Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения. На этот сюжет у Рубенса есть несколько картин: его привлекала возможность написать трех прекрасных обнаженных женщин на фоне идеального пасторального пейзажа. Рубенс (1577-1640), чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. галерея Медичи в Лувре).
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. А над ним сияющая богиня славы. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Персы же, придя, перебили многих из них, а еще больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
Сын у Рубенсов родился только через 7 лет после женитьбы и был назван в честь высочайшего патрона и крёстного отца— эрцгерцога Альбрехта. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Карлу Борромео). Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. По его поручению в 1603 посетил Испанию.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В Кабинете рисунков Лувра сохранился подготовительный эскиз композиции портрета герцога Лерма, созданный итальянским карандашом на тонированной бумаге, для которого позировал нанятый натурщик. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Художник восхищается пластикой человеческого тела, движениями рук, поворотом головы, женскими формами. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов.
Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Эта же комната служила и личным кабинетом. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Рубенс был красив во всем. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Любимов).
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца.
Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета. Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. После начала осады Бреды Рубенс попытался сделать при брюссельском дворе карьеру дипломата.
Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Чтобы показать высокое положение портретируемой, Рубенс сместил композиционные планы и поместил фрагмент архитектурного ионического портика на один уровень с лицом дамы, как бы возвышая ее над подданными. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский».
Возможно, это труды Сенеки. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса к природе и к жизни крестьян, которых он стал изображать.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. Соперничество кончилось трагедией.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Фигуры запечатлены в сложный момент движения и полуповороте, но они связаны между собой общим овалом портретной композиции77. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Казалось, ему было подвластно все.
С наслаждением писал местные пейзажи. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. А ведь оно только одно из многих.
Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты.
В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Антверпенский период. Вследствие болезни он был практически парализован.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Основная тематика, конечно, – образ юной жены. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Губерта, Диану на охоте и подобное. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
КОНТИНЕНТЫ. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. В них начисто отсутствует мистика. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Мастерская Рубенса, где работали такие его помощники, как Ван Дейк и Снайдерс и которую часто посещали другие талантливые антверпенские художники, была организована в застройке дома. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Его работы интересны тем, что он прежде всего выражал свое отношение к человеку, которого изображал. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Замысел и осуществление картины отличаются сочетанием новаторства и традиции: колорит явно отмечен подражанием Тициану, а тема и композиция столь же явно отсылают к нидерландским корпоративным и семейным портретам40. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной. Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Пространственная глубина с воздушной перспективой, свойственная более поздним произведениям искусства, на них почти отсутствует. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи.
Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Отпевание состоялось 2 июня. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Работу Рубенс предпочёл исполнять в Антверпене, но вёл интенсивную переписку, согласовывая все детали.
По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Но Рубенс никогда не был педантом. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Брак был заключён с большой поспешностью. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Рубенс заботился о своих авторских правах.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Разве что истинный талант.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Парис решил похитить Елену.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Все это тайна велика есть. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Но Идас камнем сразил Полидевка. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами.
Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи.
Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Без сомнения Рубенс любил материальный мир, окружающий его, однако, вся его сущность была наполнена сильным восхищающим чувством веры.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). 1750). На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Доброклонский и Н. Н.
Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
"Водружение" с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие, в то время как "Снятие", хотя действие изображаемое в нем, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное из потока времени. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Лекуре, «доходило до угодничества». В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Никулин. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Речь шла о «Воздвижении креста». Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии).
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Его великое творение "Снятие с креста", которое он создал для Антверпенского Собора в возрасте 37 лет, продемонстрировало гениальное умение художника распоряжаться красками, его тонкую чувствительность к свету, которая стала главной чертой его живописи. Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства»65.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Луки214.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Рубенс и себя не раз писал в ней. Игнатия (ныне посвящённой св.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Художник дважды был женат. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
В частности, были убраны бойницы. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Художник увлекся новым жанром — портретом.
«Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – так как не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Неужели она была настолько скромна.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
Луки. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Картина была подписана обоими художниками104. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.
В 1621-1625 годах Рубенс работает над большой серией из 23 картин, предназначенных для украшения Люксембургского дворца и изображающих жизнь Марии Медичи. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна.
Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В 1629 году он побывал в Англии. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.