Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, но остался у Вениуса и не стал открывать собственную студию. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
При желании каждую страничку презентации можно распечатать на принтере. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Художник восхищается пластикой человеческого тела, движениями рук, поворотом головы, женскими формами. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Его авторитет непререкаем. Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Для просмотра презентации необходима программа Power Point. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Ощущая потребность в самовыражении, он без колебаний исправлял подмеченные ошибки и демонстрировал творческий подход в колористике или светотенях. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Место в истории. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Кажется, что герой едва сдерживает движение, а белокурая богиня вот-вот задышит полной грудью. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Искусство рубенса — это песня здоровья и радости. Картина была подписана обоими художниками104. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Позднее по тогдашним меркам начало занятий сказалось на том, что Рубенс не смог многого почерпнуть у Верхахта и быстро покинул его мастерскую. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Карлу Борромео). Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «союз земли и воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «пир у симона фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «персей и андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.
Питер пауль рубенс, путь в живопись. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Мы видим его при дворе герцога мантуи, затем в риме. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
М. Лекуре с иронией писала: «Под кистью Питера Пауэла бегство в Египет приобретает черты деревенской жанровой сцены. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Луки214.
Рубенс сообщил об этом Спиноле в декабре 1627 года и уже в январе Спинола вместе с посланником доном Диего Мессиа отправился в Мадрид. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом.
Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В испании в 1628 году картинка с днем рождения друга он знакомится с молодым веласкесом. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Игнатия (ныне посвящённой св.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162. Социальное положение модели всегда подчёркивалось аксессуарами, пристальное внимание уделялось костюму, который выписывался с особой тщательностью. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. На заднем плане в окне виден пейзаж. Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Картины Питера Пауля Рубенса представляют собой удивительно цельное сочетание художественного брейгелевского стиля и лучших свершений венецианской школы. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Прирожденный художник-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой.
Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Рубенс был красив во всем. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В сравнении с лихорадочным экстазом блаженных великомучеников Сурбарана умирающие праведники Рубенса выглядят поразительно бодрыми. К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Смотрим палитры в приглушенном (dull) и ярком (vibrant) вариантах.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Брак был заключён с большой поспешностью. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Речь шла о «Воздвижении креста». Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В поисках собственного монументального стиля художник не прошел также мимо опыта современников — Аннибале Карраччи и особенно Караваджо. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Особняком стоит — не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще — его небольшой «портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Вернувшись в 1608 году на родину, рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
С наслаждением писал местные пейзажи. Этьен фромантен, автор книги «старые мастера», уподобил их торжественной оде — именно они снискали при жизни художника особую славу.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Контуры персонажей словно растворяются в световоздушной среде, желтые, розовые, красные, голубые пятна цвета сливаются в красочном потоке.
И тогда, по словам фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях». По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Презентация Картины Рубенса познакомит ваших детей с потрясающим художником 16 века.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Возможно, это труды Сенеки.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут.
Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В 1603 году он совершает первое путешествие в испанию.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Но оно дало художнику знание людей и их слабостей рубенс «возненавидел дворы». Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Разве что истинный талант. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Лекуре, «доходило до угодничества».
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Но Идас камнем сразил Полидевка. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Много дала Рубенсу поездка в Рим.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Эта же комната служила и личным кабинетом. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В частности, были убраны бойницы.
Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Фландрия, оставшаяся, в отличие от голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. В дипломатической деятельности Рубенса немалое место занимали и честолюбивые помыслы: выступив инициатором переговоров с Генеральными Штатами, он рассчитывал существенно повысить свой общественный статус.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Гравюра Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В мастерской рубенса (где прошли обучение, в частности, йордане и ван дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей.
Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией». Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Соперничество кончилось трагедией.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.
Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к рубенсу.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена. Рубенс — создатель огромных барочных композиций. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Уже 26 января Рубенс представил заказчику центральную часть композиции, продемонстрировав своё умение оперативно исполнять поручения39. Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622).
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Губерта, Диану на охоте и подобное. Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года223. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. Отпевание состоялось 2 июня.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Большинство из них было заказано или приобретено императором Карлом V. Копии Рубенс забрал в Италию, а далее перевёз в Антверпен после смерти художника исполненные им копии выкупил и вернул в Испанию король Филипп IV. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
В поисках тем и образов для своих картин он особенно охотно обращался в тот период к любимой им античности, вдохновляясь, впрочем, не только литературой и мифологией, но даже конкретными памятниками изобразительного искусства древности. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30.
Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.