Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Одновременно он продолжает начатое еще в ранней юности усердное изучение мастеров XVII и начала ХVIII вв. Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать.
Его картины похожи на грезы, в них все – вымысел (даже костюмы являются плодом фантазии художника). В 90-е гг. «Первый королевский художник», директор Королевской мануфактуры гобеленов, директор Королевской Академии живописи и скульптуры, он создавал декорации для театра, рисовал эскизы для гобеленов и изделий из фарфора, оформлял резиденции короля и именитой знати и оставил большое живописное наследие. Учился живописи у прославленного Ф. Лемуана, а позднее А. Ватто, с картин которого делал гравированные офорты.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Его творчество начала 60-х гг. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Фрагонара).
Фрагонара). Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Приложение 1). Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более лирическими. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Давид.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Европейское искусство рококо переносит нас в мир вымысла изысканности, утонченности, театральности и ярких переживаний. В конце 70-х и в 80-е гг. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Буше пишет картины на аллегорические и мифологические сюжеты, чередуя их с откровенно эротическими, «буколические» пейзажи и пасторали. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Эмоциональная и идейная основа стилярококо– гедонизм и индивидуализм, эротический маньеризм, как назвал его Ж. Л. Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. А. С.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Смешение жизни и театра иллюзорного и реального – отличительная черта искусства Ватто. Художник представляет нам сцену в парке. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Оно передано иллюзорно-вещественно. 1754, ГТГ).
Я дуюсь на него порой. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
". Достойны упоминания прекрасные портреты женщин той эпохи – портрет мадам де Помпадур, фаворитки короля, кисти Франсуа Буше и замечательные женские портреты Ж. О. Фрагонара, Портрет певицы, держащей нотный лист или, к примеру, Портрет дамы в образе Музы науки, множество других женских портретов кисти художников, работавших в эпоху рококо. Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей.
Музей изобразительных искусств им. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669). Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Этой же цели служит созданный им контраст: пластическая красота и кровавая рана, а над телом — меч, символизирующий угрозу, нависшую над революцией. С именем Ватто связано появление в живописи нового жанра – «галантные празднества», ставшего синонимом стиля жизни французского общества того времени. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке.
Он имеет смелость быть самим собой. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Ватто, Жан Антуан (1684-1721)Французский художник эпохи Рококо. Талантливый художник, рано ушедший из жизни, оказавший определяющее влияние на французскую живопись рококо. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Кнобельсдорфа, И. Б. Так родилось название нового стиля. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Для стиля барокко («причудливый») характерны: – стремление к величию и пышности -усложнённость планов -богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры – обилие кривых, пластичных линий и поверхностей – контрастность, напряжённость иллюзорность, динамичность образов -стремление к максимальной выразительности минимальными средствами отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой -привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для создания городского ансамбля -в мебели – сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения -цвета – белый, бирюзовый, золото.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Всего за несколько дней Ватто, остановившийся в доме Жерсена, написал полотно изображавшее помещение антикварного магазина, продавцов и посетителей, разглядывающих картины, слуг, осторожно укладывающих в ящик проданный портрет. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы — всё это делает Ф. Буше непревзойдённым мастером живописи.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. 1709). Несмотря на свою простоту, эти картины полны поэзии, которую художник сумел уловить, наблюдая жизнь, но в них отсутствуют назидательность и сентиментальность, свойственные многим его современникам, например Ж. Б. Грёзу. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). В основе его лежит изящный декоративизм, подчиняющий себе и тему картины и ее композицию.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В 1780-е гг. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Рококо («раковина»)– более изощрённое в деталях развитие направления барокко. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. В 70-е гг.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. В нем отсутствует ярко выраженная объемность и линейность и хотя наблюдаются четкие границы освещенных и затемненных мест в трактовке лица, контраст создан не для моделирования объема. (см. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Первоначально учился в Валансьенне.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Картины Фрагонара конца 70-х гг. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. У него был сходный гений по самому своему духу. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Буше, Франсуа (1703-1770)Французский художник эпохи Рококо. Буше был самым знаменитым мастером, работавшим в стиле рококо. Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства.
В 1750-х гг. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Этим объясняется происхождение названия рокайль. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Приложение 6). Приложение 8).
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Детали оформления интерьеров становятся вычурными, манерными, широко используются зеркала, живописные панно на пасторальные темы. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Осознав свое художественное призвание, он попытался в 1747 г. поступить в мастерскую Франсуа Буше, который отослал неподготовленного подростка к Шардену. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Дама слева с любопытством взирает на них в телескоп, который дает перевернутое изображение. Нёймана, отчасти М. Д.
Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. "Малые голландцы" были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике. Но нельзя также забывать и о том, что данное обстоятельство было присуще не всем его работам — некоторые портреты конца века были созданы в новой манере.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Чаще всего художник писал знатных лиц. Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты.
Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). художник лишается и заказчиков и славы. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Он часто изображал актеров, сиены из итальянской комедии дель арте, балаганные зрелиша («Сатира на врачей», 1708-09). В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. О его произведениях Эжен Делакруа сказал: "правда – самое прекрасное и редкое на свете". Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Продумывая изображение, Б. В. Сценка откровенно театральна. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Картелль (франц. К этому году он воспринимался уже лишь как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Рококо (франц.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). И здесь рококо ждало открытие. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Меняется и формальный строй его работ. В 1736г. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Театральная тема заняла видное место в творчестве художника. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения – неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Фирсов, Б. В. Суходольский.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Приложение 5). Вот как написал о нём Эжен Делакруа: ". Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
"Королём художников и художником королей" называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640). Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки абсолютной личности. В 80-е гг. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Так изменились критерии физической красоты.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Самая известная картина на эту тему – «Паломничество на остров Кифера» (1717) принесла художнику звание академика и положила начало зарождению стиля рококо, главными чертами которого стали легкость и изящество.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм из-за недостатка изысканности и изящества. Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc – скала, камень, грот. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.
Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Он словно ищет собе седника, способного выслушать и понять его. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых.
Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717).
В конце 60-х гг. Художник продолжает жанр «галантных празднеств», появившийся благодаря Ватто и воплотивший стиль жизни французского общества. А использование в композиции рисунка изгибающихся линий позволяет придавать произведениям живописи особую вычурность и нарядность. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
В конце 70-х гг. В нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые "малые голландцы": Герард Доу (1613 – 1675), Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Габриэль Метсю (1629 – 1667), Герард Терборх (1617 – 1681) и другие. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Фрагонар здесь подлинный певец природы, точнее, парков (его ландшафтные композиции начала 60-х гг. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. 1767).
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Вот таким образом так интересна одна из последних работ мастера – «Вывеска Жерсена» (1720), утверждающая идею простого наблюдения за окружающей жизнью. Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 – 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 – 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 – 1638). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись.