Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Каждая деталь интерьера должна будет пройти испытание за право соседствовать с произведением великого мастера.
Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). А ведь оно только одно из многих. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта.
Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Вследствие болезни он был практически парализован. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Им тесно в пределах двухмерного пространства. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Рубенс — создатель огромных барочных композиций.
Прирожденный художник-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого.
Презентация Картины Рубенса познакомит ваших детей с потрясающим художником 16 века. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Рубенс был красив во всем. Но Идас камнем сразил Полидевка. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным.
Но Рубенс никогда не был педантом. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. В данной статье мы раскрываем интересные, а порой даже вызывающие факты из жизни Рубенса Питер Пауля, Иеронима Босха, Пьера Ренуара, Сандро Боттичелли, Карла Брюллова.
Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Антверпенский период. Смотрим палитры в приглушенном (dull) и ярком (vibrant) вариантах.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс был художником огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Для просмотра презентации необходима программа Power Point. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Разве что истинный талант. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
галерея Медичи в Лувре). Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Рубенсовские женщины – белокурые красавицы с пышным чувственным телом и большими блестящими глазами.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Начиная от подаренной им родителями внешности и заканчивая полотнами, которые выходили из-под его кисти. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Соперничество кончилось трагедией. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. При желании каждую страничку презентации можно распечатать на принтере. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
С наслаждением писал местные пейзажи. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут.