По красоте его молодая супруга Елена Фурман (нид. Леда – в греческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». И сколько детей он наклепал – не перечесть. В этом образе он явился к ней и овладел ею.
(А почему не с яиц Зевса. Вот таким образом Кронос опасался и за свою судьбу и проглатывал своих новорожденных детей. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. Jan Caspar Gevaerts), «превосходила саму Елену Троянскую», ту самую дочь Леды и лебедя-Зевса.
Эта, первая и наиболее близкая к оригиналу, находится в лондонской Национальной галерее. Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. Вторая серия осталась неосуществленной. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца.
Чаще всего – бюджет и тайные интересы заказчика. А у ее ног ползают вылупившиеся из яиц дети. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Заботиться, правда, я о них потом не хочу». Как будто зовет тебя кто-то полушепотом и плачет. Прислушайся — и сердцезащемлят. Полотно «Леда и Лебедь», например, он срисовывал два раза — в 1601 и 1602 годах. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Бог-громовержец Зевс, как известно, любил превращения. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Таким образом, Рубенс не просто отображает на холсте древний миф. Есть еще выражение, которое звучит так: «начнем с яиц Леды».
Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. А кто виноват – и концов не найдешь. Вот, к примеру, Зевс – бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Во всяком случае, Рубенсу, сделавшему две копии с картины, доставляло явное удовольствие, повторять мощные бицепсы и развитые бедра «несчастной» Леды, впавшей в неожиданную страсть. Художник работал над ним в 1633-1634 годах, когда, 56-летний, женился во второй раз. Результат: она снесла два яйца из которых вылупились Полидевк и Елена (та самая--Троянская. ). В отличие от Леонардо, он изобразил героев мифа не после соития, а в процессе (прообразом могла послужить античная камея из собрания Лоренцо Великолепного).
Лебедя пристраивали к Леде и так и этак. Всмотритесь: вот они амуры, парящие в небесах вот голуби, один из которых несет желток (вверху слева) — символ супружеской любви вот онаВенера, грудное молоко которойуказывает на плодовитость и семейное счастье, вот он павлин представляющий древнеримскую богиню Юнону, покровительницу браков. В результате на свет появилось полотно, где обнаженная Леда (кстати, вот уж если совсем идти вслед за сюжетом, то вряд ли она гуляла по лесу полностью обнаженная) типичных ренессансных пропорций миловидная женщина, в лице которой угадываются черты Джоконды и автопортретов Леонардо, стоит в обнимку с черным лебедем. Любовь, утки и гуси тоже улетают в жаркие страны, а одомашненные лебеди уже много столетий украшают водоёмы дворцов и богатых усадеб, а зимой живут в сарайке (как и павлины).
Опять же— постоять, посмотреть, почувствовать. Естественно, эти способности не могли пройти мимо художников и скульпторов, которые вдохновлялись необычными способами воспроизводства божественной силы (и очень может быть, что завидовали ему). Огромное количество статуй, картин, медалей, камей посвящено Зевсу и его приключениям. Любовь к мифологическим сюжетам Рубенс (1577-1640) перенял у своего учителя Отто ван Веена (приб. 1556 –1629), художника и гуманиста, отличающегося глубокими знаниямиистории и мифологии античности. Темная речная вода, на песке — сорванные белые лилии да кувшинки.
Женат, между прочим, на богине Гере (она же его сестра), но он ей изменяет. Интересно, как отреагировала бы на такое предложение законная жена. Хотите удостовериться – загляните в Википедию.
Молва говорит ab ovo, что означает в переводе с латыни – «с яйца». И счастье это прекрасно. Но что и как привлекает художников в выборе сюжета – вопрос сложный. Либо же она снесла тройное яйцо из которого появились Кастор, Полидевк и Елена. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Когда ветер колышет высокий береговой тростник, тотиздает высокиежалобныезвуки.
Пораженный и возбужденный красотой Леды, Зевс возник перед ней в образе лебедя. Зевс избежал этой участи – его мать Рея подсунула супругу камень вместо младенца. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Существуют и другие версии мифа. Не с яиц.
Сказать «часто» – ничего не сказать. Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две— Рубенса) и скульптурная версия Амманати. Во-вторых, они носят разные имена и эпитеты (при всем том, что речь идет об одном и том же боге). Вероятно, подумав: «Коль не моя, так пусть будет на веки вечныебожественно-печальна». Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката.
Именно из-за него стоит попасть на выставку в Лондоне (или побывать в Музее Прадо в Мадриде), куда он вернется после её окончания). АС Пушкин в «Гавриилиаде» так описывает процесс сошествия на Марию Святого Духа (правда, здесь голубь, а не лебедь, но все равно – птичка):«И что же. Их – четверо, что говорит о том, что у Леонардо была своя трактовка мифа. Hlne Fourment, 1614-1673), согласно поэту Яну Каспару Гевертсу (нид. Беспрерывно.
Те помогли, как могли: превратили красавицу в речной тростник. Еленастала музой и моделью пожилого художника именно её он вводит в «Сад любви», райское место, символизирующее бесконечную любовь и счастье.
Фантазии Зевса при соблазнении безграничны. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Последний из холстов, о котором я хочу рассказать, особенный. Леда – дочь этолийского царя Фестия. Другой его учитель жил веком раньше: Микеланджело (1475-1564).
Там его вскормила своим молоком коза Амалфея (чей рог стал рогом изобилия), а воспитанием занимались разные божества, типа, куретов, нимф и корибантов. Во-первых их очень много, этих богов и полубогов. Убегая от разгульногобогаПана, рожденного, прямо сказать, уродцем (с козлиными ногами, длинной бородой и рогами) и являвшегося повелителем дикой природы, онаобратилась к речным нимфам: мол, знаю, что он — повелитель, но — спасите. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства).
Зачем было все так сложно обставлять – не понятно, но ведь людям нужна загадка. Кто такой Зевс – уже как бы ясно. МаленькогоЗевса, согласно самой распространенной версии мифа, отправили на остров Крит. Они шумели, чтобы Кронос не услышал плач младенца Зевса и кормили его пчелиным медом, чтобы он успокоилсяЗевс вырос, сверг своего отца Кроноса, разделил с братьями Аидом и Посейдоном власть над миром, женился на своей сестре Гере и стал жить-поживать да добра наживать (на верхней картинке — «Зевс и Гера», художник Аннибале Карраччи). Он пишеталлегорию собственного счастья, которым переполнен. А образ лебедя создало изощрённое воображение Эллинских женщин-поэтесс и мифотворцев.
Причем, работаМикеланджело утеряна, а копии Рубенса — целы и невредимы. Как змей он соблазнил Деметру, а затем Персефону, как бык и птица – Европу, как лебедь – Леду, в виде золотого дождя – Данаю, ну и так далее. В результате получился красивый сюжет для девчачих фантазий. Причем фигурально это значит «с начала».
Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две— Рубенса) и скульптурная версия Амманати. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. От этого союза Леда родила яйцо из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.
И все они (творцы) никак не могли отвлечься от человеческой природы – от естественного пути соединения. Разобраться в греческой мифологии – непостижимая задача.
Видимо, все творцы мучились одним и тем же вопросом: а как это у них. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Поскольку владел Ледой не Зевс, а птица, то результатом совместно проведенного времени стало появление на свет яиц (версий здесь много – кто называет два, другие утверждают – три) из которых вылупились вышеназванные герои. Сегодня мы займемся его играми с Ледой. Причем очень давно – одно из самых древних произведений такого рода датируется первым веком до новой эры.