Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Последняя масштабная выставка Рокотова состоялась в 1962 году, на ней демонстрировались не только его произведения, но и работы учеников и художников его круга. И здесь зрителей ждёт сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. В Третьяковской галерее открылась выставка, пожалуй, самого загадочного русского портретиста XVIII века – Фёдора Рокотова.
Это всего лишь третья монографическая выставка Рокотова. Выставка художника Федора Рокотова открывается в Третьяковской галерее в пятницу, 19 февраля. С 19 февраля по 24 апреля 2016 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет выставка картин Фёдора Степановича Рокотова.
Выставка выдающегося русского живописца Фёдора Степановича Рокотова в Инженерном корпусе Третьяковской галерее, открывшаяся 19 февраля, будет работать по 24 апреля. Самый загадочный раздел выставки посвящен картинам, ранее приписываемым кисти Рокотова. Выставка «Федор Рокотов». Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова — живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии. И здесь зрителей ждет сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова— живописца, работавшего дляпетербургской имосковской аристократии. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова – живописца, работавшего для петербургской и московской аристократии.
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Лица екатерининской эпохи», посвященная творчеству одного из самых значительных русских художников XVIII века – Федора Рокотова. Третья монографическая выставка Федора Рокотова разрабатывалась в течение 7 лет. Вместе с другими проектами сезона Государственной Третьяковской галереи («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета. 19 февраля 2016 года вИнженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Федора Рокотова— одного извеличайших портретистов России XVIIIвека.
Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А. И. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Выставка великого русского художника Федора Рокотова, на которой будут представлены в контексте мира усадебной культуры 40 произведений одного из главных портретистов второй половины XVIII века, откроется в Третьяковской галерее в пятницу. Вместе с другими проектами сезона («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета. Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века.
Там же, где слов не хватит, прозвучит музыка – все лучше, чем громыханье идеологии. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Рокотова от его современников. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова.
Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане». Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов. Вот таким образом у Ф. С. Практически нет у него и купеческих портретов.
– Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала.
Свежа, нежна, наивна, большеглаза, ей восемнадцать, вся жизнь – 19детей (выживут восемь), сорок с лишним лет вдовства – впереди. По его протекции Ф. С. Картин тут всего сорок, зато эталонных. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге.
Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. При этом подпись под ними все равно была мастера: ведь он продумал композицию. Второй раздел выставки – это московский период, расцвет творчества автора. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Например, портрет поэта Василия Майкова.
Я приехала на каникулы в Москву из Пекина. На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения.
Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. Тем более – о его облике. Именно Ф. С.
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств.
Модели Рокотова являются нам словно бы в облачке пудры, осыпавшейся с их париков и глаза их мерцают из самой глубины из-под вуали времени из инобытия, так что портреты невольно кажутся посмертными, in memoriam. Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов.
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Куракиной, В. Н.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Но лица их непроницаемы и каждое – загадка. Рокотов едет в Петербург обучаться живописи в Академии художеств, под руководством французских художников. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств.
Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян. Загадка, как текла его жизнь в Москве.
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям.
А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Голубые глаза не загадочны, не то что темные. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых.
Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье». Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы).
Экспертиза показала, что с рубежа 1760–1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках. В первом – отражение времени становления живописца, когда он еще работал в Петербурге. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности».
Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. – удивлялся Дидро, не одобряя, однако, таких импрессионистических откровений. Великий боже. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. – Да, проводились, но это было очень давно. Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. В Третьяковской галерее будет представлено 40 эталонных произведений от самого таинственного художника, жившего во второй половине XVIII века. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. И судя по тому, что заказы к нему продолжали поступать, такая манера пользовалась определенной популярностью.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Что-то вроде живописной оды императрице. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым.
– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Струйская изображена на билетах, каталогах и афише.
Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). Его заново открыли мирискусники.
Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. На ней посетители могли увидеть не только самого Рокотова, но и работы живописцев его круга, а теперь демонстрируются только самые лучшие произведения автора.
Дягилевым. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала. Струйской: глубокие коричневые глаза — первое, что видишь на картине, выполненной в серовато-пыльных тонах. Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов.
Большие выставки классиков музеи обычно устраивают к юбилею или потому, что давно не делали. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. То ли следствие петербургской придворной службы, то ли московской опалы, то ли старости и разочарования в людях. Но, потом, отдельные из них, запоминаются.
Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач». Немногие картины знавали столь изящную рекламу. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет.
Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ.
Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Так что экспозиция ведет нас из Петербурга екатерининских времен к московским дворянам, вольнодумцам, книгочеям, прожектерам, пиитам, а потом – в усадебный мир. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Рокотов, очевидно, копировал их.
Любите живопись, поэты – это о Рокотове. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. А камзол его хочется потрогать.
Здесь есть как предметы интерьера, так и небольшие скульптуры – все они дополняют выставку. Рокотов – для XVIII века человек удивительный, вышедший далеко за пределы работы портретиста. На той же Старой Басманной улице есть небольшой усадебный флигель – двухэтажное каменное здание, в котором, как предполагалось много лет, была мастерская Рокотова в 1780-х годах. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. Вероятно, этот узкий круг лиц известных и еще не названных, – осколки панорамы, которая могла быть шире, если бы фамильные портреты не горели в усадьбах сто лет назад. Рокотова было много заказов от знатных особ. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын.
Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию, говорится в сообщении. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России. Но более – никаких свидетельств горестей и радостей добродетельной души. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Вовремя прочла в Интернете, что сейчас открывается выставка художника, решила попасть на нее и перенесла поездку».
Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Они впервую очередь живые женщины, каждая— сосвоим характером илишь вовторую очередь— модницы». Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов.
На весь XIX век. Про художника узнала еще в детстве. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью. Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами.
В созданных им образах открываются душевные качества модели. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Репнина от крепостной. В каждой китайской школе есть урок искусства. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка.
Под руководством Грабаря в конце 1922 – начале 1923 года проводилась выставка, посвященная творчеству Дмитрия Левицкого, а затем появилась экспозиция, повествующая о Рокотове. Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Зал мне запомнился портретом А. П.
Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. Спрашиваю, откуда знает Рокотова. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
В следующем разделе экспозиции представлен московский период. И самое главное, Рокотов не прибегал к контрастности, предпочитая почти сливать изображение прически героя с фоном.
И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Хотя известно, что он выстроил собственный дом на Старой Басманной, где жил холостяком с учениками и племянниками, которых вызволил из крепостной зависимости, бывал в Английском клубе, входил, по всей видимости, в самые просвещенные московские круги, о чем свидетельствует и ряд портретов – скажем, поэта Майкова и подписка на новиковский Утренний свет и, очевидно, масонствовал.
— Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича. Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени.
На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Два парадных портрета Екатерины II создал не он сам, а ученики из его мастерской. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами. Предполагают, что это первая жена Струйского, умершая родами, что Рокотов портрет завершить не успел и оттого по смерти модели устроил этот странный маскарад. Учусь там в университете. Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань.
Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году.
Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). Поэты по обыкновению нафантазировали. Загадка, что думал он о своем мастерстве. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году.
Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен.