С 19 февраля по 24 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) пройдет выставка «Федор Рокотов (1735/1736–1808)». Л., 1976 Маркина Л. А. Ф. Рокотов: Из собрания ГТГ.
В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно вызывает из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Растрелли. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба.
– Да, проводились, но это было очень давно. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ), талантливого государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может из мелкопоместных дворян. Возросшая со временем популярность не радовала Гейнсборо. (вел.
Немногие картины знавали столь изящную рекламу. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В конце 1770-х годов ее выдали замуж за капитана И. И.
Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. Николай Еремеевич Струйский был поэтом и владельцем великолепной типографии.
В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Жизненный путь Рокотова сегодня прослеживается неоднозначно. В1765-м ему присуждают звание академика. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.
Пётр Фёдорович, впоследствии имп. По крайней мере воспитывался в доме Репнина. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Впрочем, все эти черты свойственны были и самим живописцам.
Может, он незаконнорожденный сын князя Петра Ивановича Репнина. Ранние портреты (княжны Е. Б. Воронцова, нач. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Тулиновой контрастен образу хрупкой и бледной аристократки на портрете Гейнсборо. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ.
Масон Н. И. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Действительно, сохранилось «дипломное дело Рокотовых департамента Герольдии Правительствующего Сената по Псковской губернии», датированное, впрочем, 1861 годом. Рокотова было много заказов от знатных особ.
Рокотов передал целомудренный идеал красоты девушки московской патриархальной среды. В творениях обоих мастеров – «история в лицах». Она мимолетна. Рокотова было много заказов от знатных особ. портрета 1-й пол. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.
Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Однако И. Э. Он получил блестящее образование, знал несколько иностранных языков, профессионально увлекался музыкой.
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка.
Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Он становится адъюнктом, преподавателем.
Блистательный искусствовед Николай Врангель (1880-1915) посвятил художнику большую статью, где впервые написал о его чарующей загадке и обозначил ключевые вопросы, о которых спорят до сих пор. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители.
В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. УШувалова была прекрасная коллекция искусства. сильно будучи им восхищен, .
В сознании российского дворянина XVIII столетия жила твердая уверенность в том, что интеллектуально и психологически крепостные не готовы приобрести «звание свободных граждан». 1780-хгг., оба– в ГРМ графиня П. А. Томас Гейнсборо был старше Рокотова лет на десять. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
Рокотова привлекают серьезность лица подростка, его впечатлительность, душевная свежесть. «Родные племянники» и единственные наследники академика Рокотова, опубликовавшие в «московских ведомостях» объявление о его смерти, носили чин «отставного от артиллерии майора» и штабс-капитана. Он посвятил остаток жизни устройству имения, названного в честь второй жены Марьином.
Репнина (по др. Новосильцева, 1780, ГТГ кн. В записи от 19 января 1762 года камер-фурьерского журнала указано присутствие на торжественном обеде дежурного офицера – кадетского прапорщика Рокотова. Его мать, Екатерина Петровна, – урожденная принцесса Гольштейн-Бекская.
Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. С него были сделаны две копии. «Он мне сказал, что в нынешние праздники, – писал 25 декабря 1783 года Мерзлюкин, – он за работу ни за что не примется да и после праздников вскоре он за то взяться не может, так как он дорабатывать имеет два портрета дамские». Орлов в латах», 1762–63, ГТГ, граф И. Г. Но это в будущем.
Поддерживал это мнение и другой знаток творчества Рокотова – Ю. П. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Предположительно в юности обучался иконописи. Ожидание могло длиться и год и два. На волне триумфа после юбилея Валентина Серова Третьяковка открыла еще одну долгожданную выставку русского классика.
Примечательно, что сам Гейнсборо считал себя художником-пейзажистом. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Чем сильнее о нем пытались что-то разузнать и чем скуднее были сведения (их до сих пор выискивают по архивам буквально по крупицам), тем активней множились гипотезы: кем был, как жил. В отличие от крепостного мастера (например, И. Аргунова) Рокотов не раболепствовал, не исполнял любую прихоть барина, а работал в рамках собственной портретной мифологии. Рокотов начал писать портрет Мерзлюкина 18 января, а закончил 26 февраля 1784 года. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.
Один из самых выразительных – «Портрет Сары Сиддонс» (1785, Национальная портретная галерея, Лондон), трактованный в традициях западноевропейского парадного портрета. Прежде известный как московский "дом Рокотова" на Старой Басманной, где вроде бы размещалась его мастерская, – это тоже только догадки и предположения. Само это полотно дошло до нас в копии и ее тоже покажут на выставке. 1765 Н. Е. Мастерская просто ломилась от обилия заказов.
Портрет императрицы очень декоративен. Судя по всему, он вел с Рокотовым переписку. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Рокотова от его современников. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Репнина от крепостной. Рокотова от его современников. Вольноотпущенный кн. Долгое время за автопортрет принимали Неизвестного в гвардейском мундире (1757), так сильно хотелось заглянуть в глаза художнику, но документальных подтверждений такой атрибуции нет. Колористическое решение художника безупречно.
«К чертям всех джентльменов. 1767 Р. переехал в Москву, где стал «вольным живописцем», сблизился с просвещёнными представителями дворянства. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. В 1778 году умирает князь Репнин.
Несколько лет, проведенных в Англии и женитьба на дочери лорда Шенборна (рано скончалась при родах) сделали из Барятинского истинного англомана. Учился в петербургской АХ (с 1760). Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Особым достижением Гейнсборо-живописца считается открытие возможностей холодных цветов. Живописная гамма рокотовского «Портрета неизвестной в розовом платье» (1770-е, ГТГ) строится на нежнейших градациях и оттенках теплого тона. Здесь наглядно мы видим, как «идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем».
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Земная судьба А. П. портрета сер. Такое наизусть не процитируешь. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека.
Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Шувалову (в связи с просьбой поручить молодому художнику скопировать портрет имп. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.
(В. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Взлет фантастической популярности обоих портретистов относится к 1770-1780-м годам. Здесь подросток увлекся лепкой. Художник с тщательностью передал покатый лоб, твердо сжатые губы, волевой взгляд. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему.
Ну хорошо, – скажет читатель, – не знаем мы подробностей этой жизни и что с того. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Херасков образовал литературный кружок. Он родился в 1727 году в прелестном уголке Восточной Англии – Садбери в Суффолке. На весь XIX век. К этим опытам относится серия портретов: «Голубой мальчик» (1770, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино), «Портрет дамы в голубом» (ГЭ) и некоторые другие.
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. АХ (1765).
АХ (1760–62) у Л. Ж. Интересно сравнить «Портрет неизвестной в розовом платье» Рокотова и «Портрет дамы в голубом» Гейнсборо.
По мнению советского живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного юноши можно заметить напряженную «косину», которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать в поле зрения одновременно холст и зеркало. Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. На выставке Рокотова загадок полно, начиная с года рождения художника.
Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. В английском языке для обозначения розового используются два слова: Rose и Pink. дорогое атласное платье с декольте, на груди у лифа – бант, такой же кокетливый бантик – на шее. Ок.
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. кн. Розовый цвет одежды традиционно воспринимается как женский. Считается, что у него (да еще у нескольких заезжих иностранных живописцев) Рокотов и учился.
Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. В портретах 80-х гг. Именно Ф. С. Точный оттенок платья установить трудно, подобный бледно-розовый в искусстве рококо получил название «бедро испуганной нимфы».
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса.
К числу других ее актерских удач относятся Дездемона и Волумния (У. Если Дж. Как же сходны модные наряды этих молодых барышень, живших так далеко друг от друга. Образ полнокровной, круглолицей и пышнотелой А. С. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Вобщем, все равно.
В 1763 исполнил парадный коронационный портрет имп. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Мать 18 детей, она пережила многих из них. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Его заново открыли мирискусники.
Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. (Екатерина II, 1763, ПГГ и ГРМ) вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. (И. От нее остались лишь ускользающие намеки, ореол, дымка – как на его лучших портретах.
К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). Портреты Рокотова создавались для семейных коллекций и были частью внутреннего убранства больших дворянских домов.
Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Майков, ок. Разглядывать детали портретов – отдельное удовольствие.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Например, «Портрет Томаса Линли мл» (около 1772, Картинная галерея Далвич, Лондон) и «Портрет князя И. И. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.
Эталонными стали два портрета. Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II.
Тулинова. Сумароков, 1777, ГИМ). Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). «Автопортрет» (1759, Национальная галерея, Лондон) – один из наиболее выразительных и совершенных, здесь – зрелый мастер, получивший признание и познавший успех. Она написана еще в несвойственной мастеру манере, скупо, без характерной аурности. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Нечто похожее встречается при сопоставлении «Портрета А. С. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века.
18в. В портретах 1780–90-хгг. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.
Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Антропов). Многие годы искусствоведы были уверены, что картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» является автопортретом Рокотова. Практически нет у него и купеческих портретов. Стихи писались на Парнасе – так назван был кабинет, в который никто не допускался, где было "множество разных оружий" и "пыль везде большая".
Ни строчки воспоминаний: ни своих – о времени, ни чужих – о себе. Орлов, между 1762 и 1765, ГРМ и др. ). В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. Одна из прелестных ранних его вещей – портрет поэта Василия Майкова (1760), в лице которого тонко передано сочетание ума и высокомерия.
Благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» в мимике лица и характере пейзажного фона Гейнсборо достигает некой холодноватой отвлеченности образа. Федор Рокотов и его старший современник Томас Гейнсборо – истинно национальные художники. А поэт М. М. Но как разнятся эти модели. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он недорого просил за свой труд – 50рублей за портрет, в то время как иностранным живописцам могли заплатить 1, 5тысячи.
Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. В подробных отчетах князю Мерзлюкин приводит целые диалоги свои и портретиста. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Не только деликатная цветовая гамма и причудливая изысканность полутонов, но и образная характеристика связывают «Портрет неизвестной в розовом платье» со стилистикой рококо. Существует и другая версия, согласно которой Рокотов – незаконнорожденный сын князя Петра Репнина.
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Пудреные волосы зачесаны высоко вверх и уложены в сложную прическу, увенчанную маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. к ст. В 1808 году (год кончины Ф. С.
Лицо написано чуть ли не осязаемо. Вслед за аргументированным мнением Нины Молевой мы можем повторить, что Рокотов никогда не был «господским человеком». Учился в петерб. Нет оголенных плеч, глубокого декольте. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Женские портреты, как правило, овальной формы.
Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. По его протекции Ф. С. И. И. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. В 1769-м капитан Рокотов был отослан «по желанию» в Военную коллегию.
Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Но настоящее исследование его наследия началось лишь в 1920-е годы, после первой персональной выставки. Не Рокотова ли он имел в виду. Рокотов, очевидно, копировал их.
Если взглянуть на другую сторону холста любой из картин Рокотова, можно увидеть его подпись: фамилию, скромно написанную им самим с маленькой буквы. Барятинского» (начало 1780-х годов, ГТГ). Еще одна зацепка, чтобы разгадать судьбу загадочного художника, – автопортрет. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели.
Сумарокова (около 1777, ГИМ), Н. Е. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ). Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Обрезков, который был послом в Османской империи.
Рокотова) и через двадцать лет после смерти Т. Гейнсборо его дочь Маргарет подарила последний «Автопортрет» отца (1787) Королевской академии. Майкова (1760, ГТГ), А. П. Содной стороны, все было в рамках правил. Лебедев предполагал, что художник происходил из обедневшего рода псковских дворян. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. На портрете Рокотова – Аннушка, дочь московского купца Семена Гавриловича Журавлева имевшего свой дом в Садовой Большой слободе. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». К сожалению, писем Рокотова мы не знаем.
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Санти, 1785, ГРМ супруги Суровцевы, 2-я пол. Век доблестных героев и «великих курьезников», тонких знатоков «изящных художеств» и жестоких крепостников-помещиков. От матери, которая довольно хорошо писала цветы, Том унаследовал талант к рисованию.
В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. ЕкатериныII (ГТГ см. В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ). Может быть, вот таким образом ему так удавались портреты поэтов – профессионалов и дилетантов – В. И. Вот таким образом у Ф. С. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Выставка состоит из трех разделов: ранний петербургский период, зрелый московский и раздел, посвященный усадебной культуре.
1775, все– в ГТГ драматург А. П. В дальнейшем художник, уже создавший два культовых портрета новой императрицы, то ли попал в немилость после опалы Шувалова, руководившего и первым в России университетом и академией, то ли разочаровался в жизни при дворе и вернулся в родную Москву – писать вольготно Такая судьба достойна не только стихотворения, а целого романа. Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома – И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ). исторический музей). У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава.
Впервые имя Р. упоминается в письме М. В. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. ЕкатеринаII Алексеевна).
Эмоциональное воздействие живописи Р. во многом зависит от предпочитаемого им эффекта бокового освещения, словно преображающего лицо модели и растворяющего контуры фигуры, «сплавляющего» их с мерцающим фоном. Следующим званием будет академик. Шекспир «Кориолан»). Вдоме Шувалова располагалась мастерская придворного портретиста Пьетро Ротари. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Куракина и прапорщика В. А. Сеансы проходили по пятницам, начинались с утра и могли продолжаться «до двух часов пополудни».
сведениям, его внебрачный сын). Так И. И. Его карьера хотя и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. В портрете В. И. Можно ли верить версии о дворянском происхождении художника. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Вот таким образом у Ф. С. Лишь на семи полотнах сохранилась подлинная подпись художника.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В одном из посланий он описал процесс создания портрета Александра Сумарокова, одного из крупнейших представителей русской литературы XVIII века: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Выбирайте.
С самых юных лет Иван Барятинский прославился своей красотой. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Однако портрет не похож на официальные изображения военных той эпохи. Барятинский в юности, нач.
Ле Лоррена, Л. Ж. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Зато заказчик остался доволен и писал, что портрет получился «очень похожей».
Жил в Москве на Пречистенской улице. Интересны сопоставления мужских моделей. Портрет последнего был заказан богатым покровителем Рокотову. Но творчество его сильно выделяется на фоне эпохи.
Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). Орловы и Голицыны, Воронцовы и Куракины наперебой стремились иметь шедевры рокотовского искусства. Струйские, оба 1772 поэт В. И. На них повлияла отечественная среда. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
Да ведь и англичане разбивали свои парки во многом вдохновляясь итальянскими пейзажами французских художников. портретные заказы. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов.
В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. В интимных портретах 60-70-х гг. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство.
Заказчики записывались заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали, когда у художника дойдут до них руки. И. И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию. Тогда же была написана картина Кабинет И. И. Шувалова известная по копии ученика Рокотова А. Зяблова (1779, Гос. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Елизаветы Петровны для перевода в мозаику). Рокотов вел себя достаточно независимо. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
Женские портреты, как правило, овальной формы. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Практически единственный не портрет, который Рокотов написал, был как раз видом картинной галереи Шувалова. и А. П. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.
Рокотова называют то крепостным, то незаконнорожденным, то дворянином. На полотне Гейнсборо знаменитая трагическая актриса уподоблена царственной особе. (А. П.
В С. -Петербурге Р. имел свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисл. Тем более – о его облике. илл.
Ломоносова к И. И. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Именно Ф. С. Каждый исследователь придерживается своей даты – 1732, 1735, 1736.
Художник создал тончайшую красочную феерию розового. Кажется, все это вкупе с личной скромностью мастера стерло из истории его биографию. Здесь очевидно стремление художника постичь духовную сторону человека. Его первым учителем рисования стал француз Юбер Гравело (1699-1773), работавший в Лондоне. Вероятно, Рокотов запечатлел «невесту на выданье».
Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. «Королева сцены» изображена сидящей в кресле, как на троне, на фоне тяжелой бархатной драпировки. Унего не было отбоя в заказчиках, одновременно в работе находилось до 40портретов. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын.
На протяжении жизни Гейнсборо неоднократно писал автопортреты: самый ранний «Автопортрет с женой и дочерью» (1748) исполнен в жанре «портрета-прогулки», «Автопортрет в треуголке» (1754) – в камерной форме. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Ф. Лагрене и Ф. Фонтебассо. Портрет очень понравился Екатерине II.
Рюльер. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Орлов похож на переодетого античного бога. Год рождения художника – 1736 – определяется по исповедным книгам московской церкви. Косолапова, это штаб-офицер гвардейского полка. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Меня он удостоил ласкового там приема, за который дорого заплатил, однако, один из моих товарищей ибо читая мне одно свое произведение.
Репнина. А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Они не покидали пределов родины, не видели других европейских стран. Даже автопортрета нет. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
В определенной мере «услышать» голос художника можно по переписке князя А. Б. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Изучая произведения иностранцев, работавших в России (Л. Токке, П. Ротари и др. ), Р. уверенно овладел приёмами зап. -европ. Его успехи были замечены. Мерзлюкина. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
18в. В художественном наследии Рокотова нет признанного автопортрета. Происхождение русского названия ближе к цвету бутонов и лепестков дикой розы, шиповника.
Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. По мнению научного сотрудника Государственного Русского музея Б. А. Рокотов Фёдор Степанович (1735 – 1808), русский художник. Грабарь, будучи составителем его первого научного каталога произведений, считал «Портрет неизвестного» (1757, ГТГ) изображением молодого живописца.
«Джентльменский статус» Рокотова позволял ему писать богатых и знатных заказчиков на равных. Современники описывали Гейнсборо как весьма элегантного человека, скромного в поведении, открытого и доброго. Подлинную славу принесла Сиддонс роль леди Макбет. решение и более определённая моделировка фигуры (В. Е.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. 1760-хгг., ГРМ и др. ) ещё связаны с традицией рус. Композиционно портрет близок «головкам» кисти П. Ротари: изображение дается погрудно, фигуре тесно в пространстве картины, лицо укрупнено и максимально приближено к зрителю. Затем Гейнсборо учился у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708-1776) в художественной школе известной под названием Академия Святого Мартина.
Облик молодого гвардейца лишен внешней бравады и показного блеска. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. В последние годы Р. работал мало из-за начавшейся слепоты. Может быть, нам имеющим опыт общения с кинематографом, понять странность Рокотова даже легче, чем людям 100лет назад. Вскоре она с триумфом выступила в роли Изабеллы в пьесе Гаррика «Роковой брак» (The Fatal Marriage). одухотворённость– с неуловимостью настроения, некой затаённостью чувств героев (И. Л.
В течение XXвека Рокотов постепенно превратился в героя детектива. Потом он жил в Ревеле. Произведению присущи жестковатость форм, робость и «суховатость» манеры живописи. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки.
Юсуповой, кон. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.
Портрет Екатерины II (1763, ГТГ) кисти Рокотова близок впечатлению современника. Воронцов, ок. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. художник, адъюнкт (1762) и академик петерб. Федор Рокотов – герой не менее загадочный, чем его портреты.
Рокотов отчетливо выделяет светом на полотне хрупкую фигуру подростка, гармонично размещенную в овальном обрамлении. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. «Природа портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, – философствовал Гейнбсоро, – один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила и этого достаточно, чтобы свести меня с ума».
Рокотов – это такой саспенс, мистический триллер, Гарри Поттер, в то время как его современники (эпоха Просвещения. ) изображали мир и людей пусть не всегда ярко освещенными, но понятными, объяснимыми, в устойчивых амплуа добродетельной супруги, невинной девицы, храброго юноши, мудрого чиновника, на фоне государственных знамен или в окружении природы. Вырос в его доме, рано получил вольную. Это время военных побед, приращения новых огромных территорий, оформление мощной Российской империи.
Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. ПётрIII, 1758, ГРМ, вариант– ГТГ цесаревич Павел Петрович, 1761 и 1770-егг., оба вГРМ «Граф Г. Г.
Тем самым у зрителя невольно возникали аналогии с образами великих деятелей прошлых эпох. Именно в это время складывается своеобразная, рокотовская манера живописи, его индивидуальный творческий почерк. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Череда сменявших друг друга самодовольных физиономий подчас угнетала портретиста.
Ему этого и не дали сделать. Художник «как денди лондонский одет» : на нем модный коричневый сюртук, белоснежная рубашка с кружевом, черный шейный платок и треуголка под мышкой. РОКОТОВ Фёдор Степанович, рос. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник.
Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. А. В. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. П. И. Аможет, художник был масоном. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года.
В документах Московского Воспитательного дома прямо заявлялось: «Рожденные в рабстве имеют поверженный дух». Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Подпись Рокотова стояла под правилами московского «Английского клуба», основанного в 1770 году и существовавшего под девизом «Согласие и веселье». А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. – жаловался он в письме молодому коллеге. Академия пока еще не открылась. Голенищев-Кутузов, между 1762 и 1764, ГРМ граф А. И.
Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Л. Голенищев-Кутузов, первая половина 60-х гг., ГРМ). Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Орлова, умного изысканного вельможи.
Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Картин тут всего сорок, зато эталонных. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в стиле рококо.
Анисимов. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.
Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. И вот князь Иван Михайлович идя по улице, приметил "весьма похожий портрет матушкин в доме человека нам незнакомого стал доискиваться, как он туда попался и, узнав всю историю, выкупил матушкин портрет у него за 50 рублей а матушка уже изволила, стыда ради, выручить портреты своих сестриц". Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. Струйского (1772, ГТГ). Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
1780-хгг., ГТГ графиня Е. В. Тут же в витринах можно увидеть раритетные книги XVIII век, будь то журнал "Трудолюбивая пчела" или новиковский "Утренний свет", сочинения Василия Капниста или "Любопытный месяцеслов". Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Портретист. 1790-хгг., ГРМ и др. ). Выставку организовал Сергей Дягилев, собравший на нее из провинциальных усадеб и столичных коллекций 2300 (. ) произведений.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу.
По его протекции Ф. С. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Эффект был грандиозный, о Рокотове заговорили. Правда портрета Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом "Пиковой дамы", нет, хотя, говорят, Рокотов писал ее. Рокотов творил в «золотое время правления матушки Екатерины». Среди них можно выделить портрет И. Г. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году.
загадочный полумрак сменяют звучное колористич. Сумарокова. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. 1750-х– нач. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.
Черты ее лица не отличаются правильностью, но как «очаровательная дурнушка» она мила своей чистотой и серьезностью. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Тулиновой» (конец 1770-х, ГТГ) и «Портрета леди Элизабет Монтегю (Montagu, Duchess of Buccleuch and Queesberry» (около 1767, частная коллекция, Великобритания). Самый насыщенный (фуксин) – на губах, нежно-розовый – на щеках модели, ярко-розовый (церцис) – на подкладке капюшона и лентах. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.