На выставку художника Льва Бакста в корпусе Бенуа скопилась крупная очередь, сообщили «Радио Балтика» в пресс-службе Русского музея. Выставка одного из важнейших русских художников и дизайнеров эпохи ар-деко – Льва Бакста, приуроченная к 150-летию мастера, открылась в корпусе Бенуа Русского музея. В честь 150-летнего юбилея всемирно известного живописца и графика Льва Бакста Русский музей представит масштабную выставку, куда войдут около ста работ из разных музейных собраний.
На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907).
Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Всего лишь третья выставка Бакста в России. 7.
Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции. Торжественно открылся для посетителей – 7 марта 1898 года. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Открытие материи» (2013) дала представление о ранее скрытой от российских любителей искусства сфере творчества мастера – об эскизах рисунков тканей, над которыми он работал в последние годы жизни.
Центральный музей ВМФ предоставил монументальное полотно «Встреча адмирала Авелана в Париже» (1898-1900). Невероятно, но факт. 5. И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. Если использовать спортивную терминологию, то явное преимущество было на стороне создателей этой постановки, поскольку она еще была отмечена и в номинации «Лучший актер» — лауреатами стали артисты МДТ Андрей Кондратьев за роль прокурора Майкла Шейкеда и Филипп Могильницкий за роль адвоката Йорама Шефтеля. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью.
8. В 1909 году брак Бакста распадается. Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.
Которого при жизни выставляли в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Стокгольме – и продолжают выставлять до сих пор. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика. 6.
То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно. Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха. Холокост-кабаре» режиссера Ильи Мощицкого, который получил награду в номинации «Лучший режиссер». В 2012 году, благодаря публикации книги «Моя душа открыта», россияне узнали еще одну грань таланта Бакста – литератора и мыслителя. Власти официально выдворяют художника из столицы, вынуждая его вернуться за черту оседлости, Бакст предпочитает вернуться в Париж. В 1930 – 1960-е годы в СССР Бакст разделил судьбу коллег по «Миру искусства» : его творчество или замалчивалось или подвергалось социологической критике.
Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. В каталоге выставки наследие Бакста представлено полнее, чем на экспозиции. И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений.
Вобоих случаях это пост-модерн— аведь Бакст этого слова даже незнал. Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста».
Были и прочие истории с антисемитским душком. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет. Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат.
Но ведь нет.
Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. 4. Художник назовет ее автопортретом. Кроме того, на Западе в основном графика. —Сам яродом сСардинии истиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Особый интерес представляет журнально-книжная графика Бакста: в частности, его работы, созданные для легендарного журнала Мир искусства, художественным редактором которого он был. Он — коренной петербуржец.
Работал пиарщиком, достиг в этой области успеха. Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн. Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин. Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника».
«Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. Устроенная в московской галерее «Наши художники» выставка «Лев Бакст.
И спектакль Юлии Тупикиной «Офелия боится воды», впервые показанный на подмостках «Субботы» осенью прошлого года, является компиляцией разных жанров:в нем есть что-то и от бытовой драмы и от философского размышления. Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей.
Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах.
Если бы существовала номинация за музыку к спектаклю, то награду, безусловно, присудили бы Дмитрию Сарацкому. Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Вдруг кардинально сменил сферу деятельности, став автором бестселлера, самой продаваемой книги 2015 года «Женщины непреклонного возраста». Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении.
Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста.
Посетители увидят признанные шедевры мастера Ужин (1902), Портрет С. П. Лев (Леон) Бакст (1866–1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета.
– Почему мы позволяем себе такую роскошь. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство. Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея. Недавно он сменил еще и место жительства, переехав в Москву.
А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна. Эта вещь принесла ему мировую славу. Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Из Третьяковской галереи прибыл портрет жены Бакста, Любови Гриценко. К этому периоду относится его знакомство с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым, а также Валентином Серовым, который станет его ближайшим другом. Похоже, к юбилею своего знаменитого уроженца Санкт-Петербург подготовился основательно: сегодня в Городском Дворце творчества юных пройдет встреча Городницкого с участниками I Международного фестиваля детского творчества «Все начинается с детства», посвященного как раз 85-летию поэта и ученого. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.
Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя. 3. Блестящий художник. Но зритель увидит не только театральное наследие, эскизы и выполненные по ним образцы тканей и моделей одежды. Куратор выставки искусствовед Владимир Круглов собрал блок знаковых живописных работ художника, в том числе «Автопортрет», «Ужин», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Древний ужас». Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета.
Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. В частности, будучи в 1920-е годы в Америке, он получил огромный заказ на разработку дизайна текстиля по мотивам индейских рисунков: перуанских, мексиканских и других. Загадку его полотен порой так трудно разгадать. Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II.
Начало XX века – время становления национального самосознания. Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В этом году безусловным победителем театральной премии для молодых «Прорыв» стал спектакль «Суд над Джоном Демьянюком.
Так художник представил расставание с супругой Людмилой Гриценко, дочерью галериста Третьякова. Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами.
Сносный пейзажист. Вещи для экспозиции в Русском музее передали и частные коллекционеры. В конце 1960-х восторжествовала объективная оценка наследия «Мира искусства» и Бакста сперва в общих трудах об искусстве рубежа XIX – XX столетий и отдельных его видах, а с середины 1970-х – в начавших издаваться монографиях, альбомах и статьях, посвященных мастеру. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Почему мы позволяем себе такую роскошь. Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910 – 1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса». Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег. 1.
Дягилева с няней (1906), Древний ужас (Terror antiquus) (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Появилась даже бакстомания.
Бакста. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне. Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. Еще в 1900–е надуманную многозначительность этого полотна один критик высмеял, сравнив его с увиденной с аэроплана географической картой. На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины.
Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. Театр «Суббота», находящийся на Звенигородской улице, 30, является по-старинному уютным и романтичным и в то же время — по-юному неформальным и смелым.
Затем мы видим художника – мировую знаменитость в самом конце пути: эскизы тканей, сделанные для одного нью-йоркского промышленника перед самой смертью, в 1923-1924годах, – это Бакст после всего. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России.
Но портреты на самом деле в углу картины. На экспозиции представлено около 100 работ из собрания Русского музея, а также произведения из других музейных и частных коллекций. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900–1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать.
Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица. О Санкт-Петербурге и его печальной красоте, о петербуржцах и петербургском снобизме корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с Александром Цыпкиным.