"если мы не поймем, что основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием, является основой всего искусства, мы не сумеем отыскать единого ритма для всего спектакля и, в соподчинении ему всех действующих в спектакле, создать одно гармоническое целое". Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. Если мы не поймем, что основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием, является основой всего искусства, мы не сумеем отыскать единого ритма для всего спектакля и, в соподчинении ему всех действующих в спектакле, создать одно гармоническое целое. В искусстве велика и разнообразна роль ритма.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность. Наиболее подробную разработку ритм получил в теории архитектуры, также есть исследования в теории музыки, где ритм раскрывается в музыкальном искусстве как аспект музыкальной формы в музыке разных жанров и стилей. Правила композиции, которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются в арсенале искусства, а ритмике придается еще большее значение. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы. Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и то же.
Правила композиции, которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, вXVI-XVIII веках остаются варсенале искусства, аритмике придается ещебольшее значение. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в более подробном раскрытии ритма в архитектуре, музыке, костюме, в историческом подходе к данным видам искусства.
Таким образом, ритм является главным и определяющим свойством искусства архитектуры, музыки, костюма. Целью исследования является выявление свойств ритма в произведениях архитектуры, музыки и костюма, оценивание его влияния на разные виды искусства. Ритм были есть вовсех видах искусства иво всевремена.
«перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты итак называемые «стяжения»— характерная особенность искусства». Подражая некоторым видам ритма ворганической инеорганической природе искусство делает ритм одним изважных средств композиции. Таким образом, ритм в искусстве поэзии предстает в качестве системы разрешения противоречий между метром и языковым материалом произведения. «в искусстве ритмическая повторность нежесткая, нематематически точная, онавсегда предполагает отступление отправил периодической упорядоченности.
Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы. На протяжении развития изучаемых видов искусства, складывались ритмические черты, характерные для того или иного стиля. В отличие от ритмов музыки и поэзии, проявляющихся во времени, ритм в изобразительном искусстве осваивает пространство, существуя на плоскости или в объемных формах. Ужев искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма.
Вдревнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, вкоторой ритмически чередовались изобразительные элементы. Простейшая форма ритма, так же как и симметрия, широко использовалась в русском народном искусстве. Актуальность исследования ритма в архитектуре, музыке, костюме состоит в том, что ритм представляет собой одно из основных свойств этих видов искусства.
Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения. 4—9).
одинаковых или различных отрезков времени звучания. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке. Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов). Суриков явно сочувствует народу, стрельцам.
Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе). Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека.
На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Спираль этой раковины, а также ее перегородки прогрессивно расширяются, создавая ощущение движения. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Монохромия – множество цветов одного тона полихромия – множество цветов различных цветовых тонов. Шрифт – в полиграфии — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др. ), а также цифры и знаки.
В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. Например, в стихотворении М. Ю. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. Следовательно, метр является той силой, которая соразмеряет между собой разнообразные сочетания длительностей в ритмическом рисунке произведения, приводит их к «общему знаменателю».
Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Изменился и характер ритма – он стал более динамичным. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. У такого положения может быть только одно объяснение: сценическое время условно. Народ занимает большую часть её пространства. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же.
В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно Ритм подчеркивает движение.
И в основе этого скорее не ритм, а аритмичность. Паузы имеют длительность, соответствующую количеству недостающих звуковых долей, благодаря чему они «выравнивают» стих до контрольного ряда, делают его соразмерным с другими стихами строфы. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей их рук или ног. Характер ритма значительно усложнился. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему.
Четверг, 30 Апреля 2009 г. 19:01 в цитатник. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность.
Ритм существует, разумеется, не только в музыке. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна.
Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Его образуют стены зданий. Наряду с такими основными принципами построения композиции как баланс, пропорция, акцент, разнообразие, движение и гармония, ритм выполняет одну из важнейших ролей в создании картины.
Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями. более сложные элементы метро-ритмической структуры. Итак, опираясь на составленный рисунок. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным.
Бывает ритм возрастающий и убывающий. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства.
Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Вот таким образом представляется возможным общее определение темпа в музыке как частоту пульсирования метрических акцентов считать приемлемым и для теоретического определения темпа в стихосложении, отказавшись от установления единицы его практического измерения. Вот таким образом сходство музыкального и поэтического ритмов очень далеко от тождества но для понимания самого термина «ритм» полезно сравнить его значение в музыке и стихосложении.
В искусствах же не изобразительных, произведения которых обладают динамикой, т. е. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Элементарной единицей длительности в этой системе, очевидно, является ело г. который можно приравнять (очень условно. ) к четверти в музыке (длительность четверти условно равна одной секунде).
Ритмические остановки, перебивы и смена ритма зачастую знаменуют смену сюжетно-повествовательного, тематического, эмоционально-оценочного плана («Броненосец Потемкин»» С. Эйзенштейна, «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо. » В. Маяковского, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича). Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное".
В искусствах же не изобразительных, произведения которых обладают динамикой, г. е. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами.
Для метрических композиций характерна статика. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Независимо от того, какая система стихосложения принята и какая терминология использована, все сказанное выше об аналогии стихотворных и музыкальных понятий остается в силе. И уж во всяком случае, все кратные отрезки тактометрического периода стиха равны между собой по времени звучания, что совпадает с отмеченным выше равенством во временном звучании музыкальных тактов.
Речь в данном случае идет не о громкости звонка или стука.
Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Его образуют стены зданий. Но музыка была бы чрезвычайно бедна, если бы на всем протяжении произведения сохранялась одна и та же организация длительностей, повторялось бы одно и то же их сочетание (а повторяемость элементов — один из признаков ритма). Построение любого художественного произведения неизбежно подчинено определенному ритму. Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому – картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Как известно, любое музыкальное произведение может быть исполнено в разных темпах. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью).
Если же исполнитель с какого-то момента изменит темп, то этот новый темп определит опять-таки равное время для звучания каждого такта последующей части произведения. Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ.
Характер ритма значительно усложнился. Существует, однако, немало переходных форм между этими двумя типами ритма: т. наз. и У того времени, которое занимает целая нота. Такие такты различны по строению, но равноценны по метру (трехдольный метр, размер ). Структурно-ритмическая пауза вполне может быть сравнена с паузой музыкальной. В искусстве имеет место имитация жизненных процессов с помощью ритма (перестук колес поезда, бег коня, биение сердца, шум прибоя, журчание ручья, плеск реки, движения времени, динамики дыхания и эмоциональных подъемов и спадов).
Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Ею является строка. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным.
На эти вопросы мы ответим в курсовой работе, раскрывая тему — «ритм, как ощущение внутреннего движения в кинематографе». Ритм есть в любом виде искусства. Так, крата, вытеснившая понятие стопы, может быть сравнена с тактом. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И». свободный стих, ритмическая проза, стихотворения в прозе, пантомима.
Толбот (1840-41, Великобритания). Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
Если рассмотреть нотную запись какого-либо отрывка, написанного в размере Уд, то видно, что такты равновелики, так как сумма длительностей в каждом такте равна трем четвертям (секундам условно), хотя каждый такт может при этом содержать в себе разные длительности (половинные, восьмые, шестнадцатые в какомто сочетании). Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань.
Вот таким образом сходство музыкального и поэтического ритмов очень далеко от тождества но для понимания самого термина «ритм» полезно сравнить его значение в музыке и стихосложении. Шрифты различаются характером рисунка (Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (Кегль) (ссылка)Плакат – вид рекламной графики, основа построения которой изображение (условно-стилизованное, реалистическое) и шрифт. Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами").
По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны. Вот таким образом ритм в изобразительном искусстве, как правило, состоит из неодинаковых повторов, отличающихся лишь одним или несколькими признаками.
Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками». Вспомните, например, его Вакханалию, рассмотренную в главе II. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф.
Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке. Более того, очевидно, что изменение темпа (скорости чтения) повлечет за собой изменения в характере, эмоциональном качестве стихотворного образа и ритма, хотя количественная мера последнего останется неизменной.
Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни. В нерегулярных, неканонизированных ритмах периодичность осуществляется вне строгого метра и носит приблизительный и непостоянный характер: то появляется, то исчезает (художественная проза изобразительное искусство, драматический театр, кино). Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным.
Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции. Современный плакат использует широчайшую шкалу выразительных средств: от геометрических композиций до гиперреализма и фотографий, от графических знаков до нюансированной живописи. Фотография – теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных) различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую инфракрасную и др. ). Вероятно, ритмы музыки по-своему отражают ритмы, существующие в природе. Но все дело в том, что вторая половина термина — ритм — тоже связана с временными отношениями и здесь далеко не все ясно.
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Картина асимметрична. 53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см.
Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Существуют различные виды ритмического повтора. Не случайно вот таким образом музыкальные термины, применяемые для обозначения тем-па, часто указывают еще и на характер, эмоциональный оттенок музыкального образа, предлагаемого композитором, например: гауе (тяжело), сотого (спокойно), 1о (живо) и т. п.
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. Такие паузы иногда совпадают со смысловыми или интонационно-логическими тогда интонационнологическая пауза приобретает определенную величину – однодольную, двудольную и т. д. По формуле В. Жирмунского, метр — «идеальный закон, управляющий чередованием сильных и слабых звуков в стихе», а ритм — «реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающее в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона» (42). Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов). Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.
Изменился и характер ритма — он стал более динамичным. В искусстве можно выделить два основных типа ритмических закономерностей: относительно устойчивую (регулярную, канонизированную) и переменную (нерегулярную, неканонизированную).
Исполнение Маньяско — быстрое, смелое, лихорадочное. Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. Тот же неожиданный звонок или стук, но в другом ритме, в иной "тональности", не производит на нас такого неприятного впечатления.
Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Недаром Маньяско называют Паганини кисти, восхищаясь виртуозностью его манеры. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Стук может быть даже не громким, а осторожным, вкрадчивым, но он будит тревогу. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Исследователи отмечают, что характеристики «голосов» современных приматов в джунглях и заповедниках не имеют такого признака, каким является ритм что в первобытной речи ритм не мог появиться, так как требовал, прежде всего, членораздельности, возникающей далеко не сразу что ритм опирался на такие первоначальные формы труда в первобытном обществе, которые требуют известной общественной организации.
Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Класс 10. В силлабо-тоническом стихосложении приняты два двусложных и три трехсложных размера. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции.
Четко и ритмично звучат капли дождя, ударяющиеся в стекло окна. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Термин «темпо-ритм» вошел в театральный лексикон и стал обозначать одно из важнейших понятий теории и практики сценического искусства тогда, когда было признано, что выразительным средством этого искусства является действие. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова Утро стрелецкой казни. Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью. Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. Языковый материал поэтического образа, напротив, обладает такой смысловой определенностью, что его нельзя механически расчленять на отрезки, равные по времени звучания, которые можно было бы принять за единицы более того, если бы стих удалось расчленить на такие отрезки без ущерба для смысла — их невозможно было бы измерить количеством единиц астрономического времени. Вот таким образом темп — величина постоянная, если не для всего произведения в целом, то для его значительной части.
Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа. Основоположники фотографии — изобретатели Л. Ж. М. Движение в картине — выразитель времени.
Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников.
Статика – это состояние покоя, равновесия. Ритм – это композиционная закономерность, которая при правильном использовании приводит к гармоническому единству всех элементов композиции организующая сила, выразительная закономерность повтора объектов и интервалов между ними средство построения, качественного изменения и развития композиции. Цвет – качество зрительного ощущения, возникающее в результате восприятия световых волн отражаемого от различных поверхностей (или испускаемого от источника) излучения зрительное ощущение материала. Л. С.
заданный автором Виктор Харитонов лучший ответ это Динамично равно – постоянное движение без видимых преград (. ) Ритм – чередование элементов в определенной последовательности. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей.
Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-69, Франция). Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека.
Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника. Зато понятие темпа как будто уходит за пределы внимания, как только речь заходит о поэзии и в этом ее отличие от музыки.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Как вздрагиваем мы иногда, услышав резкий звонок или настойчивый стук в дверь. Кроме одного — понятия о темпе.
Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Как вздрагиваем мы иногда, услышав резкий звонок или настойчивый стук в дверь.
Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством.
Но если в музыке мы имеем целую систему расчета длительностей, находящихся последовательно в отношениях друг к другу как один к двум, от 1 до 1/128, то в слогах мы можем различить и то не очень определенно, только две разновидности — долгий и краткий, причем это различие свойственно не всем языкам. Слог, таким образом, можно считать простейшей ритмической единицей. Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Если рассмотреть нотную запись какого-либо отрывка, написанного в размере Уд, то видно, что такты равновелики, так как сумма длительностей в каждом такте равна трем четвертям (секундам условно), хотя каждый такт может при этом содержать в себе разные длительности (половинные, восьмые, шестнадцатые в каком-то сочетании).
Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Мы живем в постоянно изменяющемся мире.
В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Вспомните, как тревожно беспокойны звуки ударов судьбы в начале Пятой симфонии Бетховена. Было установлено, что отступления от метрической схемы имеют определенную систему, которая и является основой понятия «ритм» (см. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный.
Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II. На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Метрические доли (акцентируемые и неакцентируемые равно-длительные отрезки времени звучания) почти всегда расположены в правильном периодическом порядке, т. е. Но в, то, же время эта аритмичная деятельностьинтеллектавходит в резкое противоречие с большей частью функцийорганизмачеловека, которые подчинены строгим ритмам, будь, то биение сердца, дыхание, чередование бодрствования и сна и т. д. Ритм порождается любым повторением какого-либо элемента, любой организацией их последования и в этом смысле не знает границ, а его проявления не исчислимы. Кроме того и понятие ритма в них неотъемлемо от временных соотношений. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Регулярные ритмы основаны на четко выявленной единице соизмеримости художественных периодичностей (метр), что характерно для орнаментального искусства, музыки, танца, архитектуры и поэзии.
Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Садовое кольцо» и«Раздолье».
Садовое кольцо» и «Раздолье». Ярким примером метрического ряда служит орнамент. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов.
В их руках горящие свечи. Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза.
Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Выготский объяснял это так: «Абсолютно ясно, что четырехстопный ямб почти никогда не осуществим на деле, так как для его осуществления потребовалось бы составить стих ш четырех двусложных слов, так как каждое слово гшеет в русском языке только одно ударение» (41).
метрические акценты повторяются через одинаковое количество долей. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие инизкие точки зрения, онидобивались правдоподобного изображения трудных изамысловатых ракурсов. Элемент повторяемости, сходства облегчает восприятие правильной формы. Было установлено, что отступления от метрической схемы имеют определенную систему, которая и является основой понятия «ритм» (см. И если метр, по Августину, – определенное соединение согласующихся стоп (имеющих от одного до четырех слогов), ограниченное во времени, – характерен для поэзии, то ритм бесконечно повторяется во времени и распространен именно в музыке. Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб".
466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. К этому можно добавить лишь правильные многогранники как переходную форму между прямоугольниками и кругами, например «восьмерик на четверике» в шатровых деревянных церквах русского Севера. Однако половина и четверть во всех трех случаях звучат ровно /. Длительность нот определяет ритм в произведении.
Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. В «Эстафете» передается движение по диагонали.
Но к подобным подражаниям нельзя сводить содержательную функцию ритма. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. ил.
Такие такты различны по строению, но равноценны по метру (трехдольный метр, размер ). Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Художники используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения.
ил. А. Белый «Символизм» В. Брюсов «Наука о стихе» Ю. Тынянов «Проблема стихотворного языка» и др. ). Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды.
Эта единица, считает С. Калачева, диктуется психофизическим восприятием звука. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Даже в поэзии уловить ритм не составляет никакого труда, а благодаря этой составляющей поэты придают своим произведениям торжественность (как в маршах), жесткость или наоборот меланхолическое настроение.
Ритм в картине организован художником. Речь в данном случае идет не о громкости звонка или стука.
Именно с помощью ритма оно приобретает свойства музыкальные и поэтические, которые от художественности неотделимы.
В картине П. П. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». В их руках горящие свечи.
А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью).
Движение в картине – выразитель времени. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Движение в картине – выразитель времени.
Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". Вот таким образом такой ритм часто используют при создании мемориалов. Восприятие архитектурной формы строится на скрытом движении. Регулярный, канонизированный ритм может приобретать более свободный и усложненный характер (например, в музыке и поэзии XX в. ). Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям.
В основе ощущения ритма лежит "ожидание повтора". «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Картина асимметрична. Значит, ритм и темп в музыке взаимно связаны и взаимно определяют, обусловливают друг друга. А. Белый «Символизм» В. Брюсов «Наука о стихе» Ю. Тынянов «Проблема стихотворного языка» и др. ). Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Кроме того, практически всегда существовало, хотя и не было узаконено до недавнего времени, нарушение метрической нормы паузами, концевыми и внутристишными.
По формуле В. Жирмунского, метр — «идеальный закон, управляющий чередованием сильных и слабых звуков в стихе», а ритм — «реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающее в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона». Тактометрический период допустимо сравнить со стихом (иногда он охватывает несколько стихов) и, соответственно, с музыкальным предложением тактометрический цикл очень часто соответствует строфе и, значит, — музыкальному периоду. В силлаботоническом стихосложении приняты два двусложных и три трехсложных размера. Следовательно, в диапазоне между этими показателями и лежит единица стихотворного ритма.
Словно падающие линии ритма создают ощущение падения, краха. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Чередующийся ритм предполагает смену динамики, фокусировки и скорости повторяющегося мотива, а прогрессирующий отличается постепенным увеличением или уменьшением размера, числа или каких-либо других качеств повторяющихся элементов. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок.
Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха. Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Но изменяться при повторе может не только форма или размер объекта, но и цвет, тон интервалы, расположение и т. д. На иллюстрации наглядно видно как прогрессирующий ритм проявляется в декоративной композиции.
Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре – на контрастах объемов). Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. (В новейшей теории стихосложения введено понятие такто-метрической системы, где это различие исчезает).
К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Характер ритма значительно усложнился. Ритм всегда подразумевает движение. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке или темп. Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата. Автор статьи Монахова Елизавета.
Чем короче промежуток времени между акцентированными долями, тем быстрее темп. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса.
На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Построение любого художественного произведения неизбежно подчинено определенному ритму.
При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше – ближе). Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя. Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении. Рассмотрим некоторые из этих средств.
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры. Обозначения метра обычно появляются в начале композиции в виде дроби.
65). Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру.
При величине, превышающей 10 секунд, периодичность так же теряется. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ). Как уже было замечено, при обращении к поэзии понятие «темп» как будто уходит за пределы интересов исследователя. В последней, шестой книге Августин говорит о ритмах (числах) как о свойствах, присущих и душе музыканта и музыке, которая ими вызвана и которые музыка сама вызывает в душе, ее воспринимающей и все это ритмы приводят душу в состояние удовольствия – чувственного наслаждения из которого уже и проистекает разумная оценка музыки. они получили название структурно-ритмических.
Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Он присутствует во многих явлениях действительности. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью.
Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Произведения других видов — живописи, скульптуры, архитектуры — не обладают способностью движения, развития во времени, вот таким образом понятие ритма в них никак не граничит с реальным временем, а основывается на пространственных отношениях. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм.
Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь.
Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. Характер ритма значительно усложнился. Такую манеру итальянцы называли pittura di tocco (буквально — живопись ударами). Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.
Значительна роль ритма в картине Караваджо Положение во гроб. 1 мячик спокойно лежит на книге 2 медленное движение мячика 3 быстрое движение мячика 4 укатился мячик Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться.
Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. Почему же так происходит. Народ занимает большую часть её пространства. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. В основном они применяются для создания рисунка на тканях. И действительно, буквальное повторение одних и тех же сочетаний встречается не часто обычно же сочетания варьируются, но при этом между ними соблюдается некое единообразие, благодаря которому сохраняется пропорциональность всех частей в их сумме. Элементарной единицей длительности в этой системе, очевидно, является ело г. который можно приравнять (очень условно. ) к четверти в музыке (длительность четверти условно равна одной секунде).
В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Существует понятие единицы стихотворного ритма.
Фотография и голография лишь изображает, а живопись выражает: неподвижное движется, молчаливое говорит. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента.
Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте.
В «Эстафете133» передается движение по диагонали. Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера.
Определение ритма – чередование элементов. Это светлые силы свободы и справедливости. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Параллелепипед образует основной объем античного храма и римской базилики. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см.
Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Таким образом, ритм – это ясное, четкое гармоничное свойство архитектуры.
Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Например, обозначение 3/4 указывает, что в каждом такте будет три доли, каждая продолжительностью в четверть (трехдольный размер). Признание равноценности двудольных и трехдольных размеров заложило фундамент современной метро-ритмической системы, которая совершенствовалась на протяжении 17-19 вв. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.
Структурно-ритмическая пауза вполне может быть сравнена с паузой музыкальной. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Кроме того и понятие ритма в них неотъемлемо от временных соотношений. они получили название структурно-ритмических.
Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе). Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. И в основе этого скорее не ритм, а аритмичность.
Стук может быть даже не громким, а осторожным, вкрадчивым, но он будит тревогу. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В.
Слог, таким образом, можно считать простейшей ритмической единицей. Как известно, любое музыкальное произведение может быть исполнено в разных темпах. Метричность – это равномерность в движении типа механического.
Ритмический рисунок при ускорении или замедлении темпа, оставаясь неизменным по строению, приобретает новый характер, если каждая нота будет звучать дольше (значит, напевнее, мягче) или короче (значит, отрывистее, суше). Наконец, если рассматривать такие крупные части музыкального произведения, как период и предложение, то выявляется их явное сходство со строфой и стихом (строкой). Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени. Садовое кольцо» и «Раздолье». В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм – Изобразительное искусство.
Почему же ритм передает движение. В«Эстафете» передается движение подиагонали. Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета.
Но музыка была бы чрезвычайно бедна, если бы на всем протяжении произведения сохранялась одна и та же организация длительностей, повторялось бы одно и то же их сочетание (а повторяемость элементов — один из признаков ритма). Примерами последнего вида ритма могут служить: в пиджаке — верхние карманы, которые пропорционально уменьшены по сравнению с нижними при сохранении одинаковой формы и линий в юбке — оборки из которых первая верхняя — самая меньшая по ширине, вторая оборка — больше первой, третья — соответственно больше второй в направлении низа изделия и т. д. РИТМ (от греч. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. Вот таким образом уже в силлабо-тоническом стихосложении был узаконен рад отступлений от точного чередования ударных и безударных слогов: появились термин «пиррихий» для обозначения двух смежных безударных слогов в ямбическом и хореическом стихе и термин «спондей» — для обозначения стоящих рядом двух ударных слогов в ямбе.
Размеренно, удар за ударом, раздается бой часов. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года.