Л., 1976 Маркина Л. А. Ф. Рокотов: Из собрания ГТГ.
Е. А. Голицына (1724–1804), урожденная Кар, происходила из старинного шотландского рода. РОКОТОВ Фёдор Степанович, рос. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
В 1760 году, по «словесному приказанию» уже самого Шувалова, Рокотов был принят в Академию художеств. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Так И. И. В интимных портретах 60-70-х гг. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П.
Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Юсуповой, кон. ЕкатеринаII Алексеевна).
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. достоин ты назван быти по смерти сыном дщери Юпитеровой ибо в жизни ты ныне от сынов Аполлона уже любимцем тоя именуешься» (из «Письма к г. Академику Рокотову»)28. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ).
Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Взлет фантастической популярности обоих портретистов относится к 1770-1780-м годам. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго.
Подпись Рокотова стояла под правилами московского «Английского клуба», основанного в 1770 году и существовавшего под девизом «Согласие и веселье». ЕкатериныII (ГТГ см. Сумарокова (около 1777, ГИМ), Н. Е. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Вокруг Московского университета формировался круг передовой интеллигенции того времени.
Нижегородский художественный музей). Воронцов, ок.
Рокотов вел себя достаточно независимо. Возросшая со временем популярность не радовала Гейнсборо. портретные заказы. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.
Сумарокова. Кажется, все это вкупе с личной скромностью мастера стерло из истории его биографию. В портрете В. И. Мерзлюкина.
В композиции преобладают спокойные круглые линии, создающие мягкие ритмические повторы. Она написана еще в несвойственной мастеру манере, скупо, без характерной аурности. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. В их числе были А. П. Сумароков (1777. Правда, до описания рокотовского наследия, как и творчества других художников XVIII столетия, руки у Сергея Павловича так и не дошли – он занимался одновременно слишком многим и терял порой интерес к старым планам (впрочем, это не помешало ему полностью получить финансирование из казны и на другие два тома, деньги регулярно выплачивались его доверенным лицам в то время, когда сам Дягилев уже работал за границей). Павел выглядит старше своих семи лет.
В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Подобный метод встречался и раньше в творчестве крепостных художников графа П. Б. Шереметева — П. Красовского и И. Аргунова, писавших парадные изображения фельдмаршала Б. П. Шереметева (1748 и 1753, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»), опираясь на западноевропейские оригиналы. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ). Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. ПётрIII, 1758, ГРМ, вариант– ГТГ цесаревич Павел Петрович, 1761 и 1770-егг., оба вГРМ «Граф Г. Г.
Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. С. 22). Разглядывать детали портретов – отдельное удовольствие. 6.
Именно Ф. С. Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком.
Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Лебедев предполагал, что художник происходил из обедневшего рода псковских дворян. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Подобной реалистической трактовкой отличается и «Портрет И. Л. Голенищева-Кутузова» (1762–1765, ГРМ), родного дяди знаменитого полководца М. И. Кутузова.
Влияние мастеров «россики» сказалось и в создании Рокотовым первых парадных заказных портретов: графа Григория Григорьевича Орлова (1762–1763) и императрицы Екатерины II (1763, оба в ГТГ). То ли он крепостной князя Репнина, отпущенный на волю, то ли его внебрачный сын. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Оба портрета, как и незанятое золоченое кресло с розовой обивкой, придают комнате особый интимный характер, оживляя ее.
Орлов похож на переодетого античного бога. П. Н. Ланская (1770–. ) — дочь князя Н. С. Долгорукова, сестра русского посла в Голландии, Неаполе и Копенгагене в первый раз была замужем за поручиком П. А. Лачиновым и, вероятно, приходилась родственницей Е. В. Санти. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции.
Примерами подобных повреждений являются портреты: графа И. И. Воронцова (первая половина 1770-х), А. П. Струйской (1772), «Неизвестной в розовом» (1770-е, все — ГТГ). Дом огромный, в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. – СПб., 1998. В определенной мере «услышать» голос художника можно по переписке князя А. Б. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.
Николай Еремеевич Струйский был поэтом и владельцем великолепной типографии. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Рокотова от его современников. Произведению присущи жестковатость форм, робость и «суховатость» манеры живописи. Точный оттенок платья установить трудно, подобный бледно-розовый в искусстве рококо получил название «бедро испуганной нимфы». Тем самым у зрителя невольно возникали аналогии с образами великих деятелей прошлых эпох.
ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. «Природа портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, – философствовал Гейнбсоро, – один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила и этого достаточно, чтобы свести меня с ума». – жаловался он в письме молодому коллеге.
Розовый цвет одежды традиционно воспринимается как женский. Позднее почти все работы погибли в пожарах двух революций, от них остались лишь негативы. Де Велли (1755–1757, ГРМ), стоящий на полу без рамы и каминный экран в виде обрезной живописной «обманки», на которой изображена фигура калмыка, казачка Шувалова, придерживающего стоящую на полу, прикрытую драпировкой картину. От матери, которая довольно хорошо писала цветы, Том унаследовал талант к рисованию. Блистательный искусствовед Николай Врангель (1880-1915) посвятил художнику большую статью, где впервые написал о его чарующей загадке и обозначил ключевые вопросы, о которых спорят до сих пор.
А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Рокотов был подписчиком издаваемого Н. И. Новиковым журнала «Утренний свет», посещал Английский клуб и, вероятно, был одним из его основателей, так как вместе с С. Гагариным, И. Орловым, Ю. Нелединским-Мелецким, Д. Хвостовым, Я. Чаадаевым и другими подписал «Правила Московского Английского клуба». Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа.
О некоторых ранних произведениях Рокотова // Искусство. Предположительно в юности обучался иконописи. Чем сильнее о нем пытались что-то разузнать и чем скуднее были сведения (их до сих пор выискивают по архивам буквально по крупицам), тем активней множились гипотезы: кем был, как жил.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. 1954. Интересны сопоставления мужских моделей.
Сумароков, 1777, ГИМ). Эффект был грандиозный, о Рокотове заговорили. Тулинова. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».
Рюльер. Тулиновой» (конец 1770-х, ГТГ) и «Портрета леди Элизабет Монтегю (Montagu, Duchess of Buccleuch and Queesberry» (около 1767, частная коллекция, Великобритания). почти одновременно с «Портретом неизвестного» и пополняющий в настоящее время ряд ранних ученических ряд произведений художника.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. В Москве он с неохотой выполнил официальный заказ по написанию опекунов Московского воспитательного дома: П. И. Вырубова, И. Н. Тютчева (Не позже 1768. К сожалению, писем Рокотова мы не знаем. 1780-хгг., ГТГ графиня Е. В.
Одна из прелестных ранних его вещей – портрет поэта Василия Майкова (1760), в лице которого тонко передано сочетание ума и высокомерия. Модели Рокотова история происхождения и бытования его портретов свидетельствуют о том, что искусство художника было знакомо широкой российской аудитории второй половины ХVIII столетия: столичному придворному кругу, московской дворянской фронде и рядовым помещикам, владельцам усадебных «гнезд». «Автопортрет» (1759, Национальная галерея, Лондон) – один из наиболее выразительных и совершенных, здесь – зрелый мастер, получивший признание и познавший успех. Поддерживал это мнение и другой знаток творчества Рокотова – Ю. П.
Черты ее лица не отличаются правильностью, но как «очаровательная дурнушка» она мила своей чистотой и серьезностью. кн.
(Сахарова И. Н. Е. Удлиненные, чуть прищуренные глаза смотрят иронично-проницательно. Петербургский период знаменателен еще и тем, что в 1762 году за портрет императора Петра III (Нижегородский государственный художественный музей) Рокотов получил звание адъюнкта живописи: его обязанностью стало наблюдение за занятиями учеников в классах Академии. Может быть, вот таким образом ему так удавались портреты поэтов – профессионалов и дилетантов – В. И. Легкая, не слишком подробная рокотовская кисть оставила нам не просто ряд портретов литераторов вроде Сумарокова и Майкова и прочих дворян, а образ России в «галантный век» или в эпоху Просвещения. Рокотов жил в непростое время, характерными чертами которого стали огромная конкуренция со стороны художников нового поколения и европейских живописцев, полное отсутствие художественной критики и равнодушие заказчиков портретов. Один из организаторов дворцового переворота 1762 года, фаворит императрицы Екатерины II, пожалован в действительные камергеры, награжден орденом Святого Александрв Невского, получил мызы Ропшу и Гатчину.
Один из интерьеров дворца был назван в ее честь «Парадной спальней герцогини Курляндской». Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. В дальнейшем художник, уже создавший два культовых портрета новой императрицы, то ли попал в немилость после опалы Шувалова, руководившего и первым в России университетом и академией, то ли разочаровался в жизни при дворе и вернулся в родную Москву – писать вольготно Такая судьба достойна не только стихотворения, а целого романа.
Новосильцева, 1780, ГТГ кн. Репнина. Век доблестных героев и «великих курьезников», тонких знатоков «изящных художеств» и жестоких крепостников-помещиков. Самый насыщенный (фуксин) – на губах, нежно-розовый – на щеках модели, ярко-розовый (церцис) – на подкладке капюшона и лентах. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. (А. П.
(В настоящее время шпалера, выполненная мастером Ж. Б. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Один из самых выразительных – «Портрет Сары Сиддонс» (1785, Национальная портретная галерея, Лондон), трактованный в традициях западноевропейского парадного портрета. Одной рукой фаворит Екатерины II опирается на боевой шлем, другой — на эфес шпаги. Череда сменявших друг друга самодовольных физиономий подчас угнетала портретиста. Вслед за аргументированным мнением Нины Молевой мы можем повторить, что Рокотов никогда не был «господским человеком». Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
Помимо столиц (особняков знати Москвы и Петербурга) среда бытования рокотовских портретов тесно связана с миром русской усадьбы. Ф. Лагрене и Ф. Фонтебассо. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. 1775, все– в ГТГ драматург А. П. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Явно к нему относились слова президента Академии художеств И. И. Бецкого в ордере А. Кокоринову от 23 июля 1763 года: «Портрет Ея Императорского Величества, писанный в Москве адъюнктом Рокотовым изволите приказать скопировать в такой же величине с крайним поспешанием»20. к ст.
В конце 1770-х годов ее выдали замуж за капитана И. И. Колористическое решение художника безупречно. Федор Рокотов – герой не менее загадочный, чем его портреты. Зато заказчик остался доволен и писал, что портрет получился «очень похожей». Нет оголенных плеч, глубокого декольте.
Рокотов – это такой саспенс, мистический триллер, Гарри Поттер, в то время как его современники (эпоха Просвещения. ) изображали мир и людей пусть не всегда ярко освещенными, но понятными, объяснимыми, в устойчивых амплуа добродетельной супруги, невинной девицы, храброго юноши, мудрого чиновника, на фоне государственных знамен или в окружении природы. Вероятно, Рокотов запечатлел «невесту на выданье». Рокотова было много заказов от знатных особ. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Звучный колорит придает портрету красочность, а изящный нарядный костюм — артистизм. С. 11. ).
Две галереи соединяли его с флигелями, а третья вела к ягодникам. Учился в петерб. В отличие от крепостного мастера (например, И. Аргунова) Рокотов не раболепствовал, не исполнял любую прихоть барина, а работал в рамках собственной портретной мифологии. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство.
С него были сделаны две копии. Следующим званием будет академик. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры.
Еще одна зацепка, чтобы разгадать судьбу загадочного художника, – автопортрет. Струйский и его связи с Ф. С. С Рокотовым (1735/1736 – 1808) Третьяковская галерея не промахнулась, его выставка в Инженерном корпусе Третьяковки в 2016 году оказалась популярна у публики. Шувалов не только его заметил, но и вырастил.
Его поэтические, с особой рокайльной дымкой полотна напоминали, что тайна в портрете не менее важна чем реализм хранящийся в Третьяковке портрет Василия Майкова (1728 – 1778) печатался в школьных учебниках. Шувалову (в связи с просьбой поручить молодому художнику скопировать портрет имп. Затем Гейнсборо учился у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708-1776) в художественной школе известной под названием Академия Святого Мартина. Пока мы можем лишь утверждать, что Рокотов был автором программы портрета. В 1769-м капитан Рокотов был отослан «по желанию» в Военную коллегию.
Благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» в мимике лица и характере пейзажного фона Гейнсборо достигает некой холодноватой отвлеченности образа. Так, «Портрет великого князя Петра Федоровича» (1758, ГТГ) был исполнен с несохранившегося оригинала Ротари, с которого, по свидетельству Я. Штелина, в 1760 году была выткана шпалера на Петербургской шпалерной мануфактуре: «1760 — был готов портрет Его императорского высочества великого князя, поколенный, с оригинала Ротари. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Санти, 1785, ГРМ супруги Суровцевы, 2-я пол. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Все это Рокотов сумел показать с большой убедительностью и глубиной. Храм обширный, величественный, академики писали весь иконостас. 18в. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Рокотов творил в «золотое время правления матушки Екатерины».
Среди них можно выделить портрет И. Г. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Первое упоминание о начинающем живописце содержится в письме М. В. Ломоносова к Шувалову от 27 сентября 1757 года с просьбой поручить Федору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны «с самого лучшего»5.
Высокомерно поднятая голова усиливает это впечатление. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. В портретах 80-х гг. Выставку Рокотова задумали как рассказ о художнике и его эпохе.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Портретную галерею Рузаевки можно пополнить еще тремя портретами Рокотова: П. П. Озерова (1774), отца А. П. Струйской С. П. Озерова (1775), ее дяди и Я. В. Худякова (до 1772, все три — Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева). После того как картины показали в Петербурге и сфотографировали их вернули хозяевам. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова.
Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей. С. 142. ). Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Таковы портреты Струйских. Из Царского села 15 июля 1781»22. Здесь очевидно стремление художника постичь духовную сторону человека. Содной стороны, все было в рамках правил. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772.
Его первым учителем рисования стал француз Юбер Гравело (1699-1773), работавший в Лондоне. «Родные племянники» и единственные наследники академика Рокотова, опубликовавшие в «московских ведомостях» объявление о его смерти, носили чин «отставного от артиллерии майора» и штабс-капитана. Масон Н. И.
«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785.
Сентиментализм оказывал большое влияние на усадебную культуру ХVIII столетия. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Это дало ему возможность получить, помимо художественного и широкое общее образование.
Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. С. 76 – 78. ).
Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Куракина и прапорщика В. А. В документах Московского Воспитательного дома прямо заявлялось: «Рожденные в рабстве имеют поверженный дух».
Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Вероятно, этот узкий круг лиц известных и еще не названных, – осколки панорамы, которая могла быть шире, если бы фамильные портреты не горели в усадьбах сто лет назад. В камерных портретах современников Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всем его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. «К чертям всех джентльменов.
Эмоциональное воздействие живописи Р. во многом зависит от предпочитаемого им эффекта бокового освещения, словно преображающего лицо модели и растворяющего контуры фигуры, «сплавляющего» их с мерцающим фоном. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Не стоит удивляться: художник этот до сих пор загадка.
Тулиновой контрастен образу хрупкой и бледной аристократки на портрете Гейнсборо. Она была ограждена от окружающих полей высоким земляным валом с караульными башнями. С. 68 – 71. ).
Сумароков изображен уже пожилым человеком. В течение XXвека Рокотов постепенно превратился в героя детектива. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. Орлова, умного изысканного вельможи. ГТГ). Они не покидали пределов родины, не видели других европейских стран.
Но как разнятся эти модели. На полотне Гейнсборо знаменитая трагическая актриса уподоблена царственной особе. – М., 1963. Говорят, Ее величество послала ему в подарок 500 рублей.
То, что Рокотов в молодые годы уже имел свою мастерскую, подтверждает Штелин: «В 1762, 63 и 64 годах он уже был столь искусен и знаменит, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами»18. «Он мне сказал, что в нынешние праздники, – писал 25 декабря 1783 года Мерзлюкин, – он за работу ни за что не примется да и после праздников вскоре он за то взяться не может, так как он дорабатывать имеет два портрета дамские». Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. 1951. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития.
Струйского (1772, ГТГ). Происхождение русского названия ближе к цвету бутонов и лепестков дикой розы, шиповника. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. В 1763 исполнил парадный коронационный портрет имп. Сохранившееся сделало Рокотова классиком в советские времена.
– М., 1959. Облик молодого гвардейца лишен внешней бравады и показного блеска. Его заново открыли мирискусники. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. поражают безупречной сохранностью.
В «Письме к г. Академику Рокотову» Струйский пишет: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака ево, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася А ты совосхищен и, проникая во внутренность души сего великого мужа, по троекратном действии и толикомуж отдохновению и совершил для нас сию твою неоцененную работу»30. Репнина (по др. Практически нет у него и купеческих портретов. Следует отметить, что в портретах Гейнсборо пейзаж играет гораздо более важную роль, чем у других английских портретистов. Однако портрет не произвел благоприятного впечатления при дворе, может быть, так как писался наспех. Елизавета Петровна забрала Павла к себе и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз и то только в присутствии государыни.
Ле Лоррена, Л. Ж. Ф. «Портрет И. Г. Орлова» известен в двух вариантах (ГРМ и ГТГ). Струйские, оба 1772 поэт В. И. В селении два храма, один старинный, в нем вся живопись иконная на итальянский вкус. Портреты его кисти 1790-х гг.
Возможно, не рассчитали: в первые же дни, выпавшие на «длинные выходные», публика проголосовала за Рокотова ногами. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Художник «как денди лондонский одет» : на нем модный коричневый сюртук, белоснежная рубашка с кружевом, черный шейный платок и треуголка под мышкой. В сознании российского дворянина XVIII столетия жила твердая уверенность в том, что интеллектуально и психологически крепостные не готовы приобрести «звание свободных граждан».
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Орлов, между 1762 и 1765, ГРМ и др. ). Ну хорошо, – скажет читатель, – не знаем мы подробностей этой жизни и что с того.
Впервые имя Р. упоминается в письме М. В. Вот таким образом у Ф. С. Судя по тому, что, живя в Петербурге, молодой художник изображал писателей Б. Е. Ельчанинова, С. А. Порошина и С. Г. Домашнева (чьи портреты не сохранились и известны лишь по гравюрам), эти люди интересовавшиеся литературой, театром, музыкой, составляли культурное окружение Рокотова, формируя его эстетический вкус.
Колорит портрета строится на сочетании голубовато-зеленоватых тонов платья и золотисто-желтоватой отделки шарфа, опоясывающего фигуру. Но уже на рубеже 1760-х – 1770-х гг. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова.
Майков, ок. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Может, он незаконнорожденный сын князя Петра Ивановича Репнина. – М. : Искусство, 1945. Немногие картины знавали столь изящную рекламу. Образ полнокровной, круглолицей и пышнотелой А. С.
Многие годы искусствоведы были уверены, что картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» является автопортретом Рокотова. В этом же ключе решен «Портрет В. Н. Суровцевой» (вторая половина 1780-х, ГРМ), выдержанный в серебристых пепельно-серых и зеленоватых тонах. Рокотова привлекают серьезность лица подростка, его впечатлительность, душевная свежесть.
Подлинную славу принесла Сиддонс роль леди Макбет. Рокотова // Искусство. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. С. 10. ). Еще один живописный и композиционный дуэт представляют «Портреты супругов Обресковых» (1777, ГТГ). 1770, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния) и молодого Николса («Розовый мальчик», 1782, Национальный трест, Ведсдон Мэнор).
Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Вот таким образом у Ф. С. (В. 2 Точный год рождения Рокотова не установлен. ГТГ).
Дымчато-серый колорит придает образу Суровцевой воздушность, почти бесплотность. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Фамильные портреты являлись связующей нитью между прошлым и настоящим. Обрезков, который был послом в Османской империи. В портретах 1780–90-хгг. Еще меньше можно узнать о чувствах автора. В лице модели нет той вельможной самоуверенности, которая сквозит в первом изображении.
Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Рокотов Фёдор Степанович (1735 – 1808), русский художник. Лицо написано чуть ли не осязаемо. Ни строчки воспоминаний: ни своих – о времени, ни чужих – о себе. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х.
В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Оба произведения раскрывают разные грани характера И. Г. Орлова, отказавшегося от высоких чинов и взявшего на себя после смерти отца заботу о большой семье. Рокотов передал целомудренный идеал красоты девушки московской патриархальной среды.
ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста.
решение и более определённая моделировка фигуры (В. Е. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. «Портрету княжны Юсуповой» по стилистике и образной интерпретации детской модели близок «Портрет великого князя Павла Петровича» (1761, ГРМ), созданный Рокотовым, уже обучающимся в Академии художеств в числе «3-го класса Академиков»12. По мнению советского живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного юноши можно заметить напряженную «косину», которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать в поле зрения одновременно холст и зеркало.
одухотворённость– с неуловимостью настроения, некой затаённостью чувств героев (И. Л. (вел. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов.
Вырос в его доме, рано получил вольную. Хотя портреты кисти Рокотова висят в Русском музее и ГТГ, а в уме всплывают стихи Заболоцкого: «Любите живопись, поэты» – настоящий гимн одному-единственному портрету. Рожден в подмосковном селе Воронцове то ли в 1735 году, то ли в 1736-м. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. На них повлияла отечественная среда.
Их заменяют парадный портрет хозяина кисти Ж. Л. XVIII век. На портрете из Русского музея граф представлен в синем бархатном кафтане, отороченном темным мехом и украшенном золоченым шитьем «венгерки». Но при стилистическом и технико-технологическом сравнении работ обоих художников на современном этапе не удалось обнаружить идентичность приемов исполнения (автор выражает искреннюю признательность И. Е. Ломизе за проведенные исследования). Сеансы проходили по пятницам, начинались с утра и могли продолжаться «до двух часов пополудни». Эталонными стали два портрета.
Живопись. Майкова (1760, ГТГ), А. П. 1765 Н. Е. Федор Степанович Рокотов. 1958. 5.
Красочный слой постепенно уплотняется. Женские портреты, как правило, овальной формы. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Мельников возвел в усадьбе церковь во имя Казанской иконы Божьей матери (1803), при которой была открыта приходская школа. При внешней сдержанности персонажа, Рокотову удалось выразить в его лице движение внутренней жизни: «черты любознательного, сообразительного, непоседливого мальчишки переплетаются в нем с чертами самоуверенного и заносчивого баловня»13. – Проще сказать, кто на них не появлялся.
С. 82 – 83 Государственный Русский музей.
Лучше всего сохранились портреты, созданные в 1760-х – первой половине 1770-х гг. К числу других ее актерских удач относятся Дездемона и Волумния (У. Федор Степанович Рокотов. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Перед домом, у парадного входа, была устроена клумба, украшенная каменной вазой. Живописная гамма рокотовского «Портрета неизвестной в розовом платье» (1770-е, ГТГ) строится на нежнейших градациях и оттенках теплого тона.
«В лице Рокотова мировое искусство обогатилось художником-новатором в области интимного, психологического портрета Наш художник тем удивителен, что, не выезжая за пределы родины, не будучи даже знаком с картинами западных мастеров только еще возникающего Эрмитажа, он перекликается с самыми человечными, самыми задушевными портретистами ХVII и ХVIII веков, в первую очередь, с англичанином Гейнсборо Просто изумительно, как на двух концах Европы возникли такие похожие друг на друга (в своем понимании портрета) художники-интимисты, поэты человеческого лица. » — писал известный искусствовед А. Лебедев1. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П.
Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. В будущем князя ждала блестящая дипломатическая карьера: во времена императора Александра I Барятинский был причислен к российской миссии в Лондоне, затем назначен посланником в Мюнхен. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Таким образом, количество произведений Рокотова из Рузаевки, сохранившихся до настоящего времени, увеличивается с семи до десяти: шесть вышеуказанных портретов из ГИМа и ГТГ, три орловских портрета, а также копия А. Зяблова, ученика Рокотова, с его несохранившейся картины «Кабинет Шувалова» (1779, ГИМ). В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф».
Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Московский период в творчестве Рокотова — время наивысшего расцвета его таланта. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Барятинский в юности, нач. Унего не было отбоя в заказчиках, одновременно в работе находилось до 40портретов.
Но это в будущем. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Легкая живописная дымка и темный фон из которого выступают неясные очертания высокой пудреной прически, обтекающий плечи атлас – все эти детали стали отличительными особенностями манеры художника. При этом фигуры будто отдаляются от зрителя, поля фона увеличиваются. ГРМ). В чем причина. В мужском портрете ярко освещенное лицо выступает из прозрачного, воздушного сумрака фона.
Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Семь тысяч посетителей за неделю – совсем немало и можно ждать, что очередь будет расти.
Особым достижением Гейнсборо-живописца считается открытие возможностей холодных цветов. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. 1750-х– нач. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Л. Голенищев-Кутузов, первая половина 60-х гг., ГРМ). Вышедший альбом не просто воспроизвел все показанные работы. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.
В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Свидетельством контактов с покровителем является и картина «Кабинет Шувалова», созданная Рокотовым все в тех же 1757–1758 годах. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. В «Портрете Прасковьи Николаевны Ланской» (конец 1780-х – начало 1790-х, ГТГ) Рокотов демонстрирует изощренное понимание тона, выдерживая колорит в пепельно-серых тонах. В характеристике Обрескова есть та определенность, полнокровность, которой не хватало неуловимым образам Воронцовых. Не только деликатная цветовая гамма и причудливая изысканность полутонов, но и образная характеристика связывают «Портрет неизвестной в розовом платье» со стилистикой рококо.
Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Художник с тщательностью передал покатый лоб, твердо сжатые губы, волевой взгляд. Молодожены совершили поездку в Москву, где Струйский заказал Рокотову парные изображения. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Херасков образовал литературный кружок. Но скорее всего, портрет был создан по несохранившемуся оригиналу П. Ротари или гравюре Е. П. Чемесова с него.
Здесь подросток увлекся лепкой. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. По результатам последних исследований (И. Е. Ломизе), оба портрета были выполнены не самим Рокотовым, а в его мастерской, но разными мастерами.
Федор Рокотов и его старший современник Томас Гейнсборо – истинно национальные художники. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Гос.
Академия пока еще не открылась. Анисимов. Нам удалось уточнить историю бытования произведения26. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Ок.
По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Портрет исполнен с большим живописным мастерством и легкостью.
На этом этапе камерный портрет с характерными признаками (погрудное или поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти) играет ведущую роль. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг.
На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Даже автопортрета нет. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. Но творчество его сильно выделяется на фоне эпохи. Воронцова, нач.
портрета сер. Однако портрет не похож на официальные изображения военных той эпохи. сведениям, его внебрачный сын).
Издание состоит из вступительной статьи и каталога, выстроенного по тематическим разделам: Санкт-Петербург (1750-е – 1766), Москва (1766-1790-е), Усадьбы России (1760-е – 1780-е). Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет. Действительно, сохранилось «дипломное дело Рокотовых департамента Герольдии Правительствующего Сената по Псковской губернии», датированное, впрочем, 1861 годом. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. По свидетельству современников, отличался большой образованностью и природным умом. А. А. Оболенская-Нелединская-Мелецкая, урожденная графиня Апраксина (1852–1943), была супругой князя В. С. Оболенского, чей дед князь А. П. Оболенский, действительный тайный советник, московский почетный опекун и губернатор в Калуге, женившись на А. Ю. Нелединской-Мелецкой, стал носить тройную фамилию Оболенского-Нелединского-Мелецкого.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Тем самым восстановлен комплекс подлинных художественных произведений, некогда наполнявших усадьбу Рузаевка, немаловажное место в котором занимали полотна Рокотова. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба.
Но, скованный рамками парадного портрета, Рокотов не мог дать развернутую образную характеристику персонажа, так же как и в «Портрете Екатерины II», считающемся этюдом для создания поколенных парадных портретов императрицы (1763, ГТГ и музей-заповедник «Павловск»). В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Барятинского» (начало 1780-х годов, ГТГ).
Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. С портретами «Неизвестного» и «Неизвестной в белом чепце» в одном ряду стоит «Портрет княгини Екатерины Алексеевны Голицыной» (1790-е, Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени) изображающий возрастную модель. АХ (1765). Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см.
П. И. В последние годы Р. работал мало из-за начавшейся слепоты. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг.
В С. -Петербурге Р. имел свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисл. Его успехи были замечены. Рокотов мог написать такой портрет, который нравился бы заказчику, но при этом он не приукрашивал действительность. илл. В художественном наследии Рокотова нет признанного автопортрета. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. А прежде – в особняке Козицких в так и названном по имени главного владельца Козицком переулке. На протяжении жизни Гейнсборо неоднократно писал автопортреты: самый ранний «Автопортрет с женой и дочерью» (1748) исполнен в жанре «портрета-прогулки», «Автопортрет в треуголке» (1754) – в камерной форме.
ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. «Профильное изображение предполагает и определенную форму идеализации модели, которая в конечном итоге сопоставляется с древними героями и вызывает ассоциации с античной камеей и римской медалью»14. Само это полотно дошло до нас в копии и ее тоже покажут на выставке. 1790-хгг., ГРМ и др. ). Не Рокотова ли он имел в виду.
Цикл рокотовских портретов 1780-х годов открывается блестящим «Портретом В. Е. Новосильцовой» (1780, ГТГ), выпускницы Смольного института. Шпалера ни в чем не уступает картине»10. 18в. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Другая церковь выстроена с отличным великолепием: все стены одеты мрамором искусственным.
В начале 1766 года художник переехал в Москву и прожил здесь более сорока лет. Вскоре она с триумфом выступила в роли Изабеллы в пьесе Гаррика «Роковой брак» (The Fatal Marriage). – СПб., С. 52. ). От нее остались лишь ускользающие намеки, ореол, дымка – как на его лучших портретах. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
В литературе о художнике встречаются следующие варианты, основанные на архивных источниках:1732 — по метрическим книгам Новоспасского монастыря в Москве о погребении: «1808 года в декабре 12 умер по христианской должности Императорской академии Федор Степанович Рокотов, коему от роду 76 лет» (Подольский Р. Новые материалы о Ф. С. Рокотове // Искусство. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. Полотно не сохранилось и известно лишь по копии А. Зяблова (ГИМ), крепостного художника Н. Струйского, знакомого Рокотова.
В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Рокотова было много заказов от знатных особ. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова. И. И. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Шекспир «Кориолан»). В этом интерьере отсутствуют живые люди.
Каждый из них замечателен по-своему. В этом произведении Рокотов показывает себя мастером индивидуальной характеристики, передав через энергичный поворот головы и сосредоточенный взгляд Голенищева-Кутузова его деятельный характер и живой ум. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители.
В1765-м ему присуждают звание академика. Томас Гейнсборо был старше Рокотова лет на десять. В творениях обоих мастеров – «история в лицах». ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768.
В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. 1780-е годы — пора новых успехов Рокотова. Нестеровы занесены в VI часть родословной книги Ярославской губернии15. Художник создал тончайшую красочную феерию розового.
Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. За это творение он был милостиво награжден. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Несколько лет, проведенных в Англии и женитьба на дочери лорда Шенборна (рано скончалась при родах) сделали из Барятинского истинного англомана.
Можно ли верить версии о дворянском происхождении художника. Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Выставку организовал Сергей Дягилев, собравший на нее из провинциальных усадеб и столичных коллекций 2300 (. ) произведений.
и А. П. Нечто похожее встречается при сопоставлении «Портрета А. С. Лагрене и Ф. С. Фонтебассо. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. В одном из посланий он описал процесс создания портрета Александра Сумарокова, одного из крупнейших представителей русской литературы XVIII века: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.
Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. В состав этой вотчины входили также несколько соседних деревень. Аможет, художник был масоном. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов.
Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. С самых юных лет Иван Барятинский прославился своей красотой. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). В созданных им образах открываются душевные качества модели.
УШувалова была прекрасная коллекция искусства. Как же сходны модные наряды этих молодых барышень, живших так далеко друг от друга. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах.
Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Жил в Москве на Пречистенской улице. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Его мать, Екатерина Петровна, – урожденная принцесса Гольштейн-Бекская. В 1780-х годах в творчестве Рокотова наблюдается перелом, характерный для многих живописцев, в связи с влиянием классицизма.
Например, «Портрет Томаса Линли мл» (около 1772, Картинная галерея Далвич, Лондон) и «Портрет князя И. И. Но настоящее исследование его наследия началось лишь в 1920-е годы, после первой персональной выставки. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Ле Лоррена, Л. Ж.
«Королева сцены» изображена сидящей в кресле, как на троне, на фоне тяжелой бархатной драпировки. В 1808 году (год кончины Ф. С. Репнина от крепостной. Обнаруженный Ириной Романычевой документ о том, что в 1762 году Рокотову было 26 лет, подтверждает эту дату. Долгое время за автопортрет принимали Неизвестного в гвардейском мундире (1757), так сильно хотелось заглянуть в глаза художнику, но документальных подтверждений такой атрибуции нет.
Очевидно, Рокотов долгие годы был с ней знаком, так как челобитная, поданная им в 1776 году Екатерине II по поводу его племянников, была написана Егором Скворцовым, служителем дома княгини25. Портрет Екатерины II (1763, ГТГ) кисти Рокотова близок впечатлению современника. По его протекции Ф. С. Можно предположить, что этюдный профильный портрет Екатерины был исполнен Рокотовым, который мог наблюдать государыню «в выходах». С. 94. ). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. (Екатерина II, 1763, ПГГ и ГРМ) вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. (И.
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Такой же яркой индивидуальной характеристикой, сочетающейся с поэтическим восприятием внутреннего мира персонажа, обладает и «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова» (1775–1778, ГТГ). Портрет очень понравился Екатерине II.
Портрет из ГТГ решен в монохромной гамме. Несмотря на все эти «околичности», внимание зрителя концентрируется на ярко освещенном лице царственного мальчика. Параллели поисков подобного богатства оттенков в пределах одного цвета можно обнаружить в портретах кисти Т. Гейнсборо — Д. Баттла («Голубой мальчик», ок. Здесь наглядно мы видим, как «идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем».
Шуваловский портрет представляет собой вольную копию оригинала Л. Токе (1756–1758, ГЭ) и свидетельствует об обращении начинающего Рокотова к блестящим образцам иностранных мастеров, работавших в России в русле рокайльной культуры. В 1760 – 1770-е годы большинство рокотовских портретов писалось еще на прямоугольных холстах с размером около 60 х 48 см. К этим опытам относится серия портретов: «Голубой мальчик» (1770, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино), «Портрет дамы в голубом» (ГЭ) и некоторые другие. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. «Джентльменский статус» Рокотова позволял ему писать богатых и знатных заказчиков на равных. Т. 1.
Композиционно портрет близок «головкам» кисти П. Ротари: изображение дается погрудно, фигуре тесно в пространстве картины, лицо укрупнено и максимально приближено к зрителю. Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. 1760-хгг., ГРМ и др. ) ещё связаны с традицией рус. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Ломоносова к И. И.
Пётр Фёдорович, впоследствии имп. Но Якоб Штелин, характеризуя в своем знаменитом труде Головачевского как выходца «из той же самой школы»7, относит эти слова не к мастерской И. Аргунова, а к академической школе, где Рокотов и Головачевский учились вместе у Л. Ж.
Именно это обеспечило успех и популярность данному портрету. В 1778 году умирает князь Репнин. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». По крайней мере воспитывался в доме Репнина.
Он напомнил, какими неприятными последствиями может сопровождаться научная работа. Судя по всему, он вел с Рокотовым переписку. – М., 1959. Интересно сравнить «Портрет неизвестной в розовом платье» Рокотова и «Портрет дамы в голубом» Гейнсборо. Но последняя его «персоналка» состоялась аж в 1960 году.
Подписи на полотнах соответствуют по написанию его автографам и были наведены портретистом на заключительном этапе работы над портретами. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика.
Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. СПб., 2008. Таким образом, принимая во внимание эти две связующие нити (Оболенские-Голицыны и Оболенские-Кары), портрет княгини Е. А. Голицыной, не имевшей прямых наследников, мог оказаться в семье Оболенских и Оболенских-Нелединских-Мелецких.
Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Ему этого и не дали сделать. Примечательно, что сам Гейнсборо считал себя художником-пейзажистом. художественный музей Белоруссии). 12 декабря 1808 года знаменитый портретист скончался и был похоронен в Новоспасском монастыре (могила не сохранилась).
Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Именно Ф. С. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Он родился в 1727 году в прелестном уголке Восточной Англии – Садбери в Суффолке.
Голенищев-Кутузов, между 1762 и 1764, ГРМ граф А. И. А значит, большой ретроспективы не было на памяти нескольких поколений. Евдокия Борисовна (1744–1780) — дочь князя Б. Г. Юсупова и супруга Петра Бирона, герцога Курляндского и Семигальского, брак с которым был устроен Екатериной II для укрепления связей между Курляндией и Россией. В нее вошли уже рассмотренные выше портреты графа Ивана Илларионовича и графини Марии Артемьевны Воронцовых (конец 1760-х, ГРМ) их сыновей Артемия (конец 1760-х, ГТГ), Иллариона и А. Ю. Квашниной-Самариной, тещи Артемия (оба — первая половина 1760-х, ГТГ). Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н.
Она была супругой Афанасия Александровича Нестерова (ок. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Портрет последнего был заказан богатым покровителем Рокотову.
Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.
портрета 1-й пол. А поэт М. М. ГТГ). В английском языке для обозначения розового используются два слова: Rose и Pink. Жизненный путь Рокотова сегодня прослеживается неоднозначно. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям.
Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Считается, что у него (да еще у нескольких заезжих иностранных живописцев) Рокотов и учился. Однако И. Э. В подробных отчетах князю Мерзлюкин приводит целые диалоги свои и портретиста.
Тем более – о его облике. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Вот таким образом усадебный дом был неприступен, как рыцарский замок. художник, адъюнкт (1762) и академик петерб.
Растрелли. Мало таких храмов видал я по городам Думаю, что подобного нет во всей России»27. К биографии Ф. С. Так состоялось возвращение искусству забытого имени. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову.
Изучая произведения иностранцев, работавших в России (Л. Токке, П. Ротари и др. ), Р. уверенно овладел приёмами зап. -европ. Портретист. А сколько их, великолепных полотен, вышло из мастерской живописца. «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи».
Кроме того, некий князь П. Н. Оболенский (1762–1830), действительный статский советник и губернатор Тульской губернии, в 1805 г. был свидетелем духовного завещания Василия Кара, старшего брата Е. А. Голицыной. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. ГРМ). 12. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив.
Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Рузаевка имела своеобразный характер. Владелец усадьбы Николай Еремеевич Струйский (1749–1796) был человеком начитанным и хорошо образованным: знал не только языки и древнюю мифологию, но и точные науки интересовался оптикой. Борьба со «светской чернью», с попытками Екатерины II осмеять и унизить поэта в соединении с тяжелыми материальными условиями наложили печать на внешний облик Сумарокова, придали его чертам выражение презрительной горечи. Прекрасная роза украшает прическу дамы, длинные серьги подчеркивают красивый овал лица изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья – все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной ироничной и холодной аристократки.
Антропов). Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Она мимолетна. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.
Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Орлов одет в латы и скромный серый кафтан с черным шейным платком. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову.
В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Его влекли другие живописные задачи: создание камерных интимных полотен, в которых отражались бы представления мастера о возвышенном душевном строе его героев. Рокотова) и через двадцать лет после смерти Т. Гейнсборо его дочь Маргарет подарила последний «Автопортрет» отца (1787) Королевской академии. Год рождения художника – 1736 – определяется по исповедным книгам московской церкви. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище.
ГТГ). Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Вдоме Шувалова располагалась мастерская придворного портретиста Пьетро Ротари. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен.
При раскантовке портрета, помимо известной надписи на обороте холста, нами была впервые зафиксирована и переведена с французского на русский язык владельческая надпись, нанесенная почерком второй половины ХVIII века: «Гербовой Печать Натальи Нестеровой // Le travaill de ms Rocotoff // toujours fidele et toujours malereux // mon ombre vient encore partager // vos douleures // C est portret apartiend a Mn // Nesterof» («Работа господина Рокотова // всегда преданного и всегда несчастного // моя тень опять приходит разделить // ваши страдания // Этот портрет принадлежит Мн // Нестерову». Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Елизаветы Петровны для перевода в мозаику). Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались.
И хотя молодая княжна отличалась красотой и прекрасными душевными качествами, ее замужество было расторгнуто в 1778 году. Сохранились только парк и несколько хозяйственных строений. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова.
А. В. Каталог. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.
Мастерски передана фактура кружев, каскадом падающих на грудь и пышных волос. По словам А. В. Лебедева, «Кабинет Шувалова не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка заглянуть во внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых человеком, показать, чем живет сам человек»9. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Если Дж. Ожидание могло длиться и год и два.
Федор Степанович Рокотов. Так или иначе Гейнсборо и Рокотов ознаменовали новый этап в развитии национальной школы портрета в каждой из стран. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». ГРМ).
Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Впрочем, все эти черты свойственны были и самим живописцам. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.
Известны подобные изображения в шпалерной технике, например: работы В. Фирсова из собрания графов Шереметевых в усадьбе Кусково (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»). В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Он значительно усложняет свой изобразительный язык.
1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе. Вольноотпущенный кн. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.
Земная судьба А. П. Т. 1. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ.
В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Он посвятил остаток жизни устройству имения, названного в честь второй жены Марьином. С. 84). 1736 — по Именному списку Сухопутного шляхетного кадетского корпуса 1763 г. (Романычева И. Г.
По мнению научного сотрудника Государственного Русского музея Б. А. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Объединенные вместе, они образуют художественную гармонию целого. Рокотов, очевидно, копировал их.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». По теплоте и задушевности, женственности и обаянию это один из шедевров Рокотова. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. По его протекции Ф. С. На портрете Рокотова – Аннушка, дочь московского купца Семена Гавриловича Журавлева имевшего свой дом в Садовой Большой слободе. Женские портреты, как правило, овальной формы.
– Да, проводились, но это было очень давно. Синий цвет кафтана кажется приглушенным, но все-таки достаточно выразительным. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
– М. : Художник РСФСР, 1962. Потом он жил в Ревеле. Более сдержанное живописное решение проистекает из иной трактовки образа. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.
Устроил в усадьбе типографию, где печатал свои стихи. Рокотова от его современников. Работа была выполнена «так хорошо, что копии с оригиналом совсем почти различить не можно», — сообщал князь Долгоруков и за нее было уплачено 200 рублей. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Достаточно материально переданы зеленый кафтан с красными отворотами, золотое шитье, прозрачное кружевное жабо, пуговицы на бригадирском мундире.
В Кремле в моей столовой комнате на стене у дверей в спальню стоит мой портрет, писанной графом Ротарием. Орлов в латах», 1762–63, ГТГ, граф И. Г. Ранние портреты (княжны Е. Б. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И.
С. 66). 1735/1736 — по исповедным книгам церкви Никиты-мученика Ивановского сорока в Москве за 1787 г. : «Академик Федор Степанов сын Рокотов пятидесяти одного года» (Лапшина Н. П. ГРМ). Он часто повторялся в копиях, гравюрах, миниатюрах. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. Большую роль в этом играло также осознание усадьбы как «родового гнезда», где человек рождался и жил в окружении старинных вещей, передававшихся из поколения в поколение.
ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Федор Степанович Рокотов. 21 Бытует мнение о плохой сохранности многих дошедших до нас рокотовских портретов и в частности «Неизвестной в розовом». В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. Грабарь, будучи составителем его первого научного каталога произведений, считал «Портрет неизвестного» (1757, ГТГ) изображением молодого живописца.
Вобщем, все равно. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. АХ (1760–62) у Л. Ж. Это свойство иллюстрируют портреты «Неизвестной в розовом» и «Неизвестного в синем кафтане» (1770-е, ГТГ).
Как правило, освещены лицо и одно плечо модели, фигура погружена в глубокий нейтральный фон, превращая трактовку лица в золотистое «сфумато» — мягкую светотень. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. «Портрет графа Г. Г. Орлова» иконографически связан с изображением кисти С. Торелли (начало 1763), находящимся сейчас за рубежом. На весь XIX век.
Рокотов начал писать портрет Мерзлюкина 18 января, а закончил 26 февраля 1784 года. загадочный полумрак сменяют звучное колористич. Воронцовка находилась в 20 км от Тамбова и 8 км от ближайшей железнодорожной станции.
Он становится адъюнктом, преподавателем. Портрет императрицы очень декоративен. 1767 Р. переехал в Москву, где стал «вольным живописцем», сблизился с просвещёнными представителями дворянства. или между 1768 и 1773 гг.
ГТГ), урожденной Озеровой. Косолапова, это штаб-офицер гвардейского полка.
Так что экспозиция ведет нас из Петербурга екатерининских времен к московским дворянам, вольнодумцам, книгочеям, прожектерам, пиитам, а потом – в усадебный мир. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Н. П. Лапшина и Т. А. Селинова опровергали эту версию, указывая на отсутствие архивных подтверждений. Учился в петербургской АХ (с 1760). 1780-хгг., оба– в ГРМ графиня П. А. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
Картин тут всего сорок, зато эталонных.