При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
И слава Богу. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Но Идас камнем сразил Полидевка.
Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Картины Питера Пауля Рубенса представляют собой удивительно цельное сочетание художественного брейгелевского стиля и лучших свершений венецианской школы. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Рубенс был красив во всем. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Художник дважды был женат. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. галерея Медичи в Лувре).
Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. А ведь оно только одно из многих. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Неужели она была настолько скромна. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует.
Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Присматриваясь к изображенным на картинах образам, можно с удивлением поймать себя на мысли, что они невероятно похожи на живых. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Соперничество кончилось трагедией. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни.
С наслаждением писал местные пейзажи. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Без сомнения Рубенс любил материальный мир, окружающий его, однако, вся его сущность была наполнена сильным восхищающим чувством веры. Но Рубенс никогда не был педантом. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Рубенс не считается мастером психологического портрета. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Разве что истинный талант.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. Все это тайна велика есть. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.