Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Губерта, Диану на охоте и подобное. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священнымбезумием.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н. э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Речь шла о «Воздвижении креста». Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения.
После осады Маастрихта в июне 1632 года инфанта вновь командировала к голландцам Рубенса и 26 августа он прибыл на протестантскую ассамблею в Льеж, но вернулся уже через три дня, поскольку с испанцами категорически отказались вести переговоры205. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Социальное положение модели всегда подчёркивалось аксессуарами, пристальное внимание уделялось костюму, который выписывался с особой тщательностью.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Неужели она была настолько скромна. Такая обширная коллекция может открыть для вас все грани гениальности этого художника.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
В шествииДиониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менадыили бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитымиплющом. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского богаСабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Такие гении от искусства рождаются раз в сто лет, а может быть намного-намного реже. По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. И тоже естественные. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Я думаю откуда мне пришла в голову идея сексуальной игры под названием Челюсти. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
до н. э. В собрание Эрмитажа вошло более сорока картин Рубенса. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
до реалистичности, что в жизни мы стараемся маскировать. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Давайте присмотримся к сатирессе слева. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. Это по поводу вакханалий. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. А жена говорит – извращенец. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Женщины ночью стоят по пояс в воде (река или озеро). На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. tragodia букв. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Какой же извращенец – ДНК.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Причина тому – цвет.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Вроде бы все как положено – пир горой, вино рекой, обнаженные и полуобнаженные девушки. Если было бы больше красных оттенков, картина была бы более чувственной. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Отпевание состоялось 2 июня. Но краски совсем другие. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Женщины сексуально визжат. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса).
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Я не ханжа, мне нравятся красивая грация голого тела.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В Риме Дионис почиталсяпод именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Лекуре, «доходило до угодничества». Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Русские гены, ничего не попишешь.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В АттикеДионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшиеторжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комическихпоэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когдаповторялись драмы, уже игранные в городе. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Возможно, это труды Сенеки.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Теперь я понимаю как эта гадость пришла ко мне в голову – наследственность. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Холодная сине-зеленая гамма успокаивает. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи. Луки214.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
В Дельфах онстал почитаться наряду с Аполлоном. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Она реальная и настоящая. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Девушка переливается, как жемчужина. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. И цвет его тела тоже живой. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Все это тайна велика есть. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Интересное впечатление производит полотно Тициана. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Все-таки цвет много значит. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
В этот периодкульт Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Официальным поводом для поездки стал заказ королевский заказ на писание парадного портрета.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Рядом Силен. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см.
Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос. Все замечательны, на всех картинах царит веселье без границ. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Рубенс – исключение.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Карлу Борромео). Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. ниже).
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176. и граничит с ростомгородов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства.
В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В частности, были убраны бойницы. И тем не менее, эта пирушка выглядит невинной, не буйной и не вульгарной.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии. Ранее, 3 июля 1619 года, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке.
Одними из самых значимых произведений, которые представлены здесь, являются: Персей и Андромеда, Союз Земли и Воды, Портрет камеристки, Вакх (Бахус), Снятие с креста и многие другие. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Цвет её тела – серо голубой. Это одна из поздних работ Рубенса. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил. Кажется, разгул плоти и инстинктов во всей красе. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. до н. э.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
В игру играет группа женщин и мужчин. Художник дважды был женат. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Кажется, что ничто не сможет устоять перед этим величием. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Картина была подписана обоими художниками104. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Источником научных и эстетических представлений для художника был и круг известного учёного Юста Липсия, в который входил его брат Филипп Рубенс. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Игнатия (ныне посвящённой св.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. Отождествлялся сОсирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Брак был заключён с большой поспешностью. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудомутвердившееся там.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам.