Недаром крыша так красиво украшалась в домах. Давайте присмотримся к своему дому. Помимо этого, в западных регионах страны часто применяются брёвна, которые обтёсаны с четырёх сторон (пластины, брусья).
В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Со временем он превращался в лед и почти все лето не таял. Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). Это могло быть воспринято как оскорбление. Прочитала и окунулась в детство.
Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились в ХХ веке. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, вот таким образом ложки оставались на столе до утра. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Печь располагается в углу, противоположном от красного угла.
Были и выдолбленные и плетеные и подвесные и ваньки-встаньки. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Задняя часть избы, которая находилась под полатями, служила прихожей. Напротив устья устраивался «бабий кут» или «запечье», где готовили еду и хранили кухонную утварь. В этом случае, крепление их концов происходит в пазах вертикальных столбов.
В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно «середа», «упечь», «путь», «чулан»). Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу. Прямо над окнами сплошная полка-воронец.
А вот в ширину оно было в полтора раза больше высоты. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Интересно, что крыша считалась женским элементом дома – сама изба и всё в избе должно быть «покрыто» — и крыша и вёдра и посуда и бочки. Я всегда удивляюсь таким рекомендациям. Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».
Крыльцо было большим по размеру и богато украшенным орнаментом. Считалось, что так можно спасти ребенка и обеспечить ему долгую жизнь. Пол настилался на три-четыре венца выше земли и таким образам образовывался подпол.
Дети понимали, что взрослые пришли с работы, устали и им надо помогать. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.
А вот здесь- на природе – я очень быстро и легко, от души завершила эту статью. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. Дома действительно были чистые, ухоженные. печь –еще один вход в дом, связь дома с внешним миром). Окна считались глазами дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Вместе с остальными окружающими постройками из дерева, терем представлял собой усадьбу.
Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Давайте поговорим о старинной русской избе или возьмем даже чуть шире – русском доме. А в орнаменте на крыше часто изображались символы солнца – солярные символы. У каждого угла было своё предназначение. Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели.
Нередко ее настилают доской. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком – кузнецом Сергеем Кирилловым. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла – четырьмя "ногами". Вопрос 2.
Поскольку жили большими семьями – то проблем не было. Также после поминок на окно вывешивали полотенце, чтобы душа по нему поднялась в дом, а потом спустилась обратно. Всё больше находят применение современные кровельные материалы (шифер, черепица, железо), хотя, в зависимости от той или иной местности, люди не забывают об использовании традиционных кровельных материалов (например, камыш в южных регионах). На Русском Севере существовало и такое поверье, что душа человека покидает дом через окно.
Если женщины принимали гостей, то гости сидели у порога печи. Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины ХХ века. Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Каждая кроватка и люлечка были украшены ее подзорами. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк.
Строительство дома – повторение человеком дела Творца, ведь человеческое жилище, по представлениям народа – это малый мир, созданный по правилам «большого мира». Все эти деревянные кружева, тонкая резьба выполнялась одним инструментом – топором. И у каждой кроватки — свой узор. В XIXвеке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть.
В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами. Иногда встречаются в Интернете советы поставить в красный угол как в «энергетический центр квартиры» компьютер, организовать в нем свое рабочее место.
Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Широко применялась ложка в обрядовых действиях. Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Даже находясь в зависимости от влияния властей (церковь, петровские реформы), русская народная культура продолжала свое развитие, венцом которого нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности дома-двора с жилой старинной русской избой. Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.
Значительные изменения претерпели конструкции и материал покрытия. Охлупень – балка, венчающая дом, украшалась резным коньком, коники украшали свесы кровли крыльца. Крыльцо у дома – начало нового мира, ноль отсчета всех его путей. В первом ряду орнамента причелин – кружки иногда соединенные с трапециями. Как в грязи такие вещи могли оставаться белыми. Ее мама (моя прабабушка) вышивала и вязала красивейшие подзоры к кроватям взрослых и детишек.
Ложки украшались росписью или резьбой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце», «Летите, голуби, летите», «Пусть всегда будет мама» и ракеты, готовые взмыть ввысь и всадники на конях и солнце и богатыри и символы СССР А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Сидя у окна, поджидали вести. Такие окна чаще встречались на хозяйственных постройках.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Укладывали доски пола от краев к центру избы в направлении от фасада к выходу. А после того как испекут хлеб, плюшки, пироги ставили блюда на обед супы, рагу, каши. Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь. Никогда не спали и не клали постель вдоль половиц, Так как вдоль половиц клали умершего человека «на пути к дверям». Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.
Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые оконные рамы, которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. У русских такой день отмечали 17 октября (Ерофеев день). В нём хранились продукты, разные соленья. Моя бабушка говорила мне, что «то, что наружу – это то, какой ты хочешь казаться людям» (наружу – это внешний вид одежды, дома, шкафа и т. д.
В эти и многие другие поверьямы верим и по сегодняшний день. А с другой стороны нужно провести сравнительный анализ устройства домов разных народов. Дом с разрушенным крыльцом считался нежилым.
Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. «Русский Север. В некоторых районах в печи мылись и парились. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой. А печь была заменой современной мультиварке. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. А мужчина тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей.
Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек. А вот внешнее пространство – двор и далее – это было пространство мужчины. Жертвой в таком случае считалась курица или баран.
Через волоковое окно в избу проникал только тусклый свет. Нельзя класть лишнюю ложку иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. Клали плахи от двери к противоположной стене. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла.
В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Получалось красиво – ломтики были похожи на янтарь – и очень сладко. В печном углу управляла женщина. Например, в верхней части фасада крепили резное деревянное солнце. Печьрасполагалась около входа и занимала примерно четверть пространства избы. Так гость осваивает целую половину избы однако во вторую, дальнюю половину (за пирожный брус) ему уже не зайти никогда, туда его хозяйка не пригласит, так как вторая половина – главная священная часть русской избы – бабий и печной куты.
Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома.
В этом случае нужна была сноровка удержать чугун в равновесии. Дом и изба были для людей живыми моделями мира. Этот резной сказочный теремок – настоящий шедевр русского малого зодчества. Вот таким образом не случайно выражение «танцевать от печки».
Русская культура. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции — давала крышу над головой, тепло и место для сна. В основном они были деревянными.
Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". Схема дома – прямоугольник, поделенный на три части: жилую, сени и подклеть. Там претворяются плоды земли, неба и крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Прибирались очень тщательно и снаружи и внутри. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Глава семьи (отец) спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Эти поверья относились именно к деревьям, другие материалы такими нормами не обставлялись.
Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. На ней спали, ее использовали не только в приготовлении пищи, но и в целительстве, в народной медицине, в ней маленьких деток мыли зимой, на ней грелись дети и старики. Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить истопить». От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом.
Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Если умна и крепка хозяйка (ось семьи), родо-семейное колесо крутится с желанным постоянством. В холодное время года в этой части помещения содержался домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати никогда не заходили. Один ряд орнамента не повторяет другой. Лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря.
Мне еще пришлось доставать чугунки из печи с помощью ухвата. Через волоковое окно из избы выводили («выволакивали») дым от печки. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома.
Вся «пертурбация», фактически – деградация, произошла лет за сто, начавшись в XIX веке и завершившись к середине XX века. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором – пропильной резьбой. Потолки в деревянных домах были плоскими их часто подшивали крашеным тёсом. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя.
А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. При рубкечасто используют круглые бревна или бревна, распиленные вдоль. Однако именно оно – и есть первый Кров, под который входит пришедший. Были и более жесткие предписания по дням. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы – между обжитым относительно светлым низом и чёрным «небесным» верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин священным алтарем – бабьим и печным кутами.
Единый зонированный объём избы начал дробиться на функциональные объёмы-комнаты. "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. Что мы видим перед собой при входе в избу. Высота его не превышала высоты горизонтально положенного бревна.
Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы). Именно вот таким образом на наличниках часто вырезали знаки солнца. Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание. Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол».
Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Это символы небесной воды – дождя и снега. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол. ». Колыбель на Руси имели различные формы.
Таким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре старинной русской избы, в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено – связь Мирового Древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко-символичного скульптурно-резного элемента. Рядом с печью – место для сна, вдоль стен – лавки. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. А еще ранее под порог укладывали косу (садовый инструмент). Дверь и вход в дом, выход во внешний мир – один из важнейших элементов дома. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет.
Один из углов комнаты выделялся для сундуков, в которых собиралось приданое для девочки. Такой способ был известен ещё кубанскому и донскому казачеству. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину.
Сейчас в моде дом спланировать по фэн шую, а для нас, наверно, полезнее родное. Очень важно: Стол – это длань Божья. Такой стол с глинобитными же лавками около него были обнаружены в пронских жилищах XI-XIII веков (Рязанская губ. ) и в киевской землянке XII века. «Печь нам мать родная», «Дом без печи – нежилой дом».
И ай – да. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Больше всего такая технология распространена в южных районах страны. Печь – один из сакральных центров дома. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Изба является одним из главных символов России. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.
«Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Она вспоминала, как была ребенком под присмотром своей бабушки вместе со своими сестрами и братьями (моей прапрабабушки). Ася Владимировна, большое спасибо за статью.
Особенно часто находят конские черепа. Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н. В. Ее папа (мой прадедушка) вырезал красивые орнаменты на всей домашней утвари и мебели. Всё пространство избы делилось на женское и мужское.
Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. И какая красота в обрамлении каждой кроватки. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице.
Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы. Позором считалось, если женщина начинала выполнять мужские обязанности или наоборот. «В окно подать (нищему) – Богу подать». В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Даже в день родов ее мама (моя прабабушка) белила печку, а потом пошла рожать в баню. Обстановка старинной русской избы полна ясного, незамысловатого и строгого значения.
Коником называли мужскую лавку. Не было такого, чтобы снаружи было чисто, а внутри – грязно. Как сейчас создают двор в русском стиле. Названия же их были на удивление разнообразны:люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. – С. 409-410). Высокий порог как раз принуждал гостей преклоняться, входя в основную частьдома.
Именно в печи сырое, неосвоенное превращается в вареное, «своё», освоенное. По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол. Неотъемлемая часть красного угла – стол. Это место около печи, женская территория.
Для начала нужно определиться со стилем эпохи. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин.
Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). 2.
Идея стилизации для спальни. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. А размеры домов, которые были построены до революции. – М., 2000.
То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Она встречает каждого входящего в дом. Хозяйка заправляет, хороводит всем в доме, она в постоянном общении с внутренней (избяной) Землёй (пол-мост избы, подпол-голбец), с внутренним небом (балка-матица, потолок), с Мировым Древом (печной столб), связующим их, с духами умерших (тот же печной столб и голбец) и, конечно, с нынешними живыми представителями своего крестьянского родового древа. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина.
Четыре ножки стола из землянки в Киеве представляют собой стойки, врытые в землю. Приветливой старинную русскую избу не назовешь, скорее, молчаливой, скрытной. Потолок при этом можно декорировать росписью, представляющей собой изображение неба.
Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Какие они были наваристые и готовые ровно к обеду. Использование такого приёма позволяет увеличить размеры жилья (при тех же самых затратах материала). Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Хлеб – символ достатка изобилия, материального благополучия. Но в Карелии, например, скатерть должна была быть всегда на столе. В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Стены на 1-1. 5 метра от пола обшиваются некрашеной доской имитирующей забор. Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Такая структура сохранялась длительное время. Именно её безусловное лидерство в доме (и духовное и материальное) не оставляет пустопорожнего времени мужику в русской избе, отсылает его за пределы домашнего храма, на периферию освещённого храмом пространства, к мужским сферам и делам.
Я всегда вспоминаю ее слова. Бывало, вечером ее бабушка скажет детям: «Скоро мать и отец с поля придут, надо в доме прибрать». По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». Полы изготавливались из дубового кирпича.
Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. На сегодняшний день не менее популярным способом является рубка угла на концах брёвен «в лапу», то есть без остатка. Это имело значение в некоторых обрядах.
А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" (со страху). Лихачев. Спали всегда головой в красный угол, к передней стене, на которой находились иконы.
Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.
Он является самым почетным местом в доме. В севернорусских домах стол всегда располагался вдоль половиц, то есть более узкой стороной к фасадной стене избы. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку идущую от переднего угла по фасаду. – лавки.
Пока утром печь топилась, готовилось множество вкусных блюд: блины, оладьи (лепешки), перепечи, пирожки. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за «фронтоном» нет никаких привычных стропил. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу. Они не только играли, но и помогали взрослым.
Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В этом отражались представления людей о коне как животном, связанном с солнцем. Вот таким образом он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони. Кокоревым. Благодаря ему на Руси не было таких жестоких пандемий, как в Западной Европе.
Там не так жарко летом, не так холодно зимой. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, – две полки полавочника отсюда западно-южнорусское название угла сутки (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища). Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Печь имела женское начало и находилась в женской половине дома.
Горячий дым экономично прогревает и антисептирует жилое помещение. Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. «Печь в дому – то же что алтарь в церкви: в ней печется хлеб». Очень поучительно. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской.
На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх (от порчи). На окне с другой стороны – Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. И я в школе не могла согласиться с тем, что раньше в домах до революции было грязно. Окно – еще один вход в дом. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
Большие доставали с помощью катка. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения.
Он создавал эту красоту 13 лет – с 1954 по 1967 год. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними – врезанные в стены полки. Избу воспевали поэты и увековечивали художники и было за что. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет и Русью там не пахнет.
А под ней (в деревне так и называли подклеть) был сделан ледник – большая яма, в которую весной накидывали подтаявший снег и его плотно утаптывали. А) Волоковое окно – самый древний вид окон. Рубить дом начинали ранней весной (Великим постом) или в другие месяцы года в новолуние. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. Его еще называют «запечье».
К приходу матери и отца дом был всегда чистый. Мы знаем такие выражения: «отчий кров», «жить под одной крышей». Огроомное спасибо за публикацию)) Я словно в детство вернулся)) Все очень точно описано)) На конике разрешалось сидеть только дедушке и сыновьям (моим дядьям и отцу), там же хранился испеченый бабушкой ржаной хлеб – большие караваи с толстенной коркой, которые и через месяц были свежими и духмяными)) На печи было здорово зимой отогревать сошедшие с пару замерзшие от долгого катания с крути ноги)) А еще бабушка пекла в печи разные пышки, оладьи и прочую снедь и томила щи. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь. ».
На женской половине избы з а печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). Коньком служит мощное бревно-охлупень с характерным скульптурным выносом. Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки.
Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства. Именно вот таким образом и не спали головой к выходу. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы.
Знаки солнца на фронтоне изображали дневной путь светила от восхода в зенит и к закату. Резные розы на стенах избы считали символом счастливой и обеспеченной жизни их и сейчас используют во внешнем декоре собственники загородных домов. Представляете, какой это труд.
Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. Женщины же и дети работали и отдыхали, бодрствовали в женской половине избы – около печи. Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку их называли «красными» или «косящатыми».
Наверное, недаром и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье. Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Она была короткая и широкая. А раз это первый кров, то, значит и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) – лишь развивают идею крыльца – покрытого замощенного возвышения, спроецировавшего на себя Землю и Небеса. Через них также проветривали подклеты, чуланы, повети и хлева.
Иногда «женская территория» дома отделялась перегородкой или ширмой. Рабочее место мужчины при починке было рядом с дверью. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Именно она по смысловой вертикали печного столба – спускается через голбец (особая деревянная пристройка к печи) в подпол, который тоже именуется голбцом. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В. А. Во многих русских избах вплоть до XIX века кровати, как таковые, отсутствовали и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы меблировки.
Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. Надо заметить, что высшим образцом материальной народной культуры исследователями признаётся именно курная (чёрная, рудная) русская изба, в которой дым при топке печи поступал непосредственно в верхнюю часть внутреннего объёма. Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька. «Стол – это то же, что в алтаре престол, а вот таким образом сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния).
Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. – либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.
Дверь в русский деревянный дом отделяла свой мир от чужого, ее делали ниже человеческого роста, чтобы каждый входящий снимал шапку и наклонялся. Сбоку к избе приставлено крыльцо иногда высокое, столбовое иногда низкое, невнятное. На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. Дом – это часть жизни и способ соединять и формировать свою жизнь.
Такое окно изнутри закрывалось задвижкой, «волочившейся» по специальным пазам. На собственно женскую территорию избы гости могли зайти только по приглашению хозяйки. В печи обязательно держали заслонку закрытой, если кто-то уехал из дома (чтобы вернулся и дорога была счастливой), во время грозы (т. к.
Думаю, будет много общего. Человек их нарушившего, могли строго наказать. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Их никогда не отапливали, вот таким образом использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Давайте вместе подумаем, что это может быть. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом – как раз под иконами. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье).
Вот таким образом и окно называлось «волоковое». Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Существуют такие синонимы, как: ызба истьба изьба истопка и истобка.
Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Само название красный означает красивый, хороший, светлый. Бабушка вспоминала, как она, будучи старшей дочерью, ей помогала. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь – январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола. Не рубили для дома сухие деревья или деревья с наростами, деревья, которые при срубке упало на север.
С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Именно через окно нужно было передать младенца, если рожденные в семье дети умирали.
Над ним была расположена божница с иконами.