских, скотницы и т. п. Простота его сюжетов казалась иногда грубостью и безобразием и критика не щадила Либермана. Настоящим первым реалистом бесспорно остается Алексей Венецианов (1780-1847), одна из самых удивительных фигур русской школы. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь.
Все творчество художника пронизано живым ощущением природы. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи». Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
Форма же должна быть классической. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Произведения Шишкина «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) и многие другие получили широкое признание.
можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. В техническом отношении Венецианов получил больше, чем многие из его сверстников.
Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, — по его выражению, — сатиры и иронии». В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными.
В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). До Репина подобного глубоко потрясающего, трагичного сюжета никто не смел брать. Из новейших Пер Экстрем, Нильс Крейгер, Карл Нордстрём и Олаф Арбарелиус — певцы северной зимы с её блестящими особенностями.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Перед нами мирская аскеза. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. – не были реалистами в настоящем смысле слова. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира». Лучшие картины Венецианова: его портреты, его Гумно, в котором он задался, в подражание Гране изобразить внутренность скудно освещенного здания, его очаровательная Помещица, занятая хозяйством, напоминающая по световому эффекту картины Питера де Хоха, его группа крестьян Очищение свеклы – принадлежат к неоспоримо классическим произведениям русской школы. Русская живопись и до Федотова знала примеры обращения художников к окружающей действительности, бытовые темы разрабатывались Венециановым и его учениками.
Кроме этого художники того времени, благодаря изучению пропорций человека, научились создавать трехмерные реалистичные изображения на плоском полотне. Во Франции в XVIII стол.
Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. Эпоха НиколаяI с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга.
Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Крупным явлением в русской живописи стала картина И. Е. Репина «Бурлаки», написанная в 1873 году. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, вот таким образом эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.
Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. 1917 год стал годом перемен и для художников-передвижников. Причудливая форма искусства берет корни в Париже.
Крог — резкий, но правдивый реалист. Это сделано мастерски.
Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро).
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.
— Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения.
Иванов, скульптор Козловский позже Мартынов, Александров, отчасти Орловский (о котором речь выше), Карнеев иллюстраторы: Галактионов, И. Иванов, Сапожников и др. Из всех этих художников самый любопытный Танков (1740 (41. ) -1799). Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Картина Шишкина «Рожь», как и многие другие произведения, выражает его любовь к родине, ее необъятным просторам. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать.
Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Пейзаж). В этом произведении художник всем своим талантом показал волнующий образ народа. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Для этого они избегали симметричных изображений. Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами.
Народное сознание должно быть оптимистично. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки.
Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
(см. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Реализма – как партийность.
Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Произведения его или не находят покупателей или приобретаются за бесценок. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь.
Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер». Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре.
Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Живопись). Имея резкую социальную направленность, он получил название критического.
Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного. В 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) – наиболее крупном объединении художников-реалистов 1920 -х годов и прекратило свое самостоятельное существование. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела.
Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Его ведущие принципы заключались в объективном отображении существенных сторон жизни, которые вместе с тем содержали в себе высоту и истинность авторских идеалов, в воспроизведении характерных ситуаций и типичных персонажей, при сохранении полноты их художественной индивидуальности. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. И хотя в изображаемых персонажах нет ничего преувеличенного или карикатурного, абсолютно очевидно авторское осуждение того устройства жизни, где люди теряют человеческое достоинство и человеческие чувства во имя престижа или обогащения, совершая подобную куплю-продажу.
Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». XIX столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к Р. в красочном отношении.
также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Классическая форма более ясная. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии).
В Бельгии в 1850—70 гг. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка.