Но при всей театральности целого фигуры в композиции расположены естественно и свободно. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Уже здесь принципы искусства Ван Дейка выражены со всей очевидностью. Вся картина проникнута чувством спокойного и безмятежного счастья. Наиболее удачно полотно московского Музея изобразительных искусств. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное. В 1600-08 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
Начиная с XVII века тонко выписанные с величайшей тщательностью цветочные натюрморты старых фламандских и голландских мастеров пользовались огромным успехом среди коллекционеров. Подобный метод привел к преобладанию у него определенного штампа. С удивительной изобретательностью увенчаны эти многоэтажные узкие фасады пышными фронтонами, в которых волюты переплетаются с гирляндами цветов (Дом лисы) или использован необычный мотив кормы корабля, как в Доме корпорации лодочников.
Браувер превосходит их смелостью образного замысла, живым темпераментом художника. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: ". восхваления Марии Медичи и уснащены аллегорическими и мифологическими персонажами. Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Ярко выраженный аристократизм образов сочетается в них с эмоциональной и психологической утонченностью: портреты Филиппа Уортона (1632 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Мери Расвен (ок. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. На полотне Бальёра представлен интерьер такой галереи.
Тут пирушка в разгаре – крики, хмельные рожи все усиленно потчуют «короля» убеленный сединами, разнеженный, пьяный, в короне, съехавшей набок, он, хоть и не настоящий король, придает привкус иронической сказочности зрелищу разгула. Национальная галерея. Юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу.
Все просто, трезво, деловито в его картинах. Повадки его и жесты – как у настоящего крестьянина. Точностью и содержательностью характеристик отличаются портреты художников: усталого, строгого Снейдерса (Вена, Музей), молодцеватого Снейерса (Мюнхен, Старая пинакотека), добродушного Крайера (Вена, галлерея Лихтенштейн), врача Лазаруса Махаркейзуса (1622—1630 Эрмитаж), филолога и издателя Яна ван ден Ваувера (ГМИИ им.
Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. А. С. Пушкина Эскиз к погибшей мюнхенской картине «Муций Сцевола». Мухи в натюрмортах означали зло и грех, кузнечик был символ дьявола и разрушения, ящерица (как и бабочка) со времен античного Рима символизировала смерть и возрождение. Вольное переложение Рубенсом картины Караваджо «Положение во гроб» ярко свидетельствует об интересе Рубенса к творчеству этого мастера.
Работы Браувера приобретают более созерцательный характер, окрашиваясь мягким юмором. К этой работе близок по времени выполнения и «Портрет молодой дамы» в Музее изобразительных искусств им. Движения всадников, похищающих молодых женщин, полны мужественной решительности и энергии. Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок. мастера фламандского караваджизма подпадают под влияние искусства Рубенса. Юношей он уехал в Голландию, где, возможно, учился в Гарлеме у Франса Хальса работал в Гарлеме и Амстердаме.
К началу Этого периода относится цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625 Лувр), занимающий важное место среди других монументально-декоративных композиций Рубенса. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. У Ван Дейка это руки. 1580—ок.
Среди многочисленных портретов Карла I, написанных мастером в традиционных приемах, это полотно выделяется особой оригинальностью замысла. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед Парисом, держащим золотое яблоко, которое он присудит красивейшей из трех. Во время пребывания в Италии Рубенс посетил Геную, где увлекся великолепными произведениями архитектуры 16 века. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю.
Его картины выдают навыки и приемы голландцев. По-видимому, до 1630 г. исполнена смелая и оригинальная по композиционному замыслу картина «Моисей, высекающий воду из скалы» (Карлсруэ, Музей). Это изображения некрасивых, простоватых фламандских крестьянок, стерегущих стада на сочных лужайках или непринужденно отдыхающих у обочины дороги («Пейзаж со спящими крестьянками» Мюнхен). Среди этих работ «Портрет Марии де Тассис» – истинный шедевр.
Такая живопись пользовалась неизменным успехом у коллекционеров. Произведения Иорданса даже на религиозные и мифологические сюжеты трактуются в жанровом плане, персонажи, чаще всего данные в бытовом окружении и всегда написанные с натуры, кажутся порой слишком тяжеловесными.
Между тем на политическом горизонте Англии обозначаются значительные перемены. Они писали своих отечественных красавиц – пышных, широкобедрых и дебелых. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Караваджо («Поклонение пастухов»). Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда.
Михаила в Лувене (1650—1666) Г. Хесиуса и брюссельскую церковь Иоанна Крестителя ордена бегинок (1657—1676). В первые годы жизни в Антверпене (1608-12) Р. одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610-11 и «Снятие со креста», около 1611-1614, собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Сусанны Фоурмен (1620-е гг. Лондон.
Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). По заказу банкира Николаса Ионгелинка он создает свою знаменитую серию «Времена года», пишет «Вавилонскую башню» и «Спор между постом и масленицей». Лицо Марии дышит глубокой скорбью, отчаяние Магдалины неподдельно. Его искусство в известной мере более однопланово.
он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать. Мел, сангина. Снейдерсу принадлежит видная роль в истории натюрморта. «Пьяный силен» Ван Дейка, пожалуй, мог бы быть написан и Иордансом.
Для характеристики этого мастера особенно показательны его жанровые вещи и в первую очередь много раз варьировавшаяся им тема «Король пьет» или «Бобовый король». Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Живописная манера мастера достигает особой широты. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
К 1630-м гг. Впечатлению довольства и беззаботности способствует и его светлый изысканный колорит. Нидерланды (Фландрия). Рубенса, который любил его больше всех своих учеников. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Спокойнее и торжественнее поздние пейзажи Рубенса. Фламандская скульптура 17 в. развивалась в общем c архитектурой русле барочного искусства. Луки и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника.
Антверпен. Рубенс. К этому сюжету он обращался не раз (ок. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Однако искусство этого самобытного мастера не было некоей исторической случайностью. Из общего оливкового тона выделяются звучные пятна белого, синего, особенноо красного (омары, мясо, ягоды, одежда лавочника или лавочницы). Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира.
У Рубенса был любимый ученик – Ван Дейк. Мотивы «Маннекена-пис» охотно обыгрывал и Иордане в своих картинах. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. На эрмитажной картине «Бобовый король» (ок.
Но творчество Браувера не имело достойных продолжателей. Иногда их снисходительно наблюдают представители высших классов. Обучение (с 1607 г. ) у Адама ван Ноорта не оказало большого влияния на художественное развитие Иорданса. В «Кермессе» (ок. Адриан Браувер. Сцены из жизни Марии Медичи нельзя назвать историческими картинами, в них лица исторические соседствуют с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями.
Тяжелые столы ломятся под грудами всякой снеди. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение. Прадо. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
В юности он находился под сильным влиянием своего учителя и работал в его мастерской. Мир есть целое и человек спокойно и радостно ощущает свое единство с ним. Развеваются флаги, блестят позолота и парча.
Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. Нидерланды (Фландрия). Снижаются и живописные качества его произведений.
Барокко. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635), богини Венеры («Суд Париса», ок. Он изображает компанию курильщиков, мирно беседующих между собой или создает такую картину, как «Крестьянский квартет» (Мюнхен).
В условиях Фландрии официально господствующим искусством было барокко. Рубенс — точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (28. 6. 1577, Зиген, Германия, — 30. 5. 1640, Антверпен), фламандский художник. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Недостаток средств привел к сокращению придворных заказов и Ван Дейк еще раз попробовал испытать счастье на континенте. Однажды он написал знаменательные слова: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил». Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. Человек огромной творческой активности, он мечтал о коренном преобразовании фламандской архитектуры.
Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Мастер многократно варьирует одну и ту же тему, один и тот же уголок природы. Около 1630. Stechow W., Rubens and the classical tradition, Camb.
В 1611 году родилась их первая дочь, Клара Серена. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. 1620, Эрмитаж). Этот цикл весьма характерен для его понимания исторического жанра. Давид Тенирс.
Заложенные Ворстерманом основы этого нового стиля были продолжены и развиты его учениками и последователями, которые все же не могли достичь широты и свободы Ворстермана, хотя среди них были и такие одаренные мастера, как Пауль Понциус (1603—1658), особенно известный как первоклассный портретист, братья Больсверт — Боэций (ок. Однако фламандское барокко во многом существенно отличалось от итальянского. Пейзажи Р. («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Эта полнота оптимистического восприятия мира сближает Иорданса с Рубенсом.
Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретов английской придворной аристократии. Это благожелательность, общая положительная оценка героя изображения. Ее нежное тело, кажется излучает свет. Около 1636-1640.
Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Очень хорош и сам портрет в благородной гамме серого и золотистого. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (А. 1703). Однако произведения фламандского мастера существенно отличаются от работ голландских жанристов. кисть Р. воспроизводит, в частности, тончайшие цветовые и фактурные нюансы человеческой кожи, позволяя ощутить в прозрачности и теплоте карнации биение горячей, пульсирующей крови. С 1625 правительница Фландрии поручала Р. сложные дипломатические миссии: он ездил в Голландию (1627), Испанию (1628-29), Англию (1629-30). Картины Р. 1630-х гг.
1635 Дрезден). 1624. Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся.
Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета. Около 1638-40. Стоит посмотреть на его картину «Гуляки» в Эрмитаже.
Позднее он меньше увлекается эффектами светотеневых контрастов. Сам Рубенс и сидящая у его ног жена изображены в полных внешнего светского изящества позах. Более сдержанно и утонченно творчество Яна Фейта (1611—1661), другого выдающегося мастера фламандского натюрморта. Поздние произведения художника, сохраняя иногда красочность и мастерство в изображении отдельных подробностей, в целом исполнены ложного барочного пафоса.
Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем. Рубенс — (Rubens) Питер Пауль (1577-1640) — фламандский художник. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь и сбереги их.
И не потому, что они не любимы или не интересны. Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. Иероним», «Пьяный силен» Дрезден).
Он охотно пишет одиночные фигуры людей, то погруженных в свои невеселые думы, то наигрывающих на гитаре, то ласково беседующих с животными («Человек с собакой», Остербек, собрание Хелдринг «Трактирщик», Мюнхен). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Правда, в портретах властителей, например в портрете Марии Медичи (1622— 1625 Прадо), правдивость и жизненная сила характеристики лишь с трудом прорываются сквозь условность парадного барочного портрета вот таким образом гораздо большую художественную ценность имеют для нас портреты лиц или близких художнику или не стоящих на вершине социальной иерархии.
Ромуальда. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Фейт не стремится, в отличие от Снейдерса, к созданию произведений мощного монументально-декоративного размаха. Во Фландрии любили соленый юмор и простоту нравов: недаром жители Брюсселя сделали своей шутливой эмблемой фонтанную статую мальчика «Маннекен-пис» исполненную в начале XVII века скульптором Дюкенуа и стоящую на главной площади города. вместе с Браувером, он отчасти подражал ему в создании жанровых картин.
Болезнь быстро прогрессирует. Еще Леонардо да Винчи заметил, что художники имеют склонность придавать своим персонажам те или иные автопортретные черты. Козлоногий бог лесов запросто присутствует на скудной крестьянской трапезе и чувствует себя как дома: он из той же земной глины, кряжистый и загорелый (в одном из вариантов Иордане изобразил сатира старым дедом), так же любит побалагурить.
1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Фрагмент. Рубенс. В «Водопое» радуют глаз и сочный колорит и серебристо-голубоватый свет, окутывающий картину и сочетание широких декоративных эффектов с тонкой передачей трепета листвы и мерцания влаги. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
Рубенс прославляет национальный тип красоты. Во второй половине 17 в., в период упадка страны искусство развивалось в иных условиях. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе.
Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Рубенс легко преодолевает условность религиозного сюжета, хотя формально он не вступает в противоречие с официальным культовым назначением картины.
Рядом с произведениями Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других фламандских живописцев первой половины 17 столетия работы их современника Адриана Браувера (1605/06—1638) кажутся необычными. Следуя творческому замыслу Рубенса, Ворстерман сумел только средствами черного и белого передать ощущение интенсивности красочных созвучий рубенсовских композиций, насытить листы эффектными переходами от яркого света к насыщенным бархатистым теням, обогатить и разнообразить выразительность штрихами, то нежными и тонкими, то сильными и энергичными. Среди лучших произведений архитектуры второй половины столетия можно назвать церковь св.
И все же портреты Рубенса занимают своеобразное и важное место в искусстве 17 века. жаловалась. И действительно, в предполагаемом автопортрете (Гаага, Mayрицхейс), написанном в последние годы жизни, он создает удивительный для своего времени образ. Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). У нас в сообществе мало представлены фламандцы. 1640 Мюнхен, Старая пинакотека), Томаса Уортона (конец 1630-х гг.
В большинстве ранних картин Р. сказываются пережитки Маньеризма, но отдельные работы уже предвещают новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Вернувшись в Антверпен, Р. занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 Мюнхен)—пример обращения Рубенса к мифологической теме. В «Поклонении волхвов» Рубенс освобождается от моментов повышенной театральности, свойственной его более ранним алтарным композициям. Рубенс пишет очень жидко иногда под красками просвечивает тон грунта.
И в них мы находим такие же полнокровные, сильные, выхваченные из жизни народные типы. П. П. Рубенс.
Rubens before 1620, Princeton, 1972. Барокко. пер. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. 1615 – 1618 Мюнхен), камеристки (ок. Такая же подвеска лежит на столе, рядом с грудой монет того времени.
— Письма, М. — Л., 1933. Лит. : Гершензон Н. М., Рубенс, М. — Л., 1938. Женитьба Рубенса стала новым этапом его жизни исполненным безмятежного семейного счастья. Так, автопортрет с первой женой — Изабеллой Брант (1609—1610 Мюнхен) выполнен еще в несколько жесткой манере. Около 1629-30 Эрмитаж, Ленинград. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Похищение дочерей Левкиппа – двух рыхлых нагих красавиц – не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции с вздыбившимися конями, какую соорудил Рубенс на этот сюжет.
В противоположность интимному голландскому натюрморту фламандский натюрморт граничит с сюжетной композицией. «Сборщики податей» – одна из самых ранних работ, представленных на выставке.
Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616-17, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615-16 и около 1618-20, там же).
Бавона) работы льежского мастера Жана Делькура, ученика Бернини. Заваленный заказами, он, подобно Рубенсу, окружает себя учениками-помощниками. В Риме он создал портрет ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (Флоренция, Питти). В целом, за исключением надгробных статуй, в которых создавались портретные образы, фламандская скульптура имела ярко выраженный декоративный характер.
Так, в музеях Мюнхена, Касселя, Будапешта, Москвы имеется несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина», написанной на сюжет басни Эзопа. Флоренция. Вдохновляющие Рубенса архитектурные идеалы своеобразно преломились в решении наиболее сохранившихся частей — парадных въездных ворот в виде трехпролетной триумфальной арки, богато украшенной рустом, скульптурным декором и увенчанной нарядной балюстрадой, а также в небольшом изящном садовом павильоне. Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», 1638, Музей истории искусств, Вена).
Эрмитаж, Ленинград. Рубенс. Иордане был также автором ряда портретов. «Старшая дочь Б. Жербье». Они изображают трапезу крестьянской семьи, которую посещает козлоногий сатир. Иордане уже избегает здесь резких светотеневых контрастов.
Полные напряженной динамики, охотничьи сцены Снейдерса имели огромный успех. Себастьян полон сил под градом стрел.
Семья живёт за городом и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка – схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Около 1612-15. Среди поздних фламандских мастеров заслуживает внимания лишь Ян Сибереггс (1627—ок.
П. Рубенс.
Галерея Палатина. Художественная индивидуальность Иорданса проявляется уже в его ранних работах. В начале раннего периода (примерно до 1611—1613 гг. ) в творчестве Рубенса еще дают себя чувствовать, особенно в алтарных и мифологических композициях, влияние Караваджо, а в портретах — последние отголоски маньеризма.
Создавший на своем веку столько бурных «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином. Показательно, что в это время особую популярность завоевывают идиллические сельские композиции Тенирса, по мотивам которых создаются многочисленные шпалеры не только во Фландрии, но и в других странах Западной Европы. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Примерно к этому же времени относятся многочисленные «Вакханалии», в том числе «Вакханалия» (1615—1620 Музей изобразительных искусств им. Но главной областью его творчества являлся все же портрет. В соответствии с настроением пейзажа находится и стаффаж (сцены грабежей, нападений, одинокие зловещие фигуры бродяг).
В типах тщетно было бы искать утонченности, подробности сцены отдают подчас грубостью, но на всем лежит печать подлинного веселья, здоровья и удовлетворенности окружающим. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Так фламандская живописная школа пустила корни и дала новые побеги за рубежом. Из характернейших работ мастера можно назвать «Драку крестьян при игре в карты» (1630-е гг., Дрезденская галерея) или «Сцену в кабачке» (ок. «Пейзаж с радугой».
Те же черты отличают предпринятое тогда Ван Дейком издание портретов его выдающихся современников, гравированное по его рисункам с натуры и известное под названием «Иконография Ван Дейка». Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Лазарев В. Н., Рубенс, в его кн. : Старые европейские мастера, М., 1974, с. 9-54. Таким обычно представляют себе облик «Художника» те, кто в простоте души полагает, что у людей художественной профессии и внешность должна быть соответственной.
Карл I жалует ему звание главного живописца короля, возводит его в рыцарское достоинство. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Он создает здесь тип аристократического парадного портрета, где эффектность подачи образа, его изысканность стоят на первом плане («Портрет маркизы Спинола Дориа», Берлин). Пышные разрезные рукава, перехваченные у локтя атласными лентами, акцентируют внимание на талии. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594-98). Присущее Ван Дейку чувство меры все же спасает его от грубой лести. По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать с великим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). В 1620-е гг.
Мюнхен. Рубенс. Разделение Нидерландов на Фландрию (С 17 в. под Фландрией подразумевалась не только собственно Фландрия, самая богатая область южных Нидерландов, но и все южные Нидерланды в целом. ) и Голландию было обусловлено развитием нидерландской буржуазной революции. Лучший среди них луврский портрет Елены Фоурмен с детьми (после 1636). Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и вскоре вступает в брак с молоденькой шестнадцатилетней дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен (в иной транскрипции – Фаурмен). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Все большая зрелость и последовательность реалистических устремлений художника должны были побудить его выйти за пределы крута библейских и античных тем. К последним годам жизни относятся пейзажные работы Браувера. А. С. Пушкина в Москве. White Ch., Rubens and his world, N. Y.
преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622-1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). в рус.
Одно из самых значительных произведений этих лет — портрет молодой красавицы Марии Луизы де Тассис (Вена, галлерея Лихтенштейн). Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Работая в 1630-х гг. С этим связано и возникновение во фламандском искусстве специфического интерьерного жанра «галереи коллекционера».
Рубенс изображает Елену Фоурмен не только в портретах. Определенную роль в этом плане сыграло творчество Адриана Браувера (1606—1638), бывшего учеником Франса Хальса, но после нескольких лет работы в Гарлеме и Амстердаме оказавшегося в Антверпене (в 1631 г. ). Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Другие пейзажи Браувера проникнуты драматической взволнованностью. Эрмитаж). Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс и др. ). Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
«Крестьянский танец». Мюнхен. Рубенс. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. Они являются алтарными композициями, занимающими определенное место в церковном интерьере.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Жак (Якоб) Йорданс, очевидно, пригласивший Снейдерса к сотрудничеству при создании этого масштабного полотна исполнил все человеческие фигуры. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов. Он становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Антония»)— или изображениями забавных пустяков — сценок, в которых обезьяны представлены выполняющими различную работу в кухне или парикмахерской («Обезьяны в кухне» Эрмитаж). Мастер создает в этот период динамичные по композиции картины на религиозные сюжеты.
Он имеет смелость быть самим собой.
В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. Ее второе имя намекало на титул «серениссима» («светлейшая»), в честь инфанты Изабеллы Клары Евгении, при дворе которой работал Рубенс и которая, предположительно, была крестной матерью девочки.
1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. Эти черты в полной мере проявляются в творчестве одного из видных фламандских жанристов середины 17 века Давида Тенирса Младшего (1610—1690). Изучение генуэзской архитектуры имело для Рубенса не только познавательный интерес. Брак принес ему солидное приданое, а также дружбу и покровительство Рубенса. Усилия не пропорциональны цели. Сверкающие перламутровым блеском рыбы, черепахи, моллюски – все великолепное нагромождение богатств водной стихии – здесь написаны прославленным натюрмортистом Франсом Снейдерсом, по поводу которого было замечено, что он любой nature morte стремился превратить в nature vivante (то есть «мертвую натуру» – в «живую»).
Но дело не в количестве учеников. Хотя его творческое сотрудничество с Рубенсом длилось весьма недолго, оно было чрезвычайно плодотворным как по количеству созданных гравюр, так и по художественным результатам. 1632 г., Эрмитаж). Карла Борромея в Антверпене П. Хейсенса, 1614—1621 гг. ). Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения.
Их роднили рубенсовское начало, рубенсовская школа, в которой и то и другое – изысканность и грубоватость – как-то органически уживались. У Иорданса два любимых сюжета – «Сатир в гостях у крестьянина» и «Король пьет» : он их писал по многу раз в разных вариантах. Она интересует его главным образом с праздничной стороны. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Работал вАнтверпене, в 1600-08 в Италии. в Брюсселе работы Ж. Франкара, церковь св. По жизнеощущению и жизненному тонусу Иордансу близок Снейдерс – только в другом жанре. Он имел рыцарское звание, а также был хорошим другом Марии Медичи и папы Римского Павла V. Наряду с Караваджо, Пуссеном, Веласкесом, Рембрандтом, Рубенс принадлежит к плеяде крупнейших живописцев XVII столетия, глубоко индивидуально выразивших два главных стилевых направления времени — барокко и классицизм. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу.
«Аллегория Мира и Войны». Его портреты полны чувства то симпатии, то вежливо-почтительного уважения, то радостного восхищения моделью. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. 199 x 379 см. Христос даже на кресте выглядит атлетом.
Свойственная и ранее художнику тяжеловесность композиции и фигур становится чрезмерной. Всего две фигуры – оборванный, опухший старик с остановившимся взглядом держит в руке стакан и рядом с ним, в тени, некая услужливая темная личность – его собутыльник. Благодаря наставлениям Рафаила Товий успешно вернулся из путешествия и смог вылечить отца от слепоты.
тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. Дерево, масло. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Рубенс схватывает целое во всем его многообразном единстве. У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы были завершены по эскизам художника его учениками. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Брейгель Старший и др. ). После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Третьим крупнейшим представителем фламандской живописи был Якоб Иордане (1593—1678). За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Конечно, Рубенс не мог сам исполнять все, что выходило из мастерской под его именем, – все эти алтарные композиции, плафоны и серии «триумфов» вроде цикла «Жизнь Марии Медичи» из двадцати полотен, заказанного королевой Франции. Скульптура же там, как всегда, занимала скромное место и была лишь декоративной. Свои самые известные произведения художник написал в свои последние шесть лет жизни.
Дерево, масло. Ван Дейк подобной участи избежал. 1634) и Схельте Адаме (1581 – 1659), лучшие работы которого представляют гравюры с пейзажей Рубенса.
Я дуюсь на него порой. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие сокреста», ок. С 1630-х гг. Цикл «Жизнь Марии Медичи» состоит из двадцати больших композиций, предназначенных для украшения одного из залов Люксембургского дворца. Мадрид. Рубенс. Если фламандские караваджисты Теодор Ромбоутс (1597—1637) и Герард Сегерс (1591—1651) следовали в своих произведениях установившемуся шаблону, то творчество Абрахама Янсенса (1575—1632) отмечено чертами большей самобытности и свежести.
Кузнецов Ю. И., Рисунки Рубенса, М., 1974. (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Эти копии были использованы для изготовления гравюр изданных в 1660 г. в альбоме «Театр живописи» (лат. просила-- размер имеет значение.
Цветочный букет, входящий в княжескую коллекцию с 1787 года, так прочно ассоциируется с ней, что даже вошел в историю искусства под названием «Лихтенштейнский букет». Произведения Браувера, пренебрегавшие показной добропорядочностью и лицемерной моралью, шокировали вкусы «хорошего общества».
Крупнейшим натюрмортистом Фландрии 17 в. был соратник Рубенса Франс Снейдерс (1579—1657). По возвращении Ван Дейка на родину начинается второй антверпенский период его творчества (1627—1632). Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер. В его пейзажах чувствуется оттенок личного переживания. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью.
В «Воздвижении креста» (ок. В портретах Марии Медичи (ок.
А. С. Пушкина). Старая пинакотека. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии». Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.
Молодая мать держит на коленях младшего сына и с задумчивой нежностью склонила к нему лицо. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рубенс был замечательным мастером рисунка. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».
Теснее других он был связан с реалистической традицией старонидерландской живописи. С 1630 г. — он придворный художник эрцгерцогского двора. Тем самым Ван Дейк не только создает произведения высокохудожественной ценности, но придает им значение важных историко-бытовых документов («Портрет Карла I», Лувр). 1630—1640, Вена, Музей истории искусства). Но внешняя представительность сочетается с раскрытием богатой внутренней жизни человека.
Художественно-исторический музей. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Простые по композиции, великолепно нарисованные, эти портреты по краскам обыкновенно неярки. Эскиз «Арки Фердинанда», воздвигнутой в Антверпене в честь победы испанского инфанта-кардинала Фердинанда над шведами в битве при Нёрдлингене. Их производство было тесно граничит с расцветом живописи, ведущие мастера которой (в том числе Рубенс и Иордане) создавали картоны для шпалер.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В Англии его слава достигла апогея. Некоторые из портретов близки к его картинам («Семейный портрет», ок. Но не сюжетные картины были подлинным призванием Ван Дейка. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Музыка его флейты — это радостная и свободная песня самой природы.
Ван Дейк работал в течение одного дня над несколькими портретами. Эти шаловливые амуры – «путти» – начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну. Для Тенирса характерны метко схваченные типы и свежее чувство природы. Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то Святым Себастьяном и во всех его религиозных композициях сквозит настроение грустно-элегическое. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Фигуры, сидящие на скале, – маленький крылатый Амур и посланник богов Гермес, в данном случае покровитель торговли, превращающей морские дары в богатство. Это блестящие обстановочные портреты-картины. За время до 1621 года в так называемый «первый антверпенский период» творчества мастера, его портретные работы отличаются строгим реализмом. Около 1611-18 Р. выступает также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Р. в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятников античного искусства). К 1615-20 Р. завоевал широкую известность и признание.
А. С. Пушкина «Фрукты и попугай», 1645, Эрмитаж «Фрукты и цветы», Брюссель, Музей изящных искусств). мастер с 1598. В год создания портрета Марии было 19 лет. Колорит мастера становится ярче и эффектнее, декоративная сторона возрастает.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В сравнительно больших по размеру, но мелкофигурных композициях Тенирс особенно любит представлять празднества, радостные трапезы с танцами под открытым небом: «Деревенский праздник» (1646, Эрмитаж), «Крестьянская свадьба» (1650, Эрмитаж). Мощный ветвистый дуб осеняет своей листвой танцующих., 1968. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. В «Поклонении пастухов» (1618 Стокгольм, Музей) полные трогательного простосердечия крестьяне окружили молодую некрасивую фламандку с ребенком на руках. Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм из-за недостатка изысканности и изящества.
В 1633 г. он вступил в Гильдию Святого Луки (нидерл. По дороге его сопровождал архангел Рафаил, принявший облик простого путника. Религиозные сюжеты играют у Ван Дейка видную роль. Кончается определенный период его жизни. Гимн женщине — матери и возлюбленной великолепно воплощен в этой земной мадонне.
Картина выдержана в горячей цветовой гамме со множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто-коричневого. Мадрид. Чтобы при похищении девушки никого не испугать своим появлением, он превратился в великолепного быка, у которого шерсть сияла как золото. Все картины цикла были выполнены в духе откровенного. В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
Католицизм сохранил в стране свои господствующие позиции. Это огромный импозантный алтарь (1665—1666) из черного и белого мрамора с золочеными капителями колонн, украшенный барельефами и увенчанный колоссальной (3, 75 м) статуей св. В одном из подготовительных рисунков к «Охоте на кабана» Рубенс сочным сопоставлением света и тени уверенно лепит форму, передает контрасты узловатых, напряженно изгибающихся стволов дерева и легкого трепета пронизанной мерцающим светом листвы.
Его «пиры» происходят на самых низших ступенях общественной лестницы и далеко не так веселы. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. ". 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», ок. 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природныхсил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», ок. 1635-40), полные живого обаяния портреты («Камеристка», ок.
Рисункам Рубенса свойственна широта и свобода исполнения: то усиливая, то ослабляя нажим карандаша на бумагу, он схватывает характерный силуэт фигуры, передает напряженную игру мышц (этюд к «Воздвижению креста»). Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Вена. Рубенс.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Он показывал, как эти обитатели «дна» посильно развлекаются, дерутся играют в карты и как они понуро сидят где-нибудь в мрачном углу или стараются согреться около слабо тлеющего камелька. За ними чудится призрак пустоты. Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Барокко.
Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом игрой светотени, чему он учился у Караваджо и конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паоло Адорно). Петра. Около 1632-35. Можно думать, что известную роль тут играло и личное обаяние художника.
«Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Типичным для всей серии произведением является «Прибытие Марии Медичи в Марсель». Его сюжеты полны драматизма, образы необычайно экспрессивны, жесты и мимика схвачены с исключительной остротой.
Этому способствовало и то, что он не посетил Италии и вдобавок не стремился к тому, чтобы приноравливаться к итальянским образцам. «Статуя Цереры». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
В этих работах фигуры людей, античных божеств и животных сплетаются в сложнейшие, пронизанные безудержной динамикой композиционного построения. Первый – самобытный сплав мифологического барочного жанра с чисто бытовым и юмористическим. Автопортрет.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Как характерный образец реалистического и несколько грубоватого искусства Иорданса может служить также картина «Сатир в гостях у крестьянина» (Москва, ГМИИ). К первой половине 17 столетия относится деятельность семьи скульпторов Дюкенуа. Более параден портрет семьи Иорданса (Мадрид, Прадо). Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
Ромуальда. Еще юношей, двадцати одного года, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен и отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист, особенно в Генуе, среди генуэзской аристократии. Отчасти этим был обусловлен расцвет портрета и пейзажа в его творчестве 1620—1630-х годов. Но, как и прежде, его главным призванием остается портрет.
Доброклонский М. В. (сост. ), Рисунки Рубенса, М. — Л., 1940. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Эрмитаж, Ленинград. Рубенс.
Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». С большим мастерством исполнено и надгробие архиепископа Крюзена (1669). 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Вероятно, на протяжении нескольких лет она была собственностью Корнелиса I де Бальёра, торговавшего произведениями искусства. Тяготясь одиночеством, художник принимает поручение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Несмотря на явно выраженный жанровый уклон творчества Иорданса и на то, что сам Рубенс написал несколько замечательнейших жанровых произведений, в непосредственном кругу Рубенса бытовая живопись все же не получила большого развития. В центре композиции на первом плане – владелец коллекции, демонстрирующий своим элегантно одетым гостям ее главную гордость – размещенную на мольберте картину изображающую аллегорию «суеты сует» (vanitas vanitatum), по-видимому, кисти Корнелиса де Воса. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса». «Королём художников и художником королей» называли Рубенса. У него нет глухих теней – все светится. Чаще всего он изображает ночные пейзажи, освещенные неровным светом луны, скользящим по несущимся разорванным облакам и шумящим от ветра деревьям («Дюнный ландшафт с восходящей луной» Берлин).
Главным центром его был Брюссель. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Теперь мы дружим и в Государственный Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина приехали из Лихтенштейна величайшие шедевры фламандской живописи. С 1617 мастерская Р. выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622-25, Лувр, Париж. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
В 1621 – 1627 годах Ван Дейк работал в Италии. С одной стороны, такое понимание образа человека соответствовало целям официального барочного портрета, посвященного изображению «достойных», «значительных» лиц с другой стороны, в таком отношении к человеку находил свое выражение жизнеутверждающий оптимизм и гуманизм самого Рубенса. Р. отказывается от пёстрых, локальных красок.
Подъем фламандского искусства сравнительно недолог – первая половина XVII столетия. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. земли. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Коллекционирование произведений искусства – старого и современного – переживало расцвет в XVII веке: «галереи шедевров» были широко распространены среди аристократии Антверпена и Брюсселя. Варшавская М., Картины Рубенса в Эрмитаже, Л., 1975.
Невежина В. М., Рубенс,, 1938. Сын великого Питера Брейгеля Старшего «Мужицкого», за свою деликатную манеру письма получивший прозвище «Бархатный», создал изысканный, рафинированный стиль живописи с тщательно прописанными миниатюрными деталями. Искусство Йорданса самым тесным образом граничит со старонидерландскими традициями.
Эти скучные, сухие произведения интересны лишь как историко-художественные документы, так как в них с педантической точностью представлены находившиеся в галлерее многие замечательные произведения. С особой виртуозностью Фейт передает фактуру изображенных предметов: нежных переливчатых жемчужно-серых перьев птиц, пушистого мягкого меха зайца, влажного, сияющего, как драгоценности, винограда («Битая дичь», Музей изобразительных искусств им. Острое чувство целого, выделение главного в изображенном событии изумительное мастерство мизансцены, глубокое понимание колористического единства картины, соотношения и градации тона и плотности мазка позволяют Рубенсу самыми скупыми средствами дать яркую, полную жизненной непосредственности картину события.
Мазок становится не только точным, но и эмоционально выразительным. Собственно религиозно-мистическая сторона сюжета Рубенса не интересует. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Королевский музей изящных искусств. Вместе с тем Рубенс передает самые тонкие нюансы формы и цвета.
Это позднее полотно запечатлевает четырех самозабвенно поющих крестьян и толстую фламандку с ребенком у горящего очага. В 1644 г. занял должность декана антверпенской Гильдии Святого Луки. Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего «радостное искусство» от «серьезной жизни». Рубенс привлекательнее всего в его позднем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше – природу и портреты своей молодой жены. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Такие же руки часто встречаются на портретах его кисти, кого бы он ни писал.
Уже на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. При всем том личное отношение Рубенса к своим моделям имеет одну важную общую черту. Уже через год молодой художник был избран в члены антверпенской корпорации живописцев.
Ее автор Лукас Файдхербе из Малина (1617—1697), один из наиболее известных фламандских зодчих и скульпторов 17 столетия, применил здесь оригинальное решение фасада в виде трех фронтонов из которых центральный господствует над боковыми. В мастерской Рубенсаработали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. И, наконец, Браувер.
Морские божества, охваченные общим волнением, приветствуют Марию. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Рубенс выписывает все детали роскошных костюмов, щеголяет виртуозным и точным рисунком.
И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы. Крупнейшим живописцем Фландрии после Рубенса был его талантливейший ученик и младший современник Антонис Ван Дейк (1599—1641). Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Все эти качества, светское обаяние и приятная внешность позволили ему много сил отдавать дипломатической деятельности. Многочисленные «Кермессы» изображают пиршества и развлечения принаряженных, хотя и несколько вульгарных, чрезвычайно сходных между собой поселян. «Водружение креста». Более ранние из пейзажей Рубенса, например «Возчики камней» (ок.
144, 8 x 193, 7 см. Адриан Браувер родился в семье ремесленника в городе Ауденарде. «Похищение дочерей Левкиппа». Но лучшие картины Рубенса написаны с начала и до конца самим мастером. Фигура примостившегося среди ветвей флейтиста как бы вырастает вместе с дубом из недр.
интерьере и тд и тп и говорить не приходится. Среди плеяды талантливых мастеров гравюры в первую очередь следует назвать Лукаса Ворстермана (1595—1675). Еще по возвращении из Италии Рубенс занял видный пост придворного художника испанских правителей Южных Нидерландов, женился на Изабелле Брандт, дочери состоятельного бюргера. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Примечательно, что творчество Рубенса по-настоящему развернулось именно по возвращении его во Фландрию и в процессе решения тех художественных задач, которые ставили перед ним условия общественной жизни родной страны.
Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. --бесполезно. Его алтарная композиция «Видение св. В портрете юной маркизы Бальбиани (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) все представляется необычным, отмеченным печатью особой рафинированной красоты: удлиненные пропорции, бледность лица и изнеженных праздных рук, великолепие темной, украшенной тончайшим узором мерцающих золотых кружев одежды. Ленинград, Эрмитаж), драматическая сила «Снятия со креста», ожесточенная борьба в «Охоте на львов» или «Охоте на кабана» (Дрезден), пафос мирового катаклизма в «Страшном суде» (Мюнхен), неистовость бойцов, сплетенных в яростной схватке не на жизнь, а на смерть в «Битве амазонок» (Мюнхен). Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Мазок в этих картинах приобретает стремительный беспокойный ритм. Признание скоро пришло к молодому художнику. Своеобразный жанр охотничьих сцен, в области которого работал и близкий к Снейдерсу художник Пауль де Вое (1596—1678), получил распространение именно во фламандском искусстве ибо изображение захватывающего зрелища яростной схватки травимых собаками диких зверей открывало особенно благоприятные возможности для излюбленных фламандскими мастерами эффектов.
Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. 1635 —1636 Лувр) и особенно в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 Прадо) Рубенс, отталкиваясь от традиций нидерландских реалистов 16 в., поднимается до обобщенного образа силы и величия народа. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому.
Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. ayuda de camara) обширных художественных коллекций. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. В небесах трубящая крылатая Слава возвещает о великом событии. его «демократизирующий» жанр сменился фантастическими образами — в его картинах появляются черти, ведьмы, уродцы («Искушение св.
Об этом свидетельствует его антверпенское «Снятие со креста» (1611—1614). Он пишет в это время главным образом зажиточных антверпенских бюргеров их жен и детей, а также своих товарищей художников («Семейный портрет», Эрмитаж). После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Около 1619-20. Менее удачны произведения мастера, в которых он стремится к созданию отвлеченно-аллегорических образов.
Они чрезвычайно аристократичны, а Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам чувствовал себя аристократом, хотя происходил из семьи богатого антверпенского бюргера. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Он наделяет свои изображения чертами идиллии.
Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах.
Мюнхен, Старая пинакотека). Arents P., Rubens — Bibliographic, Brux., 1943. Таковы радостная торжественность аллегории «Союз Земли и Воды» (между 1612 и 1615 гг. Спокойно величавый ландшафт воссоздает образ плодородной и могучей земли. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр).
1638), одной из трех граций (ок. 1620 Эрмитаж), отличаются несколько большим драматизмом композиции. Пространство заполнено грузными фигурами, окружающими стол, переполненный яствами.
Рубенс делал эскизы (по эскизам, кстати сказать, особенно хорошо видно, каким блестящим мастером он был), ученики писали по ним картины, а Рубенс потом завершал их последними, решающими штрихами, артистическими «ретушами». Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо. В сложении особенностей ее художественного языка как бы сливались два могучих источника.
Многие из них обнаруживают сильное влияние Рубенса («Св. 1635. В 1620 г. Ван Дейк едет в Англию, а затем в Италию.
Почтенный старец — отец семейства — сам «король», увенчанный бумажной короной, пьет вино из бокала, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Но, в отличие от современных ему фламандских живописцев, создававших, как Жак дАртуа (1613—1686), вымышленные, чисто декоративные ландшафты или тяготевших к идеализированному классицистическому пейзажу, картины Сиберехтса ближе к реальному образу природы родной страны. И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира. Так, брюссельская картина «Аллегория плодородия» (ок.
Основные произведения Файдхербе созданы им в Малине и находятся в соборе св. 1606, музейВальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. Развиваясь в формах барокко, скульптура вбирала в себя и многовековой опыт народного ремесла, древние традиции резьбы по камню и дереву.
«Пейзаж с юным Товием» – одна из лучших работ Яна Брейгеля Старшего. Кстати сказать, такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко – стиля принципиально атектоничного, пренебрегающего понятием целесообразности.
В 1612-20 Р., освобождаясь от этих черт, создаёт многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда». Вскоре, однако, этот тип портрета уступает место другому.
Эскиз «Коронация Марии Медичи», хранящийся в Эрмитаже, представляет собой подмалевок, слегка тронутый несколькими мазками лессировки. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
1618-20). Встреченный с почетом английским и испанским королями как художник мировой известности, он приобретает новые связи, покровительство царственных особ, его возводят в дворянское и в рыцарское достоинство. 1615 Эрмитаж). «Похищение дочерей Левкиппа» и «Вакханалия» в живописном отношении образуют переход к зрелому периоду в творчестве Рубенса (1620—1630). В этой картине изображена компания музицирующих крестьян в интерьере деревенского кабачка.
Около 1638-40. Эрмитаж. Вена. Рубенс.
Знакомство с живописью венецианцев обогащает композиционные приемы мастера, его палитру. Какая разница – называть это вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера.
Ярко и красноречиво обрисован каждый персонаж. Его произведения очень однообразны. Сын зажиточного антверпенского купца, он всю свою жизнь провел в своем родном городе.
Все, что дает плодородная почва Фландрии: плоды, овощи, фрукты, дичь, которой изобилуют ее леса, все, что захватывают сети отважных фламандских рыбаков, громоздится горами, свисает и падает за дубовые прилавки. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец.
Клара Серена умерла в возрасте двенадцати лет. Из современных итальянских мастеров он более всего ценил искусство Караваджо. и др. ). Выполненные им архитектурные зарисовки по возвращении на родину были награвированы Николасом Рейкемансом и составили вышедший в 1622 г. в Антверпене двухтомный увраж «Дворцы Генуи». Для «Сборщиков податей», как и для многих других работ художника, характерна реалистичная передача деталей иногда переходящая в гротеск. Ильдефонса» (1630—1632 Брюссель, эскиз в Эрмитаже) очень показательна в этом отношении.
Типичным мастером фламандской живописи второй половины 17 столетия был Давид Тенирс (1610—1690). У него был сходный гений по самому своему духу. Старая пинакотека. «Автопортрет с Изабеллой Брант». В творчестве другого его сына, Жерома Дюкенуа Младшего (1602—1654), сильнее проявились черты национальной самобытности.
Те же черты отличают и картины Иорданса на мифологические сюжеты («Воспитание Юпитера», Лувр «Мелеагр и Аталанта», Антверпен). Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. В 1640-х гг.
П. Рубенс. В сцене Воздвижение креста трагическое действо заставляет со всей силой психологического воздействия ощутить противостояние сил зла и побежденной несправедливости. Все своеобразие его дарования раскрылось в области портрета. Иордане выполняет в Антверпене совместо с Рубенсом ряд декоративных работ.
«Поклонение волхвов». В портретах доктора Тульдена (ок. Андромеда, превратившаяся в белокурую, пышущую здоровьем фламандку, полный мощи Персей, освободивший красавицу из плена дракона, крылатый его конь Пегас, амуры, венчающая героя слава — все овеяно поэзией и полно чувством ликования. Он не ставил своей целью создать глубокие психологические образы.
1611-14, «Персей и Андромеда», ок. В этом браке родились трое детей.
Но и это почти классическое по своим формам сооружение не кажется здесь чужеродным. 1625 Эрмитаж).
1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Эрмитаж обладает одним из лучших ее вариантов исполненным около 1638 года. Однако содержание картины не сводится только к апофеозу героя-победителя. Среди сюжетов, к которым он неоднократно возвращался, было изображение праздника «бобового короля». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Когда картина была готова, Рубенс проходил ее своей кистью, оживляя ее и устраняя имеющиеся недочеты. Примером такого рода исторических композиций Рубенса является находящийся в Музее изобразительных искусств им. Ван Дейк поселяется в Генуе, аристократической республике, тесно связанной с Фландрией торговыми отношениями.
Сюжет — семейная пирушка за обильно уставленным столом. Девятнадцатилетним юношей он пришел в мастерскую Рубенса. 1609.
В среде учеников и последователей Браувера резкость его манеры смягчается. Это уж не «вакханалия» – это разгул молчаливый, безрадостный.
А. С. Пушкина). Эти качества проявляются в изображении полных бессмысленной ярости пьяных драк (картины в музеях Дрездена, Москвы, Ленинграда) или азартных карточных игр («Крестьяне играющие в карты», 1630-е гг. Мартин и нищий».
Особенно полно его способность создавать обобщенный и одновременно жизненно убедительный образ природы раскрывается в «Ферме в Лакене» (1633 Лондон, Бекингемский дворец). Доныне в Бельгии продолжается традиция шутливого культа этой забавной фигурки как «самого древнего гражданина Брюсселя» : ему торжественно подносят подарки и на имя «Маннекена-пис» открыт даже специальный счет в банке. Художественно-исторический музей. Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки, под тяжеловесной роскошью костюмов прячутся тщедушные фигуры. Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» – произведения старинных мастеров.
Она стала музой художника в последний период его творчества. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Великолепен ею развевающийся плащ, переданный несколькими мазками ало-розового и темно-бурого, черного в тенях цвета. Прадо. К этому «второму антверпенскому периоду» творчества Ван Дейка относятся многочисленные работы мастера. «Шубка» (портрет Елены Фаурмент).
Как истинный портретист, Ван Дейк ищет в них не только внешнего сходства, но интересуется также проблемами психологического порядка и умеет остро охарактеризовать человека («Портрет молодого человека», Дрезденская галерея). 1594-1598). «Король пьет» – традиционный фламандский праздник «бобового короля» : в короли выбирают того, кому достанется боб, запеченный в пироге. Художник следил за модой, за требованиями заказчиков. И вместе с тем в картине есть и человеческая теплота и ощущение жизненной правды. С наибольшей полнотой особенности этого периода раскрылись в «Персее и Андромеде». Около 1610 -1611. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Ему только непонятны кое-какие обычаи людей и он с любопытством расспрашивает. Показательно, что и в интеллектуальной характеристике Ван Дейк подчеркивает исключительность этого человека, вносит в образ оттенок приподнятости. Вместе с тем Рубенс в своих лучших композициях отнюдь не ограничивался только внешними эффектами. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. 1648) изображена шумная семья фламандского бюргера. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Ее черты мы узнаем и в «Андромеде» (1638—1640 Берлин) и в «Вирсавии» (ок. И все-таки между ними есть что-то общее, характерно «фламандское». В ранних картинах Браувера (например, берлинской «Школе», написанной еще в Голландии) преобладают черты откровенного шаржа.
Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. Иордане особенно любил изображать бюргерские семьи, то беззаботно пирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейного концерта. Те же достоинства отличают и натюрморты Снейдерса (серия лавок, 1620-е гг., Эрмитаж).
Глава ее Жером Дюкенуа (до 1570—1641) был автором чрезвычайно популярной статуи для фонтана, сооруженного неподалеку от брюссельской Гранплас, которая изображает озорного малыша, пускающего струйку воды известного под названием Маннекен-пис. В картине много праздничного шума и откровенной придворной лести. В стремительном танце то развертывается, то свертывается движение хоровода. относится и большинство лучших пейзажей Р. («Пейзаж с радугой», около 1632-35, Эрмитаж, Ленинград). Виртуозное живописное мастерство Р. показывают также многочисленные эскизы (эскизы убранства Антверпена по случаю въезда инфанта Фердинанда, 1634-1635) и рисунки, отличающиеся тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и кривых изогнутых линий, а иногда и строго продуманной экономией в применении выразительных средств.
А ведь оно только одно из многих. Занимавшие такое важное место в творчестве Рубенса 1610-х гг. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. В 1623-1625 гг. Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами. Маннекен (по-фламандски — человечек) издавна стал настоящим любимцем жителей города, называющих его «самым древним гражданином Брюсселя».
Тело женщины написано с потрясающей реалистической силой, кажется, что ощущаешь, как в жилах пульсирует кровь. 1625—1628 Брюссель), обладающая рядом прекрасных деталей, в целом кажется надуманной, перегруженной массивными фигурами. В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. В портретной живописи Р. в 1620-е гг. Обаяние живописного языка Рубенса раскрывается и в его портретах зрелого периода. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Центральное место в позднем творчестве Р. занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638-40, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Ван Дейк, каким мы видим его на эрмитажном автопортрете, напоминает если не шекспировского Ромео, то по крайней мере Меркуцио – изящного, остроумного Меркуцио. Наряду с сельским хозяйством известное развитие получили также и некоторые новые отрасли промышленности (шелкоткацкое, кружевное, стекольное).
Наяды, сопровождающие корабль, привязывают брошенные с корабля канаты к сваям пристани. Такое решение отчасти определялось назначением произведений Рубенса. С 1630-х гг. Но тонко уловленные в каждом отдельном случае индивидуальные особенности модели, присущее ван Дейку чувство меры и, конечно, блестящее мастерство художника — все это вместе спасает его от грубой лести (портрет Томаса Уортона портрет Филиппа Уортона портрет Карла I на охоте).
Его натюрморты из битой дичи, плодов, рыб – громадных размеров это апофеоз земных щедрот, гимн всему, чем может вволю насладиться какой-нибудь фламандский Гаргантюа или Ламме Гудзак, жизнерадостный обжора, «желудок Фландрии». Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Аррасская уния 1579 г. была выражением этого компромисса она закрепила протекторат испанской монархии над южными провинциями. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Антверпен. П.
Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. Ленинград. П. Ярче всего своеобразие творчества Иорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровые мотивы. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В XVII веке нидерландское искусство разделилось на две школы— фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части: на Голландию, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, — Фландрию (современная Бельгия). У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. В 1610-е гг. Часто шпалеры исполняются с картонов уже не фламандских, а французских мастеров.
Первая половина 17 в. — время высшего подъема шпалерного производства во Фландрии. Одни из них проникнуты чувством особой интимности— так, в берлинском «Пейзаже с пастухом» художник изображает мягкий солнечный день пастух, сидящий у дороги играет на свирели, бедные крестьянские хижины прячутся в глубокой тени раскидистых деревьев природа полна покоя и умиротворенности.
1635 Лувр). Себастьяна» (1618—1621). Старший сын Жерома, Франсуа Дюкенуа (1594 — 1643), посланный в 1618 г. эрцгерцогом Альбертом в Рим, работал преимущественно в Италии, сотрудничая с Бернини в украшении собора св. В изображении этих сцен отразился жизнерадостный дух традиционных народных празднеств. Показателен сам метод его работы в это время.
Вместе с тем наблюдается тенденция к усилению декоративных элементов. В последние десятилетия Рубенс обращается к изображению народной жизни. Сцены занятий музыкой в тот век, когда любые аллегории прочитывались зрителями мгновенно, чаще всего ассоциировались с любовной игрой, флиртом (чаще всего музицировали кавалер и дама или компания дам и кавалеров).
Он обосновывается в Генуе, где находит для своей художественной деятельности исключительно благоприятную почву.