«романтический реализм» – не лучшее и не точное название выставки советской живописи 1925–1945 гг., открывшейся в Манеже. Экспозиция носила название «Романтический реализм, советская живопись 1925-1945 гг».
Выставка дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов. Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Еще чуть дальше – величественная архитектура того времени, построенная или задуманная. Инвентаризация архива» (куратор Зельфира Трегулова, Москва, 2009 – 2010). Разные залы посвящены главным темам того времени (связке тем), что подчеркивается колористическим решением каждой зоны.
Что и читается в надмирной «Весне» Кузьмы Петрова-Водкина, неисправимого мистика и ученика иконописцев. Хотя незатейливой халтуры или беспомощных агиток, а их в запасниках «Росизо» предостаточно, на этой выставке нет. В 1960-е годы (то есть после процесса десталинизации) неоклассические представления о вдохновленном творчестве и сопутствующем ему появлению шедевров закрепилось как в официальной, так и противостоящей официозу традиции.
И. Ленина в эмиграции. Один из первых его показов после падения железного занавеса случился в Нью-Йорке. В этот раз организацией выставки, посвященной теме советского искусства, занялся Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры. С января 1936 года начала формироваться кампания против формализма и натурализма. Собственно и страну они спасли за счет этой энергии и этой веры.
Выставку «Романтический реализм» в Новом манеже мы посетилиза день до её завершения (4. 12. 2015г. ), очень удачно её продлили до начала декабря. На чьей стороне истина. Это время невероятной силы. Авторы выставки – директор ГТГ Зельфира Трегулова, главный художник «Первого канала» и архитектор Дмитрий Ликин, продюсер и режиссер Эдуард Бояков – поставили одной из своих целей разрушение «клише об отсутствии художественных достоинств у этих полотен». В 1960-е, после процесса десталинизации, вся траектория развития советской культуры получила название ленинской и она тоже закрепила незыблемость и приоритет реалистического метода в СССР. Не за счет страха, а за счет этого мифа.
Если не вспоминать об истории, то зрелище весьма впечатляющее. Экспозиция объединила более 80 экспонатов из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного музея современной истории России, Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им.
Именно в этот период формируется то советское искусство, которое у поколений 1960 – 1980-х стало ассоциироваться с масштабной массовой политической индустрией соцреализма: оно обрело свой стиль (все тот же соцреализм), художественную организацию (Союз художников), места обитания (государственные выставки) и политические (Комитет по делам искусств, Министерство культуры) и административно-хозяйственные органы (Художественный фонд). В последнем зале – полотна, посвящённые Великой Отечественной войне. С конца 1930-х в текстах и разговорах об искусстве начинает проявляться «неоклассический» подход к анализу произведений: вместо пролетарского реализма, демонстрации изменения психологии масс и отображения классовой диалектики в композициях картин речь начинает идти об идеалах вдохновленного творчества, правдивом и простом искусстве. В послевоенные годы опыт производства социалистической массовой живописной продукции был перенесен и на присоединенные территории Западной Белоруссии, Западной Украины и Латвии.
Работы Исаака Бродского, Александра Дейнеки и Кузьмы Петрова-Водкина – самые «чистокровные» по родословной, они как были признаны в середине 1930-х эталонными образцами соцреалистической живописи, так и кочевали из книги в книгу. Другая часть работ, показанных в Манеже (в основном, это картины, написанные в 1928 – 1937 годах), находится в коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Главная задача почти любого религиозного течения – это возвысить мучеников. Сначала оно проявлялось в злостном сопротивлении свергнутых классов, потом – в реакционном кулачестве, следом – в абстрактных «врагах народа», а затем в фашистских захватчиках.
Выставка открылась в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на-Майне в 2003 году. Под знаменем некоего единого «романтического реализма» авторы выставки попытались представить плохо объединяемые драматичные перипетии истории советского искусства как единый дискурс о художественно интересных вещах. Естественно, что тематика у этих двух выставок диаметрально противоположная. Труд, прежде бывший лишь «тяжёлым», «подневольным», «каторжным» или – в лучшем случае – «кропотливым», стал свободным и прекрасным (при том, что его тяжесть никуда не делась, а даже возросла ввиду скорости преобразований).
На картине Дейнеки ее одетые в белое бойцы сражаются с облаченными в черное фашистскими силами тьмы под Севастополем. Ими в данном случае и выступил советский народ. Несмотря на разность тем, все они имели общие черты, которые легли в основу всей художественной экономики СССР.
Авторы «Романтического реализма» упростили в истории советской живописи то, что еще не обрело сегодня сложность и полноту профессионального осмысления. Не всегда, как в случае «Утра испанских пионеров в летнем лагере» Петра Кончаловского, старательному. Самое интересное в этой выставке – это в каких условиях она проходила.
Невероятной энергии. Светлое будущее, кажется, так и льется с холстов. Невероятных, романтических надежд, – пишет в своем блоге Эдуард Бояков.
Так где же правда. Возникает множество вопросов, ответить на которые не представляется возможным. Прежде всего предлагается реабилитировать «художественные достоинства» главного советского стиля.
Выставка, организованная Музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры России, включает лучшие из произведений соцреализма периода его расцвета. Украшение и приукрашивание жизни принимает максимально реалистичные формы. Которого, кстати, часто ругали завистники за уход от больших социальных тем в камерные. С 1947 года государственные выставки стали ежегодными. На то выставка и носит гордое мечтательное название «Романтический реализм».
Подобная позиция, в основе которой лежит обращение к «вечным ценностям», позволяет авторам игнорировать и замалчивать многие аспекты истории советского искусства: феномен пролетарского искусства в 1928 – 1932 годы, с его оригинальной трактовкой наглядной агитации репрессии в художественных кругах в 1936 – 1939 годы, приведшие к самоцензуре многих авторов создание сталинской индустрии искусства 1936 – 1953 годов, в которой массовое производство станковой живописи парадоксальным образом подкреплялось разговорами об особом вдохновении художника, результатом которого является появление шедевров. Их командируют на стройки первой пятилетки (1928 – 1932), на производство и строящиеся заводы. Есть ли другое мнение, отличное от этих. И там соцреализм встретился со своим «безумным двойником» – соц-артом. Тема разделов выставки «Романтический реализм» пытается представить этот миф в максимальной полноте: от образов вождя до отношения к телу, от столичной архитектурной среды до среднеазиатской экзотики, от образов массовых праздников до портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частного, бытового существования.
Другое наполнение у разделов, посвященных спорту, технике, Востоку и советскому раю. Чем дальше, тем всё более плотные, концентрированные. Следующей вехой в осмыслении соцреализма стала выставка «Коммунизм – фабрика мечты.
В первые годы советской власти была распространена «теория стакана воды», согласно которой сексуальные потребности должны были удовлетворяться без всяких «условностей», так же просто, как жажда. В 1938 году членов Московского союза художников перерегистрировали исключая или переводя в кандидаты тех, кто не «изжил» формализм и натурализм в творчестве. Историю взаимоотношений художественных групп, которые (безуспешно) боролись за право говорить от лица партии, еще предстоит пересмотреть. Однако уже в самом названии выставки – один из главных мифов о советском искусстве, который так и не был развенчан в экспозиции, – миф о существовании советского искусства как единого целого.
В 1993 году выставку «Выбор Сталина: советский социалистический реализм 19321956» организовали в нью-йоркской галерее P. S. 1. В экспозицию вошли работы, ставшие в советское время хрестоматийными, каноническими. Заключительный раздел посвящен Великой Отечественной войне. И если кто-то из зрителей вдруг сам не догадается, что монументальное полотно Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна» 1924 г. есть катастрофически проигранное соревнование с фантастическим «Собранием Государственного совета» его учителя Ильи Репина, то тексты ему это подскажут.
С конца 1930-х история советской живописи писалась как история прямого пути к реализму. Так или иначе, эта эпоха интересна многим поколениям. Если романтический реализм прославляет дух советского прошлого, то духовный взгляд на эту тему ставит под сомнения все мнимые «достижения» сталинского периода.
Хотя работы этих авторов представлены на «Романтическом реализме», описанный выше сюжет авторами проекта был также опущен как несущественный для истории художественного качества советской живописи 1925 – 1945 годов. Впрочем, художник не сомневался в том, кто будет удостоен вечного блаженства: все, кто не шел к социализму, оказывались обречены на непрекращающуюся агонию буржуазного общества.
Они прославляли жизнь на Красной площади перед телом мертвого «отца» -Ильича.
Быть уверенным в своем будущем в то время не мог никто. Зло с 1925 по 1945 год меняло обличья, но неизменно мешало построению рая. Мессией стал Ленин, победивший смерть и оставшийся «живее всех живых» и его преемники, которые не просто сменяли Ильича на посту главы страны, но и хранили его священный «дух революции». На первый план общественной жизни выходят те, «кто был никем» и государство общается с ними языком простецов. Разные залы посвящены главным темам того времени (связке тем), что подчеркивается колористическим решением каждой зоны. На выставке представлены работы Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки и других крупнейших художников первой половины ХХ века. Экспозиция объединила более 80 экспонатов из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного музея современной истории России, Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им. Видимо, такому пониманию мифа выставка обязана появлением в названии слова «романтический».
Это представление – «отсутствие художественных достоинств» – как раз и транслируют авторы манежной выставки, распространяя его на все довоенное искусство СССР. Министр культуры РФ Владимир Мединский на своей открытой лекции «Мифы о революции и гражданской войне» в МГИМО в ноябре 2015 года заявил, что в гражданской войне участвовали только две силы – «белые» и «красные», но победила, по словам министра, в итоге третья сила – «историческая Россия» и в ней нет ни героев, ни антигероев. Советские партийные и культурные деятели сформулировали так называемый ленинизм в культуре, который подразумевал не только «понятие партийности и народности искусства, но и высокоталантливое художественное мастерство».
Там можно увидеть, как в меру условный язык Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или французская манера «В. Экспозиция выставки выстроена так, чтобы, среди прочего, показать, как реализм – «пережиток проклятого прошлого», невостребованный в первые годы советской власти, постепенно вытесняет со сцены авангардное, по всем статьям революционное искусство. Тогда же стали применять термин «социалистический реализм». Однако вопросы халтуры и неискренности требуют особого внимания. Однако, как и любое другое искусство, романтический реализм – это часть истории и он имеет право быть. Впрочем, в каталоге об этом тоже ни слова.
В партийной газете «Правда» нападают на формалистов и натуралистов: ряды первых ширятся, ряды вторых заполняются бывшими АХРовцами. Сложная, темперированная жизнь машин – вращение шестерёнок, стук молотов и колёс, стрекот игл, гул моторов, стройки и цеха, лязг и грохот, зарево и дым, напряжение мускулов и монотонность движений – всё оказалось поэтичным, живописным, фотогеничным и подходящим для подобного исследования и увековечивания. Пропагандистские сюжеты утратили свое значение и начали восприниматься в качестве безобидной экзотики вроде шапок-ушанок и ремней с советской государственной символикой, которые свободно продавались на Арбате, дополняя набор туриста «балалайка, водка, матрешка».
Все в лучших традициях сталинской агитпропаганды. Эти произведения активно вводились в художественный оборот с 2000-х годов и принимали участие в таких выставках, как «Коммунизм – фабрика мечты» (кураторы Борис Гройс и Зельфира Трегулова, Франкфурт-на-Майне, 2003 – 2004), «Борьба за знамя» (куратор Екатерина Деготь, Москва, 2008), «Соцреализм.
Православная выставка не стремилась очернить культуру Советского Союза. Прообраз до комизма гиперреалистического полотна Владимира Яковлева «Старатели пишут творцу Великой Конституции» определен названием, а композиция «Едут на выборы» Аркадия Пластова вполне точно заимствована из суриковской «Боярыни Морозовой». Все происходит на полыхающем красном фоне, навевающем мысли о Судном дне.
Искусствоведы также были скованы культурными и художественными реалиями сталинского времени, что не могло не отразиться на терминологии. Два первых послереволюционный десятилетия в СССР – единственный пример в истории искусств, когда восхищение трудом приняло такой искренний, повальный, массовый характер (все послевоенные «гимны рабочему человеку» — уже выхолощенная работа на госзаказ, за редким, в основном, кинематографическим исключением). Трудно сказать, что советский миф творился вдохновенно, скорее вынужденно. Выставка дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов.
Оно пыталось заменить религию и создавало своего рода параллельную реальность. У соцреализма в постсоветское время сложилась довольно любопытная выставочная судьба. Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Выставочное пространство будет выглядеть нарочито театрально, по образцу архитектуры «большого стиля» : 12 экспозиционных залов выстроены по принципу центрально-осевой симметрии, лежащей в основе и самого громкого архитектурного проекта сталинской эпохи, так и оставшегося неосуществленным, – Дворца Советов.
Однако она все же произвела свое впечатление и кинула тень на экспозицию «Романтический реализм». Во второй половине 1930-х открываются выставки «Индустрия социализма» (1936 – 1939), «ХХ лет РККА и Военно-морского флота» (1938), ВСХВ (1935 – 1939) и критики провозглашают рождение соцреалистического искусства и изживание в советском обществе заблуждений формалистов и натуралистов. Выставка «Романтический реализм. Расширили и временной срез соцреализма, начав отчет с середины 1920-х. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана.
Художественное оформление выставки взяли на себя театральный режиссер Эдуард Бояков и главный художник «Первого канала», архитектор Wowhaus Дмитрий Ликин. Большая часть этих полотен находится в постоянных экспозициях центральных музеев – Государственной Третьяковской галерее в Москве (ГТГ) и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (ГРМ) и в пересмотре художественной ценности не нуждается, зато их присутствие на выставке придает ей вес. В 1933 году Осип Бескин, ответственный редактор двух центральных журналов по искусству – «Искусство» и «Творчество», – инициировал травлю художников-формалистов Давида Штеренберга, Александра Тышлера и Александра Лабаса.
Но представлены были на выставке под названием «Романтический реализм» картины и менее известных, но нисколько не менее одаренных личностей – советского живописца и скульптора Александра Дейнеки, художника Александра Лабаса – основных представителей романтического реализма. Однако в 1937 – 1939 годы репрессированы были и реалисты и натуралисты. Почти все работы, показанные на «Романтическом соцреализме», хрестоматийны многие из них начали попадать в сборники советского искусства еще с конца 1930-х годов. Прежде всего вычленены главные темы самого мифа. Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. 1905–1907 гг» Эмиля Визеля уступили место понятному массам натурализму.
С 1928 года московский и ленинградский ВХУТЕИНы стали выпускать художников-пропагандистов. Это история о том, как стране не повезло с ее правителем, безжалостным и кровавым тираном.
«Романтический реализм» открылся одновременно с экспозицией, посвященной православной Руси. Такой «неразличающий» подход как нельзя лучше демонстрирует крайне востребованное сегодня стремление к нормализации истории. В ноябре – декабре 2015 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве прошла выставка «Романтический реализм.
«И вот что вижу, вот что очевидно для меня: это время – не только время страха и насилия. Экспозиция объединила более 80 работ Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, других крупнейших художников первой половины ХХ века из лучших российских собраний Третьяковской галереи, Русского музея, государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, Исторического музея и т. д. Вот таким образом, вопреки заявлениям о пересмотре истории советской живописи, о которой авторы выставки в Манеже заявляли в сопроводительном тексте и в интервью СМИ, никакого радикального жеста не делается, они лишь продолжают эту линию рассмотрения искусства с точки зрения противопоставления «халтуры» и «вдохновения». Нынешняя выставка в Манеже демонстрирует еще один этап в осмыслении соцреализма.