По целостности впечатления, оригинальности замысла и чистоте стиля древнерусская каменная резьба, какими бы интересными ни казались отдельные ее памятники, во всяком случае, должна уступить первое место резьбе по дереву, как искусству вполне национальному и более высокому по своему развитию.
Мастера сохранили и технологию обработки камня и традиции ассортиментного ряда изделий. Сень над царскими вратами – полукруглая, висячая. Быть может. и состоит из ряда орнаментальных валиков, чередующихся с поясом из бусин и жгутов. – 16 в. н. э. ). Хитрово в 1676 г. серебряной иконе св.
Над солнцем по дуге изображались «хляби небесные» в виде волнистых или зигзаговых линий. на бытовых предметах, главным образом на ларцах и ящичках. Храм имел три притвора, один из которых, западный, был двухэтажным (в его верхней части помещались княжеские хоры). Софии в Киеве, – таково было изначальное задание князя Андрея Боголюбского. В древнейшее время (XI–XIV вв. ), очевидно, для резных иконок мало использовался пластический материал, считающийся исконно русским, – дерево. Сначала на бумаге намечали эскизный набросок, по нему четко рисовали узор, который потом прокалывали иглой по контуру и переводили на доску путем легкого похлопывания по рисунку мешочком с угольной пылью («припорха»).
да еще мастеров без счету. В 1152 – 1157 гг. до н. э. Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах.
Эти храмы выстроены в суровое время, когда тяжелая борьба за главенство еще не была завершена суздальскими владыками. Продолжается освоение твёрдого камня. Успенский собор в Галиче (середина XII в., сохранились лишь фундаменты) и церковь Св. Лопасть прялки (фасадная сторона) мастер превратил в роскошное декоративное панно с четкой стройной композицией.
61). Свод изображавший пещеру, опирался на колонны, между которыми стояла плащаница и был расписан под мрамор («черепашьим аспидом»). До нас не дошли очень древние образцы резьбы такого типа, однако некоторые узоры, сохранившиеся на стенах каменных зданий XII ивв. и, несомненно, ведущие начало от деревянного зодчества (например, узорчатые пояски на главах храмов в Новгороде, Владимире, Перея- славле-Залесском и других старинных русских городах), могут дать представление об этой древней резьбе по дереву.
В 14 веке в Центральной Европе получили распространение шлифовальные мельницы с водяным приводом и большими вращающимися на горизонтальной оси дисками (Брейсгау, Германия). Уже в IV тыс. В конце XVIII в. пристроены боковые башни и снова изменена верхняя часть (рис.
Этой же ролью каменных иконок определялся и выбор изображений на них. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. Более распространенной ветвью искусства резьбы по камню являлась архитектурная резьба. Правда, узкая специализация этого резчика Васюка Никифорова неизвестна. Слева от Царских Врат была «поставлена» святыня Владимирской земли – икона Богоматерь Владимирская.
В 1152 г. северо-западнее Владимира князем Юрием Долгоруким был основан город Юрьев-Польский (или Польскй, от имени князя с прибавлением определения «в поле», т. е. в местности без леса). Ювелирно-поделочный камень выносится на стены зданий, становится украшением интерьера. То был крупный государственный деятель, отважный полководец и изворотливый дипломат. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Вся Русь еще называлась киевской, поскольку князья из Киева («стольного града») отправляли княжить в другие города своих сыновей и ближайших родственников.
В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. Против плащаницы на каменном фундаменте стояло ипполитово Распятие. Он применялся на ломке, при черновой обтёске, распиловке, сверлении, шлифовке, полировке.
Как чудесная сказка широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Первыми её работами были яшмовые Куранты для Аптекарского приказа и заводских лабораторий, яшмовые доски для растирания красок для Академии художеств (Музей МГРИ, Москва) с 1772 – столешницы, пластинки-заготовки для табакерок, рукояти ножей, кортиков, шпаг, образцы для частных и государственных минералогических коллекций (минеральных кабинетов). мягкие – гипсовый камень, алебастр, селенит, тальк, талькохлорит, кальцит и др. Русские же резчики очень долгое время не могли отделаться от всей этой техники. На замечательной по красоте и мастерству исполнения серебряной иконе Благовещения первой половины XVII в. из Соловецкого монастыря (Оружейная палата) верхние части фигур трактованы почти как округлая скульптура и отдельно прикреплены к фону.
рис. Еще в конце XIX века коньки на крышах считались, по словам Голышева, «чем-то вроде талисмана, охраняющего дом». Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское.
Руководимый искусным резчиком А. И. Штейнфельдом, он стал школой уральской глиптики. Но точно так же, как константинопольская София — шедевр византийского искусства (каковы бы ни были его истоки), а романские соборы — шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор, — величайшие шедевры русского искусства. Традиционные приемы плоской резьбы по дереву также применялись при обработке такого материала, как камень. Это, без сомнения, древнейший вид резьбы, характерный в прошлом для всех восточных славян.
История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Что это — «звериный стиль», в основе своей восходящий к скифам, а от них к Передней Азии, к Ирану. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки. Подписные вещи редкое явление в русском народном искусстве. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине— тёмный агат, белой смородине— горный хрусталь, княженике— малиновый шерл (турмалин), малине— селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике— сургучная яшма, крыжовнику— сердолик, морошке— янтарь или обожжённый красный коралл, винограду— аметист и иногда дымчатый кварц малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику— тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка княженика— из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина— из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.
Н. Лазарев). Иконки резали из розового и серого шифера из сланцев и из светло-желтого известняка. Резьба по камню – один из самых старинных народных художественных промыслов.
Так, создавая новые мотивы резного из дерева орнамента или выполняя заказ помещика на копирование зарубежных образцов, работали русские мастера, оставившие нам поучительные примеры своих достижений в искусстве резьбы из дерева. Высоким пластическим совершенством отмечены композиции резных икон, крестов-тельников, панагий (например, панагия на трёхслойном ониксе Богоматерь-Оранта и Спас 16 в. в собрании Оружейной палаты). 65).
Почти во всех перечисленных случаях суда эти были украшены резьбой. Очень соблазнительно было бы повести ее от тех древних изукрашенных резьбой ладей и насадов, о которых говорят северные былины, описывая корабли, у которых «нос-корма по-туриному, бока возведены по-звериному», а вместо глаз врезано по самоцветному камешку, —особенно если учесть то обстоятельство, что само судостроение у восточных славян восходит, по крайней мере, к середине I тысячелетия н. э. Однако, судя по всему, хотя поволжская глухая резьба и сама по себе имеет очень глубокие корни в русском народном искусстве, применение ее к украшению волжских судов представляет явление сравнительно позднее и непосредственно с древними изукрашенными ладьями не связанное.
Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Г. К. Вагнер определил стиль владимиро-суздальской резьбы как «коренной национальный стиль», проявившийся благодаря норманнскому воздействию, ослабившему влияние Византии. По рассказу летописца, победители не пощадили ничего, ни храмов, ни жен, ни детей: «. Особенно обильно украшались парусные суда — расшивы.
Город делается средоточием нового культа. Сохранились остатки древних росписей.
80-84). Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Помимо архитектурных новшеств, владимиро-суздальская школа архитектуры примечательна оригинальным искусством белокаменной резьбы.
Каждый мастер имел свой «почерк». Ныне ведутся археологические изыскания с целью его реконструкции. Кончил трагически, убитый в своем дворце в Боголюбове восставшими против него боярами.
Великорусское крестьянское население этих областей в течение XVIII—XIX вв. С помощью бормашины мастера прорабатывают каждую деталь до окончательного варианта. В 1870-х гг. По материалу различают изделия из твердых, средней твердости и мягких камней. Прялки западной части очень многокрасочны, они расписаны яркими открытыми цветами.
В производстве художественных изделий поделочному камню принадлежит значительное место. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX-XII вв. Пол собора вымостили медными листами и разноцветными керамическими плитками.
В первом же подходе следует безжалостно отсечь всякие попытки увидеть ее назначение как всего только декоративное. В XIX-XX вв. Роспись дополняла его великолепную отделку.
Наибольшего совершенства в ней достигли майя (15 в. до н. э. В качестве примера можно привести такие надписи на сволоках: «Збодував дом сей рб оан АгафА ванило с чадома своими намног лта днАчервнА poKv 1910» «збудовал дом сей рб оанй анна дмитрев враз зъ сином своем григопем и пелагнов Дмитрв днА 19 маА року Божого на многааА лта 1903» «Благослови, господи, дом сей и всех живущих в нем от всякого зла сохрани 1878». Иконостас придела Трех святителей церкви Воскресения на Дебре в Костроме (1650-1652) является замечательным примером барельефной резьбы. Такова карлштейнская мозаика – особый род убранства стен крупными пластинами яшмы, аметиста, хризопраза (капеллы святого Креста в замке Карлштейн и святого Вацлава в соборе святого Витта в Праге, Чехия, 14 век).
Петергофская гранильная фабрика, ПГФ). В 1738 в городе и окрестностях построили несколько мастерских по обработке мрамора. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Недаром говорит старинная пословица: «В кобылью голову—счастье». Еще одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Церкви в них ставятся почти исключительно князьями и боярами или в качестве официальных общественных мест для моления или для обслуживания культа излюбленного святого или же как фамильная усыпальница. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации.
А вот и сам Всеволод Большое Гнездо на троне, с коленопреклоненными сыновьями. Борнуковская игрушка с успехом экспонировалась на различных международных выставках. В 1802 она была перенесена в с. Колывань, отчего получила названием Колыванской шлифовальной фабрики (КШФ). История путешествия Александра Македонского на небо целиком взята из популярной приключенческой повести «Александрия».
По народным промыслам различают изделия: уральские, алтайские (колывановские), горьковские (борнуковские), архангельские, краснодарские (отрадненские и ходжохские), красноярские иркутские и др. Строительство Успенского собора закончили в 1160 г. При следующем князе Всеволоде III по прозванию «Большое гнездо» (1154 – 1212), великом князе владимиро-суздальском в 1176 – 1212 гг., собор окружили наружными галереями. От еще более раннего времени дошла до нас «белокаменная резьба», т. е. резьба по белому строительному камню из которого сложены или которым облицованы многие церкви XII—XIII вв., например соборы во Владимире и в Юрьеве-Польском. Они украшали вот таким образом не свои избы, а дома деревенских богатеев. Учитывая многообразие источников рельефных изображений – византийских иранских – можно также сделать вывод о том, что романская архитектура, принесенная при князе Андрее на Русь «мастерами от немец» как бы постепенно погружалась в стихию восточной культуры, со свойственной ей пережитками языческих верований и древнейших представлений об устройстве мира.
и на островах Эгейского моря. Но дело его не погибло. Фигурки животных сделались визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера». В Коломенском дворце было использовано все богатство и разнообразие архитектурно-декоративных мотивов русского деревянного зодчества. В качестве режущего и гравировочного инструмента использовали алмаз. Замечательные изделия из камня вышли из мастерских Якопо Ниццолы да Треццо, создателя грандиозного яшмового убранства церкви Сан-Лоренцо и пантеона королей в Эскориале (Испания), Б. Полиджино, П. Леони, братьев Саракки, резчиков из рода Мизерони, общий вклад которых в историю культуры камня измеряется двумя столетиями и др.
Очевидны также аналогии с греко-скифо-персидским «звериным стилем» изделий из золота, бронзы и дерева VII – V вв. горным хрусталём и яшмой украшены потиры для церковного причастия, выполненные в Новгороде (начало 14 в. ) и Москве (1-я половина 15 в. ). Русская сказка в камне исполненная живого трепетного ритма. «Привычка украшать вершины крыш конскими головами ведет свое начало от язычества этим желали оказать почесть богу неба и вымолить от него дарование дождя и солнца».
Золоченый богатырский шлем его главы несет древний крест из вызолоченной меди с флюгером в виде голубя, который «присел» на его вершину. Форма иконки, видимо, также осталась незавершенной: на левом краю имеются следы плечика. 66-68). Суровая простота долгоруковских храмов отошла в прошлое. Скульптурные деревянные фигуры в XVII в. почти все без исключения раскрашены. «Вся русская каменная резьба, начиная с XII и вплоть до второй половины XVII века исполнялась такой же техникой и таким же плоским рельефом, как резьба на дереве».
Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Таков Деисус на трех досках (ГИМ) со следами позолоты и раскраски. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г. Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). Киевский князь Юрий Долгорукий (1090 – 1157), ушедший в 1150 г. из Киева, основал к северо-востоку от Москвы, у озера Плещеева город Переславль (от имени Переяслав – «Унаследовавший славу»).
69). Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». и царские моленные места XVI в. В конце XVI в. при Иване Грозном в Москву эмигрировали из Польско-Литовского государства резчики-белорусы, которых поставили работать в Оружейной палате более совершенный инструментарий, привезенный ими, давал возможность делать более выпуклый и свободный рельеф, получивший название «флемского». Изделия борнуковских камнерезов отличают лаконичная и острая характеристика образов в фигурках животных и птиц, простота и изящество форм в бытовых вещах, выявляющие красоту и специфику материала. Широкое применение судовой рези для украшения судов продолжалось до середины XIX в., когда парусные суда начали сменяться пароходами, на которых уже не было места для старинной резьбы (в 1846 г. на Волге плавала тысяча расшив, в 1866 г. число их сократилось до 50, а вскоре самая память о них исчезла у населения). Во втором случае на углубленном фоне, по-видимому, были уже слабо намечены надписи.
Потом, также киянкой, производили «отваливание», т. е. стесывание острых ребер с целью моделировки рельефа. Любо смотреть и вблизи на это узорочье. Появление конька на кровле объясняют различно.
От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п. Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных элементов украшения фасадов и внутренних помещений дворцов у русской знати стали декоративные вазы, преимущественно из уральского камня: травянисто-зеленой с волнообразными белыми полосами ревневской яшмы кроваво-красной с темными и белыми прожилками орской яшмы, полосатой ямской яшмы розового с черными дендритами орлеца (дендриты – кристаллы, напоминающие ветви деревьев или хвою) темно-голубого или синего с белыми и золотистыми вкраплениями лазурита темно-зеленого с узором в виде концентрических овалов и лентообразных тоновых полос малахита, о сложности добычи и обработки которого сложены десятки легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита, считавшегося в древности вечным камнем, обладавшим чудесными свойствами наконец, порфира и мрамора различной окраски – белого, серого, темно-зеленого, темно-красного и черного. В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. Группа наличников, которую можно условно обозначить как «аграрную» — «композиция с двумя рожаницами», типичные образцы — из Ярославского Поволжья.
На самом деле, мы всегда здесь будем сталкиваться с рецитациями уважаемого академика Б. А. собор стал пятиглавым. В частности истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе, Иране, равно как в Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.
Чешские мозаики не имеют аналогов. На Руси место статуй заступил плоско трактованный рельеф. Изготовлением таких свёрл славились уйгуры. Для полировки использовали йеменский пережжённый оникс.
Другой историк архитектуры, Г. К. Вагнер сравнил композицию собора с Сионом, грандиозным реликварием, раскрывающим иконографическую программу прославления владимирских князей в общей иерархии мироздания с зонами «земли» и «неба» аналогично дольнему и горнему мирам в иконописи (рис. Есть специалисты, которые не согласны с эти подходом, считая. Екатеринбургская гранильная фабрика, ЕГФ). В русских землях резное мастерство или узорочье развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Часто рядом с завитками пышных трав и цветов встречаются фигуры фантастических существ: кентавров, единорогов, сирен.
Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и не грузен. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области. Именно откол большого участка побудил мастера прекратить начатую работу.
76, 77). Уже в 15 – начале 16 вв. Предполагают, что аркатурно-колончатый фриз был расписан полностью. В области меднолитых иконок, как известно, явления двусторонности не наблюдается.
Среди рельефов есть изображения царя Соломона на львином троне (возможно как строителя Иерусалимского храма), князей Бориса и Глеба, Всеволода III, «Полета Александра Македонского на небо». Изделия промысла постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. 63). Стоило это недешево, так как в 1890-х годах резчики брали за глухую резьбу по 90 коп. Исключительный интерес представляет надпрестольная сень 1636 г. ярославской Николо-Надеинской церкви с орнаментом из реалистически трактованных ягод, дубовых веток с листьями и желудями, ажурной резьбой крупных цветов на изогнутых стеблях, розеток и виноградных гроздей, раковин и кокошников.
дельных случаях по исходным мотивам своей тематики (как это можно заметить при сличении русских изделий северного края с упландскими), — то все же в целом расходятся не только в одной «геометрич-ности»вырезанного орнамента, но и во всей вообще трактовке и самом подходе к выполняемому узору.
В связи с предыдущей речью о мастерах может показаться не случайным, что единственная собственная метка мастера на каменной иконке содержит мирское имя: «Резал Истома на Вологде». Собраны они теперь в селе Коломенском. Вот таким образом они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. По-видимому, это было именно так.
Иконостасы наделяются перспективными порталами изогнутыми «корунами» и другими объемными деталями. Порой архитектурно-декоративные элементы явно оттесняют живопись на второй план. Инталия от камеи отличается тем, что изображение на ней вогнутое. еще одним сыном Всеволода III «Большое гнездо» – Святославом II (княжил во Владимире в 1246 – 1248 гг. ) в Юрьеве-Польском возведен Георгиевский собор. К числу более редких форм имевших преимущественное распространение в раннее время (XII–XIII вв. ), можно отнести форму киотцев, отличающуюся наличием плечиков у верхней стороны пластинки.
в Москве, как и в др. Наряду с формочками для отливки колтов, браслетов, бус известны и каменные формочки для отливки иконок, вырезанные, как и те вглубь, контррельефом. Мастер держит перед глазами макет из пластикрита и, постоянно сверяясь с ним, соотносит каменную фигурку или элемент с замыслом.
Но такой метод, основанный на случайно дошедших образцах резьбы, может привести к неточным выводам, хотя несомненно, что наибольшее применение корабельной рези к украшению изб относится лишь к середине XIX в. и до некоторой степени граничит с развитием пароходства. Судя по датам на прялках, эти произведения относятся ко второй половине 19 века. Особенно знаменит резным убором Дмитриевский собор во Владимире. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. И. Гальберг и др. Согласно летописи князь получил мастеров для строительства «от немец». Плотники-резчики в зимнее время работали на многочисленных мелких верфях Костромской и Нижегородской губерний (в Балахне, Городце, Юге, Васильевой слободе, Пучеже и других на Волге выше Нижнего- Новгорода, в сёлах на низовьях Оки), а на лето расходились по округе для постройки изб.
Пантелеймона (начало XIII в., сохранилась до сводов) выстроены не по-византийски (из плинфы с утопленными рядами), а по-западному в технике кладки из правильно отесанных квадров светлого известняка. В качестве абразива при резьбе и гравировке использовался наждак. Главными центрами обработки нефрита были древние города майя Тонина и Небах. Существовали ли специальные мастерские по их производству и специальные мастера. В этих местах, наряду со старыми избами, украшенными лишь наложенной неширокой резной лобовой доской да несложной резьбой очельев наличников, сохранились еще старые дома богачей, на которых насчитывается более 100 погонных метров резных досок. Сумел воплотить и объединительные стремления народа. Здесь сюжетные мотивы, естественно, очень редки, а главное место занимает орнаментика, «каменная резь», как образно называлась она в старину. По назначению Камнерезные изделия делят на утилитарные (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры.
С той поры и пошла слава о борнуковских резчикаханималистах. Мы глядим, глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева.
Иконка XIII в. из глинистого сланца, прямоугольная. На рубеже XI – XII вв. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.
По позднейшему мнению Г. К. Вагнера оригинальность владимиро-суздальской школы архитектуры и белокаменной резьбы еще не делает ее национальной, поскольку она может быть отнесена не к общерусским, а к «общесредневековым явлениям культуры». Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н. что нельзя выстраивать столь прямую линию.
Французский историк архитектуры О. Шуази, в 1899 г. опубликовавший «Историю архитектуры», назвал мотивы владимиро-суздальской резьбы «чисто сасанидским растительным орнаментом». Этой фигуре присущи четкость линейных очертаний и обобщенность формы. в Переславле-Залесском отстроили белокаменный Спасо-Преображенский собор.
наиболее выгодные световые эффекты. Твердо шел к намеченной цели. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ) с филиалом в посёлке Чёрный Щит (был закрыт в 1868 году).
В классическом средневековье (10-15 вв. ) наряду с прежними придворными мастерскими резьбы по камню возникают цехи, работающие по заказам родовой аристократии, состоятельных горожан, ремесленников, купцов. Летописец называет его «самовластцем». Стены лишены украшений, щелевидные окна — словно бойницы.
Прочтение домовой резьбы в снисходительно-благодушном, раннеантропологическом ключе (как это делали Леви-Брюль, Фрезер, Тэйлор и многие другие до Элиаде) было позволено в рамках марксистской модернистической науки, к тому же последняя понимала продвижение «языческого» тренда как субверсивное действие в отношении православия, полагавшегося действительно небезопасным противником. Под одеждой, падающей ровными прямыми складками, не чувствуется тела.
В Чехии применялись канатные проволочные пилы, которыми распиливались монолиты. На южном фасаде церкви Покрова на р. Нерль имеется изображение царя Давида-Псалмопевца (рис. При изготовлении гемм широко применялись алмазные резцы. майя делали из кремня, халцедона и обсидиана режущие инструменты и оружие. В конце XIX—XXвв. Архитектура таким образом становится своеобразной объемно-пространственной (двусторонней) рамой для живописных и скульптурных изображений.
Поделочные камни – непрозрачные иногда слабопросвечивающие минералы красивой окраски. Резьба по мягкому камню — одна из наиболее сложных областей современного декоративного искусства и среди камнерезных промыслов России мастера предприятия «Борнуковская пещера» обладают индивидуальным творческим лицом, продолжая традиции анималистического жанра в русском народном творчестве. гг. Иногда гемма может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. до н. э.
Но, взяв Киев своими полками, Андрей не поехал туда сесть на отцовский и дедовский престол. Да и творческие будни мастеров становятся разнообразнее. Свою эффективность доказал формат мастерских. В 5-10 веках изделиями из хрусталя, агата, нефрита, коралла славились Бадахшан, Газни, Хорезм (Средняя Азия), Сана (Йемен), Мандарун (Шри-Ланка), Бахрадж (Синд), Рей (Иран), Багдад и Басра (Ирак), Кулугур (Индия), Кайфын (Китай). Она неизбежна – если мы еще хотим застать то, что от нас неотвратимо уходит. На лицевой стороне содержит изображение композиции «Гроб господень», на оборотной – незаконченное изображение двух неизвестных святых в рост.
Собор, сложенный из плинфы на растворе просуществовал до 1222 г. В 1230 – 1233 гг. Относительно скромный вид образков из камня иногда компенсировался золочением или заключением их в драгоценные, пышно украшенные рамки. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13 х 13 x 7 см. Многие десятки метров таких профилей орнаментированы листочками, узорными чешуйками, «горошком», а также иониками, меандрами, листами аканта и с использованием других мотивов классической орнаментики. В 1857 Кабинет решительно отказывается от крупных работ в пользу камерной пластики. Реконструкцию храма разрабатывал Н. Н. Воронин.
Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Встречаются изображения на абсолютно гладком фоне. Часть приезжих мастеров по дороге в Москву — в Новом Иерусалиме (Истра) — перехватил патриарх Никон, чтобы использовать их при украшении нескольких монастырей, некоторые же поступили на работу в Оружейную палату. Это бытовые предметы – ночники, лоточки, чашечки, туалетные приборы, принадлежности для курения (пепельницы различных форм и размеров), вазы для цветов декоративные изделия – мелкая анималистическая скульптура, которая стала в Борнукове традиционной и занимает в ассортименте ведущее место разнообразные сувениры и подарочные изделия.
Согласно наиболее распространенной концепции, стиль резьбы является «общеевропейским», в нем очевидно «общее начало» западного и восточного искусства XII – XIII вв., наличие «странствующих» форм и сюжетов. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В собрании Русского Музея их 35, т. е. около 35. Фигурная ножка прялки выглядит нарядным стеблем, как бы поддерживающим цветок. Однако имелись и новые детали: перспективные порталы, каменная резьба, аркатурные пояса, скульптурные консоли, полуколонны (вместо традиционных лопаток) по углам здания (рис.
Другие думают, что «конская голова служит символом мелкого божества Вазимы—покровителя пастухов и лошадей». Некоторые из них сделаны в виде пятиглавых церковок. В 1835-50-х гг.
По твердости поделочные камни подразделяют на три группы: твердые – халцедон, агат, оникс, орлец (родонит), яшма, нефрит, лазурит, чароит и др. Русский историк Михаил Иванович Ростовцев (1870 – 1952) считал, что иранский и древнейший алародийский компоненты культур Передней Азии через Предкавказье и прилегающие южнорусские степи, а также через греческие колонии Северного Причерноморья, распространялись до Дуная и далее на Запад, «вливаясь в море среднеевропейской культуры, насыщая его новыми и творческими элементами». В середине XII в. странствующая артель византийских каменщиков вернулась на родину. Утилитарно-декоративные предметы изготовляют без резьбы. Наличие ее в Поволжье объясняется тем, что, как показывают ее названия — корабельная резь, судовая резь, барочная резьба (в б. Костромской обл. ), — резьбой этой издавна принято было украшать расшивы, барки, мокшаны и прочие суда, плававшие по Волге до развития пароходства.
резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. На месте явления возникло село Боголюбское (так как сама «Богоматерь возлюбила это место»). Однако, незнакомые с традициями владимиро-суздальской школы белокаменной резьбы, строители сложили старые камни на свой лад, превратив некогда цельную композицию в «ребус» для исследователей. в., дорогая и трудоемкая глухая резьба к концу этого века стала выходить из моды. Пожелал править из Владимира.
Реконструкция собора, соединенного переходами с дворцовыми постройками (сохранилась часть лестничной башни XII в. ) разработана в 1950-х гг. Однако наиболее значительные «ветви» развития древнерусской культуры XII – XIV вв. Орнаментальные мотивы белокаменной резьбы пышны и разнообразны: здесь можно увидеть разнообразные растительные композиции изображения птицы Сирина, кентавров, львов (кстати сказать, как две капли воды похожих на волжские изображения XIX в. ).
Таким образом, мы должны совершить гуссерлианское эпох от Рыбакова (сказав ему на прощание «спасибо» и, надев традиционалистскую оптику (Рене Генон, Мирча Элиаде, Герман Вирт), отправиться в повторную Великую Этнографическую Экспедицию. 89-91). накладки (пресс-папье с горельефными композициями из ветвей, плодов и ягод, вырезанных в твёрдых камнях).
Основной инструмент здесь — алмазные отрезные диски. Абразивный инструмент представлял собой шлифовальники из корундовой породы с протёртыми в камне желобками овального сечения (Бенгалия), наждачные круги (Сирия, Индия и Дальний Восток).
Ведущими являются: Свердловское производственно-техническое объединение (ПТО) Уральские самоцветы – преемник ЕГФ, Ленинградское ПТО Русские самоцветы – преемник ПГФ, Колыванский камнерезный завод им. Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными абсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. По верху лопасти идет надпись: «СИЮ ПРЯСН (ИЦУ) РАБ (ОТАЛ) КРЕ (СТЬЯНИН) ДЕР (ЕВНИ) ДУБ () СТЕП (АН) ОГЛОБ (ЛИН) 1890 ДЕКАБРЯ 29 ДНЯ». После перестройки 1185 – 1189 гг. В первом случае причина – расслоение и откалывание камня.
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Наиболее древние и впечатляющие ее памятники — это резные «прилепы» Дмитриевского собора во Владимире национальность мастеров, которых еще не установлена прочно и разновременная скульптора Юрьевского Георгиевского храма, в которой, по летописям, принимал участие сам возобновитель храма князь Святослав Всеволодович. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. Из письменных источников 7-10 вв. Материалы для производства.
Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами.
При советской власти в 1930 г. собор снесли. Изваянная им фигура Христа, полная, грузная, тяжелая, обвисает на кресте. Век бронзы дал начало искусству глиптики – миниатюрной резьбы на камне. Рельефы в закомарах представляли библейские сюжеты. Это первая церковь, сложенная из белого камня (местного известняка), блоки которого идеально подогнаны друг к другу.
Ломбардия входила в империю Фридриха Барбароссы. По обеим сторонам «небосвода» размещались две стилизованных женских фигуры с символами растительного плодородия. В 15-2 вв. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа – применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. Кроме всех этих хотя и разнообразных, но неглубоких порезок, покрывавших только поверхность дерева, одновременно существовал и другой вид резьбы, применявшийся при обработке круглых предметов. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. В 1164 г. князь Андрей «во зло» Киеву и по образцу константинопольских построил во Владимире «Золотые ворота» (крепостное сооружение при въезде в город с западной стороны).
Словом, каждый элемент уже максимально приближен к модели. при князе Юрии II Всеволодовиче (сыне Всеволода III «Большое гнездо») возвели третий по счету трехглавый каменный собор Рождества Богородицы. Резчики заимствуют их повсюду: из народных орнаментов, сказок, окружающей природы, старинных миниатюр, Библии и даже из средневековых романов. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. Еще при первых реставрационных работах, предпринятых в конце XIX в. под руководством И. Е. Забелина, в аркатурно-колончатом фризе Успенского собора (созданном при первой постройке времени Андрея Боголюбского, 1158 – 1160) были обнаружены остатки росписей. Можно насчитать свыше 20 разных форм каменных иконок XI–XVI вв. Примером чеканки, приближающейся к высокому рельефу, является большое изображение царевича Дмитрия в рост на крышке серебряной раки (1630), сделанной для Архангельского собора лучшим чеканщиком того времени Гаврилой Овдокимовым вместе с пятью другими серебряниками (Оружейная палата).
Иконка XIV в. из песчано-глинистого сланца, с полукруглым верхом.
Взяв за основной мотив акантовую ветвь (листья аканта резчики называют «листьями петрушки», а закругления при переходе стебля в лист — «выверты- шами»), резчики ввели в эту орнаментику и традиционные гроздья винограда и ягоду, похожую на крупную землянику и излюбленные в народных узорах репьи (цветы-розетки). Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный. Согласно реконструкции Н. Н. Воронина, храм окружали галереи с аркатурами. Наиболее близким к нему по типу был замечательный высокий иконостас собора Ново-Иерусалимского монастыря. Предметы обихода (зернотёрки, скалки, ступки, песты) делали из гранита, базальта известняка, песчаника.
Иконка XV в. из песчано-глинистого сланца, неправильной трапециевидной формы. В собрании народной деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи к XVII в. относятся два монументальных Распятия (оба более полутора метров высотою), статуи Николы Можайского и Параскевы Пятницы. 106-108). Можно утверждать, что исконно русское пейзажное видение сказалось в древнерусской архитектуре сильнее, чем в византийской. У московских придворных резчиков иконостасы приобретают иной характер. С перестройками начала XVI в. это здание сохранилось до настоящего времени (рис. И порой отличия, обусловленные различием материалов, разительны.
Первичную форму каменным заготовкам придают с помощью крупной пилы. В позднем средневековье, в эпоху ренессанса и маньеризма (16 – начало 17 вв. ) резьба по камню достигает высокого совершенства. е. около 1 р. 30 к. за метр). В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией.
Тяжелый высокий рельеф, таивший в себе возможность перерождения в круглую скульптуру, был переведен русскими мастерами на язык деревянной резьбы, а затем подчинен тому орнаментально-плоскостному началу, которое всегда так ценилось древнерусским художником. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Львы, свободно вписанные в треугольные пространства, окружены дополнительным орнаментом К Эти львы с поднятыми головами как бы взбираются по склону, тогда как лежащие львы на лобовых досках затиснуты в узкое пространство доски.
Со временем под стать уральцам начали трудиться Александр и Константин Егорушины, Василий Дикушев. В CCCP резьбой по камню занимаются 16 предприятий. Средневековая традиция обильных рельефных изображений на фасадах культовых зданий сменилась «статуарным искусством». Или же, как полагал Н. П. Кондаков, за которым следует крупнейший современный знаток древнерусской каменной скульптуры Г. К. Вагнер, — сын царя Давида — мудрый Соломон, автор «Пяти тысяч песней». Так называемые «геральдические» изображения (симметрично расположенные звери по сторонам «Мирового дерева») или изображения животных в кругах, аналогичные декору византийских и персидских шёлковых тканей VI – VIII вв., происходят из искусства Древней Месопотамии и Персии (рис.
Фабрика "Борнуковская пещера" Нижегородской (Горьковской) области – промысел, организацию которого подсказали запасы местного камня. С середины века намечается ряд нововведений. 90, 91), второй — городчатая резьба преимущественно по краю тесин и досок. То же характерно и для других собраний этого вида искусства. В центре лопасти написан красный тюльпан.
Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, прозванный Боголюбским (1112 – 1174) в 1158 г. основал в излучине Клязьмы село Боголюбово. Расположение наружных рельефов граничит с системой росписей интерьера. то на Руси художественная эволюция протекала в обратном направлении. В 15 веке такие мельницы строятся в Испании и Италии. В послемонгольский период XIV – XV вв., время «русского Ренессанса» искусство белокаменной резьбы исчезло также внезапно, как и появилось, без видимых последствий. Возникает вопрос: почему начатая работа была прервана и изображения оставлены неоконченными.
Исторические источники говорят о бытовании резьбы на Руси. был и тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные». В русском народном творчестве резьба занимала едва ли не первое место.
Н. Н. Ворониным (рис. 70). Между 1194 и 1197 гг. Вот таким образом представляется глубоко правильным, что Б. А. Рыбаков, авторитетный знаток древнерусского ремесла, составляя список профессий ремесленников периода X–XIII вв., отнес мастеров мелкой каменной резьбы не к IV группе (каменосечцы, скульпторы-декораторы, жерносеки и пр. ), а к IX (костерезы, гребенщики, гранильщики). Творческое объединение выигрышно по сравнению с мастерами-одиночками. Поразительного единства архитектурно-скульптурного и живописного замысла удалось достичь авторам иконостасов надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря (1688), церкви Знамения в Дубровицах (1690-1704) и ряда других храмовых зданий конца XVII – начала XVIII в. Иконостас надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря – пятиярусный, на шаровидных ножках, узкий, в соответствии с шириной восточной стены церкви. Одним из самых древних способов художественной обработки дерева является резьба. По сторонам ее два позолоченных скульптурных ангела с рипидами в руках.
В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. В 1230 – 1234 гг. Они строят и украшают здания, не оглядываясь на культурное наследство старой Руси. При сохранении плана типа вписанного креста (по византийской традиции) соборы дополнялись наружными галереями с аркатурно-колончатым поясом на скульптурных консолях. Несложны сюжеты рельефа. на средства царевны Софьи.
Резчики из Оружейной палаты работали и на архангельских и воронежских верфях. И наступает самый кропотливый этап, требующий внимательности и терпеливости. Худое изможденное лицо дано почти в профиль, в то время как взор направлен прямо на зрителя (Оружейная палата). Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде.
И. И. Ползунова – преемник КШФ, камнерезные цехи Всесоюзного объединения Союзкварцсамоцветы. Рыбаков считает, что это — две рожаницы, две архаичные богини плодовитости и плодородия. Столь же распространена форма прямоугольная внизу, но с полукруглым или плоско скругленным верхом. В других местах крепостной стены находились Серебряные (также каменные), Медные, Иринины ворота.
В отличие от Переяславля киевской земли этот город получил позднее наименование «Залесский» (Переяслав – имя князя Юрия до крещения, буква «я» отпала сама собой). В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву.
Пояс делит высоту стены в «золотой» пропорции. Уже в XI-XII вв. Все вместе усиливало связь экстерьера храма с окружающим пейзажем. Резьбы по камню античного времени (века железа) характеризуются повсеместным внедрением железного инструмента.
Переплетение культур обнаруживается во всем мировом искусстве. Основа ее – узор из мелких квадратов. Резные камни (геммы) служили печатями, амулетами, украшением делались сначала вручную, а затем с помощью несложного станка с вращающимся резцом.
И кентавров, одетых в кафтаны и шапки княжеских ловчих. Образ страдающего Христа примечателен своей большой экспрессией.
Русский византинист Н. П. Кондаков считал, что в характере владимиро-суздальской белокаменной резьбы отразились общие для Средневековья формы художественного мышления, но не видел в этой резьбе «ничего тождественного с западноевропейским романским стилем». Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Красоту природы владимирской земли славят сказочные птицы, львы, драконы. Характерный образец тарногской прялки: на стройной невысокой ножке огромная лопасть с двумя круглыми «серьгами» и рядом ромбической формы зубчиков – «городков».
Под городками вырезана надпись: «СИЯ ПРЯ (ЛКА) КРЕСТЬЯН (КИ) НАСТА (СИИ) АЛЕКСЕ (ЕВНЫ) ШИБА (НОВОЙ)». На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Многометровые резные фризы опоясывали борта судна, крупные завитки рельефной резьбой покрывали транец — плоский отвесный щит, ограничивавший надводную часть кормы, острый нос нарядно украшался резными фигурами преимущественно сказочных водных существ — полулюдей, полурыб, на палубе красовалась пестро разузоренная резьбой на стенах и ставнях «казёнка» (рубка) лоцмана. Эта прялка – уникальное произведение искусства.
Около тысячи камней украшены рельефным декором: растительные мотивы, плетеный орнамент, фигуры львов с «процветшими» хвостами, грифоны, птицы, скачущие всадники. Как и фараонки, фигуры лежащих львов заканчивают с боков композицию лобовой доски, но особенно часто можно их видеть на воротах: два льва изображены симметрично по бокам на резном деревянном свесе, спускающемся от верхней перекладины ворот, к которой свес наглухо прикреплен. Рыбакова, поддерживавшего тренд сакральной символики в очень непростое время. Особенно высоко ценилась резьба по драгоценным и ювелирно-поделочным камням. В Лаврентьевской летописи читаем, что «приведе ему (Андрею Боголюбскому) бог из всех земель мастеры». Кем изготовлялись на Руси мелкие резные иконки в ту раннюю пору.
Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. В XVIII— первой половине XIXвв. Александр Македонский, согласно средневековой легенде, возносящийся на небо. С сокращением после смерти Петра I масштабов кораблестроения, особенно во время бироновщины (1730—1740 гг. ), корабельные резчики, оставшись без работы, естественно, рассеялись по волжским центрам судостроения, которые с этого времени, несомненно, могли широко применять резьбу. Голова царевича с широкими выступающими скулами выполнена почти скульптурно. Почти одновременно возникают и монастыри, являющиеся также ремесленными центрами.
Русская домовая резьба XIX и XX вв. до н. э.
– это северо-западная (или новгородская школа) и северо-восточная (владимиро-суздальская) или, как тогда говорили, «залесская» школа (земли «за лесами», к северо-востоку от Киева). Согласно легенде, в 1155 г. на пути в Ростов из Киева князь Андрей нес с собой константинопольскую икону Богоматери (позднее Богоматерь Владимирская). В числе резных произведений того времени, можно назвать деревянные, богато орнаментированные входные двери собора Валдайского Иверского монастыря (1655).
В 18 веке высокие традиции резьбы по камню сохранялись в мастерских, обслуживавших светский и церковный (папский) дворы. 73, 74). Исполнявший ее мастер, очевидно, мог свободно резать и обычные рельефные иконки. Цвет, фактура, прочность, пластические свойства — все это имеет значение при поиске минералов для различных элементов фигурки.
Аркатурно-колончатый пояс храма украшали изображения небесных покровителей владимирских князей. По сообщению историка В. Н. Татищева, князь Андрей просил мастеров у Фридриха Барбароссы императора Священной Римской империи (1152 – 1190). средние – малахит, серпентин (змеевик), ангидрит, мрамор и др. Тот же царь Давид-псалмопевец.
Так же как в декоративной резьбе, здесь встречаются фигуры или части орнамента, завитки, цветы, плоды, вырезанные отдельно и наклеенные на фон. Внутри полукруга-небосвода — лучистое восходящее солнце.
Однако, если мы внимательно посмотрим на корабельную и белокаменную резьбу, то в ней также заложен сакральный смысл используются сакральные символы и сюжеты, общие для разных культур. Нередко репьи превращались в довольно реалистическое изображение ромашки или подсолнуха, а лапчатые листья аканта заменялись дубовыми. Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Майя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс, сланец, слюду, пирит (известно зеркало, сделанное из целого куска пирита и зеркала из тонких пиритовых пластин, наклеенных на песчаник). Чем объясняется помещение изображений на обеих сторонах некоторых каменных иконок.
Автор прорисовывает эскиз на бумаге, продумывает детали композиции, прорабатывает образ. Такова формочка (собрание Русского Музея, XIII–XIV вв. ) из песчаника с вырезанной на одной стороне композицией Крещения, на другой – Сретения. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. Этот иконостас украшен восьмьюдесятью четырьмя колонками со сквозной горельефной резьбой в виде свободно вьющейся виноградной лозы, карнизами с выступами над капителями колонок, «флемованными дорожниками» и картушами. известно об агатовых канделябрах высотой в 1 м изготовленных в стране Тухоло (верховья реки Сырдарьи) дорогих дарах из горного хрусталя, присылавшихся в Китай из соседней с Тухоло страны Гюйлань агатовых чашах изготовленных тангутскими мастерами, нефритовых изделиях Хотана, хрустальных чашах Гибиня, резных кораллах Бенгалии, агатовых, хрустальных и малахитовых кубках Кана, о тронах, собранных из агата персидскими мастерами.
Арка построена по принципу перспективных порталов каменных храмов XVI-XVII вв. Классификация изделий. Иногда резные детали сочетаются с живописными. Это время творческого поиска художника: каким будет его персонаж.
на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. 88). Георгиевский собор — типично «княжеский» храм и его белокаменные узоры только усиливают его «мирской» облик.
В 1960х годах артель «Борнуковская пещера» превратилась в фабрику. за погонный аршин доски (т. Отсюда и двойственность рыбаковского метода. В этот сложный период продолжали развиваться местные историко-региональные школы древнерусского искусства и, в первую очередь, строительства храмов. На фасадах Дмитриевского собора во Владимире (1194 – 1197) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 – 1234) рельефные фигуры фриза имеют лишь обрамляющую функцию.
Это: «городки», «киотцы», «клепики», «ложки», «прями» и т. п. На деревянных столбах, подпорах, балясах и балясинах резались опять такие же неглубокие «перехватцы» и «пояски», а промежутки между ними обрабатывались то в виде «брусков» то в виде «кругляков», которым в свою очередь придавались формы «грибков», «дынь», «кубцов», «маковиц», «репок», украшенных поверх то «жгутами», то отдельными «кляпышками» или «горбылькамн». В первую очередь, вероятно, особым бытовым назначением этих предметов. В 1786 на Алтае в Локтевском заводе пущена третья камнерезная фабрика.
Из всех рассмотренных видов художественной обработки дерева наиболее распространена плоская геометрическая резьба, представляющая комбинацию неглубоких вырезов, зарубок, надрезов. Храм имел единственные в то время крупные столпы в интерьере. Но изделия из него (кресты, обрезки, энколпии, амулеты змеевики), дошедшие до нас в неизмеримо большем числе, были относительно более дешевыми предметами массового спроса и изготовления, каменные – более дорогими произведениями индивидуального заказа и потребления.
В древнерусском искусстве не было собственных традиций объемной пластики и вот таким образом техника резьбы по камню опиралась на приемы плоскорельефной резьбы по дереву, где малая высота рельефа определяется толщиной доски (рис. 99, 100). Это бытовые предметы – ночники, лоточки, чашечки, туалетные приборы, принадлежности для курения (пепельницы различных форм и размеров), вазы для цветов декоративные изделия – мелкая анималистическая скульптура, которая стала в Борнукове традиционной и занимает в ассортименте ведущее место разнообразные сувениры и подарочные изделия. Глухая рельефная резьба на жилищах была занесена и в Западную Сибирь (главным образом в Омскую обл. ), но здесь она не может идти ни в какое сравнение с пышной и разнообразной поволжской резьбой.
Вот таким образом в Галиче, городе на р. Днестр (столица Галицко-Волынского княжества Юго-Западной Руси) работала артель западных (по одной версии краковских, по другой – венгерских мастеров). Флемская резьба (известная также под именем «белорусской рези») развивалась все пышнее, растительный орнамент становился сложнее и декоративнее. Уцелели прописи двух фигур пророков в рост (на северном фасаде), а в обрамлениях окон – изображения павлинов, возможно фланкировавших символ процветшего креста. 64). Заимствуя у деревни усвоенные ею отдельные строительные формы, город их комбинирует, развивает и уже к X веку в нем появляются такие сложные произведения деревянной архитектуры как Новгород-ский собор «о тринадцати верхах».
В качестве образцов начали использовать печатные листы и книги с заставками и концовками и так называемые «лицевые» (т. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. В качестве примера можно привести неопубликованную поделку (фрагмент) неизвестного назначения (из того же собрания) с изображением на ней птицы и грифона (. ), обведенных рамками в виде плетенки. Внутри крещатые столбы возносят купол на 32 м. – высоту, равную диаметру центрального купола храма Св. Мы получили очень искаженное представление о «славянском язычестве» (сам термин более чем некритичен, особенно в отношении дохристианской Руси), хотя на волне интереса к российской древности удалось сберечь немногие уцелевшие артефакты, что позволяет подойти к ним сегодня во втором приближении.
Наивысшие достижения резьбы по камню связаны с обработкой халцедона, оникса, агата, гелиотропа, горного хрусталя, аметиста, яшмы, нефрита, родонита, малахита, лазурита изумруда, бирюзы, янтаря, коралла, гипса и селенита, обсидиана, мрамора, мраморного оникса (алебастра) и других облицовочных, поделочных, ювелирно-поделочных и ювелирных камней. Знаменем этого «коммунистического национализма» (даже с элементами антисемитизма), «свободного от христианства», как раз и стал Рыбаков. Затем производилась «долбёжка», т. е. долотом и деревянным молотком («киянкой») сначала пробивали рисунок, а затем выбирали «землю» (фон) — скалывали лишние куски дерева, чтобы выпукло выступил узор. При находках каменных и реже костяных резных иконок XII–XIII вв. Лиственные капители были вызолочены.
Гармоническое сочетание красок, разнообразие причудливых узоров, способность к полировке – все это делает поделочный камень незаменимым материалом для мастера. И только потом начинается детальная проработка на мелких пилах в соответствии с моделью. В 1471 г. его восстанавливали московские мастера.
музее). С этой целью в 1746 одна из мраморных фабрик была оснащена вододействующими машинами, в помощь ей в 1747 в Верхнеяицкой крепости (ныне г. Верхнеуральск, РСФСР), в непосредственной близости от месторождений яшмы, была устроена мастерская для черновой обработки камня. Процесс вырезывания изображений, как это хорошо можно видеть на снимках, начинался с обозначения рамки и контуров фигур, с постепенным углублением затем фона между ними.
Оказавшийся в это время (1584 г. ) в Вологде англичанин видел этот флот и в разговоре с Иваном Грозным упомянул о двадцати судах и барках, отличавшихся «удивительной красотой, величиной и странной обделкой»: изображения львов, драконов, орлов, слонов, единорогов, отчетливо сделанных и богато украшенных золотом, серебром, яркой живописью К Через полвека, в 1636 г., балахнинскими плотниками было построено трехмачтовое судно для голштинского посольства, направлявшегося в Иран. По мнению И. Э. Грабаря, владимиро-суздальская школа создала «аристократический по духу стиль». Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Для выработки художественных изделий и сувениров используют главным образом камни поделочные, в небольшом количестве – полудрагоценные (в качестве основного материала). Работа над скульптурой начинается с оформления замысла. Сохранив византийскую основу крестово-купольного здания, местные зодчие (как западноевропейские, так и русские) обогащали композиционную схему новыми приемами.
В романе «Черные люди» писатель Вс. из воссоединенных с Русью областей — из Полоцка, Витебска, Вязьмы, Смоленска и других городов — снова стали приезжать в Москву на работу резчики-белорусы со всем своим инструментом. деревень. Третья стадия развития этой резьбы — усиленное украшение фронтона (1800-е годы), начинавшего доминировать над остальными украшенными деталями строения: сначала богато отделывали резьбой наличник окна светелки иногда имевший своеобразную форму, впоследствии его стали обрамлять резными досками, а иногда и фигурами геральдического характера. Исследователь был настолько смущен своим открытием (оно выходило за границы представлений о древнерусской архитектуре тех лет), что скрыл этот факт и позднее о нем не упоминал.
На «построенной» Б. М. Въездная арка в древности закрывалась дубовыми воротами, обшитыми листами золочёной меди (возможно, с изображениями в технике золотой наводки). Первый документально засвидетельствованный опыт относится к 1726, когда в Екатеринбурге (ныне г. Свердловск, РСФСР) было начато изготовление яшмового убора для конюшенной казны Петра II. Это небольшой четырёхстолпный храм с одной главой.
В этих деталях очевидны характерные приемы зодчих Ломбардии (Северной Италии), которые славились в то время своим мастерством по всей Европе. исследователь русской архитектуры Н. В. Султанов обнаружил, что закомарные перекрытия Успенского храма завершались скрытыми под позднейшей кладкой типично готическими щипцами. Примером этого может служить поясное изображение Николы (ГИМ) высокого рельефа со следами росписи, прикрепленное к доске с сильно углубленным фоном. Яркий вклад в искусство резьбы по камню внесли народы Востока (Передней и Средней Азии, Индии, Китая, Шри-Ланки, Кампучии и др. ).
При Юрии церковь в Кидекше даже не была расписана и богослужение происходило в ней среди голых стен. В неолите осуществлялись распиловка камня простейшими каменными пилами, сверление каменными свёрлами, шлифовка использовались абразивные свойства материалов в энеолите (3-е тысячелетие до н. э. ) из твёрдого камня делались полые сосуды. Он хорошо сохранился и представляет собой квадратное в плане четырёхстолпное здание с тремя апсидами, хорами и одной массивной главой (рис. «Чудным велми» показался Дмитриевский собор летописцу. Например, в иконе Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» (ГИМ) лик, руки и ноги выполнены при помощи живописи, а фигура, крылья и нимб – в технике барельефной резьбы.
Сохранилось описание архитектурной декорации деревянного подмосковного дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (разобран в конце XVIII в. ), где работали искусные мастера-резчики: Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов, во главе со старцем Арсением. Им вторят архивольты полукруглого сечения по закомарам верхней части прясел стен. Суздальские войска, к которым присоединились князья, привлеченные Андреем на свою сторону, взяли приступом Киев и разграбили «матерь городов русских».
Традиции камнерезного искусства сегодня продолжает фабрика «Борнуковская пещера». К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.
Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». Это тем более верно, что и инструменты (пилки, напильники разного профиля, стамески, молоточки иглы и пр. ) и техническое уменье мастеров данной группы в основном были такими же, как у мастеров мелкой каменной резьбы. 71, 72).
Крупные вещи обрабатывали на мельничных жерновах, приводимых в движение водой. Рисованный эскиз получает первое воплощение в мягком материале — чаще всего, пластилине: этот этап необходим, чтобы увидеть фигурку в объеме и откорректировать замысел, учитывая естественную анатомию и другие нюансы.
Грязовецкие прялки иногда по резьбе покрывались росписью масляными красками. Северная граница территории ее бытования доходила до зоны распространения построек северного типа (с высоким подпольем и двором со взвозом), южная — до зоны построек южного типа (с четырехскатной соломенной кровлей), причем южная граница очерчена довольно четко, а северную очень трудно определить, так как местное население могло и самостоятельно использовать этот вид резьбы. Здесь делали художественные надгробья интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее. Литье из меди различных фигур было хорошо известно московским мастерам XVII в. В нижней части большого паникадила в Богородице-Рождественском соборе города Суздаля помещена медная литая фигура (1605) мужчины в боярском кафтане, падающем на спине тяжелыми прямыми складками. На шлифовке и полировке использовали круги из различных пород дерева из кожи.
Сам город ни в области резьбы, ни в области новых строительных форм не создал ничего собственного, специфически городского но тем не менее было бы ошибочным считать русскую резьбу продуктом исключительно деревенского творчества исключительно «народным» искусством, придавая этому односторонний смысл, что искусство всеми своими достижениями обязано исключительно деревне. И личностью и своими делами он выражал свое время, тревожное и жестокое. Реконструкция Н. Н. Воронина показывает вид собора с галереями (1185 – 1189 гг. ) и двумя шатровыми башнями, характерными для ломбардской архитектуры.
Но этим не ограничиваются возможные сопоставления. Еще гуще и наряднее скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Н. Воронин).
Приемы резьбы в XVII в. чрезвычайно разнообразны. Мягкий камень обрабатывают: комбинат Уральский камнерез (Пермская область), Отрадненская фабрика камнерезных изделий (Краснодарский край), Архангельский завод камнерезных изделий (Архангельская область), фабрика Борнуковская пещера (Горьковская область). В 1174 г. из-за междинастических распрей князь Андрей был убит своими же приближенными. В приволжских местностях наиболее богатые по своей резной орнаментации дома принадлежали чаще всего владельцам белян и других волжских судов, хозяевам бурлацких артелей, а в районах преобладания кустарных промыслов — скупщикам.
Впечатление объемности головы еще усиливается, благодаря надетому на нее венцу, украшенному драгоценными камнями и прорезными эмалевыми травами, подобно царскому венцу «большого наряда». Порою раскрашенный резной рельеф сочетается с рельефом, тисненным по левкасу. Изготовление резных образков при монастырях характерно для относительно позднего времени, XV–XVI вв., осененного знаменитым именем троицкого инока Амвросия, несравненного резчика и ювелира (однако Амвросий не резал по камню). 75). Расцвет боруковского камнерезного искусства приходится на 30-е годы XX века, когда в с. Борнуково была создана фабрика художественно-камнерезных изделий «Борнуковская пещера».
Строг и прост храмовый интерьер. На одной стороне – поясное изображение Василия Великого, на другой – начатое, поясное же изображение неизвестного святого. Ударные и рубящие орудия – из диорита, кремня, базальта, жадеита и нефрита.
Возникновение промысла. Новая строительная техника побудила мастеров и к новым декоративным приемам, отличным от византийских (кирпичных узоров и включения в кирпичную кладку майоликовых плиток и тарелей). В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем.
В XI в. собор частично обрушился. 101-105). В XI – XII вв. О наличие защитной орнаментации домов и предметов быта говорят материалы раскопок Трипольской культуры. Следующий шаг — подбор материалов для будущей скульптуры. В 1711 г. мастерские резьбы при Оружейной палате были окончательно расформированы и оставшиеся там резчики разбрелись по провинциальным городам, где теми или иными путями стремились найти применение своему мастерству (так известна основанная в это время мастерская в г. Торопце, выделывавшая мебель для церквей).
Пирамидальный силуэт собора подчеркивали закомары у основания главы. залесская земля принадлежала князю черниговскому, переяславскому и великому князю киевскому (с 1113 г. ) Владимиру II Мономаху (1053 – 1125). Очень напряженна и собранна по колориту роспись прялок центральной части района. Это могли быть также патрональные святые, соименные самому заказчику и членам его семьи. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок. Здесь нет той бесплотности, которая отличает храм Покрова на Нерли.
78, 79). Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала. Наряду с «охранно-магической версией», подобно бродячему цирку из одной научно-популярной книги в другую перебираются бесконечные трюизмы о «солярной символике» тех или иных сюжетов. В палеолите, мезолите закладывались первичные навыки обработки камня (скалывание).
О чем расскажет ситуация. в московской школе. Линии словно уходят внутрь камня.
Небольшой одноглавый храм отреставрирован в 1952 г. (рис. Может быть, здесь уместно вспомнить и то, что царь Иван Грозный, давая в 1556 г. задание новгородским дьякам о присылке в Москву мастеров разных специальностей, писал: «Есть в Новгороде, Васюком зовут, Никифоров, умеет резь резать всякую и вы бы этого Васюка прислали к нам в Москву». Кроме того, мастерская может выполнить такой заказ в более сжатые сроки, а значит — поддерживать целый портфель заказов. Еще реже можно отметить среди древних каменные иконки круглой или овальной формы.
Чаще это женские фигуры — «берегини» или «фараонки», но встречаются и мужские фигуры — «фараоны», с усами и эполетами со шнурками или с трубкой во рту. Известно, что вырезание легкого рельефа по дереву, в виде несложных завитков и разводов, применялось на Руси еще в XIV в. (такой резьбой покрыт дошедший до нас деревянный поклонный крест 1357 г. из г. Новгорода, в 1, 82 м высоты). Но объяснить эту «солярную символику», прочесть избу как связный текст могут лишь единицы.
Значительный вклад в резьбу по камню внесли народы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, ольмеки). Позднее, в XII – XIII вв. Однако общерусский архитектурный стиль начал складываться лишь в XV – XVI вв. Надвратная церковь Золотых ворот (типичная композиция древнерусской архитектуры) была изменена в 1469 г. московским мастером В. Д. Ермолиным.
Таким образом, вынужденно пригрев «язычество», марксистская идеология (часть «национал-большевистских» партийных аппаратчиков, занимавшихся наукой) выпестовала национализм.