Барокко. Вскоре Питер поступил в мастерскую к самому известному антверпенскому живописцу Отто ван Веену (Вениусу) (1556–1629). Старая телега у Рубенса. Национальная галерея.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. 1609 – Назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Нидерландов. 144, 8 x 193, 7 см. Этот «артефакт» династия Гонзага «унаследовала» вместе с собранием других диковин от свергнутых ими предыдущих хозяев Мантуи — Бонакольси.
Выставка разделена на темы: Поэзия, Элегантность, Сила, Вожделение, Сострадание и Жестокость. Рубенс нарисовал радугу. 1 Гиппопотам. На картине Рубенса гиппопотам явно меньше реальных размеров (вес взрослых особей – 2, 5 – 4 тонны).
Наверняка же они вдохновлялись великим фламандцем. Королевскому художнику позировали флорентийские богачи Медичи, камеристки испанских Габсбургов и английские владыки.
1616 – 1618 – Написал для баварского курфюрста цикл на тему охоты. Конечно, приходится сильно сдерживаться от хохота, чтобы его рассмотреть. По законам того времени он был приговорен к смертной казни.
Дерево, масло. Со времен Древнего Рима этот зверь снова попал в Европу живьем только в конце XVII века.
Став самостоятельным «свободным» художником, он продолжил совершенствовать свое искусство. Насчет первых двух замечаний не поспоришь.
С первых шагов трудно отделаться от впечатления, что кураторы над тобой издеваются. Мадрид. Да, это высокое барокко, да, он прекрасный художник (так ведь пишут все книжки), да, он безусловный корифей и все прочее. Теперь мы понимаем почему так яростно борется с охотниками огромный тигр. У великого живописца эпохи барокко – Питера Пауля Рубенса – имеется очень неоднозначное полотно – «Охота на тигров и львов».
Но не будем злорадствовать. Ситуация была критической, но помощь пришла неожиданно. 1600 – Уехал в Италию, поступил на службу к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.
Рубенс мог делать наброски с чучел гиппопотама. Но Рубенс, в отличие, например, от милого современному зрителю Люсьена Фрейда, как на зло, полнокровно здоров, витален и эта бешенная энергетика бьет у него через край. Нидерланды (Фландрия). Юрист оказался в опасности.
Барокко. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. За всю жизнь художник создал около 1300 картин, не считая гравюр, эскизов и рисунков. Если присмотреться к фигурам, то «перевернутые с ног (или копыт) на голову – означают упадок наклоненные – стремительный порыв, закругленные – вращение извивающиеся – определяют линию перспективы для того, чтобы «ускорить» движение на заднем плане представленные же строго горизонтально – вызывают чувство неожиданной остановки и создают дополнительный контраст всеобщему движению, подчеркивая его хаотичность» (Делавуа).
Его всегда волнует напряжение. Со времен Древнего Рима этот зверь снова попал в Европу живьем только в конце XVII века. В Кельне он получил должность поверенного в делах при супруге вождя нидерландского сопротивления Вильгельма I Оранского — Анне Саксонской.
А вот Рубенс на выставке все же есть. Парадоксальным образом, это одна из наиболее противоречивых выставок года. Южные Нидерланды (Фландрия) оставались под властью Испании. У Рубенса совсем другая игра. В результате ожесточенного сопротивления северных провинций, в 1581 была создана буржуазная республика Голландия. Первыми учителями Рубенса стали дальние родственники сначала Тобиас Верхахт (1561–1631), а спустя два года — Адам Ван Норт (1561–1641).
В какой-то момент понимаешь, что вряд ли художник типа Рубенса отважился бы на такой слишком уж подрывной жест – изобразить с такой тщательностью неприятную внешность и отталкивающее выражение лица заказчика своей картины. 1577 – Родился в немецком городе Зигене в семье юриста. 1590 – 1598 – Учился живописи поочередно у трех именитых художников Антверпена. 199 x 379 см. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
1 Гиппопотам. Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. Лондон. Только после этого Мария с детьми смогла вернуться в Антверпен. 1623 – 1630 – В Тридцатилетнюю войну был посредником в переговорах о мире между Англией и Испанией. 1640 – Умер от разрыва сердца.
За всю жизнь художник создал около 1300 картин, не считая гравюр, эскизов и рисунков. Игрушка, одним словом. А спустя почти 70 лет Испания официально признала ее независимость. Как мы помним, у художника была огромная мастерская и целая армия ассистентов. Рубенс мог делать наброски с чучел гиппопотама.
И Рубенс и его заказчики, люди эпохи барокко, любили броскую экзотику. За всю жизнь художник создал около 1300 картин, не считая гравюр, эскизов и рисунков.
На картине Рубенса гиппопотам явно меньше реальных размеров (вес взрослых особей — 2, 5–4 тонны). Прадо. Дерево, масло. Лучше, чем у британцев, это никогда ни у кого не выходит, а они уже внесли свою лепту в наследие Рубенса, напечатав в газете Guardian единственную разгромную рецензию на выставку с душераздирающим заголовком «Грубые аналогии, плохие идеи и почти никакого Рубенса». «Рубенс и его наследие» – крупнейший выставочный проект Королевской Академии в 2015 году, объединивший работы из целого ряда европейских музеев. «Певец толстых женских ляжек» – банальный штамп, который закрепился за художником испокон веков.
Библейские сюжеты и мифологические сцены, роскошные портреты, натюрморты, сцены охоты — вот основные жанры этого искусства. Сперва кажется, что это противный олигарх-муж, «купивший» несчастную красоту и мрачно хвастающийся этой драгоценностью, как любым другим сокровищем из своего сундука. Вишивка бсером мистецтвом, здатним створювати справжн естетичн шедеври. Этот «артефакт» династия Гонзага «унаследовала» вместе с собранием других диковин от свергнутых ими предыдущих хозяев Мантуи – Бонакольси.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Меркурий, чей алый плащ вздымает ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать но шлему и щиту с головой Горгоны.
Яркий пример – картина «Пан и Сиринга», написанная совместно с Яном Брейгелем старшим (эта работа, к сожалению, не вошла в экспозицию проекта «Рубенс и его наследие»). Финалом картины можно считать мужчину и женщину справа, сходящих по ступеням – она держит в руках перо павлина, как печать свершившегося брака, он же вот-вот заденет ногой маленькую собачонку и, раздавшийся визг, выведет всех собравшихся из состояния томной меланхолии. Судя по выражению этой мерзкой рожи, супруг может быть еще и очень ревнив.
Нидерланды (Фландрия). В сущности говоря, охота в этом произведении – аллегория. Но для того, чтобы увидеть и полюбить его в полной мере, мне лично потребовались годы.