Самые значительные декларации этого периода– «Манифест летучей федерации футуристов» и«Декрет 1 одемократизации искусства»– появились в1918 впервом номере «Газеты футуристов». Можно сказать, что футуризм в живописи это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. (Я-будущее или я в будущем).
Востребованными оказались лишь мифология иидеология футуризма. Наоснове соединения футуристической икубистической эстетики врусской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма» или кубофутуризм. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Футуризм в России.
Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» итрагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима ипервого футуристического фильма– все эти события сконцентрированы впределах одного 1913. Проблемы единого стиля не существовало. — Пафос разрушения и взрыва. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций или, повыражению Д. В. Сарабьянова, – «пересадочной станцией» вих стремительном движении кисчерпанию уже достигнутого иоткрытию нового. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.
Ларионов, Н. С. Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Другим примером футуристического издания, в котором также использован типографский набор, является «Заумная книга» В. Крученых и Алягрова изданная в 1916 году. И в этом заключалось его главное различие с итальянским однофамильцем.
В жилах весна разлита. Сердце, бей бой. иК. М. Зданевичи, Н. А. Чернявский, Ладо Гудиашвили, С. В. Валишевский, Кара-Дарвиш) игруппы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И. М. Зданевич, Чернявский). Концепция беспредметного искусства, ассоциирующаяся главным образом сименами В. Е. Татлина иМалевича, определяет основные тенденции вразвитии искусства второй половины 1910-х иначала 1920-х.
Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Однако именно в январе 1912 года Игорь Северянин (первым использовавший слово «футуризм» в своем сборнике) и Константин Олимпов выпустили листовку-манифест «Скрижали Академии эгопоэзии (Вселенский футуризм)». Будетляне — так называли себя русские футуристы. Вы трусы. С. 558). Кончаловский).
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Вэтот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К. С. Малевича (1912–1913. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины» : «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Я гений Игорь-Северянин. Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. В этой серии были воспроизведены такие издания, как библейская «Книга Руфь» и пушкинские «Маленькие трагедии» с гравюрами Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), «Кола Брюньон» Ромена Роллана с иллюстрациями Евгения Адольфовича Кибрика (1906—1978), «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проиллюстрированные Марком Шагалом (1887—1985) и «Для голоса» В. В. Маяковского в оформлении Эль (Лазаря Марковича) Лисицкого (1890—1941).
В манифесте «Почему мы раскрашиваемся» футуристы писали, что хотят, по сути, добиться театрализации самой жизни. Мария Молчанова разбирается в феномене и лицах русского дореволюционного футуризма. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Другие отрицали революционные потрясения. Основными чертами русского футуризма были бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. 1. Но их оппоненты-модернисты, в сущности играли на том же самом поле. Ненависть к существовавшему до них языку. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений»– центральный постулат футуристической эстетики.
Они не просто выдвигали новую модель мироустройства, они воссоздавали новый прообраз техники и урбанизма. Игорь СеверянинПомимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Это слово появилось в 1909 году, когда талантливый поэт и гениальный пиарщик Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест футуризма». Вот таким образом, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации.
След ее – есть линия. и проч. 16 марта 1915 года из-за драки, которую устроил молодой поэт-футурист Владимир Маяковский, полиция Петрограда закрыла клуб артистов и поэтов «Бродячая собака». Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Давайте рассмотрим одну из работ.
И так же, как того «Клетчатого», на картине работы Малевича все, кто близко знал Матюшина, без труда узнавали его. (В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»). Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций.
ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». В 1913 году появляются идеи «заумного языка». «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика.
Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Человечество само стало «Солнцем». Он зародился в поэтических кругах (первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее)Они создавали разные группы и объединения. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич. Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Его заменили статьи М. Росиянского (Л. Зака) Перчатка кубофутуристам и В. Шершеневича Открытое письмо М. М. Россиянскому. Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства».
К. Малевич провозгласил и господство в искусстве «заумного натурализма», стремился в своем творчестве соединить идеи кубизма и футуризма, пытаясь изобразительно воплотить футуристические заявления о грядущей машинизации жизни, «железном прогрессе». Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе – это в первую очередь направление в поэзии). К. Малевича. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты "Фигаро" был напечатан текст в виде платного объявления под названием "Обоснование и манифест футуризма", подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944). Движением перемен являлся, конечно, только коллективистский кубофутуризм.
Ларионов в одном из своих текстов написал: «Поль Сезанн, художник, жил при Рамзесе II». К. Малевич как бы одевает русских крестьян в стальные одежды промышленности. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
Я могу привести еще и еще примеры подобного рода вызывающего славянофильства. После кубо и эго возникли другие футуристические группировки. Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира – милитаризм. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А. В. Лентулова (1912. После круг наследовалей стал стремительно рости.
Это было полное «освобождение» Искусства от предмета, реальности, превращение его, по собственному Выражению Малевича, «в нуль форм». Конечно ипосле 1914 врусском искусстве появляются произведения, вкоторых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики– уК. М. Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». А в «Техническом манифесте футуристической литературы» Маринетти (1912) утверждались ненависть к разуму и «божественная интуиция». На страницах журнала Гиперборей Северянин объявил о своем выходе из всех групп:.
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Венера набульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика имост» (1913. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы».
(Они -возможники событий, где символом всех прав – кастет/). Пришел в Смольный. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Вы.
Группа «Гилея» вместо иностранного слова «футуризм» предложила аналогичное по смыслу русское название «будетляне». Это отклик на открытие радиоактивного излучения. Художники-футуристы многое заимствовали у кубистов: Натана Альтмана (Анна Ахматова, 1914), Роберта Фалька (Крымский дворик, 1915), Казимира Малевича (Уборка ржи, 1912). Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. В результате произошел скандал: одна дама, пришедшая на выставку в роскошном и очень дорогом платье, спросив, «а что это там. » (имея в виду картину «Мадонна»), пошла к ней через зал, конечно же, зацепилась за эти часы, повалила их и порвала платье.
3. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Врусской культуре футуризм прежде всего стал мифологией иидеологией созидания искусства будущего, преобразующего жизнь исамого человека.
Тогдаже ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий ипарадоксальный футуристический манифест «Лучисты ибудущники». Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. След линии – поверхность (Давид Бурлюк).
Поверх лица изображена вилка, не столько выписанная, сколько воссозданная, вещная. О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачий. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Моя революция. Хлебников, А. Кручёных, В. Маяковский, Д. Бурлюк и др. ) — в 1912 г. ее участники выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором призывали «бросить Пушкина, Достоевского и пр.
Каждая футуристическая группировка (кроме кубо- и эгофутуристов существовали ещё и другие) считала себя единственной выразительницей подлинного футуризма, а всех остальных- самозванцами. Здесь же присутствует пила игральная карта (символизирующая, видимо, рискованный характер авиации первых ее лет) и вывески (аптека, что, в общем-то, тоже понятно в данном случае), которые плавают в безвесии. Два положения раскрывали основы эгофутуристической программы.
Наиболее известные представители этого стиля Дж. Кубисты отказались от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы объект в их произведениях представлен в виде множества пересекающихся плоскостей, отсюда многомерная перспектива объект изображался одновременно с многих точек зрения, как комбинация геометрических фигур, благодаря чему зритель мог видеть разные стороны объекта. МоМА) и«Пожар вгороде» (1913. В книге «Будетлянский клич. » факсимильно воспроизведены пять книг русских футуристов.
В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Каждый предмет, в соответствии с этой концепцией «излучает» цвето-световые лучи и его можно изобразить, только передав эти лучи: именно они образуют для человека форму всех объектов. Картины Давида Бурлюка («Футуристическая женщина», «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»), отличались невообразимой яркостью образов, братья талантливо пропагандировали идеи футуризма и для этого не жалели ни сил, ни времени: организовывали литературные встречи и вечера, ездили в разные города и села, выступая с лекциями на тему футуризма в живописи и литературе.
В целом футуризм это общее название литературно художественного стиля в начале 20 века, возникшее первоначально в Италии, а после и в России. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Дело в том, что русский футуризм был чрезвычайно озабочен своими корнями.
Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Вы предатели и ренегаты. Возник вИталии (первый манифест писателя Ф. -Т. Маринетти опубликован в1909). Наибольшее распространение получил в стране родоначальнице и России, в других странах стиль также имел своих последователей, но их было достаточно мало.
Среди первых изданий — книжки «Старинная любовь», «Игра в аду», «Мирсконца». Наиболее известные из них – Мезонин поэзии (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев и др. ) и Центрифуга (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар (Б. Гордеев) и др. ). Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат. В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов искусствоведов, антикваров. », «Тащите огня к библиотечным полкам. », «Направьте воду из каналов в музейные склепы. », «Крушите древние города. » и т. д.
Одно из самых репрезентативных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича Авиатор (1914). Характерный пример — книга «Нагой среди одетых» В. Каменского и А. Кравцова, увидевшая свет в феврале 1914 года. Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»).
«Квадраты» Малевича вели к самоотрицанию живописного искусства. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира. Скорее, это был образ жизни. Инетолько вкачестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Необходимо было также, по мнению футуристов, лишить поэзию сентиментальности и начать «конструировать» стихи.
Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно. Им удается изображать невероятно яркие образы. До России выставку не довезли, хотя как раз там, в среде молодых русских художников, было немало последователей итальянского футуристического движения. 2. 7, 2. 8, 2. 9).
В группу кубофутуристов «Гилея» вошли основатель кубофутуризма Давид Бурлюк, поэты Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Елена Гуро. Эпизодическим осталось обращение будетлян ккино итеатру. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства», – так заканчивал он свой «Манифест». В музыке искать гармонию шумов. Второй раз поэт был арестован в 1941 г. Введенского этапировали в Казань, но в дороге он умер от плеврита. То есть в футуризме художественном с его любовью к скорости, энергии, без морального контроля, без понимания трансцендентности мироздания, в футуризме, в культе будущего русское художественное сознание (особенно критически настроенное по отношению к артистическому эксперименту) видело очень дурной знак – знак пришествия новой цивилизации, для которой христианские и гуманистические ценности – пустой звук.
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Обе– ГРМ). Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Натура обычно бралась «в упор», без всякого психологизма их пронзительно яркие холсты поражали грубостью объемов, контрастностью цветов, схематизацией форм, стихийно обостренным ощущением «плоти вещей» (П.
Чуть позже вышел сборник Садок судей.
Не чурались эгофутуристы и эпатажа. Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Этот этап вистории русского футуризма связан прежде всего сдеятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И. М. Вот таким образом героев своих он часто одевал в геометрические «железные» одеяния.
«Будем смело творить «безобразное» в литературе. В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области «словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у символистов». Вот таким образом каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Он – «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, – не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя. Всего же в книге пять рисунков, воспроизведенных литографским способом.
По его приглашению в 1914 году в Петербург приезжал Ф. Г. Маринетти. всю психологию, «отказаться от того, чтобы быть понятым». Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Манифест, открывавший его и подписанный Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, своей наступательной интонацией и резкими полемическими выпадами против литературных врагов вполне отвечал всем канонам футуристических деклараций.
«Девушка сцветком». Однако авторы расшифровывали заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.
Старкина). С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Он стал тем, что называлось в XIX веке болезнью столетия. После круг наследовалей стал стремительно рости. Бум, бум. Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»). Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное.
Вживописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). О иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей. прекраснее Самофракийской Победы».
Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский», – писал М. Горький. И вот тут действительно футуристам приходится бороться за национальную независимость. Это было важно вот почему: если в конце XIX века, когда на авансцену вышел петербургский «Мир искусства» и новое поколение русских модернистов, они позиционировали себя как западное явление в русском контексте их оппонентами были передвижники, которые к тому моменту русской публикой осознавались как большое русское национальное искусство. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.
А следующий зимой – 1912 – студент Московского Училища живописи, ваяния и зодчества Д. Бурлюк (к тому времени уже участник нескольких выставок «новой» живописи) и совсем молодой студент того же училища В. Маяковский проводят «памятнейшую ночь» : «Разговор. Втомже году вряде газет ижурналов появляются заметки иинтервью Ларионова излагающие его радикальные ифантастические проекты футуристического театра, вкотором «декорации находятся вдвижении иследуют заартистом, зрители лежат всередине зала впервом действии инаходятся всетке, под потолком– вовтором» (Кпроекту футуристического театра вМоскве// Театр вкарикатурах.
Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые. Впоследствие пародией на этот и подобные ему портреты послужил портрет из фильма «Приключения принца Флоризеля», на котором был изображен «Клетчатый», моментально узнанный всеми, включая вставшего с инвалидного кресла «парализованного».
Программными живописными полотнами кубофутуризма являются картины Малевича «Станция без остановки «Кунцево»» (где создано ощущение хаоса от промчавшегося мимо поезда со всем его содержимым) и «Портрет Михаила Матюшина» (рис. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Но на самом деле оказалось что это немного не так.
(Из статьи В. Маяковского Капля дегтя, 1915). В ряды кубофутуристов входили не только литераторы, но и художники -сама приставка кубо – от кубизма. Заклятие смехом (В. Хлебников)О, рассмейтесь, смехачи.
Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется влитературе. Что же касается Андрея Кравцова, то он по образованию был медиком и жил в Харькове. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
О, засмейтесь, смехачи. Манифест «Лучисты и будущники» – одна из самых дерзких деклараций русских художников – появился в 1913 году. Ближе всего кфутуристам была группа М. Ф. Ларионова «Ослиный хвост» инекоторые члены петербургского «Союза молодёжи». 1922.
Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом. «В начале моего пути я более всего училась у современных французов. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:1. с парохода современности» и сформулировали 4 права поэтов: 1. К. Малевич «Авиатор» (1914)Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Футуризм – это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.
Когда мы говорим о русских авангардистах, само собой выскакивает слово «футуризм». Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти добровольцем уходит на фронт. После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Вкруг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, вцелом абсолютно чуждых футуристической эстетике (П. Н. Филонов. Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Нет шедевров без агрессивности.
Посвидетельству Д. Д. Бурлюка, русские художники илитераторы начинают использовать само слово «футуризм» с1911: «В1911году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.
— Маринетти: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Е. Ф. Ковтун в упомянутой выше монографии ни о нем, ни о книге «Нагой среди одетых» даже не упоминает. Давид Бурлюк. Использованы и типографские линейки. Он придумал в диалоге с Ларионовым такое явление, как всёчество. Причём политическое содержание втакой интерпретации явно преобладало над эстетическим.
И футуристы декларировали свою ненависть к музеям. Но гораздо важнее, что футуризм для русского сознания стал символом кризиса эпохи. Специально для выставки он нарисовал абстракцию «Мадонна» и задумал установить посреди зала песочные часы и прочертить от них к этой картине, висящей на стене, меловую черту. В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В. Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи.
В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. — Принцип симультанности — наложение последовательных фаз на одно изображение движения. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя.
1913 год. с парохода современности». Недаром Александр Блок, наблюдатель со стороны, оценивал его таким образом: Он Полные рифмы были окончательно заношены и застираны – им на смену пришли ассонансы и звуковые намеки. Русские художники начала ХХ века, заинтересованные идеями футуризма, откликнулись на душевный порыв молодых итальянских «революционеров в искусстве» и начали создавать художественные произведения в данном стиле, которые все-таки имели некоторые отличительные черты.
Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года, впервые появилось слово «футуризм». Получилось так, что футуризм в России приобрел сенсационную известность. Другой поэт-футурист – Бенедикт Лифшиц (автор книги о русском футуризме Полутораглазый стрелец) так описывал работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка: Владимир пишет мой поясной портрет. Василий Васильевич Каменский (1884—1961) писал стихи и занимался изобразительным искусством с юных лет.
Русские поэты-футуристы— писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чьё творчество полностью или на определенном этапе было граничит с футуризмом. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. Всилу разных обстоятельств здесь оказались А. Е. Кручёных («отец московского футуризма», как его называли втифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И. Г. Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Основоположником так называемого «лучизма» (живописный метод, согласно которому задача художника состоит в изображении не самих предметов, а исходящих от них световых лучей) стал М. Ларионов, в картинах которого провозглашалась полная независимость от реальности. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи.
«Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины». В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса. Бейте в площади бунтов топот. Между тем книга весьма любопытна.
Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. на мирной дряхлой улице литературы. Однако чаще всего для самонаименования (иэто соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами– «будущники» или «будетляне». Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. И «Мир искусства» с его модернистским происхождением, с его укорененностью в ар-нуво, в стиле модерн и символизме, с его открытостью современной европейской живописи и особенно авангард, отцами которого были Сезанн, Ван Гог и Гоген, воспринимались теперь и осознавали сами себя как явления, с одной стороны, русские, обладающие миссией с точки зрения будущего русского искусства, а с другой стороны – как явления, причастные общемировому процессу, французские по своей генеалогии. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже, затем она побывала во всех культурных европейских центрах того времени, особого успеха у публики она не имела, а только приобрела довольно скандальную и эпатажную репутации.
Маринетти Манифест футуризма. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: 39Не существует красоты вне борьбы.
По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась на мирной дряхлой улице литературы». Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг. ) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». Авторы «Искусства коммуны» (О. Брик, Н. Пунин, Н. Альтман и др. ) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. В декабре того же 1912 года группа «Гилея» выпустила сборник стихов и статей «Пощечина общественному вкусу». В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.
Каждая работа несет в себе символ и это творение не исключение. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. Ни одного крупного таланта среди участников Мезонина поэзии не было. Татлин решил участвовать в этой выставке в самый последний момент. А вот к началу 1910-х годов две основные борющиеся силы, конфликт которых, собственно и был двигателем развития русского изобразительного искусства в эту пору, а именно модернисты (то есть традиция «Мира искусства» и художников, которые группировались около петербургского журнала «Аполлон») с одной стороны и авангардисты (условные футуристы) с другой, – обе эти силы обладали западной художественной генеалогией.
Обойные поэты, клоуны, курам на смех – так встретила сборник профессиональная критика. Отстранение «от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы». Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. Футуризм, воплотившийся в жизнь, автоматически перестает быть футуризмом. Мой путь – к первоисточнику всех искусств: к Востоку.
Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" 8 марта 1909. В книге «Взорваль» А. Крученых (1913), факсимиле которой также приведено в сборнике «Будетлянский клич. », текст частично набран, а частично написан от руки и воспроизведен литографским способом.
с Парохода Современности. В России футуризм на первых порах заявил о себе в живописи, затем – в поэзии. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Футуризм в русской литературе Группа «Гилея» (В.
Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг. и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П. Пикассо и Ж. Брак. Давид Бурлюк – основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Но в то же время – глубоко серьезно, так как футуризм – это и есть сам фактор перемены. Им удается изображать невероятно яркие образы.
Типичными кубофутуристическими произведениями стали портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского Танго с коровами (1914). 1913 «Перерождение интеллигента», 1913. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». ООМИИ) идругих. В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение.
Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка неполитизированной мифологии, нонаиболее радикальных эстетических концепций футуризма (восновном поэтического), стал Тифлис. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».
Да что там слова – все состояние мира нужно было менять. Исполнены предельного нигилизма по отношению к художественным традициям прошлого натюрморты И. Машкова, возрождавшего примитивизм лубка, упрощавшего цветовые сочетания и стремившегося установить какую-то внутреннюю связь со «стихийно-народными» основами творчества. аэроживопись).
Наконец, в1913 при участии Ларионова иН. С. Гончаровой осуществляется постановка первого иединственного футуристического фильма «Драма вкабаре 13». В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. 4. Изображение становилось безличным, то есть безоценочным.
Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Еgо, в который, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов (К. Фофанов), Грааль – Арельский. ), впоследствии ставшее едва ли не визитной карточкой футуризма. Тенденция творческого субъективизма была доведена «лучистами» до того предела, за которым следовало уже разрушение искусства.
и проч. Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок (слова Ф. Тютчева) и предисловие к нему написал символист Ф. Сологуб. Верно на экзаменах провалился, -кричат из зала. Другой особенностью (уже больше – русского) футуризма является отказ от «верха», «низа», «лева» и «права» на картине (этим приемом впоследствии будет активно пользоваться Шагал). Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу— активно использовалась ономатопея и аллитерации поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам.
Французская публика жаждала экзотики. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. Но исключения были и такое исключение в России – это казус итальянского футуризма. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч.
Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х. Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ. ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. Родился российский футуризм», – писал Маяковский. Футуристы были революционерами в искусстве. Звуковое сходство слов садок и судей сразу обращало на себя внимание. «Давид продолжал заниматься сложными композициями, в пейзажах с несколькими точками зрения, осуществляя на практике свое учение о множественной перспективе Нежная любовь к материалу, отношение к технике воспроизведения предмета на плоскости как к чему-то имманентному самой сути изображаемого побуждали Бурлюков испытывать свои силы во всех видах живописи – масле, акварели, темпере, от красок переходить к карандашу, заниматься офортом, гравюрой».
". Нужно было сформировать новую литературу, очистить современность от остатков прошлого: «сбросить Пушкина с корабля современности. » Пушкин – слово вчерашнего дня, несмотря на его заслуги, которые ни кем не оспаривались. Весь этот образ как будто витает, плавает. «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.
Но характерно то, что футуризм для России был именно теоретическим ферментом и в то же время – моделью художнического поведения, так как итальянские футуристы были первыми, кто превратил скандал в средство самоутверждения, эстетизировал его. Усмей, осмей, смешики, смешики. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов, которые на самом деле комбинировали в своем живописном языке опыт импрессионизма – с его вниманием к детализированному впечатлению, особенно впечатлению от современного города, от электрического освещения и скорости, от смещения пространства, уплотнения перспективы – с живописным языком кубизма: с дроблением формы и декларацией художественной воли, которая анализирует форму и реконструирует ее на холсте. Кроме линии, в живописи появилась поверхность и футуристы-кубисты взялись за прямое исследование ее фактуры. Начал работать», – писал В. Маяковский в Автобиографии.
«Принимать или не принимать. Отношение к войне и революции как к омолаживающей силе одряхлевшего мира. 1917–1918. Ларионов, Н. С. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины.
Ларионовская группа «Ослиный хвост» называла себя «будущниками». Направление вискусстве, название которого образовано отитальянского слова «futuro» («будущее»). «На четвертушках, на полулистах, порой просто на обрывках разбегались во всех направлениях записи самого разного содержания понимание языка как искусства находило себе красноречивейшее подтверждение в произведениях Хлебникова, с той только потрясающей оговоркой, что процесс, мыслившийся до сих пор, как функция коллективного сознания целого народа, был воплощен в творчестве одного человека – рассказывал впоследствии Б. Лившиц, оставивший о своем пребывании в Чернянке довольно обширные воспоминания: «Это было непрерывное творческое кипение, обрывавшееся только во сне». В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию. Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Именно по отношению к французскому искусству выстраивали свои стратегии те отряды национальных художественных школ, которые хотели эти школы возглавить.
В отличие от западных художников, воспевающих превосходство техник и новейших достижений человечества, русских художников-кубофутуристов (так они себя называли) больше волновала тема одиночества человека среди современного урбанизированного ландшафта. Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Здесь есть и желание шокировать зрителя, попытаться выразить мысль о том, что красота может быть не только той, к которой мы привыкли. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма в его рамках появилась заумная поэзия изобретённая Хлебниковым и Кручёных. Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. Лентулов много работал над задачей передачи с помощью живописи звуков.
Коллекция С. А. Шустера, СПб. ), Д. Д. Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.
Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. «Указав выше, что все искусство, ранее существовавшее, лишь намеком касалось задач чисто живописного свойства, ограничиваясь в общем повторением видимого, можно сказать, что лишь в XIX веке школой импрессионистов впервые выдвинуты были положения, до тех пор неизвестные: условие воздушно-световой атмосферы в картине, цветовой анализ. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью.
В 1914 году начинается знаменитое турне футуристов (Бурлюк, Маяковский и Каменский) по городам России. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. Сила и разрушение – основные ценности адептов движения. В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием совершенной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства).
Она иллюстрировала и другие издания футуристов, среди которых «Игра в аду» А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова (1914) и «Война» А. Крученых (1916). Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением. Это никак не противоречило их пониманию футуризма как направления в искусстве, формирующего будущего человека, - независимо от того, в каких стилях, жанрах работает его создатель.
Свои мысли и чаяния, связанные с новым литературнохудожественным учением, Маринетти изложил в книге «Футуризм» изданной в 1911 году и в четырехтомном «Манифесте футуризма», увидевшем свет в 1920м. Именно связь снеопримитивизмом окрашивала русский футуризм встоль странные инеприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. В. Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти.
– писал Велимир Хлебников на каждом листке со своими стихами. 2. 11).
Завершились его творческие искания «Черным квадратом на белом фоне» и «Белым квадратом на черном фоне». Меня сейчас разложат на основные плоскости искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица». Текст «Заумной книги» в разделе, написанном А. Крученых, набран прописным гротеском и отпечатан красной краской. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира».
Опера была названа «Победа над Солнцем» либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Очень показательно, что когда, допустим, Александр Шевченко, художник ларионовского круга, пишет работу о кубизме, он находит истоки кубизма в египетском творчестве, творчестве Передней Азии и прослеживает их через средневековое искусство и через русскую традицию до последних десятилетий.
Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Типичным представителем этого течения в живописи был и А. Лентулов, увлекавшийся архаикой, Древней Русью (не воспроизводя, однако, подлинного ее облика – «Звон», «У Иверской»). Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в литературе. Ежели же это так было, то так оно и впредь должно быть. Собственно говоря, как писали проницательные критики той поры, в общем, к этому и сводилось художественное новаторство футуристов.
Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк). Однако в действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. «Лучизм» стал одним из самых ярких проявлений кризиса живописи.
Но деньги зарабатывать умели. Вскоре Крученых перебрался в Москву, где Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) свел его с Владимиром Владимировичем Маяковским (1893—1930) и Виктором (Велемиром) Владимировичем Хлебниковым (1885—1922).
(Статья В. Брюсова появилась в 1913, когда талант В. Маяковского еще не раскрылся в полной мере). Эгофутуризм». Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Вот если мы не учтем этой проблемы, мы не поймем постепенно нарастающего яростного славянофильства русского футуризма.
1. «Нет шедевров без агрессивности. Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
Гончарова, К. Малевич. Рычащий автомобиль, – писал он, –. Он был написан для молодых итальянских художников. Среди живописцев группировку споследовательной футуристической программой назвать трудно. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства.
Смейево, смейево. Борьба за интерпретацию искусства Запада одновременно была и борьбой за Восток. 1998.
В своих экспериментах Лентулов шел со стороны живописи к тому же, к чему Скрябин – со стороны музыки (он занимался цветомузыкой и обладал «синэстезией», – психической способностью испытывать ощущения абсолютно отличные по типу от раздражителя: например, цвет вызывал у него звуковые ассоциации и наоборот). Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. — в 1912 это звучало эпатирующе).
В их картинах окончательно разорвались связи искусства с миром действительности. Велосипедист. Эта ситуация отражает реальность. Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему).
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Прежде всего– это понятие «врага» (пословам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовалобы изобрести, еслибы его небыло»), ставшее одним изцентральных для футуристической эстетики. Все это было так ново, так свежо и потому весело. Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Этотже год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И. М. Зданевич.
– все это было практически обязательной и желанной частью выступлений людей будущего. Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной вистории русской авангардной культуры– футуризм как «духовное течение» стал прологом комногим открытиям русского авангарда. В январе 1912 кружок был преобразован в Академию Эго поэзии. И, наконец, «ничевоков». Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом.
Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон). Примером такой картины служит полотно «повара русского футуризма» Давида Бурлюка «Песни боец Василий Каменский». Маринетти провозглашал: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Для футуристов был характерен пафос разрушения. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями.
Живопись во многом обогатила футуризм. Первыми художниками, поддержавшими футуристическое течение в России, были братья Бурлюки (Николай, Владимир и Давид), которые в 1910 году создают общество последователей кубофутуризма «Гилея». В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.
Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян. Так как если мы посмотрим на те вещи, которые имели сногсшибательный успех, то это балеты и представления, которые показывают Россию как стихийный иррациональный, страстный Восток: «Половецкие пляски», «Шехеразада» и даже «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси в исполнении Нижинского, собственно говоря и являются торжеством иррациональной чувственности, которая в сознании парижской публики, конечно, ассоциируется с загадочным Востоком. не желая больше поощрять наглость зарвавшейся банды, присвоившей себе имя Русских футуристов, заявляя им в лицо. Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». По сути дела, они изобрели перформанс.
«Офутуризме». С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В. Маяковский. В «Манифесте футуризма» (1909, рус.
Необходимо было раскрыть творческую энергию рядового человека, «осветить» и преобразовать ею окружающий мир. Пой. Издание, о котором идет речь, вышло в серии «Книжная коллекция» издающейся уже не первый год.
Но самоназвание это, надо сказать, широкого распространения не получило. тарарх – разрыв снаряда. Вывод Маринетти таков: уничтожить в литературе «Я», т. е. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму. В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму.
Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Это тот самый «Ромка Якобсон», которого В. В. Маяковский упомянул в стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Получилось -эгофутуризм.
Эта выставка была великолепным коммерческим проектом. Точка, линия и поверхность суть элементы пространственных форм. — Воспевание достижений цивилизации и технического прогресса. По духу скорее эстетские, чем авангардистски-радикальные, эти заметки декларировали кредо «Ассоциации эгофутуристов», в которую входили помимо Северянина и Олимпова Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. Гончарова, К. Малевич.
СОХМ) О. В. Розановой, «Итальянский натюрморт» Л. С. Поповой (1914. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. И тогда оказывается в интерпретации Шевченко, что Пикассо не сделал ничего нового, что Пикассо лишь продолжает ту длительную, почтенную традицию, которую, как получается, русские футуристы возрождают, актуализируют, примыкают к ней. 2. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909.
Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей истинного футуризма. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую.
Вэти годы футуризм нестолько направление вискусстве сконкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал -Слова на свободе. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу – активно использовалась ономатопея и аллитерации поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам.
перевод – 1914) Маринетти призывал воспеть «любовь к опасности», привычку к энергии и отваге, дерзость и бунт, «наступательное движение», «опасный прыжок, оплеуху и удар кулака». Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. Факсимиле этого сборника стихов открывает книгу «Будетлянский клич. ». Русский футуризм не ограничен лишь живописью, но проявился и в поэзии, музыке, в оформлении книг (уникальное русское футуристическое явление) и в концепции «заумного языка» (также специфически русская футуристская теория и практика).
Сюда же входили поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, поэтесса Елена Гуро. Об этих художниках мы предполагаем отдельно рассказать в одной из будущих статей. Будетлянство Хлебникова.
Был узаконен коллаж как прием. После военного периода каждый «уцелевший» художникфутурист двигался в своем направлении. Мы за то, чтобы рифма была не кол, а укол, – говаривал Крученых. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его). Инициатором был поэт и художник Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968). Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро – наиболее известные имена.
Русские авангардисты были свободны от культурной традиции. Простейший элемент пространства есть точка. Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). Футуристы, конечно, были радикалами. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием.
Я горячо люблю молодежь ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы. Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России. Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим. Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). С. 14). Война — единственная гигиена мира. Искусство само должно вызывать и вызывает потрясение.
Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Требуя употреблять глагол только в неопределенном наклонении, отменить прилагательное и наречие, знаки препинания, разрушить синтаксис, передавать движения предметов через «цепь аналогий» художественных образов, Маринетти считал, что «следует оркестровать аналогии и, располагая их, следовать максимуму беспорядка», «так как всякий порядок роковым образом есть продукт лукавого разума». «Заумная книга» иллюстрирована цветными линогравюрами и коллажами Ольги Владимировны Розановой (1886—1918). Внешние углы книги обрезаны так, что в развернутом виде она шестиугольная. Культ города с его динамикой и безликостью. Заимствуя цветовые переходы и угловато-грубоватые формы.
Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Основные черты — Культ будущего и дискриминация прошлого вместе с настоящим. Мы знаем, что самоназвание группы «Гилея» и связанных с ней художников и поэтов – это «будетляне». Кроме того, в 1913 году при участии Ларионова и Гончаровой осуществляется постановка первого (и единственного) футуристического фильма «Кабаре 13».
Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. В1913 начинается турне погородам России поэтов-футуристов (Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский), выступавших слекциями оновом движении. Объединение «Гилея» игруппа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов идругие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма.
Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Это был очень удачный рекламный ход. В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее и пробуждающих человека для грядущего будущего). К кругу футуристов были близки также Лентулов и Филонов. Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
При этом сами литераторы нередко выступали в роли оформителей собственных книг. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Увеличение словаря произвольными и производными словами (слово — новшество). Как бы парит и сама фигура авиатора. Этот манифест появился на первой странице «Фигаро», газета выпускалась огромным тиражом во Франции.
Футуристы. Книгу открывает контурный портрет Крученых, нарисованный Николаем Ивановичем Кульбиным (1868—1917). На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами. 2.
То есть превращение читателя в зрителя. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Кстати, как и у большинства.
Устремляясь к созданию в искусстве «новой реальности», утверждая ведущую роль подсознательного в творческом процессе, Кандинский и Малевич стали лидерами абстракционизма. Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. 1913.
Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе. Футуризм явился таким же всеобъемлющим течением, как и экспрессионизм (активно выраженный впервые на несколько лет раньше в Германии группой «Мост»), но, в отличие от последнего, футуризм стремился не осмыслить и переработать опыт искусства прошлого, а тотально его отрицать, похоронить его. Достаточно сравнить, например, произведения Северянина и Маяковского, Хлебникова и Каменского, чтобы удостовериться в правдивости предыдущего утверждения. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам.
Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. Футуристы.
А вскорости наигрался в короля поэтов и быстренько сочинил Эпилог эгофутуризма. Эго-футуризм Северянина. Именно во Франции выдвигались центральные проблемы искусства, там же они и решались. Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»).
Выше, гордых голов гряда. Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Он объявляет, что футуризм – это новое направление в искусстве, базирующеюся на агрессивном отрицании устоявшихся принципов и канонов.
Алягров — это псевдоним Романа Осиповича Якобсона (1896—1982), впоследствии эмигрировавшего в Америку и ставшего там знаменитым филологом, профессором Гарвардского университета. Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «Да, умер. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Стихотворение отпечатано черной краской. Русский же футуризм тяготел не к технике и скорости, а к человеку и его языку, не к «математически» строгим формам, а к примитивизму.
Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др. ). Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Итальянский футуризм в России. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др. Ничего подобного быть просто не могло.
В сборнике «Будетлянский клич. » факсимильного воспроизведения этих изданий мы не найдем. В то же время в ряде журналов и газет появляются заметки и интервью Ларионова излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком, во втором». Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Накануне Первой мировой войны Дмитрий Мережковский, например, напечатал в одной из газет статью «Еще шаг грядущего Хама», а «грядущий Хам» для этого времени очень важная категория, описывающая восстание обывателя, пришествие обывателя. Ага. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату.
Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Так, Давид Бурлюк указывает, что слово «футуризм» для определения своей деятельности русские поэты и художники начали использовать с 1911 года. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. В своем манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Здесь нет, например, работ, пожалуй, наиболее талантливого представителя оформительского футуризма — Михаила Федоровича Ларионова (1881—1964), а его соратница Наталия Сергеевна Гончарова (1881—1962) представлена лишь несколькими рисунками в коллективно оформленном сборнике. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: Я над всем, что сделано, ставлю nihil. ). 1910. Манифесты итальянских писателей и художников переводились. Лентулов и Скрябин дружили всю жизнь.
Второе – утверждение в качестве символа своего объединения треугольника как знака вечности. требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей. Поезда, автомобили, самолёты – распространенные объекты изображения.
Нас ли сжалит пули оса. Прибавив к этому слову другое – эго. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Картин было относительно немного, несколько десятков, но резонанс был огромный. Я заново открываю путь на Восток и по этому пути, уверена, за мной пойдут многие. Эго Северянина чуждо глумленью надо всем святым (Не Лермонтова — с парохода / А бурлюков — на Сахалин. ) Главное же: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемая кубофутуристами расправа с прошлым. «. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». А русский авангард, который мы сейчас чтим как главное художественное явление 1910 – 20-х годов, в ту пору был жесточайшим образом маргинализирован.
Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920х годов. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен. Но, обо всем по порядку. Футуризм в живописи это не только композиции фигур.
Вы самозванцы. До сих пор мы говорили практически только о диалоге русского искусства и искусства Франции. Трудно себе представить, что чертеж «Конструкции для современной метрополии» (рис.
Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Литературный футуризм в «чистом» виде просуществовал дольше, чем живописный – лет семь. История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (ЛЕФ (Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах.
Рождение нового человека, вторжение в«ветхий» старый мир молодых сил– «варваров», способных влить свежую кровь вусталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы вреволюционное время. «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». В книге «Взорваль» текст помещен не на однотонной бумаге, а на фоне беспредметных цветовых пятен иногда занимающих почти всю поверхность листа. Свою издательскую деятельность будетляне начали поздней осенью 1912 года.
Один из героев имел абсолютно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Можно было бы сказать «национальными корнями», если бы слово «национальный» не относилось напрямую к культуре Нового времени, а именно под культуру Нового времени, в донациональную, племенную почву уходили интересы русских будетлян. 2. 4). Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения.
Кручёных вэти годы всвоих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, вкоторых футуристическая эстетика мгновения, быстроты ивзрыва сочеталась сэкстатической мистикой иоткрытиями беспредметности. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Художественная Франция стала эталоном современного поиска, современной живописи.
Вот таким образом, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. 20 февраля 1909 года был опубликован "Первый манифест футуризма". Футуризм (от лат. В предисловии к сборнику «Пощёчина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Кручёных, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно. Мариннети заручился поддержкой итальянских художников среди которых были Умберто Боччони, Джино Северини и Карло Карра. Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть.
Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В. Хлебников, В. Каменский. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (аиногда нарочито провоцируя) конфронтацию спубликой ихудожественным истеблишментом. О, засмейтесь, смехачи.
Он изображал древнерусскую архитектуру, колокольни, палаты: эти изображения как бы «звенели», плыли на его полотнах. Футуристы вводят вмир искусства понятия истратегии, заимствованные уполитиков ивоенных. с парохода современности». Необычное расположение глаз Каменского может быть отсылкой к увлечениям мистикой и «тайным знанием» в начале XX века. Лекция// Искусствознание. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. С. 63). И вот Дягилев гениально сыграл на сочетании западного инструмента и восточного духа.
Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М. Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. По воспоминанием того же В. Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга с оглушительным грохотом разорвалась. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре (аналог карнавалов в России – святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным. Собственно говоря, русский неопримитивизм, сформированный Ларионовым, Гончаровой, «Бубновым валетом» и решает эту проблему.
«Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы и «первая часть программы» была продолжена. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Реальные формы, объекты тяготеют к криптограмме, к зашифрованности. Мы – правительство Земного Шара.
— Динамика и скорость как высшие художественные ценности. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М. В. Ле-Дантю (1913–1914.
Одним из полемических ходов в защите от обвинений в заимствованиях и эклектике, а мы знаем, что и Ларионов и Гончарова были художниками почти такими же многоликими, как Пикассо, была остроумная идея, которую сформулировал летом и осенью 1913 года Илья Зданевич. Наталья Гончарова. ГРМ) и«Электрическая лампа» (1913. Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса.
Вдинамике новой индустриальной иурбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни».