Анализ ритмической организации произведения живописи – самый сложный из этапов стилистического разбора.
Синий цвет одеяния центрального ангела откликается в одеянии двух других. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов. Этот недостаток отсутствует на рис. Композиционное построение картины во многом обусловливается этой спецификой зрительного восприятия. Получается так, что все предметы, окружающие главный рассматриваемый предмет, по своей заметности, значению как бы подчиняются главному и все, что попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему.
Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса. Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции.
«Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках.
Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные. ), но и человеку. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность.
Все это создает определенное минорное настроение. Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении. Садовое кольцо» и«Раздолье». Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца.
Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Дождь идет и работать нельзя. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью.
Его деятельность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков.
Вслед за этим мы переходим к нижнему левому углу и, по слегка наклоненной фигуре главного персонажа, двигаемся вверх к правому углу. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте.
В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе).
Бывает ритм возрастающий и убывающий. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. 466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. В«Эстафете» передается движение подиагонали.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Содержание картины, ее идея неразрывно связаны с форматом картины, ритмом, симметрией и золотым сечением. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный.
Длинные тонкие посохи, четкие линии стола и сидений создают свой ритмический узор. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов). Мы видим, как разворачиваются ряды уходящих на фронт ополченцев. ритм это в искусствеВ разделе Живопись, Графика на вопрос Что значат эти слова в изобразительном искусстве. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии. Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. Когда мы смотрим на предметы действительности, в зрительном поле они распределены равномерно. Однако если присмотреться. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями.
Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями.
Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов). Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. В изображенных эскизах показано, как последовательно увеличивается размер элементов композиции или меняется их расположение. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии.
Когда говорят об эмоциональном воздействии колорита картины, меньше всего надо предполагать возможность эмоционального воздействия цветов самих по себе. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). А зная персоналию художника, всё становится на свои места. Таким образом, художнику удалось сочетать динамику и спокойные ритмы. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
Либо фигура в центре полотна выступает резонатором крика самой природы. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого.
Но к подобным подражаниям нельзя сводить содержательную функцию ритма. Но бывают и такие, которые наполнены хаосом, асимметрией и беспорядком, что часто воспринимается как выражение внутреннего состояния художника. Для метрических композиций характерна статика.
Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Подготовка материалов для экспертизы. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой.
Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Например, в архитектуре: ритмичное расположение окон по вертикали и горизонтали или колонн в определенной последовательности также создают ощущение динамики. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
Но это лишь на первый взгляд. Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни.
А зависимо от целей художника, ритм в живописи может просто настраивать зрителя на нужный лад, нести смысловую нагрузку либо служить одним из способов характеристики персонажа. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм.
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И». «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
День, ночь, день, ночь Зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень, зима Одно время года сменяется другим, затем все повторяется вновь и вновь. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. Регулярный, канонизированный ритм может приобретать более свободный и усложненный характер (например, в музыке и поэзии XX в. ).
Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Ритм может передавать и плоское изображение. В картине П. П. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен.
Бесконечный повтор какого-либо одного метрического ряда в конце концов может показаться монотонным и утомительным. Исполнение Маньяско — быстрое, смелое, лихорадочное. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции.
Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения, они добивались правдоподобного изображения трудных и замысловатых ракурсов. Изначальное название картины так и звучало – «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды.
Одежды ложатся упругими повторяющимися складками. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным. Один из исследователей ритма в технике П. А.
Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. На картине наблюдается равновесие светлых и тёмных тонов: тёмные деревья внизу компенсируют яркий свет верхней части полотна. Садовое кольцо» и «Раздолье». Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре – на контрастах объемов).
При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное. Вот таким образом такой ритм часто используют при создании мемориалов. Почувствовать ритм какого-либо процесса, попасть в ритм значит очень многое: понять его структуру, уметь предсказать его развитие, овладеть им.
Художник сказал: Мужество имеет свой ритм и динамику. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига. Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур.
Толбот (1840-41, Великобритания). Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. Готовых рецептов композиционных построений не может быть.
Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Именно так работает ритм в живописи. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое.
Вся композиция вписывается в слегка вытянутый круг. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В.
Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. К такому изображению зритель равнодушен. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов.
Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Также есть способ, при котором рисование ведется на ритме угасания цветовых пятен. Вот таким образом ритм в изобразительном искусстве, как правило, состоит из неодинаковых повторов, отличающихся лишь одним или несколькими признаками.
Сведённая к простым плавным линиям фигура кричащего вторит волнообразным линиям пейзажа. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины.
Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Народ занимает большую часть её пространства. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Ритм – это композиционная закономерность, которая при правильном использовании приводит к гармоническому единству всех элементов композиции организующая сила, выразительная закономерность повтора объектов и интервалов между ними средство построения, качественного изменения и развития композиции. Цвет – качество зрительного ощущения, возникающее в результате восприятия световых волн отражаемого от различных поверхностей (или испускаемого от источника) излучения зрительное ощущение материала. Ритм – греческое слово и переводится как «мерное течение». Он присутствует во многих явлениях действительности. Почему же ритм передает движение.
Такую манеру итальянцы называли pittura di tocco (буквально — живопись ударами). Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю.
Итак, опираясь на составленный рисунок. Шрифты различаются характером рисунка (Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (Кегль) (ссылка)Плакат – вид рекламной графики, основа построения которой изображение (условно-стилизованное, реалистическое) и шрифт. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. В нерегулярных, неканонизированных ритмах периодичность осуществляется вне строгого метра и носит приблизительный и непостоянный характер: то появляется, то исчезает (художественная проза изобразительное искусство, драматический театр, кино).
Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. 53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см.
Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф. Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Заметьте, мы довольно чутко реагируем даже на едва заметное нарушение закономерности: изменение одного элемента или шага в пределах выбранного ритма неизбежно ведет к утрате динамичности и целостности всей системы. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно.
В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый.
Изменился и характер ритма – он стал более динамичным. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование. Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата.
Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. 4—9). Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. И вдруг. Значительна роль ритма в картине Караваджо Положение во гроб. А теперь давайте поищем музыку и ритмы на картинах выдающихся художников.
Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. ил. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Характер ритма значительно усложнился. Именно ритм помогает художнику передать движение в картине.
Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины. Плавность и округлость контуров ангелов подчеркивается мотивом прямых линий. Это музыка непреклонной решимости и веры в победу. Вспомните, например, его Вакханалию, рассмотренную в главе II.
Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна. Изменился и характер ритма — он стал более динамичным.
Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. На столе округлая общая чаша 151 символ единения и композиционный центр иконы. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции.
Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. Расстояния от правого края картины до головы Петра, от нее до середины и от середины до левого края картины составляют тройную пропорцию золотого сечения. Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Слишком мелкое изображение далеко отступает за картинную плоскость, кажется второстепенной частью плоскости холста или бумаги. Недаром Маньяско называют Паганини кисти, восхищаясь виртуозностью его манеры. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Глядя на картину, создаётся двойственное впечатление.
Определение ритма – чередование элементов. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой: «Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Статика – это состояние покоя, равновесия. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь.
Картина асимметрична. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше – ближе). Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством.
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. Ритм обладает огромными возможностями. Колорит природы подобен мажору или минору в музыке.
Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Ритм образуют такие ритмические элементы, как акцент и интервал. Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» – это норма. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел.
Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа.
В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.
Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения.
Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. В основе ощущения ритма лежит "ожидание повтора". Основоположники фотографии — изобретатели Л. Ж. М.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Упругий маршевый шаг. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис.
В искусстве имеет место имитация жизненных процессов с помощью ритма (перестук колес поезда, бег коня, биение сердца, шум прибоя, журчание ручья, плеск реки, движения времени, динамики дыхания и эмоциональных подъемов и спадов). Монохромия – множество цветов одного тона полихромия – множество цветов различных цветовых тонов. Шрифт – в полиграфии — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др. ), а также цифры и знаки. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе).
Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Художники используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
И, вопреки фактам о нестабильном душевном состоянии Ван Гога в период создания картины «Звёздная ночь», ритм этой картины вполне спокойный, уравновешенный и гармоничный. Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В определением ритма этой картины не всё так просто. Ритм – универсальное природное свойство. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам.
Как натянутые струны звенят конструкции переходного моста. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. Все остальное погружено в тень.
Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому – картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Характер ритма значительно усложнился.
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. В «Эстафете133» передается движение по диагонали. Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Садовое кольцо» и «Раздолье». Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
Движение в картине – выразитель времени. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм. Оптический центр находится приблизительно посредине. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
Способы их фиксации и изъятия. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Словно падающие линии ритма создают ощущение падения, краха.
Ритмические остановки, перебивы и смена ритма зачастую знаменуют смену сюжетно-повествовательного, тематического, эмоционально-оценочного плана («Броненосец Потемкин»» С. Эйзенштейна, «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо. » В. Маяковского, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича). В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына.
Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Стволы винтовок как черные восклицательные знаки за их спинами. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова Утро стрелецкой казни.
Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. Характер ритма значительно усложнился. Это светлые силы свободы и справедливости. Этот спокойный и торжественный ритм создает тихую, умиротворенную мелодию. Движение в картине – выразитель времени.
В искусстве можно выделить два основных типа ритмических закономерностей: относительно устойчивую (регулярную, канонизированную) и переменную (нерегулярную, неканонизированную). Вы слышите, грохочут сапоги. Именно вот таким образом «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи.
Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-69, Франция). Чередующийся ритм предполагает смену динамики, фокусировки и скорости повторяющегося мотива, а прогрессирующий отличается постепенным увеличением или уменьшением размера, числа или каких-либо других качеств повторяющихся элементов. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр».
Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см.
Расположение элементов с равными интервалами пространства между ними называется регулярным ритмом. К. П. Брюллов в картине Последний день Помпеи при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе.
Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Ритм в картине организован художником. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. Существуют различные виды ритмического повтора. Вот почему важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции.
В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. РИТМ (от греч. Одним из самых универсальных элементов творчества является, несомненно, ритм. Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр».
В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. Даже в поэзии уловить ритм не составляет никакого труда, а благодаря этой составляющей поэты придают своим произведениям торжественность (как в маршах), жесткость или наоборот меланхолическое настроение. Акцент, чередуясь с интервалом, образует ритмический ряд. ил. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ). Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына».
Таким образом, создаётся определённый цветовой климат. В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины. Небо на картине закручено вихрями, звёзды и галактики водят хороводы под космическую музыку. Его образуют стены зданий. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. На рис. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим. Существует, однако, немало переходных форм между этими двумя типами ритма: т. наз.
Ритм применяется в живописи. заданный автором Виктор Харитонов лучший ответ это Динамично равно – постоянное движение без видимых преград (. ) Ритм – чередование элементов в определенной последовательности. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель.
Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Характер ритма значительно усложнился. В «Эстафете» передается движение по диагонали.
Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Рассмотрим некоторые из этих средств. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Почему же так происходит. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску. Если бы художник передал другое состояние пейзажа, солнечное освещение, весенние цветы вдоль дороги, он внес бы в пейзаж и совсем иное настроение.
Метричность – это равномерность в движении типа механического. свободный стих, ритмическая проза, стихотворения в прозе, пантомима. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. Кроме того, ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда.
В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Ряд за рядом, словно накатывающиеся волны, плечом к плечу идут бойцы. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции.
Современный плакат использует широчайшую шкалу выразительных средств: от геометрических композиций до гиперреализма и фотографий, от графических знаков до нюансированной живописи. Фотография – теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных) различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую инфракрасную и др. ). Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. Эмблема европейского экспрессионизма, работа норвежского художника Эдварда Мунка, «Крик» является одной из самых «звучащих», ритмичных работ современности.
Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции. Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок.
Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Существуют произведения, где композиция производит впечатление более статичной, успокаивающей, расслабляющей и создающей чувство спокойствия, порядка и структуры. Визуально ритм может разделять элементы картин, но композиционно идейно он их только организует их, объединяет в одно целое. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен.
Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Именно вот таким образом, глядя на ту или иную картину и даже не понимая до конца её сюжет, вы можете испытывать то, казалось бы, беспричинную радость, то тревогу, то умиротворение, то меланхолию. Картина посвящена гражданской войне.
Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. В музыке и поэзии ритм даёт ощущение выразительности мелодии, настраивает на нужный лад. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе). Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества. Движение в картине — выразитель времени. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными.
Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». То не трудно заметить, что автомобили останавливаются и движутся по сигналу светофора, на котором в определенной последовательности сменяются цвета часы на руке отбивают один и тот же ритм, а под ремешком от часов бьется пульс, у каждого – в своем, но также вполне определенном, упорядоченном ритме.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Точнее, человеческий мозг воспринимает ритмы в живописи подсознательно. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны.
Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность. Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Меншиков.
Скучно. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т. д. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. Вот таким образом используя простейшие ритмы в своих композициях, часто прибегают к сочетанию различных метрических порядков, чтобы получить необходимое разнообразие и одновременно сохранить единство. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников.
Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками». Существенная роль в композиции отводится ритму. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Ритм в живописи не всегда заметен зрителю. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении.
В их руках горящие свечи. Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника.
65). Регулярные ритмы основаны на четко выявленной единице соизмеримости художественных периодичностей (метр), что характерно для орнаментального искусства, музыки, танца, архитектуры и поэзии. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры.