– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге.
Сегодня прекрасные строчки поэта затерты частым повторением, хотя это ничуть не умаляет достоинств портретов Александры Струйской и многих ее современников. розовом». Немногие картины знавали столь изящную рекламу. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
Любите живопись, поэты – это о Рокотове. Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). Фамилия Рокотова созвучна главной его стилистике – рококо, к которой он прибавил и предвестие сентиментализма и влияние классицизма, внеся в скованные правилами портреты XVIII века ноту интимности и доверительной задушевности, – так что в главной выставочной экспликации его как-то по-соседски зовут одним из самых «обаятельных» художников своего времени. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Издание состоит из вступительной статьи и каталога, выстроенного по тематическим разделам: Санкт-Петербург (1750-е – 1766), Москва (1766-1790-е), Усадьбы России (1760-е – 1780-е).
Пепельно-серая с розовым палитра. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. В камерных портретах современников Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всем его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге.
В 1770-х, когда сформировалась его стилистика, художник, как пишет в своей книге об искусстве XVIII – начала XX века Михаил Алленов, «изобретает изысканные колористические пьесы в сером. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти.
Творчество Роктова в контексте XVIII векаРокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. черном.
Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын. Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых.
Стихи Николая Заболоцкого. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка.
Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Рокотов, очевидно, копировал их. Там же, где слов не хватит, прозвучит музыка – все лучше, чем громыханье идеологии.
Репнина от крепостной. В созданных им образах открываются душевные качества модели. При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей.
Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Свежа, нежна, наивна, большеглаза, ей восемнадцать, вся жизнь – 19детей (выживут восемь), сорок с лишним лет вдовства – впереди.
Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. – удивлялся Дидро, не одобряя, однако, таких импрессионистических откровений. «Концепция экспозиции — «художник и эпоха» — предполагает показ знаменитых портретов Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб исполненных в графике, книг и документов.
В выставочном каталоге сообщается, что на рубеже 1760–1770-х Рокотов занялся экспериментами: «соединяя пигмент со связующим иногда позволял себе взять избыточное количество масла, что впоследствии привело к появлению масляного сседания», как в изображении Струйской. – Да, проводились, но это было очень давно. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов.
Не бывает выдающегося художника без собственного узнаваемого стиля. Из Рузаевки происходят еще несколько портретов, в том числе и прелестный портрет неизвестного в треуголке. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Наконец, ГТГ сулит «достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России». Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека. Вот тут и чувствуешь, что ты не в эпохе, а все-таки в музее.
Зал мне запомнился портретом А. П. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
По его протекции Ф. С. Вслед за ней Третьяковка представит к обозрению чуть менее грандиозную, но тоже чрезвычайно любопытную коллекцию портретов — кисти Фёдора Степановича Рокотова (1735–1808), одного из ведущих живописцев блестящей эпохи российской государственности, екатерининского времени. Мастер уже стал «обаятельным», а нового способа рассказать о его героях пока не придумано. Но в выражениях лиц появляется больше оттенков.
Все его вошедшие в сокровищницу искусства портреты выполнены в одной манере. В созданных им образах открываются душевные качества модели. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Вот таким образом у Ф. С. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Модели на его портретах начинают «оттаивать».
И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. Чем опередил свое время – предвосхитил то, как начали изображать человека в XIX веке.
Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Модели Рокотова являются нам словно бы в облачке пудры, осыпавшейся с их париков и глаза их мерцают из самой глубины из-под вуали времени из инобытия, так что портреты невольно кажутся посмертными, in memoriam. Но более – никаких свидетельств горестей и радостей добродетельной души.
Практически нет у него и купеческих портретов. А ты совосхищен и проникая во внутренность души сего великого мужа, по троекратном действии и толикомуж отдохновению и совершил для нас сию твою неоценную работу. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П.
Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. По счастью, эти амплуа Рокотова на третьяковской выставке не востребованы: она составлена по социально-географическому принципу – Петербург, Москва, дворянские усадьбы в провинции – и акцентирует внимание на рокотовских заказчиках, что можно счесть первым шагом на пути к разгадкам многих тайн.
Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Теперь и в красках и в лицах важны полутона и нюансы. Великий боже. Неяркий свет выхватывает из тьмы прекрасные лица, выписанные с необыкновенной тонкостью. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. Выставка «ФЕДОР РОКОТОВ: ЛИЦА ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХИ» позволит посетителям не только насладиться филигранным, отточенным стилем Рокотова, но и с головой погрузиться в историю России — а как мы помним, в конце 18 века событий хватало и буквально каждое из них до сих пор вызывает чувство гордости у россиян.
Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году. Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Но лица их непроницаемы и каждое – загадка. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С.
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Приватный мир екатерининских орлов выглядит частенько "калькой" с французских дворцов и англицких парков. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Вот она: "полуулыбка, полуплач, глаза, как два тумана".
Именно Ф. С. Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова. Загадка, как текла его жизнь в Москве. Голубые глаза не загадочны, не то что темные.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Он, отмечают специалисты, хотел представить человека во всей его сложности и недосказаности. Конечно, на выставке представлены не все 26 усадеб, галереи которых украшали портреты кисти Рокотовых, но можно обнаружить, например, сведения о Петровском, Кузьминках, Дубовицах, в XVIII веке принадлежавших князьям Голицыным. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Раскрепостился Рокотов не только в буквальном смысле. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. Что-то вроде живописной оды императрице.
На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Поэты по обыкновению нафантазировали. Загадка, что думал он о своем мастерстве. И выставку о нем, если пробовать подобрать слово в «обаятельной» манере, хотели сделать очень милой, charmante. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
Позирование без позерства и, по Заболоцкому, «полуулыбка, полуплач».
Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Действительно, холодный блеск лат, атласа и горностаевых мантий куда меньше отвечали природе его камерного дарования, нежели шелест муслина и трепетанье кружев.
Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Самый удивительный, хотя и самый хрестоматийный, тут, конечно, портрет Александры Струйской (1772). Рокотова было много заказов от знатных особ.
Экспертиза показала, что с рубежа 1760–1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках. Картин тут всего сорок, зато эталонных.
Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Периодизацию рокотовского творчества – Петербург–Москва плюс «фамильные гнезда» – взяли в скобки дугообразных зеленых, от цвета мятного мороженого до изумрудного колора, выгородок и по всей выставке ходишь, как по большой портретной галерее.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Ко всем этим живописным тонкостям и туманностям (впрочем, в 1780-х сменившимся более плотной живописью) в музее попытались еще воссоздать атмосферу эпохи, но шага вперед в смысле экспозиционного устройства не получилось. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И.
Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.
А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Пртрет Струйской тоже представлен на выставке.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. Куракиной, В. Н.
Фирменная полу улыбка, по которой сразу узнается Рокотов. Дягилевым. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова.
Жил в Москве на Пречистенской улице. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены).
Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх и отослала его заграницу. В слегка асимметричном лице длинноносого черноглазого прапорщика принято искать признаки жестокости: при всех своих просветительских затеях он был безжалостен с крепостными, что, правда, объясняют семейной трагедией в годы пугачевщины – всю его родню вырезали бунтовщики. Рокотов, пожалуй, первый русский художник, кому удалось такой стиль выработать.
Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Искусство XVIII столетия для экспонирования – материал привлекательный, но сложный.
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. Художник, по подсчетам исследователей, работал в 26 усадьбах, где писал серии фамильных портретов их хозяев – Воронцовых, Орловых, Голицыных, Струйских, Уваровых, устраивающих в своих имениях личный рай: дворцы с бельведерами, музеями, библиотеками и церквями невиданной, как в подмосковных Дубровицах, архитектурой. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности».
До изобретения фотографии ждать еще несколько десятилетий, но этот портрет будто предвосхищает семейные снимки – он сам похож на чуть выцветшую, почти монохромную (на самом деле играющую жемчужно-серыми оттенками) карточку. В частности, знакомство с тем периодом тут надеются провести путем демонстрации убранных в витрины книг и журналов, а на атмосферу интерьеров, в которых были «прописаны» рокотовские портреты, пытаются намекнуть музыкой XVIII века и парой стульев. Рокотова от его современников.
Потом он жил в Ревеле. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы). Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Тем более – о его облике.
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка.
Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». С одной стороны изящная галантность, смена мод на прически и наряды, по которым можно угадывать десятилетия века, – и можно все это вообразить себе маршрутом, следуя которым сквозь условности изображения и прихотливые наряды стараешься вычленить то, что канону не подчиняется, когда эмоциональные нюансы «проклевываются» в этих старинных рамах поверх социальных характеристик.
По крайней мере воспитывался в доме Репнина.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова.