Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов.
На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Нельзя не отметить прикладную графику Фрагонара – его книжные иллюстрации к Лафонтену и Ариосто. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Мейссонье. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Однако это искусство представляло собой не новый стиль, а дальнейшее развитие особенностей венецианской школы. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. В 1754г. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
В изобразительных искусствах – живописи, скульптуре, графике – стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан.
Личный комфорт, в это время, становится на первое место. За стилем барокко следует стиль рококо. (см.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
У Буше во всем чувствуется свойственное рококо сочетание острой наблюдательности и декоративной утонченности, чувственной непосредственности и игривого притворства. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом – это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом.
Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся).
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Аналогичное сравнение можно провести в отношении двух других форм: барочной волюты и рокайля. по документу из РГИА). Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Особую роль стали играть зеркала. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. стиль Людовика XV.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше.
В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Его творчество начала 60-х гг. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. художник лишается и заказчиков и славы. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Прерванный сон. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Ф. Бертен», 1832). Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Женщина стала главным объектом искусства. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. На полу — ковер мануфактуры Обюссон.
В конце 70-х и в 80-е гг. Луи Давид. Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). mise-en-abme — положения в бесконечности). Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Приложение 1). Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. «осколки раковины». Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей.
В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. 1756 г. мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности.
Сюжет пьесы сводится к следующему. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). caca du dauphin — первое слово в переводе не нуждается дофин — малолетний наследник престола).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Приложение 5). В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). В конце 60-х гг.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Одна из нимф предложила скифскому царю пронзить ее сердце, но он, сам сраженный ее прелестями, выронил из рук оружие. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа. Существуют сведения о том, что в XVIIIв. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. – рококо в его французском варианте, т. е. Остров Цитера обретает космические очертания.
в Майссене). Стены оформляются деревянными панелями. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Ордера не присутствуют в фасадах зданий. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Мебель изящна и легка. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. 1721. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Картины Фрагонара конца 70-х гг. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Так изменились критерии физической красоты.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Рококо – стиль, основанный на детали. пустяк, безделушка).
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Причем подобное обмирщение считалось похвальным и находчивость художника всегда получала одобрение.
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». китайщиной – шинуазери (от фр. На карманах— огромные клапаны.
В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров. Под него надевали камзол.
Если в Большом стиле падуги и десюдепорты украшали тяжелыми гирляндами и круглой скульптурой, то в век Рококо их сменил тончайший лепной и расписной орнамент. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. chinoiserie – китайщина).
Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни. В 90-е гг. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет).
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Сценка откровенно театральна. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. в Петербурге.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта дАржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. С 1759г. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль».
Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Антуан Ватто. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами.
Roc). Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Видным художником является Пьетро Лонги.
То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. по документу из РГИА). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
В 1721г. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Приложение 6). Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
В 1726г. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
В художественном отношении картина написана блестяще. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Но теперь её форма резко изменилась.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. В 1736г. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. В 1780-е гг. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Модным словом становится bagatelle (фр. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
(до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Маркиза щедро отблагодарила художника. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
В 80-е гг. Жиль. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
«Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Назначив его директором Гобеленовой Франсуа Буше. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Меняется и формальный строй его работ. Около 1800 года.
Музей имени Пушкина. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Мягкая манящая мебель с закруглёнными углами вытеснила масивные дубовые шкафы и бюро из чёрного дерева. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами – галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура. И здесь рококо ждало открытие. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. cartel – карта, свиток бумаги). Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.
Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Однако до середины XIXв. Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Кроме фарфора— в моде серебро. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. Его использовали с негативным оттенком.
Портрет художника Энгра. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. Стилю Рококо 1730—1740-хгг. Как всякое большое искусство, творчество Фрагонара было открыто и более отдаленному будущему. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Москва ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780 -1867), французский живопиец и рисовальщик. Музей изобразительных искусств им. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Так родилось название нового стиля. (иллюстрации см. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В России поэзия стиля рококо не проявилась в виде ясно очерченного литературного течения и несла в себе в значительной мере спорадический и к эпигонский характер. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Тонкий, полупрозрачный, звонкий, с белоснежной поверхностью, этот материал кажется самой природой создан для искусства Рококо.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо.
Иллюзия торжествует. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Париж. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Проницательный Сен-Нон не случайно находил в этих рисунках чары, присущие не холодной виртуозности но подлинной поэзии.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). На рубеже XVIII-XIX вв. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
Госпожа де Помпадур. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. — Нескромные сокровища Д. Дидро.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Мода на шинуазри открыла путь идеям Просвещения в завуалированной форме сказок, притч, аллегорий, стилизаций. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Фрагонар. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. bagatelle — безделица, пустяк). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
ниже). Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак. Старая Пинотека, Мюнхен.
Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Лувр. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. На рукавах были широкие обшлага. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Его основные отличия проявляются в особой легкости, грациозности и некотором кокетливом характере изображаемого. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. Налицо повальное увлечение т. н. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Приложение 8). В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). А. С. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Картелль (франц. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759).
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.
В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806 -20 — Рим, 1820 -24 — Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В конце 70-х гг.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В 70-е гг. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.
Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм.
годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). ниже).
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Фрагонара). Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. В России в начале XIXв. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Франсуа Буше. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
На дальнем плане Буше изобразил храм любви со статуей Венеры, а на переднем нимфа опутывает побежденного скифа цепями из роз. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце. Мебель эпохи рококо очень изящна.