В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
Модным словом становится bagatelle (фр. Оно передано иллюзорно-вещественно. Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. (см. Приложение 7). Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Рококо – стиль, основанный на детали. Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Приложение 1). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Направление движения всех фигур – от изображенной в тени деревьев богини Афродиты – к центру композиции.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. А. С. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр).
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В данной картине один смысловой и композиционный центр — это руки отца, сжимающего мечи и тянущиеся к ним руки братьев. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно лукаво натягивающий лук купидон грозящий поразить стрелою любви всякого кто попадёт в поле его внимания. Формы моделируются посредством мягких неуловимых преходов света и тени отсутствием контрастных цветосочетаний.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Единство людей и природы проницательный Ватто считал иллюзией, вот таким образом, вероятно и были пронизаны печалью и некоторой горечью его лучшие полотна с явным оптимистическим наполнением. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус.
Рокайль становится основным мотивом декора. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Клодион (1738-1814).
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Натюрморты были восторженно встречены публикой и, окрыленный успехом, художник представил свои картины в Академию, получив за них звание академика. Под него надевали камзол. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Видным художником является Пьетро Лонги. Нижний ряд играл роль панели.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направлении достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг. ), с которой он практически совпадает по временным рамкам.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Смерть в 1715 году короля-солнца2 Людовика XIV в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений которые подготавливали приход нового века а с ним и новых веяний в искусстве. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Художник постепенно теряет былую популярность, а революция наносит ему окончательный удар: его довольно значительное состояние сильно уменьшилось, а богатая клиентура оказалась разоренной или вовсе была изгнана из страны.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Зрелище праздности, забав и веселья подсознательно влияет на настроение зрителя картины: он как бы принимает участие во всей этой вакханалии и тем облегчает душу от насущных забот и негативных эмоций. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Среди его лучших произведений – картина Туалет Венеры, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж и Портрет маркизы де Помпадур. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. (см. Ланкре не сразу овладел этим жанром.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Театральность характерна для всего искусстваXVШ в. и для Ватто особенно. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Он подчеркивает изящество и грациозность своих моделей, создает мягкие лирические образы юности и красоты. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии.
Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. – рококо в его французском варианте, т. е. Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы.
Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Вернувшись на родину в 1731 г., художник стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Новый век приносит и новый стиль в искусство. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). В произведениях живописцев отсутствует действие в них господствуют отвлечённое элегическое настроение глубоко интимный подтекст пристальное внимание к оттенкам настроения. Этим объясняется происхождение название рокайль. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Искусство рококо отразило своё время явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма зерцалом его эмоционального мира. Рококо складывается как стиль в результате смешения и синтеза новых эстетических тенденций, новых вкусов, которые постепенно кристаллизовались в качестве нового стиля, подчиняющем себе все французское искусство и в последующие десятилетия бурно развивается, достигая высшего подъема в середине столетия. Странная и загадочная композиция этого произведения до настоящего времени вызывает множество толкований. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине галантного века складывается в определенную стилевую систему, от части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Быть может, трудно поверить, что это была одна из умнейших и образованнейших женщин своего времени и которую считали даже основоположницей современного балета.
На рубеже XVIII-XIX вв. Рококо – стиль, основанный на детали. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
Приложение 3). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
«Король так долго царствовавший умер», – без всякой тени удивления и сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье. Меняется и формальный строй его работ. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Приложение 3). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой игривой она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза избегает строгой симметричности. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Остров Цитера обретает космические очертания.
Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Он оставил своему правнуку нищую страну истощенную войнами и налогами.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). В 1750-х гг.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры.
Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры.
1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах и др. Продумывая изображение, Б. В.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду.
Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Но теперь её форма резко изменилась. Роль Ланкре в развитии жанра "галантного празднества" велика. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. 1709).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за неабсолютнолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, - его главный признак.
Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Двадцатилетним получил престижнейшую премию «Приз Рима», а потом и работал в Вечном городе более трех лет, освоив технику итальянского барокко и погрузившись в глубины исторической живописи, мастером которой и профессором которой во французской академии художеств он стал. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Натье, Ф. Буше, Ж. О. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Так что ощущаешь себя так, будто объездил полмира. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В жанровом разнообразии, которое проявилось в стиле живописи рококо, особенно выделялись натюрморт, портрет, бытовой жанр и пейзаж. Этим стилем был барокко. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc – скала, камень, грот. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
Так родилось название нового стиля. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты декоративно изысканной жизни безмятежного быта аристократических салонов. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Приложение 6).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Все чаще и чаще Давид изображает людей на гладком фоне, который не отвлекает внимания на посторонние, не столь существенные моменты.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Характерной особенностью этих произведений является точная детализация индивидуальных черт портретируемых. Престарелый «Король – солнце» пережил самого себя.
Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д.
Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства и опасное очарование лукавого божества. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели. мелочь, безделушка).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. chinoiserie – китайщина). Французский скульптор.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. На рукавах были широкие обшлага.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
1767). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Музей изобразительных искусств им. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Ланкре. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
«Танцовщица Камарго» Ланкре – не столько тип актрисы, сколько образ эпохи, запечатленный художником поэтично и убедительным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой Ланкре. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. rococo, от фр. Сына честных буржуа как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать дочерью сапожника), его в юности отдали в обучение дяде-граверу. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). стиль Людовика XV.
Приложение 8). Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Вот таким образом главные особенности рококо определяют не предметно-пространственная среда и декор парадных залов и кабинетов, а декор и обстановка будуаров, насыщенных произведениями декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования этикета.
Иллюзия торжествует. Давид. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715--1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Но стоит вспомнить и о том стиле, который предшествовал стилю рококо. Например, в отечественном справочном издании В. Г. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем.
Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным.
Показательно то, что композиция представляет собой не мифологический сюжет, а исторический, хотя и носящий легендарный характер. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия. Нельзя категорично отрицать что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу поэтическое восприятие мира. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние. Налицо повальное увлечение т. н. Эрмитаж ок.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Позднее творчество Фрагонара мало изучено.
Видным художником является Пьетро Лонги. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок.
Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Но все это не любовь а игра в любовь театр. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Фрагонар. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Приложение 1).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
пустяк, безделушка). В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Еще В. В. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана.
В XVIII веке этот французский художник и рисовальщик был очень известен. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Отсюда конкретность, достоверность изображения. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни.
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. В Майсене была открыта первая, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Еще В. В. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Здесь и познакомился с Ватто. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).
Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Картина была написана около 1730 года в пору расцвета его таланта. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Вот таким образом его поездка в Италию была отложена до 1775 г., когда он отправился туда вместе со своим учителем в качестве стипендиата.
Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. И здесь рококо ждало открытие. Происходил из среды ремесленников.
Сторонник Рококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению в Испании. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Кроме фарфора— в моде серебро.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. rococo, от фр. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
китайщиной – шинуазери (от фр. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Художник представляет нам сцену в парке.
Творчество Фрагонара -- утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах.
Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Много музицируют.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Рокайль (от фр.
У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. В 1736г. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Так изменились критерии физической красоты. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Еще В. В.
Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Шарден начал творческий путь с натюрмортов.
Рококо (фр. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Испытал сильное влияние А. Ватто.
Картелль (франц. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Он не скрывает театрального приема в композиции. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, голубым, зелёным, с большим количеством белых деталей. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. 1754, Париж, Лувр). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с сильно выдающимся вперед карнизом. В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ).
Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Ну, а потом.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Мебель изящна и легка. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид).
Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод – строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм. Ее сюжет — драматическая повесть о том, как знаменитый византийский полководец, подозреваемый в заговоре против императора, был лишен всех благ, ослеп и впал в нищету. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Мейссонье. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Все искусство стиля рококо было построено на асимметрии, которая создавала ощущение беспокойства – вычурное игривое и насмешливое. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Чаще всего художник писал знатных лиц. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера).
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Приложение 5). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»). Рококо (франц. Рококо (фр.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. 1754, ГТГ). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
«Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными.
На карманах— огромные клапаны. Новые веяния проникли в Академию. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.
Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, – игривое насмешливое изобретательное. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. На смену силе эмоций, накалу страстей, помпезности и величественности Барокко пришел изящный и камерный стиль дамских будуаров и аристократических гостиных – Рококо. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. За стилем барокко следует стиль рококо.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывается цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Эрмитаж). cartel – карта, свиток бумаги). Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
Достойны упоминания прекрасные портреты женщин той эпохи – портрет мадам де Помпадур, фаворитки короля, кисти Франсуа Буше и замечательные женские портреты Ж. О. Фрагонара, Портрет певицы, держащей нотный лист или, к примеру, Портрет дамы в образе Музы науки, множество других женских портретов кисти художников, работавших в эпоху рококо. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. Модным словом становится bagatelle (фр. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). (см. Культура рококо была ярко выраженной дворянской культурой, являясь типичным проявлением фазы упадка.
В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как "мастер галантных сюжетов". Ему было едва за тридцать. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.