Много перемещался по всему полю. Он четвёртый слева в верхнем ряду. Дело в том, что в 1951 году меня пригласили в сборную Москвы.
Тогда меня неожиданно выбрали капитаном команды на эти игры. Кто-то, по-моему, даже заплакал. Трижды попадал в списки 33 лучших (1965–1967). Он обладал чутьём передачи.
Расскажу, как я оказался в этой команде. — У врачей было мало надежды на то, что Толя выживет, ведь это был уже второй приступ. Он мне сразу наливает 50 грамм водки. Выручка – огромное дело. «Текстильщик» из Иваново в полном сборе на Мамаевом кургане. И наверняка провел бы там остаток своих дней. Один из героев пьесы, мечтатель-утопист, гибнет ради спасения стройки и товарищей.
Через месяц в 1953 году её тоже разогнали. По завершении карьеры Александр Маркаров оставался активным участником футбольной жизни. Он пригласил меня втихаря поговорить за дом и сделал предложение о переходе в «Спартак». Ведь капитаном того «Спартака» был Игорь Нетто. Однако Маслёнкин умел мыслить на несколько шагов вперёд и предугадывать ситуацию. Новый тип культурного героя, руководителя выходит как некий отец-командир. На фото — выходим на товарищескую игру в этой стране. Вот тогда все разом и вспомнили интервью старшего тренера бакинского «Нефтяника» Бориса Аркадьева, опубликованное за три года до этого: «Растет у нас мальчишечка, о котором очень скоро заговорят.
Ведь костяк сборной состоял из игроков ЦДСА и ВВС. Мы потерпели поражение со счётом 0:5. Окружающие тогда с иронией относились к этим планам, однако мечта Маркарова сбылась — в 2000 году «Анжи» сыграл в Кубке УЕФА. Мне стало настолько жалко их, что я решил не переходить в «Торпедо» и в итоге принял решение остаться. Участник чемпионата Европы-68 (2 игры), отборочных матчей Олимпийских игр-68.
Маслёнкин был уникальной личностью. Случайно узнав, что Анатолий спивается среди бомжей, Саида примчалась за ним на такси. Но я болел за «Спартак». Я прямо сказал тренеру: «Нет, я буду тренироваться».
Сначала на несколько лет перебрался в судейский корпус. Каждый должен находиться на своем месте». Своей очереди от души покуражиться на поле Анатолий дождался ровно через два месяца. Ныне – «Тюмень». На фото в верхнем ряду второй слева – главный тренер команды Рудольф Сергеевич Атамалян. «Геолог». Однако это стало причиной некоторого скандала. Я так объелся этими фруктами, что у меня даже чесотка началась.
А моя мама тогда работала на заводе имени Лихачёва, вот таким образом её агитировали за то, чтобы я перешёл в «Торпедо». В тот день сборная СССР играла в финале с командой Венгрии. Играю в русский хоккей за завод «Красный пролетарий». Потом месяц лечился в Москве, в Институте эндокринологии, но это мало помогло. Классический пример сурового стиля — картина Виктора Попкова «Строители Братска». В 1953 году я перешёл в «Спартак».
Выступал за команду «Нефтчи» с 1963 по 1978 год с перерывами. В хоккей я играл хуже, чем футбол. В связи с этим главный тренер команды Анатолий Михайлович Акимов мне даже говорил: «Не нужно приезжать на тренировки, приезжай только на игры». «Спартак» в очередной раз завоевал Кубок ССCР.
Тот год стал для «Спартака» одним из самых удачных – мы выиграли Кубок СССР и стали чемпионами страны. Входит в символический Клуб Григория Федотова (115 голов). Родился 23 февраля 1946 года в Баку.
Но некоторые партнёры по команде очень расстроились, что я ухожу. Все это приводит к ситуации массовой миграции. Как не посетить это место, будучи в Волгограде. Теперь такие встречи стали традиционными. Уже в начале девяностых принял самое непосредственное участие в создании нового клуба — «Анжи». К тому же тогда в составе «Спартака» было 10 олимпийских чемпионов. На этой должности искал игроков для команды и помогал Атамаляну проводить тренировки.
Третья функция, которую в силу нехватки времени я не буду раскрывать, тоже важна: стройки наделяются обязанностью формирования нового типа и стилистики руководства, преодолевающего традиции крепостнической экономики. Весенний сбор. В основе эйфории строителей, которые жили «как одна семья» — солидарность маргиналов.
Также на снимке можно увидеть вратаря команды Сергея Оборина, который впоследствии долгое время тренировал «Амкар». На общем миграционном фоне, даже если взять только Сибирь, это очень мало. Для Сергея и других персонажей, строящих ГЭС, важны такие понятия, «как настоящий человек», «настоящая работа», «настоящая любовь».
В один из дней всех спартаковцев пригласили на плантацию. На что Дементьев сразу выдал: «Не пьёшь водку, пей пиво, не отставай от коллектива. » Такие прибаутки постоянно возникали у него в голове. «Лужники». Стадион «Динамо».
А вот благодаря русскому хоккею я стал более крепким. И вот в один из дней на стадион приехал на тот момент главный тренер «Спартака» — Василий Николаевич Соколов. В «Иркутской истории», которую Арбузов пишет для Театра в Вахтангова в 1959-м (премьера состоялась в конце года), герой гибнет, спасая не стройку, а детей. Мы положили «подарки» на плечи и потащили их домой.
Лишь погодные условия помешали той команде стать чемпионами мира. Рост 177, вес 70. Хотя, конечно, основная рабочая сила приезжала не через общественный призыв. Что касается Дементьева, то он выдавал на лучшего бомбардира в истории «Спартака» Никиту Симоняна такие передачи, что тому ничего не оставалось, как забить гол. Садись за стол». В коллективе у нас было очень хорошее взаимопонимание. Его любили ребята.
Я был виноват в том поражении, так как назначил игру вечером. Тем самым мы успокоили эту команду, чтобы она больше не суетилась. Он всё ногами делал как руками. В тот год я уже выступал не за «Спартак», а за «Шинник» — последний клуб в моей карьере. Хоккей с шайбой я не очень уважал.
В том году мы заняли во втором дивизионе первое место в своей зоне и играли с «Динамо» (Барнаул) и «Ротором» за право выступать в первой лиге. Я – третий справа. В то время команда играла в первой лиге. На фото – с Никитой Симоняном и Евгением Ловчевым. Это и бросается в глаза, когда речь заходит об ударных стройках.
Но, увы, нам не удалось удержаться в этом турнире. Волгоград. Нигерия. Ресторан в «Лужниках». В аэропорту. Такое отношение даёт результат.
И он живет не утопией, а работой над собой. И вот таким образом через месяц после финиша сезона приз газеты «Труд» был вручён спартаковцу Осянину. Из знаковых личностей на фотографии есть известный нападающий киевского «Динамо» Виктор Леоненко. Дело в том, СКА Проскурина в последнем туре встречался с кутаисским «Торпедо» Херхадзе. А в «Спартак» я попал при следующих обстоятельствах.
Многим показалось, что голевые подвиги кутаисца и ростовчанина имели договорной характера. Тот матч мы выиграли со счётом 3:2, а я оформил дубль. Игроки «Спартака» с цветами. Вспоминается такой случай.
«Ударные стройки» притягивали исключенных и тем, что давали возможность войти в некую особенную группу, уникальный социальный порядок. Команда ВВС. Они меня увидели и Дементьев сказал: «А ну-ка, молодой, подойди сюда.
На верхнем фото слева направо: старший тренер команды Николай Алексеевич Гуляев, Иван Мозер, Никита Симонян, Валентин Ивакин, Cергей Сальников, Алексей Парамонов, тренер команды Виктор Иванович Соколов, начальник команды Николай Петрович Старостин (верхний ряд), Анатолий Солдатов, я, Виктор Чистяков, Анатолий Ильин, Игорь Нетто, Анатолий Маслёнкин (нижний ряд). Второй призер чемпионата Европы-72 (2 матча), полуфиналист чемпионата мира-66 (5 матчей, 1 гол). Победитель второй группы класса «А» 1966 года. Как я мог не приезжать.
Перед стартовым свистком мы их бросали зрителям на трибуны. Тогда я фактически был тренером, а не начальником команды. Дружба, взаимопонимание и мастерство игроков делали из той команды серьёзную силу. Я объяснил Гаиозу Ивановичу ситуацию и он сказал: «Значит, завтра ты вместе с ними идёшь, забираете документы в военкомате и направляетесь в штаб ВВС». Мало кто знает, но он является воспитанником тюменского клуба. Воспитанник детской клубной команды «Локомотив» и школы «Нефтяника» (обе – Баку).
В чемпионатах СССР провел 211 матчей, забил 81 гол. Этот переход зафиксировал обновление идеала, которое происходило на этих стройках. В сборной СССР (1965–1968, 1971–1972) сыграл 50 матчей (19 голов).
А тренером Дементьев был немного вспыльчивым, так как любил «Спартак» и стоял горой за клуб. Один из лучших центральных нападающих советского футбола второй половины 60-х – начала 70-х годов. Ведь в принципе разные поколения игроков друг друга не знают. На фото слева направо: Николай Киселёв, Евгений Ловчев, Василий Калинов, Вячеслав Егорович, Михаил Булгаков, врач Роман Барсуков, я, Анзор Кавазашвили, главный тренер команды Никита Павлович Симонян, начальник команды Николай Петрович Старостин (верхний ряд), Сергей Ольшанский, Виктор Папаев, Галимзян Хусаинов, Джемал Силагадзе, Геннадий Логофет, Виталий Мирзоев, Николай Осянин (нижний ряд). Следующий матч мы тоже выиграли. Вот так я стал военнослужащим и вскоре начал играть за команду ВВС. Тогда перед самым Новым годом Женя в первый раз собрал четыре поколения чемпионов «Спартака».
В связи с этим поражением Сталин принял решение расформировать военные команды. Быстро стал заметной фигурой в атакующих построениях команды. На этот раз со счётом 2:0. На его базе был создан футбольный клуб с одноимённым названием, где я и начал футбольную карьеру. Я ему говорю: «Николай Тимофеевич, я не пью». В Нигерию мы приехали играть контрольные матчи. Без гроша в кармане (какой тут инсулин. ) экс-кумир Азербайджана поселился в кочегарке.
Наверное, думал, что я какой-то болельщик. Кипр. С удовольствием принял его предложение. Я собрался переходить в этот клуб. Его убивало, если кто-то выходил на поле не полностью мобилизованным. Ко всему прочему Николай Тимофеевич был потрясающим шутником. Но у меня имя есть. Тогда нам предстояло на стадионе ВВС в Тушино играть против команды мастеров ВВС.
К тому времени за столом уже сидело шесть опытных спартаковцев. Эта женщина стала последней его опорой, подарила ему почти забытое уже семейное тепло. Заслуженный мастер спорта (1991). «Спартак» выиграл очередной контрольный матч и завоевал кубок. Когда я раньше с ним здоровался, он на меня даже не обращал внимания.
Как только я стал игроком «Спартака», сразу поехал на первый матч в Харьков играть за дублирующий состав против «Локомотива». Из нападающих того времени мне больше всех нравился этот форвард. Во времена «Шинника» я уже не хотел играть, у меня были больные ноги. Молодец, что он её устроил. Если говорить об образах литературных, то тут очень характерна смена «Города на заре» на «Иркутскую историю» в 1959 году. Бронзовый призер чемпионата СССР (1966).
Я даже не мог поднять шайбу. Они прислушивались к нему. Стилем, в котором превалирует этика долга, ответственности, внутреннего принуждения.
Я – первый справа в верхнем ряду. В марте 1953 года прекращается ряд крупных строек, которые осуществляли силами ГУЛАГа. В живописи данный процесс обретает черты того, что назвали суровым стилем. Третьего приступа организм уже не выдержал.
Первый случился в 1987 году и тогда брат провел в реанимации 10 дней. Но я умел быстро бегать, это мне помогало. Что касается самого Кипра, то эта страна мне прежде всего запомнилась обилием фруктов. Тогда каждому игроку вручили по ветке с апельсинами.
Отсюда возникает идея общественного призыва. А на ту игру собрались такие опытные футболисты, как Николай Дементьев, Валентин Емышев, Николай Паршин и другие, а из молодых на матч поехали только Владимир Агапов и я. После той игры мы возвращались поездом домой и я пошёл обедать в вагон-ресторан. После расформирования ВВС нас перевели в команду из города Калинин – МВО.
Летим на игру. Как говорил один из героев пьесы Булгакова «Зойкина квартира»: «По СССР бегать не полагается. Всего до 1987-го ЦК комсомола отправил на местные стройки 125 тысяч человек. Тогда я уже нигде не работал, вот таким образом Атамалян в 1989 году предложил мне занять этот пост. «Город на заре» — пьеса, написанная накануне войны и обновленная Алексеем Арбузовым для постановки в Театре имени Евгения Вахтангова к юбилею революции и комсомола в духе решений XX съезда партии. Эта проблема страны осознавалась и обсуждалась руководством страны, но была засекречена. Кстати, когда я играл за футбольную команду «Красного пролетария», меня кто-то заметил и пригласил играть за «Торпедо».
Москва. Я не обнаружил. Была где-нибудь такая команда. Жаль, что продолжалось это недолго. Появился в команде с приходом Константина Бескова в «Зарю». Если ты не начистил их вовремя, он выгонял с тренировки.
Если играли в Москве, то на следующий день после матча мы обязательно шли все вместе в баню, а потом — обедать в ресторан «Арагви», где проводили полный разбор игры. Идейным вдохновителем той великолепной команды был Хусаинов. Важно, чтобы спартаковцы знали друг друга. Можно вспомнить фильмы «Карьера Димы Горина» и «Ждите писем». На фото рядом со мной тренер «Спартака» Николай Тимофеевич Дементьев и полузащитник «Спартака» Анатолий Маслёнкин.
Также Дементьев учил нас, как начищать бутсы. III международный турнир дружеских игр молодёжи и студентов. Пятницкий понял, что перед ним Исаев, только после той встречи ветеранов. Но вскоре, правда, всё прошло.
Рядом с ареной стояли два дома, где находились раздевалки. Мы обыграли венгров со счётом 5:1, а я забил один из мячей. С МВО мы тренировались на стадионе в Лефортово. Все это стало основой городской идентичности в новых городах.
Леоненко — третий справа в нижнем ряду. На тот момент я был начальником команды.