Стоит отметить, что ближе к середине XVIII века в Западной Европе излишняя легкомысленность рококо стала постепенно выходить из моды, а вот в самом центре континента это направление в искусстве было популярным практически до самого конца столетия.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Словарь-справочник, Энциклопедия моды и одежды и словарь Словарь Ушакова. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. (франц. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Также художники обращались к теме чувственности и эротики.
Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. Внутренняя же планировка изменялась. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. РОКОКО (франц. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Под него надевали камзол. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Франция по праву считается родиной рококо.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Впервые термин «Рококо» появился в дополнительном томе «Академического словаря французского языка» 1835, где за ним закреплялось значение: «разновидность орнамента, стиля, рисунка, характерная для художественной школы периода правления Людовика XV и начала правления Людовика XVI». Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин».
стиль Людовика XV. франц. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
На смену причудливо-сложным метафорам барокко в рококо приходят изящно-прихотливые метонимические сравнения, классицистические ясность и лаконизм дополняются подчеркнутой фрагментарностью и орнаментальностью. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Таким образом, основой «Рококо» был индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства.
Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. В круг литературных жанров рококо попадают «легкая поэзия» анакреонтического толка, гривуазные новеллы, фривольно-эротические романы (Хюбенер). Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками.
Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Но круг писателей, составляющих собственно литературу рококо, также довольно широк: Ф. Хагедорн, И. В. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц (Германия) А. Р. Лесаж, П. К. Мариво, А. Прево, Ж. Б. Л. Грессе, К. П. Кребийон, Э. Д. Парни (Франция) У. Конгрив, Г. Прайор, Г. Филдинг (Англия), П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио (Италия). Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом и логическим результатом его развития. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Архитектура рококо не заботилась о том, чтобы быть рациональной, целесообразной или уравновешенной, – она желала быть игривой и очаровательной.
Натье, Ф. Буше, Ж. О. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Главным (как и в любое время) было мировоззрение.
rococo, также rocaille – рокайль, от назв. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей.
Фрагонар. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. В интерьерах же массивные формы, пышность коринфского ордера, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Меняются также размеры помещений. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). В этот же период понятие рококо начинают применять и к анализу литературных явлений (Ф. Нойберт Э. Хюбенер), однако по аналогии с живописью и архитектурой в рококо выделяют ряд схожих формально-тематических характеристик — орнаментальность изящество, элегантность интимность, эротизм. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
Скульптура и живопись изящны и декоративны. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Объема собственных волос для этого не хватало и парижский модный журнал давал женщинам такой совет: «Каждая дама, желающая привести свои волосы в соответствие с последними вкусами, должна приобрести эластичную подушечку, точно соответствующую размерам ее головы. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). китайщиной – шинуазери (от фр.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Термин «рококо» вошел в употребление в середине XIXв. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения изысканность, утонченность.
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной).
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. cartel – карта, свиток бумаги). Отделка предметов достигает высочайшего уровня. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. 18в.
по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Мейссонье.
Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Рококо оказывает влияние на музыкальные жанры и форму, прежде всего на сюиту. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.
Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
В отличие от жизнестроительного пафоса просветительской литературы, ставящей перед человеком задачи самовоспитания, совершенствования себя и мира, литература рококо утверждает естественное несовершенство человека, стремится выявить в нем нюансы «игры тщеславия и достоинства» (Гатцфельд), представить добродетель и идеальность чувств как «труднодостижимые цели» (А. Зимек). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Истоки художественного мироощущения рококо обнаруживаются в том кризисе интереса к большой Истории, ослаблении героического пафоса и повороте к частному интимному существованию человека, которыми отмечена культурная атмосфера конца 17 века. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. Иллюзия торжествует. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Музей изобразительных искусств им.
Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Модным словом становится bagatelle (фр. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Стиль рококо характеризуется высокими достижениями в области декоративно-прикладного искусства.
В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
Одновременно в слове «Рококо» фиксировался и более широкий, пренебрежительный смысл: «То, что устарело, вышло из моды в искусстве, литературе, одежде, манерах». В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. (иллюстрации см. Не избежала этой участи и Россия.
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Их отличает изогнутая форма ножек, красивая шелковая или атласная обивка с растительным или восточным орнаментом, золочение, мозаика инкрустация, художественная резьба. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Знать желала принимать гостей в богато убранных парадных залах, которые постепенно превращались в уютные гостиные, становились более женственными игривыми. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе.
пустяк, безделушка). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. фр. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Жизнь стремительно меняется. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Лексический запас регулярно пополняют новые определения. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Причем некоторые из них (Я. Буркхардт) употребляли слово «Рококо» как синоним «барокко».
В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Идeалом мужчины является утончённый придворный, франт. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
На картинах П. Ротари (т. н. Хотите узнать, «Рококо» — что это такое и как описывает толкование значения Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Словарь Ефремовой, Словарь Ожегова, Энциклопедический словарь, Дизайн. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Наиболее сильное развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. В архитектуре французских отелей (Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Существовали определенные правила исполнения украшений. Так, Куперен создал свою методику известную под названием «Искусство игры на клавесине». Ордера не присутствуют в фасадах зданий. – рококо в его французском варианте, т. е. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет», носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Кроме того стиль рококо пытается создать эфемерный мир, который наполнен атмосферой теплоты, комфорта и уюта изящества и вычурности. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Рококо – стиль, основанный на детали.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. «осколки раковины». Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями. (это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Крупнейшим представителем рококо конца 18в.
Типичные примеры Р. в музыке – клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, оперы-балеты А. Кампры, нек-рые произв. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Стиль «Рококо» оказал громадное влияние на развитие всех видов искусства, преимущественно декоративного. по документу из РГИА). Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях.
Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).
иск-ве 1-й пол. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. На рубеже XVIII-XIX вв.
На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Для иск-ва Р. характерен отход от монументальных форм барокко. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Между стеной и потолком нет острого угла.
Рококо (фр. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии.
Отель стал архитектурной нормой эпохи. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. rococo, от фр.
Общий запас лексики (от греч. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Кроме фарфора— в моде серебро.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле.
Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год.
Интересно, что в крупных формах (операх, балетах и кантатах) эти тенденции также себя проявили. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.
Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Но теперь её форма резко изменилась.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Женщины носят красивые, пышные юбки — панье, которые создают эффект «перeвёрнутой рюмочки». Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. На рубеже 19-20 веков, вместе с барокко, рококо уже прочно входит в искусствоведческие исследования (К. Гурлитт, О. Шмарзов).
Его использовали с негативным оттенком. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Видным художником является Пьетро Лонги. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Мода эпохи «рококо» различалась желанием к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. ниже).
В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями.
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. осколки камней, раковины — стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для Р., связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротики. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Остров Цитера обретает космические очертания. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением.
Человек на картинах часто изображался в образе мифических персонажей. (франц. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Достигалось это за счет того, что каблук был сильно сдвинут к центру туфельки, оставляя пятку повисшей в воздухе. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Развитое Р. (примерно 172550, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Мариво). За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается.
За стилем барокко следует стиль рококо. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский).
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
«Играя» частностями, литература рококо обращает внимание современников нате «ограничения, сомнения, беспокойства», которые таились внутри просветительской мысли, на ту непрочность, неуловимость, двойственность человеческой природы, от которой просвещенному разуму трудно и просто нельзя отмахнуться. Рококо – это стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля «Барокко». Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана, отчасти упражнения (esercizi) Д. Скарлатти.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). ниже). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обремененность своих форм, стиль Р. оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселой красотой, живо переносящими нас в любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда — немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей.
Уделялось внимание и удобствам. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Общее впечатление дополняли низкие потолки. В этой оригинальной трактовке произведения Лафонтена главное место занимает пейзаж. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Писатели рококо открывают в человеке естественную тягу к наслаждению, снисходительно относятся к его слабостям, стремятся ставить и разрешать не «вечные» метафизические вопросы, но анализировать и отражать нравы и психологию современного общества, демонстрировать двойственность человеческой природы, ее естественно-скандальные аспекты, выражать компромиссное общественное сознание. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Мебель изящна и легка. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Обожаемыми темами художников рококо стали нежность и игра. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Хагедорн, И. Уц и др. ) в России искусству Р. родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.
Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Рококо стремится к интерференции с другими художественными направлениями своей эпохи (классицизмом — Ф. Д. Честерфилд, Поуп, Вольтер сентиментализмом — Л. Стерн, О. Голдсмит, Ф. Г. Клопшток).
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. Приверженцы Р. были в Италии (П.
Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной.
Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета.
Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. На карманах— огромные клапаны. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
— название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715—23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Поздней разновидностью стиля рококо является рокайль (от франц.
agrйments, нем. (франц. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). rocaille – украшение из раковин). С 1760-х гг. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Manieren), к-рые составляли неотъемлемую часть мелодич. Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Появляются одночастные сонаты, музыкальные формы мельчают, становятся миниатюрней. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.
Стены оформляются деревянными панелями. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в. возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. Концепция рококо как единого «стиля эпохи» (Лофер) начинает соперничать с представлением о нем как об одном из художественных направлений 18 столетия (Вайсгербер).
Его родиной стала Франция. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Стиль сформировал новый образ человека. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Женственность чувствовалась совершенно во всем. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Кребийон). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Рококо трактуют как результат заката, упадка культуры барокко, его рассматривают то как стилевое выражение Просвещения (Э. Эрматингер), то как стиль, противостоящий Просвещению (В. Клемперер), но в любом случае — как последний большой стиль европейской культуры. В. Келдыш. Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства.
Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
Рококо не создало стройной теории, однако принципы поэтики направления вырабатываются не только в процессе художественной практики, но и в некоторых эстетических трактатах и эссе, где на первый план выступают проблемы вкуса, воображения, разрабатывается не категория «прекрасного», а понятия «милого», «хорошенького», «грациозного». Налицо повальное увлечение т. н. различными окаменелостями имитирующими естественные образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. В ранний этап развития французского Р. (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
Эволюция взглядов на рококо постепенно происходит и в отечественном литературоведении 1970-90-х (А. Д. Михайлов, Д. С. Наливайко, С. Л. Козлов, Н. Т. Пахсарьян). ниже). О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Рококо это художественное направление в европейском искусстве и литературе 18 века.
В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Стены оформляются деревянными панелями. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
При этом сюита по длительности могла превышать барочную сюиту (например, И. С. Баха), но могла быть в гораздо меньшей степени монументальной и цельной. Затем жанр себя исчерпал, покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Часто в исполнительских ремарках указывалось «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В стилистическом плане рококо, впитывая в себя традиции барокко и классицизма, «снимает» их противостояние, приглушает контрасты, предпочитает «естественное» смешение полутонов.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. (фр. А. С. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки.
Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса. Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе).
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. по документу из РГИА). Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным».
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни.
Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры.
Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки).
В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Они могут выполнять и чисто декоративную роль. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
РОКОКО (франц. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. В прозе утверждаются галантный роман игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Термин Р. равнозначен определению галантный стиль. Ю. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко.
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. Рококо оценивается как придворно-аристократическое искусство, как попытка «уходящего» с исторической сцены сословия забыться в забавах и наслаждениях.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей. В литературе рококо существует своя система жанров: это не только разнообразные «малые формы» легкой поэзии, но и ироикоминеские поэмы, стихотворные и прозаические волшебные сказки, фантастические и нравоописательные повести, эссе, социально-психологические романы, комедии масок и любовно-психологические комедии. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «» и «» Кампра.
(иллюстрации см. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники.
Слово рококо употреблялось в профессиональном жаргоне художников еще в конце эпохи Просвещения, хотя чаще современники использовали для обозначения рокайльной манеры выражения «современный вкус», «живописный жанр». Мебель эпохи рококо очень изящна. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику.
франц. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В музыке это проявлялось в обильном использовании мелизмов (франц. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). На рукавах были широкие обшлага.
rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты интимные и эротические ситуации. Стиль рококо в интерьере получил широкое распространение в странах Европы начала XVIII века – Германии, Испании, Франции, Баварии, Италии. А идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. Термин «рококо» происходит от французского «rocaille», что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Одной из важных черт поэтики рококо становится амбигитивность (двойственность-двусмысленность), пронизывающая все компоненты произведения — от первоначального представления читателю достоверного – недостоверного сюжета, композиционной структуры с открытой или прямо незавершенной развязкой, до художественной интонации, в которой непрестанно смешиваются скептическое и трогательное ирония и меланхолия. Живопись рококо отличается камерностью, декоративностью. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Плавный переход сглаживает острые линии.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Перечисленные черты рококо выражали аристократический образ жизни. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
по документу из РГИА). Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Однако игривая «мимолетность», шутливость, легкость рококо совсем не поверхностно легкомысленны.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. chinoiserie – китайщина). Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Преимущественно орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Моду «рококо» принято считать женственной модой, т. к. в эту эпоху произошло огромное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы. Огромная декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии и личному комфорту – являются характерными чертами стиля «Рококо».
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво.
Но затем причёски вновь увеличиваются, достигая полного абсурда – на головах придворных дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев и даже целые декоративные лодки с парусами.