Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности.
Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.
Ритм является одной из волшебных палочек, с помощью которых можно передать движение на плоскости. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. 4—9).
На деревянной доске вырезался рельеф или набивались гвоздики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань отпечатывался рисунок. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии.
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре – на контрастах объемов). Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности.
Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Она украшает форму, создает зрительное движение на её поверхности.
Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Есть ритмы форм: линии, пятна и их сочетания, точки ритмы цвета: хроматические и ахроматические ритмы, которые выражены фактурой. Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины. Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Без ритма композиции трудно обойтись.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Садовое кольцо» и «Раздолье». По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий.
Хлястики в брюках предназначены для регулирования их ширины вверху. Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб". Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Народ занимает большую часть её пространства. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени. Воздействие на зрителя активно- динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия.
Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно.
Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. Это музыка непреклонной решимости и веры в победу.
Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Одежды ложатся упругими повторяющимися складками. Ритм может проявляться с помощью всех изобразительных средств. Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе). Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Но можно сделать простой опыт: закрыть эту картину, оставив открытым какое-либо ее место, по которому нельзя догадаться о предмете изображения, о том, что изображена именно раковина. Садовое кольцо» и «Раздолье».
Ритм образуют такие ритмические элементы, как акцент и интервал. Вы слышите, грохочут сапоги. Это светлые силы свободы и справедливости. Также есть способ, при котором рисование ведется на ритме угасания цветовых пятен.
Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги. Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых изобразительных). Акцент, чередуясь с интервалом, образует ритмический ряд. По конструкции их можно разделить на застёгивающиеся и завязывающиеся. Воротник – деталь одежды, которой оформляется вырез горловины.
Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Этот спокойный и торжественный ритм создает тихую, умиротворенную мелодию. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Содержание картины, ее идея неразрывно связаны с форматом картины, ритмом, симметрией и золотым сечением. Используя отделки этой группы можно изменить назначение и характер модели.
Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет вего развитии. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. Картина посвящена гражданской войне. Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь.
Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына.
В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Погоны – наплечные знаки различия на форменной одежде военнослужащих.
Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Но бывают и такие, которые наполнены хаосом, асимметрией и беспорядком, что часто воспринимается как выражение внутреннего состояния художника. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека.
Однако художник может иметь в картине два или несколько композиционных центров, если только это оправдано содержанием. Движение в картине — выразитель времени. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. Акцент — повторяющаяся фигура, пятно или объемная форма интервал — промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга.
Вся композиция вписывается в слегка вытянутый круг. Все это создает определенное минорное настроение. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. – Отделки вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны.
При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное. Мы видим, как разворачиваются ряды уходящих на фронт ополченцев.
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза. Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых изобразительных). Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
Подготовка материалов для экспертизы. Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах.
Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Первый: активно-динамический и второй: пассивно-динамический. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел.
Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Ощущение динамичности композиции передается через показ каждой фигуры в той или иной фазе движения, Ритмичное чередование различных фаз движения, направления лыжных палок создают ощущение смены одного момента движения другим. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. И вдруг.
Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. – Отделка деталей изделия печатным рисунком. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. – Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Способы их фиксации и изъятия. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Почему же так происходит. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм.
Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. Садовое кольцо» и«Раздолье». Характер ритма значительно усложнился. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Хлястики в плечевых изделиях расположены на спинке, полочках, карманах, рукавах.
Оптический центр находится приблизительно посредине. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. Итак, опираясь на составленный рисунок.
Вот почему важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Существенная роль в композиции отводится ритму. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. Почему же ритм передает движение. Его образуют стены зданий.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, существует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. Рассмотрим некоторые из этих средств. На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется.
Ритм – универсальное природное свойство. Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ).
Таким образом, создаётся определённый цветовой климат. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И». Доминанта – визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше – ближе). Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. Меншиков. Этот ритм пересекает другой, встречный ему.
Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством.
Один из исследователей ритма в технике П. А. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом.
В картине П. П. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма.
Вид вышивки определяется назначением изделия. Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка».
Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Ритм всегда подразумевает движение. Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. В «Эстафете» передается движение по диагонали. И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи. Ряд за рядом, словно накатывающиеся волны, плечом к плечу идут бойцы.
Именно вот таким образом «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам.
Метрический порядок характеризуется равенством элементов, расположенных друг от друга на одинаковых расстояниях, как, скажем, ряды окон жилых домов, одинаковыми лентами опоясывающие этажи, пролеты мостов и т. д. Учитывая возможность совмещения метрического и ритмического порядка, можно наметить три основные ритмические категории: метрический порядок, ритмический порядок, метро-ритмический порядок. Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета.
Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» – это норма. Различают неотлетные (притачные и накладные) и отлетные кокетки.
Все остальное погружено в тень. Движение в картине – выразитель времени. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины.
Плавность и округлость контуров ангелов подчеркивается мотивом прямых линий. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Существуют следующие виды ритмов в одежде: – простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними) – пропорционально–последовательный ритм – ритмическое построение на основе симметрии – радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность прогрессирующий радиально-лучевой ритм) – ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.
Для метрических композиций характерна статика. Художник сказал: Мужество имеет свой ритм и динамику. Ритм в картине организован художником. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями. 466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил.
В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой.
В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Ритм может передавать и плоское изображение. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины.
Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже надалеком расстоянии. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное". Метричность – это равномерность в движении типа механического. Скучно.
Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
На рис. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата. К активно-динамическому ритму относятся звуковые, танцевальные, световые и другие виды ритма.
В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. По своей конфигурации они могут быть прямыми, овальными, с углами. Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения.
Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. ил. Его деятельность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Она имеет декоративное и утилитарное значение (например, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия).
В «Эстафете133» передается движение по диагонали. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части.
Длинные тонкие посохи, четкие линии стола и сидений создают свой ритмический узор.
При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе). В то же время ритм обладает свойством через определенный порядок в изображении обычных предметов подчеркнуть их эстетическую сторону, открывая красоту и в примелькавшихся предметах и в новых. Вот таким образом такой ритм часто используют при создании мемориалов.
Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. По форме воротники делятся на 5 групп (рис.
Пата – небольшая, часто декоративная деталь одежды прямоугольной формы. Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные. ), но и человеку. Этот недостаток отсутствует на рис. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Этот ритм выявляет целеустремленное движение.
Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе.
Характер ритма значительно усложнился. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. Движение в картине – выразитель времени.
Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным. В«Эстафете» передается движение подиагонали. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге.
Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром.
Путём изменения очертаний отлёта и стойки можно получить различные варианты воротников. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Расположение элементов с равными интервалами пространства между ними называется регулярным ритмом. Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру. В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины.
Картина асимметрична. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». 65).
Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Ритм в искусстве понимают как синтез качества и количества выражений художественной формы.
Изменился и характер ритма — он стал более динамичным. Характер ритма значительно усложнился. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой.
Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Определение ритма – чередование элементов. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно.
Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность.
Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте. Ритм не только делают композиции богаче, однако и может помочь организовать их. Статика – это состояние покоя, равновесия. Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил.
Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен.
Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. В природе он повсюду: это и волны на реке и морской прибой и капли дождя и чайки над водой, – можно обнаружить ритм где угодно, куда бы ни падал взгляд. Однако если присмотреться. На столе округлая общая чаша 151 символ единения и композиционный центр иконы. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.
Он присутствует во многих явлениях действительности. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность.
Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении. Ритм как эскизный импульс проявляется во всех явлениях природы. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа.
Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали.
Упругий маршевый шаг. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Вышивка может быть ручная и машинная выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. Детали различаются по половозрастному признаку (мужские, женские, детские).
Стволы винтовок как черные восклицательные знаки за их спинами. Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью. Кокетка – верхняя отрезная часть спинки, полочки (переда) изделия, а также юбки и брюк. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы.
Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Карманы бывают прорезные, накладные, расположенные в швах изделий. Пояса были известны уже в бронзовом веке. Изготавливаются из различных материалов. И конечно, доминанта – вовсе не центр в буквальном смысле этого слова, то есть располагаться она может где угодно и совсем не обязательно в центре помещения. Этосвойство ритма определяет егосвязь с композиционным законом жизненности, который требует отхудожника проникать вдвижение внутреннее, а не ограничиваться показом движения внешнего.
В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника.
Даже изгиб мирликийского дуба, под которым было приготовлено угощение и нависающий склон горы 151 все это созвучно основной теме. Вышеперечисленные основные детали подчёркивают стиль одежды (спортивный, классический), создают форму и силуэт (могут уменьшать и увеличивать форму). Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое.
Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками». Они создают единство композиционного решения. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.
В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска — голландское и испанское. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. Дождь идет и работать нельзя. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного.
В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства.
Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни.
53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому – картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида).
В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Пояс – модная деталь одежды для закрепления на фигуре человека (помещаемая на талии или чуть ниже) и декоративного оформления. Как натянутые струны звенят конструкции переходного моста. Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов). Основные детали в костюме должны быть увязаны единством формы, отделки. Существуют различные виды ритмического повтора.
Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Ритмом в музыке, поэзии называют периодическую повторяемость одинаковых или схожих элементов. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом.
В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. – Отделки деталями, выполненные из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны. Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II.
Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Синий цвет одеяния центрального ангела откликается в одеянии двух других.
К такому изображению зритель равнодушен. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. ил.
Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Одним концом обычно пришивается к детали, другим – пристёгивается на пуговицу, кнопку или велькро. Так, например, в зависимости от освещения мы испытываем неодинаковые переживания при восходе солнца или заходе, днем или в лунную ночь, в туман или в дождливый день. Функциональная пата служит для регулирования ширины детали (например, рукава внизу).
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха.
Вышивка вносит в одежду элемент нарядности и часто может быть центром композиции. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса.
Характер ритма значительно усложнился. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции.
Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов. В их руках горящие свечи. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках.
Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Появился как элемент костюма в XIII в. Большинство воротников имеют обычно 2 основные части – отложную (отлёт) и стойку. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры. В моде XX в. погоны использовались в стиле милитари на пальто, плащах, жакетах. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур.
Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник). Вышивка может быть ручная и машинная выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет.
Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. 5. 3): воротники-стойки воротники с застежкой доверху с закрытой горловиной (стояче-отложной, отлож-ной, плосколежащий) воротники с открытой горловиной и с лацканами (отложной открытый, апаш, пиджачный) воротники цельновыкроенные (шалька, матросский) воротники фантазийные («хомут», драпированный). Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения. Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов). Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами"). Изменился и характер ритма – он стал более динамичным. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции.