Фресковые комплексы сложного состава, тематика которых связана с воплощением природно-космических циклов, когда в некое целое объединены образы эмблематического ряда, многофигурные аллегорические изображения и эпизоды живой реальности (росписи феррарских живописцев в палаццо Скифанойя и Веронезе в вилле Барбаро в Мазере). Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72.
Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. О чем он ее спрашивает.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). И тем не менее, вопреки происшедшей на рубеже XVI и XVII вв. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Им была создана собственная мастерская в Антверпене из которой вышли многие известные мастера, например, А. ван Дейк. На нем тоже венок победителя. Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха.
В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается изображая этих сатиров. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства).
Изучал античную литературу и философию. Изображает ли Рубенс вельможу в исторической композиции или крестьянина в жанровой картине их образам – в разной степени и форме, но равно обязательно – присущи черты особой масштабности, а подчас и патетического превознесения. Говорили, что он «ласкает холст». Самые известные из них — Ван Дейк и Иорданс. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Мир предстает перед художником в беспредельности своего космического размаха, в разных формах проявления переполняющей его жизненной силы, в мощном полнокровии ее порождений и в ее одухотворенной динамике.
Исходя из этих обстоятельств мы можем оценить роль аллегории в искусстве Рубенса. Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным.
На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Было бы неправомерно рассматривать такую интенсивность проявления чувств как одну лишь риторику, как некое искусственное преувеличение, - для фламандского мастера это форма органического художественного мироощущения. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Мотив похищения, который вносит в картину драматический элемент, обусловивший внутреннюю и внешнюю динамику действия, яркую выраженность эмоциональных реакций похитителей и похищаемых, превосходно использован художником в передаче мужественной страсти Диоскуров и неотразимой красоты Левкиппид. Берлинское полотно очень показательно в плане тесной связи рубенсовских созданий подобного типа с аллегорическим началом: картина эта с полным правом могла бы рассматриваться как аллегория царства Океана.
Мы обнаружим у Рубенса несколько характерных аспектов этого тематического круга, каждый из которых реализуется в своем типе изобразительного решения. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры.
Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем. Та же тема великолепия и неиссякаемой плодоносной силы природы может быть претворена у Рубенса в ином повороте, когда сама витальная мощь натуры предстает перед нами в своей стихийной преизбыточности и воплощается в образах вакхического опьянения. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса».
В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Искусство Рубенса принесло с собой возвращение к принципам идеальной типизации (хотя и в новом ее аспекте), а в сфере тематики знаменовало полное торжество мифологического круга образов (под мифологическими образами здесь и в дальнейшем имеются в виду образы как античной, так и христианской мифологии). Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Не зря Пикассо назвал Рубенса журналистом. Более того, в творчестве ряда художников этого столетия специфические качества аллегории – казалось бы, вопреки своей природе – становятся инструментом в утверждении примата объективной реальности.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Аллегория оказалась одной из таких форм. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Характерно для дрезденской композиции, что ее красочные натюрмортные и охотничьи мотивы – несомые фавнами плоды, трофеи Дианы и ее спутниц (значение которых существенно в общем содержательном контексте) – воспринимаются не как четко обозначенные атрибуты общего эмблематического замысла, а как неотрывная часть единого поэтического целого. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Обязательный для аллегории язык понятийных олицетворений и связанный с этим момент двойственного бытия живописного образа – совмещения в нем зримо-конкретных и отвлеченно-семантических качеств (поскольку раскрытие замысла в аллегории происходит в системе особых, умопостигаемых связей) – все это может отразиться на целостности творческого результата, на органичности образного видения и переживания. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Творит кистью быстрой, нежной, вдохновенной.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Рубенс восторгается человеческим телом, чувственной «вакханалией» жизни, воспевает мифических и реальных героев.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. Интересно, что па боковых створках Рубенс поместил сцены, не имеющие прямого сюжетного отношения к центральной сцене: па левой створке – чудо со статиром – Петр извлекает из пойманной рыбы монету для уплаты пошлины, на правой – Товий, поймавший рыбу по указанию ангела (эта легенда вообще не входит в новозаветный текст). Это зависит и от нее. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. А. С. Пушкина (ок.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Интересовался новейшими техническими изобретениями. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. 1625), Лондонской Национальной галереи (ок.
История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Он и две девочки написаны с детей сэра Балтазара Жербье, в доме которого гостил Рубенс. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Наиболее монументальный из этих алтарей – триптих Снятие со креста (ок. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Зато обращает на себя внимание тематическая многоаспектность картины: внешнее действие – освобождение дочери царя Кефея – граничит с действием внутренним – с пробуждением в Персее и Андромеде любовного чувства (что и составляет зерно замысла) и все это вместе завершается внеположенной санкцией происходящего: богиня славы возлагает венок на голову героя (мотив, не раз встречаемый у Рубенса в отдельных аллегорических композициях). 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Он родился в семье антверпенского адвоката, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию, затем с матерью возвратился в Антверпен. Но, не поступившись ничем в яркой обрисовке персонажей и их побуждений, Рубенс сумел увеличить степень воздействия своей картины в первую очередь за счет впечатляющей силы целого.
Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Луки214. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко.
Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Почему именно тигр. Картина была подписана обоими художниками104. В частности, были убраны бойницы. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Яркое многоцветье и изобилие фруктов символизируют благословенные дары Мира. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В действительности же аллегория отнюдь не обладала подобным всемогуществом.
Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Но в своей ярко утверждающей окраске мир Рубенса вовсе не безмятежен: в его естественном бытии всегда присутствует определенная мера напряжения. В этом случае возникают произведения, подобные дрезденскому "Возвращению Дианы с охоты" (ок. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Их примером может служить Воспитание Марии в Антверпенском музее (ок. Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Это примеры отчетливого перевеса знаковых тенденций.
Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Вадуц, галерея Лихтенштейн) до поздних Трех граций (ок. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Но является Рубенс и то, что представлялось проблематичным, становится реальным фактом. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. В условиях достаточно развитого драматического действия и яркого выражения стихийно-жизненного начала активное использование аллегорических факторов (которые в Персее и Андромеде реализуются преимущественно в форме наглядных эмблематических мотивов и атрибутов) может показаться не слишком оправданным: ведь обошелся же без них Рубенс в берлинском варианте того же сюжета (если не считать амуров, принимающих участие в действии). Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Эта картина, воспевающая мир, процветание и искусства (объекты живого интереса Рубенса как художника и эмиссара), была его подарком английскому королю, высоко оценившему абсолютное мастерство исполнения и политический смысл картины. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
1615-1620) эта стихийность подчеркнута общей динамикой целого, бестиализированным обликом фавнов и фавнесс, массой их непомерно грузных тел своей выразительностью эти персонажи оттесняют на второй план традиционно главного героя подобных сцен – старого силена.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Диапазон ее возможностей достаточно обширен. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Что касается последних, то таковы фигуры Магдалины и младшей Марии – образы прекрасной цветущей жизни, смело помещенные художником в атмосферу трагического реквиема в упоминавшейся алтарной композиции Антверпенского собора Снятия со креста. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена.
Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Или же необыкновенно импозантный мавританский волхв – художник расположил его в самом центре известного Поклонения волхвов (1624, Антверпен, музей), - с истинно африканским темпераментом он пожирает взглядом Марию, представленную во всей привлекательности зрелой женской красоты и материнского счастья. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах.
К чему стремился молодой и честолюбивый Рубенс. Множество примеров проявления этого земного начала можно видеть в общих замыслах рубенсовских произведений и в их отдельных мотивах. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года223. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. Идею произведения спустя несколько лет он воплотил иными средствами, вновь обратившись к образам и мотивам античной мифологии. Рубенс постоянно ищет совершенства — в композициях, позах, тональности красок. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Особая акцентировка, а часто и прямая выделенность семантического начала накладывает свой отпечаток на содержательную направленность аллегорического образа и на его изобразительный строй.
Рубенс постоянно переписывался с Николя Пейреском, его братом Валавэ и библиотекарем французского короля Дюпюи84. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Рубенсовский метод в этом плане противостоит индуктивному подходу Караваджо. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Он добивается такой прозрачности теней, что ее называли горячей. Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Король, однако, чрезвычайно любезно принял Рубенса и отнёсся к нему как к полномочному представителю иностранной державы193. Аллегоризм часто используется в эту пору как средство дополнительной форсировки идеальных образов, что стало необходимым именно теперь (тогда как мастера Высокого Возрождения в этом не нуждались).
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Полнотелая и прекрасная богиня любви Венера, сопровождаемая амурами, старается удержать Марса, рвущегося в бой с поднятым щитом и обнаженным мечом.
Путь его, однако, стал иным. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. "Вакханалию" Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Рубенс заботился о своих авторских правах. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Представляется, что исходные качества аллегории как особой образной структуры должны быть скорее чужды Рубенсу, самому цельному, самому телесному из великих живописцев XVII в., мастеру, в творчестве которого стихийно-органическое начало воплотилось с наибольшей силой и яркостью.
Античная мифология и история, обширный круг конфессиональных сюжетов в эпизодах Ветхого и Нового завета и жизни святых исторические композиции на темы событий современности, аллегория, бытовой жанр, портрет, пейзаж – все эти подразделения были сферой активного приложения художественных интересов Рубенса. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Аллегория находилась в сфере внимания фламандского мастера на всем протяжении его деятельности в качестве самостоятельного жанра – от Венчания героя 1612 г. (Мюнхен, Старая Пинакотека) до Бедствий войны ок. В трехстворчатом алтаре Воздвижение креста в Антверпенском соборе (ок.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.
Что-то странное в этой картине. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Чтобы оценить особенности эрмитажной композиции, следует сопоставить ее с одновременно возникшей (и даже одинаковой по формату) картиной Рубенса в Берлин-Далемском музее, представляющей вариант той же темы. Никаких поворотов в сторону отступлений, никаких неразрешимых противоречий – цельность, обретенная раз навсегда. Он — апологет мира.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Персей, поражающий дракона и освобождающий Андромеду. У Рубенса все герои находятся в движении.
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Новое художественное открытие мира, новое видение, переворот в общих представлениях о задачах и целях искусства поставили под сомнение возможность существования всеобъемлющих системных форм.
Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. Такое системное начало было обязательным достоянием предшествующих художественных эпох. Дуалистической антиномии противополагается подлинный образный монизм.
Карлу Борромео). 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Обязательный для аллегории язык понятийных олицетворений и связанный с этим момент "двойственного бытия" живописного образа – совмещения в нем зримо-конкретных и отвлеченно-семантических качеств (поскольку раскрытие замысла в аллегории происходит в системе особых, умопостигаемых связей) – все это может отразиться на целостности творческого результата, на органичности образного видения и переживания. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
Но такого рода внешним решениям в творчестве Рубенса противостоят религиозные композиции иного порядка – более скромные, отмеченные искренностью чувства. Но привлечь воинственное божество на свою сторону пытается и одна из фурий (эриний), Алекто, безобразная старуха с растрепанными волосами и поднятым вверх горящим факелом. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Отпевание состоялось 2 июня.
Рубенс, Питер Пауль – нидерландский художник, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В качестве наиболее впечатляющего решения среди других образных мотивов данного тематического круга может быть названо монументальное мюнхенское "Шествие Силена" (1618), этот апофеоз вакхического действа, с громадной фигурой воспитателя и спутника Вакха в качестве центрального героя картины. 1638-1640. В 1629 – 1630 мастер создал полотно «Минерва защищает Мир от Марса» (Национальная галерея, Лондон).
Коллекционирует картины, скульптуры, гравюры. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Он принадлежал к плеяде самых образованных людей своего времени.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. Еще он был политическим деятелем, дипломатом. Родину Рубенса – Нидерланды – на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Еще по возвращении из Италии Рубенс занял видный пост придворного художника испанских правителей Южных Нидерландов, женился на Изабелле Брандт, дочери состоятельного бюргера.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. К этому сюжету он обращался не раз (ок. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
В портретах Марии Медичи (ок. Характерно для дрезденской композиции, что ее красочные натюрмортные и охотничьи мотивы – несомые фавнами плоды, трофеи Дианы и ее спутниц (значение которых существенно в общем содержательном контексте) – воспринимаются не как четко обозначенные атрибуты общего эмблематического замысла, а как неотрывная часть единого поэтического целого. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Разумеется, в число факторов, которые содействовали развитию и распространению аллегории в живописи XVII столетия, были также социальные функции искусства и связанные с ними практические требования времени.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства.
В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Через картины мы ощущаем его душевные бури, чувство смятения и восхищения. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Мюнхен, Старая Пинакотека). Так, в композициях на драматические сюжеты нагляднее, нежели избранный для них тот или иной конкретный фабульный мотив, выражен их более глубокий образный пласт – изначальный драматизм бытия в мотивах триумфа и ликования на первый план выступает другая соответственная сторона общего мироощущения художника. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. В холсте «Аллегория войны и мира», написанном по заказу коллеги, Юстуса Суттерманса, отразились чувства и мысли Рубенса, жившего в неспокойную эпоху и не только занимавшегося своим ремеслом, но и не раз исполнявшего дипломатические обязанности. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. В более скромной по размерам Вакханалии в ГМИИ им. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Войны истощали всех и вся. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Почему не лев. Битва в венской картине Рубенса – это образ иного плана.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. 1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. В триптихе Чудесный улов (1618-1619.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствует сам облик рубенсовских героев, обычно далекий от классических образцов, торжество телесности, столь наглядно выявленное в зрелой мужественности его героев и в женской красоте, которая воспринимается художником как самое прекрасное порождение жизни, как апофеоз ее творений.
Губерта, Диану на охоте и подобное. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Так совершается еще один важный шаг на пути секуляризации религиозной тематики. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Ибо и античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, - в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами. Несомненно одно: художник жаждал запечатлеть на полотнах страсть к жизни. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Присутствие этих грозных персонажей рядом с детьми подчеркивает смысл картины. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. 1625-1626) исполненное душевной теплоты, мягкости и лиризма.
А. С. Пушкина (ок. Источником научных и эстетических представлений для художника был и круг известного учёного Юста Липсия, в который входил его брат Филипп Рубенс. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал.
Возможно, это труды Сенеки. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда.
А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. В этом случае возникают произведения, подобные дрезденскому Возвращению Дианы с охоты (ок. Единственным человеком, к которому Рубенс испытывал совершенное доверие, был старший брат Филипп.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Однако в рубенсовских произведениях па современную тематику, в его аллегориях и парадных портретах, где подобного рода содержательная окраска обычно выявляется отчетливее всего, она отнюдь не сводится к подчеркиванию в его героях признаков подавляющего величия и непереходимой границы между ними и всеми теми, кто стоит ниже их на ступенях общественной лестницы (как это можно наблюдать у многих барочных мастеров в других национальных школах Европы). В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже.
Распятие Антверпенского музея (1620) означает кульминацию трагедии, драматургически и пластически воплотившуюся в мотиве удара копьем (который дал картине ее второе, условное название). И тем не менее все это эмоциональное и драматическое богатство оказалось заключенным в границы определенной эмблематической структуры.
И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира. 1616-1617).
Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок161. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Использованный здесь принцип кадрировки, выреза из большого целого, концентрирует фигуры в некоем подобии мощного горельефного фриза, который выглядит как часть праздничного шествия, где нет и намека на субординацию высших и низших и сама богиня естественно входит в группу остальных персонажей, словно бы покоряясь ее единой ритмике и общему изокефальному (изокефальная композиция – когда все равнозначны и никак не выделены друг от друга. ) построению. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».
Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Лекуре, «доходило до угодничества». Если мужская – то почему такая мощная фигура.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Он издает двухтомник «Дворцы Генуи».
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Реализм этих сцен основывался на глубоком изучении натуры и зоологии: в списке книг, заказанных художником в издательстве Плантена— Моретуса, числится несколько специальных трудов136.
Игнатия (ныне посвящённой св. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Рубенс увлекается и архитектурой. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Со времени переезда во Фландрию его популярность нарастает, распространившись затем на многие европейские страны. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой.
«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Однако в рубенсовских произведениях на современную тематику, в его аллегориях и парадных портретах, где подобного рода содержательная окраска обычно выявляется отчетливее всего, она отнюдь не сводится к подчеркиванию в его героях признаков подавляющего величия и непереходимой границы между ними и всеми теми, кто стоит ниже их на ступенях общественной лестницы (как это можно наблюдать у многих барочных мастеров в других национальных школах Европы). Примеров здесь множество. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа. Но, разумеется, менее всего можно было бы говорить о полном совпадении образной концепции Рубенса в религиозной живописи с догматическими и эстетическими установками католицизма.
Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Это не мольба, это именно вопрос. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Из более развернутых повествовательных мотивов, благоприятствующих художнику в раскрытии именно этой стороны образов, может быть назван Суд Париса, соревнование трех богинь в красоте, - сюжет, к которому художник обращался в разные годы своей деятельности в картинах Дрезденской галереи (ок. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Примеры другого подхода мы обнаруживаем в Венеции, у Веронезе, в его светской монументальной живописи, от ранних росписей в вилле Соранцо до позднего Триумфа Венеции во Дворце дожей (принципы Веронезе для нас тем более интересны, что они близко подводят к аллегорической концепции Рубенса). В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо. Рубенс пользовался доверием монархов и в 1629-1630 гг. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил. Из общего сюжетно-тематического комплекса мотивов античной мифологии попытаемся выделить несколько лейттем, проходящих через все творчество Рубенса. Прежде всего (речь идет об используемом художником круге античных и библейских образов) – возрождение мифа в максимуме его художественно-продуктивных возможностей, т. е. в качестве не одного лишь арсенала сюжетных мотивов, но также и плодоносной почвы, рождающей и стимулирующей активные творческие импульсы. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Ему, живописцу, философу и дипломату, было о чем поведать зрителю. Вот таким образом в своем исходном значении миф у Рубенса может быть определен как природный миф, но с тем важным уточнением, что это концепция одновременно и более широкая (она охватывает не одну лишь природу) и в то же время способствующая сосредоточению внимания художника па определенных образно-тематических предпочтениях. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Филипп Рубенс занял должность антверпенского эшевена, которую когда-то занимал его отец, но в семье постепенно смещались роли, первенство перешло к младшему из братьев.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Речь в данном случае должна идти о закономерной параллели этих явлений, поскольку, как и мифологизированная форма, аллегория составляет принцип особого, опосредованного раскрытия идеи и темы (причем степень опосредованности у аллегории большая ибо она базируется на более отвлеченных содержательных предпосылках). Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В дрезденской и лондонской композициях более открыто выявилось субъективное чувство художника – и в любовании обликом каждой из богинь и в трактовке их наготы как благодарнейшего мотива для прекрасной утонченной живописи. Но эти успехи стали возможными при условии некоторых важных перемен в содержательной направленности и структурного обогащения самой формы аллегории.
Мощный старец стоит к зрителю спиной. Еще во время пребывания в Италии созданная Рубенсом около 1607 г. монументальная алтарная композиция Святые, поклоняющиеся образу мадонны для новой римской церкви Санта Мария ин Валличелла (ныне находится в музее Гренобля) выдвинула фламандского мастера в качестве первого в Европе мастера этого рода в барочной живописи. Имя Рубенса ставят рядом с именами Шекспира и Галилея. Центральный эпизод сражения является таковым скорее номинально, - он не выделен, не обособлен и не преподнесен с той степенью главенства, которая характерна для барочной субординации (как было в венском полотне), - он взят в одном ряду с другими эпизодами битвы, чем подчеркивается всеобщность происходящего, равнозначность всего того, что входит в поле картины.
После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Будучи всего лишь на четыре года моложе Караваджо, он создал свое первое на земле Фландрии значительное произведение в сфере сюжетной картины (речь идет о Воздвижении креста в Антверпенском соборе) только в 1610 г., - в том году, когда закончился творческий и жизненный путь великого итальянского живописца. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Сам Рубенс как художник сложился довольно поздно. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Брак был заключён с большой поспешностью.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
В качестве наиболее впечатляющего решения среди других образных мотивов данного тематического круга может быть названо монументальное мюнхенское Шествие силена (1618), этот апофеоз вакхического действа, с громадной фигурой воспитателя и спутника Вакха в качестве центрального героя картины. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Или буйвол.
В них начисто отсутствует мистика. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Наблюдая за непростой жизнью во Фландрии, не хотел ли он все-таки верить в торжество разума и добрых чувств.
1611-1614) в том же Антверпенском соборе представляет развернутый финал этой трилогии. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках216. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. В более скромной по размерам "Вакханалии" в ГМИИ им. 1615-1620) эта стихийность подчеркнута общей динамикой целого, "бестиализированным" обликом фавнов и фавнесс, массой их непомерно грузных тел своей выразительностью эти персонажи оттесняют на второй план традиционно главного героя подобных сцен – старого силена. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. К этому следует добавить, что, как фламандский художник, Рубенс (хотя сам он прошел первоначальное воспитание в духе остаточных явлений нидерландского романизма) имел за собой большую традицию иного рода – стабильный интерес нидерландского Возрождения к правдивой передаче облика реального мира именно эта образная линия на исходе ренессансной эпохи пережила свой подъем в творчестве Питера Брейгеля. Попробуем подойти с другой стороны.
Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Аллегорический замысел, раскрываемый в образах особого, поэтического склада, в персонажах, неотделимых от природной среды, от окружающей их эмоциональной атмосферы (Гроза и Три философа Джорджоне, Любовь земная и небесная Тициана). По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Такая же повышенная интенсивность отличает эмоциональную сторону рубенсовских персонажей. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Если это союз города с рекой – то где город, а где река.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Работу Рубенс предпочёл исполнять в Антверпене, но вёл интенсивную переписку, согласовывая все детали. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок.
После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Рубенс восхваляет жизнь. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Речь идет о Битве с амазонками (1615-1616. Кульминация в решениях подобного типа приходится на леопардовскую Битву при Ангиари, послужившую для рассматриваемой картины Рубенса вдохновляющим образцом (фламандский мастер копировал картон Леонардо).
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. При всем том, однако, сущность аллегории не может быть сведена только к абстрагированию, к безоговорочному примату знаковой стороны (хотя в отдельные моменты исторического развития в тех или иных творческих проявлениях подобная тенденция дает себя знать). Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Героиня, прижимающая к себе ребенка и бегущая прочь, отсылает воображение зрителя к евангельской сцене «Избиение младенцев», воплощая беззащитность людей перед лицом разрушительных сил, стремление спастись от них и милосердие.
В мастерской художника работает огромное количество учеников. Аналогия с мифологизированными тематическими формами здесь не случайна. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В качестве первой из них определим круг работ, в которых идея красоты бытия преломляется в ярких образах великолепия и плодоносной силы природы. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Более подробная характеристика самих принципов использования аллегорических элементов у фламандского мастера последует в дальнейшем изложении сейчас лишь отметим, что будь то примеры собственно аллегорического жанра, либо же отдельные включения подобных мотивов в работы, принадлежащие к другим жанрам, где такие мотивы составляют своего рода обрамление основного действия или вносят в него отдельные эмблематические акценты, - ко всем этим рубенсовским созданиям применим единый художественный критерий. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Контрастное сочетание смертельных схваток и цветущих нагих тел амазонок, пафос, одушевляющий воинов и воительниц, бурный пластический ритм композиции, ее горячий колорит, широкая темпераментная живопись – все это можно было бы назвать кипением и неистовством жизни, концентрированным выражением ее извечного драматизма.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. И опять же – зачем тигр.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Благодаря поручениям герцога Винченцо Гонзага, Рубенс побывал в Генуе, где был принят в домах Дориа, Спинола и Паллавичини, получив доступ к их художественным коллекциям и приобретя более или менее значительные заказы. Если наоборот – те же вопросы. Ильдефонса (1632). Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Знал семь языков.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. 1637-1638 (Уффици). Но прежде всего – это лик Медузы на щите Персея (мотив, отсутствовавший в берлинской картине).
После осады Маастрихта в июне 1632 года инфанта вновь командировала к голландцам Рубенса и 26 августа он прибыл на протестантскую ассамблею в Льеж, но вернулся уже через три дня, поскольку с испанцами категорически отказались вести переговоры205. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». 1635-1636) и Прадо (1638-1639).
1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Представитель Бэкингема— Балтазар Жербье— сам вышел на Рубенса, поскольку герцог стремился приобрести богатейшую коллекцию художника. И хотя поэтика Рубенса включает в средства своего языка также и элементы откровенного ораторского пафоса, - все это вместе – закономерное порождение той единой образной базы, которая составляет существо его искусства. Та предварительная проба сил, в качестве которой можно рассматривать столкновение двух творческих систем – Карраччи и Караваджо, - отчетливо продемонстрировала слабости и ограниченные стороны первой из этих двух концепций (и прежде всего – трудности, порожденные обращением к образам идеального строя) к вящему утверждению богатейших возможностей и исторической перспективности образной концепции Караваджо, по существу своему означавшей начало второго, после Ренессанса, открытия реального мира.
В Риме Вениус был обласкан родом Фарнезе и получал папские заказы в Ватикане, был светским человеком, знатоком латыни и древностей. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Вакханалия – так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. – по всей Италии и в Риме. На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса. Мехельн, церковь Нотр-Дам) главными героями действия в центральной створке оказываются – вопреки каноническому смыслу сюжета – не Христос и Петр (они помещены на втором плане и маловыразительны), а мощные первопланные фигуры рыбаков, с усилием вытягивающих на берег переполненный рыбой невод.
Мир, олицетворенный фигурой обнаженной женщины, кормит бога богатства Плутоса. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Речь шла о «Воздвижении креста».
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Это относится даже к созданиям единого тематического круга.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
О его познаниях прекрасно рассказывают иллюстрации к книге об оптике. Мальчик с поднятыми вверх руками олицетворяет бога брака Гименея.
Более того, он воспринимается едва ли не как образное ядро его искусства. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань. По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Сравнительно с берлинским полотном результат этот достигнут иными, не столь демонстративными средствами. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Или бегемот. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
1616-1617). По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.