Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Так родилось название нового стиля.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Продумывая изображение, Б. В. Чаще всего художник писал знатных лиц. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия. Roc).
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Ее поза несколько скованна, но в этой застылой торжественности много ощущения трепетной жизни, душевной теплоты. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
В 1726г. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества.
Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Особую роль стали играть зеркала. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Сюжет пьесы сводится к следующему. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. (см. Приложение 7). Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо.
Но удивительная гармония красок и мастерство исполнения позволили Шардену показать материальную сущность предметов, сделать их осязаемо реальными. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. 1767). Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Вот таким образом и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение – странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное сокращенно-иронично – "рококо".
Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса. Лепной орнамент рокайля в технике стукко обычно оставляют белым с частично вызолоченными деталями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Рококо – одно из интереснейших стилевых направлений в искусстве, которое следует изучать, так как для времени своего господства он проявил только ему присущие особенности в архитектуре, скульптуре и, конечно же, в живописи.
Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. mise-en-abme — положения в бесконечности). Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В 1721г. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв.
Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. 1709). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). Он не скрывает театрального приема в композиции. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма.
Однако сам художник не верил в такой исход, а потому картина получилась излишне холодной и академической. Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям.
(иллюстрации см. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
(см. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г.
Фрагонара). Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Крупнейшие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.
Оно передано иллюзорно-вещественно. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
В 1754г. Приложение 1). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным.
(до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Единство людей и природы проницательный Ватто считал иллюзией, вот таким образом, вероятно и были пронизаны печалью и некоторой горечью его лучшие полотна с явным оптимистическим наполнением. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами).
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. ниже). Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие, снаружи простые здания, хотя бывают и исключения. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Художник представляет нам сцену в парке. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Существуют сведения о том, что в XVIIIв.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
bagatelle — безделица, пустяк). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Давид. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В 1736г.
Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Однако до середины XIXв. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. в Петербурге. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Приложение 8). На рукавах были широкие обшлага.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию. Так изменились критерии физической красоты.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ).
Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Женщина стала главным объектом искусства.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
На полу — ковер мануфактуры Обюссон. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Существует предположение, что эта картина была задумана как афиша для одного из сезонов Итальянской комедии — похожие вывески сопровождали ярмарочные театры той эпохи. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион.
Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. Меняется и формальный строй его работ.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. по документу из РГИА). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
(см. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Славу ему принесли именно галантные сцены Галантной можно назвать элегантную праздную кампанию людей, проводящую вместе досуг, немаловажным элементом которого являются флирт и любовные приключению Безусловно, гениальным изобретением следует считать включение в композицию подобных сцен персонажей комедии дель арте.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Стилю Рококо 1730—1740-хгг.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Этот стиль был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века, в то время как во Франции и ряде других западных странах интерес к данному стилю ослабел уже в 1860-х гг. А. С.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Бернардо Беллотто работал также в Германии. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Другой, характерной чертой того времени была эротика. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Кроме фарфора— в моде серебро.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура.
огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. В России в начале XIXв.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Приложение 5).
С 1759г. Фирсов, Б. В. Суходольский. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок. в Майссене).
В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Если другие исторические стили рождались в архитектуре и даже более того — на основе кардинальных изменений архитектурной конструкции, как, например, Готика, Классицизм, Барокко, Неоклассицизм и лишь затем распространялись на другие виды искусства, то стиль Рококо является исключением. Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). В работе им приходилось проявлять большую универсальность: оформлять интерьеры дворцов, писать театральные декорации, расписывать церкви. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Ланкре. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет).
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Приложение 3). В 1750-х гг. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Он возник не в результате преображения архитектурных форм, а из орнаментального мотива, получил развитие в оформлении интерьера, мебели, в фарфоре, декоративной лепке и резьбе, в искусстве костюма и ювелирных изделий. Приложение 6). Ножки мебели выгнуты изящной линией. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Приложение 8).
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Стены оформляются деревянными панелями.
Видным художником является Пьетро Лонги. Его использовали с негативным оттенком. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
Огромная армия портных, парикмахеров, декораторов, ювелиров, живописцев, ткачей, мебельщиков создавала удивительные вещи. Приложение 6). Под него надевали камзол.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Испытал сильное влияние А. Ватто. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо.
Меняется и формальный строй его работ. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. На карманах— огромные клапаны. А. С. Пушкин в Арапе Петра Великого писал, что в период Регентства нравственность гибла, а государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся).
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров галантных праздненств Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше истинных представителей чувственного и галантного XVIII века Жан Оноре Фрагонара, Николы Ланкре, Помпео Джироламо Батони, Ш Ж Натуара.
— Нескромные сокровища Д. Дидро. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Франсуа Буше — выдающийся мастер, он создал огромное количество замечательных картин, рисунков, гравюр, однако создается впечатление, что большую часть жизни Буше потратил на багатели (франц. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений.
В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Он расписывал веера, разрабатывал рисунки для гемм и декоративные вставки для карет и портшезов, оформлял театральные постановки с участием маркизы де Помпадур, рисовал для нее модели платьев, причесок, бантов и ювелирных изделий. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.
И здесь рококо ждало открытие. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). 1754, ГТГ). Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо.
Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Музей изобразительных искусств им. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности, в нежном, утонченном письме, сказочном феерическом антураже. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Рококо – оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм – барокко – неоклассицизм.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Смерть в 1715 году короля-солнца2 Людовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). Картелль (франц. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Еще В. В.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема.