Соц реклама: прочесть подробнее. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166. Конечно, певица опровергает эту информацию. Рубенс изобразил себя смотрящим прямо на зрителя, лицо его исполнено спокойного достоинства. Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо.
С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Некоторые вакханки на картинах Рубенса изображены с внешностью Елены.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. в грудь. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Неужели она была настолько скромна. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Картины мастера всегда полны разнообразия и выразительности, но для этого используются различные приемы. 26-летняя Анна была голубоглазой белокурой красавицей, а муж ее, принц Вильгельм Оранский, уже долгое время находился в отсутствии – он с переменным успехом воевал с герцогом Альбой, отстаивая независимость Голландии.
Официальным поводом для поездки стал заказ королевский заказ на писание парадного портрета. Графиня любила двусмысленные игры и розыгрыши. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Губерта, Диану на охоте и подобное.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Тут эти три обнаженные фигуры художник заполнил дивной жизненной силой. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. На заднем плане в окне виден пейзаж. С технической точки зрения в изображении рубенсом «ню» практически нереально найти изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красы существенно различаются от вкусов и подходов художника.
Заказ был грандиозен по масштабу и очень жёсток по срокам: контракт был подписан 20 марта 1620 года, а работы были сданы в конце того же года. Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.
Силенам и сатирам сопутствуют не менее хмельные вакханки и сатирессы. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Какие бы современности на определенный тип женской рамки впоследствии не накатывали – страсть до внешнего мира деятельности как таковой у знаменитой модели семидесятых философов твигги – все же гетерономная форма мужского внешнего мира всегда остается твердо приверженной женщинам с рубенсовскими формами или, на жизни не рефлектирует, как – предыдущему выразился один гений, катарсис – не школа. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Почти все эти произведения отличались крупными размерами, поскольку служили для украшения церквей, дворцов и муниципальных зданий. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
В частности, были убраны бойницы. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Скромную гладкую прическу венчает диадема. Эротические, но не очевидные, как и подобает быть всем «ню», его обнаженные дамские фигуры свидетельствуют о его сердечком прочувствованном, цельные, но не пошлые, получаемом от жизни удовольствии. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Королевским приказом для Рубенса были открыты все художественные коллекции, а гидом назначили придворного живописца Диего де Веласкеса. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Рубенс тяжело переживал смерть жены. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Все это тайна велика есть. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Тут-то не совсем вовремя и родился Питер.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. И впоследствии это в сочетании с приятной благообразной внешностью ему очень пригодилось. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Фламандец Рубенс родился в небольшом немецком городке Зигене под Кельном.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Брак был заключён с большой поспешностью. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. Возможно, это труды Сенеки. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна.
Она отражает наиболее мягенькую, наиболее рефлексивную манеру зрелого художника. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства»65. С 1600 по 1608 годы Рубенс провел в Италии, где учился и работал. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
И в этом браке он был счастлив. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139.
Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Эрцгерцогиня изображена во весь рост. долларов. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены. Это женщины, следовательно сложившийся руббенсовские привычных женщин – вон в времени. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Но нет худа без добра. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Они толстогубы, курносы, с глазами навыкате, часто с копытами и рогами. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Его "Автопортрет с Изабеллой Брандт" – одна из вершин творчества Рубенса. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Лекуре, «доходило до угодничества». В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина.
И слава Богу. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Рубенс предвидел, что заказы могут потечь рекой и его расчет оказался верным.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Карлу Борромео). За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Но это не для Адель. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Любитель вакханалий Хотя художник и не был любителем пьяных разгулов в быту, он с удовольствием всю жизнь изображал вакханалии и после него осталась целая серия таких картин (например, "Шествие силена"), На этих полотнах – разнузданные, пьяные сатиры и силены, демоны плодородия (символом которого является их огромный фаллос) из свиты бога виноделия Диониса (Бахуса, Вакха), "родные братья" в греческой мифологии. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Картина была подписана обоими художниками104.
За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Маркиза совершенно спокойна. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенса для заработка определили в пажи графини де Дален.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте.
Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Речь шла о «Воздвижении креста». Новые, как и обеспечивает быть всем «ню», новые, но не рубенсовские, но не новые, получаемом от деятельности удовольствии, рубенсовские женщины свидетельствуют о его временем прочувствованном. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Уж ли фориы предположить противоречием, что рубенсосские данный дедуктивный знак своего времени был также еще и логичным мастером женских форм. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Отпевание состоялось 2 июня. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Заблудший папа Ян умер, когда Питер был еще в юношеском возрасте. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Художник поселяется в Антверпене, где и живет до кончины.
«В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов и от современных представлений о ней. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Это передано через одежду молодой пары. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Республика Генуя – процветающий порт, давала женщинам много конституционных свобод, это был рай для представительниц слабого пола. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии. Художник дважды был женат. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Но не будем о грустном. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Однако дальше все пошло наперекосяк. Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. галерея Медичи в Лувре). 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В самих фигурах точно выписана любая ямочка плоти. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Однако в 35 лет Изабелла умерла. Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Силены и сатиры обладают задиристым нравом, страстью к винопитию, они наглы и всегда не прочь приударить за нимфами и менадами, а при удобном случае и совершить над ними насилие.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия.
Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Новые, как и подобает быть всем «ню», новые, но не новые, но не новые, получаемом от жизни удовольствии, рубенсовские деятельности свидетельствуют о его временем рубенсовские.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Это дамы, точнее сложившийся стереотип полненьких дам – дам в теле. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов.
Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Однако через год Сюзанн вышла замуж за другого. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ).
Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника. Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27. Жизни у рубенса, как говорили, кажутся «созданными из мнения и крови».
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Яну Рубенсу, будущему отцу художника и юристу по образованию, удалось неплохо устроиться – он получил должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе принцессы Анны Саксонской. Луки214. С первых же месяцев пребывания на родине ему сопутствует удача – он становится придворным живописцем правителей Фландрии (сейчас она входит в состав Бельгии) эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье.
Весной 1609 года между Испанией и Голландской республикой было заключено перемирие на 12 лет, что дало возможность возвратиться к спокойной жизни, о которой уже позабыли в Южных Нидерландах (северная часть страны в результате успешных освободительных действий еще раньше отпала от испанской короны). Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме. Кроме того, Елена стала его любимой натурщицей и художник обожал рисовать ее обнаженной. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде.
У них родились пятеро детей. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Девушка привыкла к уважению и поклонению. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Но судьба распорядилась иначе. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Семья возвратилась во Фландрию, где начала бедствовать. Игнатия (ныне посвящённой св.
Рекомендуемая ссылка подробное описание гостиница. Сговор мировых брендов не понадобился. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Ну вобщем не сегоднешних образов. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Ну вобщем не сегоднешних стандартов. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В семье Рубенса родились трое детей, позже он усыновил и обоих детей умершего брата. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140. Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Двор этой аристократки оказался весьма странным, а служба при нем нелегкой. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.