Российский бердыш – оружие гораздо более многофункциональное. Не знаю правда нет. Следует заметить, что таранный удар появился на Руси только в XII веке, что было вызвано утяжелением доспехов. Магический талисман Секира обережная использовался в военном промысле и бытовых нуждах. Древнейший топор, на лезвии которого представлено изображение животного, обнаружен в подкурганной срубной гробнице в Маммен (Миддельсом, север Дании). К XIII веку сабля вытягивается на 10-17 см, а кривизна порой доходит до 7 см.
Удар таким двуручным топором легко пробивал почти любой доспех. Для усиления разрушающей силы дубины ее «декорировали» гвоздями. Самым известным, например, в IX веке считался кузнец Лютода. До этого момента всадники наносили удар сверху, предварительно сильно замахнувшись рукой. Согласно древним поверьям, это помогало уберечь скотину от хищников и других опасностей.
Существовали и особые аграрные традиции — чтобы урожай выдался хорошим, секиру втыкали прямо в землю. А уже в неолите начали использовать каменные топоры. Длина древка составляет до двух метров, лезвие массивное и тяжелое полукруглой формы, обух мощный. В Корее боевой топор тоже был широко распространен и до объединения Трех государств (668 г. ) и после усиления китайского влияния. Эволюция клевца шла по другому пути.
Благодаря этому удары топором можно было наносить как двумя, так и одной рукой. А вот топор был в хозяйстве у каждого. Со временем мечи стали короче (до 86 см) и чуть легче (до килограмма), что не удивительно: попробуй-ка порубись минут 30 полуторакилограммовым метровым мечом.
Интерпретация этого сюжета ясна: изображение козла следует рассматривать как символ жертвы, предназначенной богу-громовнику и главе прусского языческого пантеона Перкуно. Длинная рукоять позволяла лучше использовать инерцию движения оружия и сделала топор оружием не только пехотинцев, но и всадников. Лучшие дубины изготавливались не абы из какого дерева, а из дуба, на худой конец – из вяза или березы, при этом брали самое прочное место, где ствол переходил в корни. Славянский топор несколько короче и легче скандинавского. По всем параметрам его больше можно отнести к секире. Можно сказать, что это две секиры, объединённые в одну.
Требовалось его пробивать, вот и появились клевцы и «пробойники» с ярко выраженным граненым сечением. Если есть где добыть что-то интереснее берёзы – то ясень (мне нравится, недавно опробовал), ещё видел у разных толковых мастерских по топорам акацию, гикори, про сапеле слыхал. Изображение щита Перуна защищало от всех негативных воздействий. «большой меч» или «большой нож») переводят словом «бердыш», хотя он имеет совсем другую конфигурацию и форму крепления к древку.
Интересно, что наконечник мог достигать в длину полуметра, были случаи и применения целого «меча» на палке, при помощи которого не только кололи, но и рубили. С этим предметом во все времена было связано множество подобных ритуалов. Тогда при резком рывке на себя он выбивался. Топор из Маммен был покрыт черненым серебряным листом (техника niello), по которому был прокован декор, представлявший зверя, который по своим пропорциям, по наличию бороды и пары симметрично поставленных рогов может определен как козел или олень. Первобытный ручной топор собой представлял заостренный с одной стороны камень.
Лучше изготовить боевой топор самостоятельно или с помощью кузнеца. На Руси секира использовалась в первую очередь пешими ратниками. Ратники скромного достатка вооружались более дешевыми цельножелезными мечами.
Сразу под лезвием расположено два косых выступа, служащие ступором для руки и применяемые для «ловли» вражеского оружия. Очень хорошей считалась техника боя с топором скандинавских викингов, чьи боевые секиры имели вид колуна, против которого практически не спасали любые доспехи. Мастер ковал высококлассные булатные уникальные мечи. Малайско-индонезийский боевой топор по внешнему виду похож на китайский, но его рукоять часто заканчивается наконечником типа «фомки».
Иногда часть древка заковывалась в металл, чтобы враг не смог перерубить копье. Он имел довольно широкое лезвие и топорище длиной до двух метров. Похожим на него является топорик-клевец.
Разумеется, в быту широколезвийные топоры были не всегда удобны и вот таким образом имели ограниченное применение. Почему именно топор стал символом викингов. Ловкий и внезапный удар по шелому (шлему) противника и дорога свободна. В настоящее время множество фирм изготавливают так называемые «тактические» томагавки или боевые топоры. Неудивительно, что за русскими мечами велась настоящая «охота». Таким оружием можно было воевать часами, не уставая. Конница рубилась боевым топором датского типа, который также имел полукруглую форму.
Топор викинга (название которого – бродакс) имел еще и сугубо хозяйственное значение. Топоры эти были чрезвычайно мощным оружием, но все же один серьезный недостаток у них был. Подобные топоры – «мутанты» широко использовались во второй половине XVI столетия, но к XVII веку боевой топор как оружие прекратил свое существование. Несколько дольше топор удержался в Восточной Европе как бердыш, превратившись в длинное мощное лезвие на длинной рукояти, которым можно было с легкостью резать, рубить и колоть.
А вот для проведения казни – они подходили, как нельзя лучше. Можно было даже крутить им восьмерку при хвате под лезвие. После удачных походов воины обзаводились хорошей бронёй и оружием (в том числе мечами), но топор оставался любимым оружием многих бойцов, тем более что владели они ими виртуозно. В настоящее время высокие требования к владельцам татуировки с изображением щита Перуна отсутствуют. Отличается палица от булавы геометрией наверший: грушевидное шипованное оружие в руках богатырей – это палица, а оружие с кубическим навершием, «украшенное» крупными треугольными шипами – это булава.
Чаще оружие представляло собой короткий ременной кнут с закрепленным на конце шаром. Воины, вооруженные им, встречаются на рисунках, отражающих деяния самураев Камакурского периода (1185 – 1333), но и там это оружие является вооружением избранных воинов. Сегодня предлагаем разобраться в значении татуировки в виде топора.
Уже в ту эпоху появилось деление на боевые и рабочие топоры. Недаром стрелецкие дети изо дня в день тренировались, стреляя из лука по пням. Вероятнее всего это и послужило дальнейшей ритуализации лабриса. Немного отступим от темы и, вкратце, рассмотрим этот самый датский топор. Сложность изготовления сделала этот топор досягаемым только для вождей и великих воинов. Ученые предположили, что ратник был убит лучником из засады.
Такие топоры обычно инкрустировались, украшались резьбой и драгоценными металлами. Еще одной разновидностью топора является бердыш, которыми вооружалась пехота. Такая дубина уж не соскользнет.
Австрийский дипломат Герберштейн вот как описывал кистень великого князя Василия III: «на спине за поясом князь имел особое оружие – палку чуть длиннее локтя, к которой прибит кожаный ремень, на его краю находится булава в виде какого-то обрубка, украшенного со всех сторон золотом». Выковать же меч могли себе позволить только состоятельные воины. Если негде – то берёза, мощно просушенная и пропитанная (до одурения, до предела, это важно) воском и льняным маслом. Переход от лезвия к обуху был довольно узким. А вот «поющая стрела» — это не метафора, а реальность: на наконечниках стрел делали отверстия, которые в полете издавали определенные звуки. В энеолите появились инструменты, лезвия которых были из меди.
Иногда шар «украшали» шипами. В летописях описывается поразительная скорость, с которой лучники выпускали стрелы. Кстати именно двуручный вариант этого топора получил название датский топор. Особенно разрекламированы изделия фирмы «SOG» с их флагманской моделью М48. Не, пусть дубы растут. Существовали и одноручные бродэксы, но так называемый «датский топор» был именно двуручным и как нельзя лучше подходил пешим и массивным пиратам-скандинавам.
Это говорит о том, что такой топор на Руси был редкостью и, скорее всего, был ввезен скандинавами. Первые сабли русских ратников достигали метровой длины их кривизна доходила до 4, 5 см. Откуда у бедных земледельцев средства на мечи. Стали стало больше, воинов можно было обеспечивать большим количеством пусть плохоньких, зато технологичных и дешевых мечей, техника боевого применения которых была значительно проще и не требовала столь значительных физических данных от «пользователя».
Исключение составляла только двуручная секира, форма и размер которой соответствуют «киношным» экземплярам. В длину копье достигало 3 метров. Владение луком требовало особой виртуозности. Такая нехитрая конструкция в несколько раз увеличивала мощность удара. А женщинам, чтобы избежать острой боли во время родов, нужно было испить воды, в которой мыли секиру.
У втулки топора представлен орнамент в виде триплета. Но не следует забывать и еще об одной причине популярности секир. Такой инструмент в те времена служил в качестве топора, ножа и кирки. Его использовали в основном опытные воины, обладающие, не дюжей силой. Топоры имеют очень эффектную хищную внешность и различные варианты обуха (молоток, клевец или второе лезвие).
Дубину предпочитали ополченцы и бунтующий люд. Металлическая часть насаживалась на топорище длиной в метр и более. Для использования в бою лабриса воин должен был обладать немалой силой и ловкостью. Это оружие представляло собой длинное лезвие, насаженное на длинное же топорище. Кроме того, на щит вдобавок наносили иные защитные символы.
Сразу это были шлифованные, а позже сверленые. Боевой топор русичей чекан был оружием всадников, перенявших данное оружие от конных степняков. Принципы боя мощным лезвием на длинном древке во многом едины и, возможно, потому в русской литературе название «дадао» (кит.
Основная идея клевца — это насаженный на палку нож. Отсюда и берет свои истоки глагол «ошеломить». Широкое распространение бродэкс получил, практически во всей северной Европе. Для метания воины использовали сулицы – легкие копья длиной до полутора метров. Родительницей и булав и палиц можно считать дубину – древнерусское оружие «массового поражения». Боевой лабрис по размерам копировал обычный боевой топор (небольшой топор на длинной рукояти), только лезвия располагались с двух сторон.
Грозность этого оружия заключалась именно в его размерах. Была широко распространена интересная традиция на русском севере, где секиру использовали, чтобы прогнать Водяного, если тот хотел причинить вред заблудшему в лесу человеку. Рубились таким топором, держа его двумя руками за рукоять и приподнимаясь на стременах. Кистень появился на Руси в X веке и прочно удерживал свои позиции вплоть до XVII века.
Этим топором можно манипулировать почти как палкой. Копье – оружие универсальное, военно-охотничье.
Часто лезвия бродэксов украшали серебряной инкрустацией. Теперь, что касается конструктивных особенностей бродэкса. «Среднестатистический» бродакс, упертый древком в землю, доходил стоящему воину до подбородка, но нередко встречались и более «эпические» образцы.
И хотя такие секиры, доходившие воину до плеча, отдельные герои умудрялись даже кидать, техника владения ею была достаточно разнообразной и включала в себя не только рубящие удары, но и тычковые отбивы верхней кромкой топора. Копье представляло собой насаженный на прочное древко стальной (булатный) или железный наконечник. Свойствам помогла бы цементация, но только в первую пару-тройку заточек. Техника работы этим оружием была очень разнообразной и больше уже напоминала работу алебардой, чем топором. В Китае боевой топор назывался «фу» и существовал в двух основных функциональных вариантах. А в Швеции, применялись вплоть до 1903 года.
В этом случае воину приходилось увёртываться от вражеских ударов, а любое попадание лабриса обычно бывало фатальным. В древности бог Перун очень часто был изображен в битве змеем, либо драконом. Но помимо плюсов у него есть и недостатки. По лезвию оружия пускали долы, которые облегчали его вес и повышали прочность. Для этого местные ведуны проводили специальный магический ритуал. Его нижняя часть имела сложную изогнутую форму и могла служить для разнообразных зацепов. Учитывая, что большую часть своей жизни викинги бывали в походах, а у себя дома занимались вполне мирными делами, выбор именно топора был более чем оправдан из-за его высокой практичности.
От домашней сушки брака может не меньше оказаться, если ускорять процесс. Был топор и оружием боевых искусств Индонезии и Филиппин. Ещё воронению есть альтернатива – фосфатирование.
К XVII веку в ходу были сабли как отечественного, так и импортного производства. Такое изделие будет надёжным и сделанным по вашей руке. Но не проверял, не утверждаю. В разных народных поверьях секира всегда ассоциировалась с истинно мужским началом. В некоторых славянских традициях (например, в Полесье) было принято класть секиру под порог, чтобы отогнать от дома нечистую силу или вампиров. Форма каменного топора уже тогда напоминала современную. Сабли знатных воинов украшались золотом, чернью, серебром.
Двуручный или большой топор «дафу» и одноручный топор, употреблявшийся в парном варианте – «шуанфу». Он был широко распространен у англосаксов, норманов и в Прибалтике. Щит Перуна является сильнейшим оберегом. Булава же представляла собой следующую «эволюционную ступень» дубины, наконечник (навершие) которой делали из медных сплавов, а внутрь заливали свинец.
Российский бердыш — оружие гораздо более многофункциональное. Существовала даже такая присказка «Стрелять, как прядь делать» — стрелы летели с такой частотой, что образовывали сплошную линию. Топором были вооружены как пехотинцы, так и всадники. Каждый меч получал при «рождении» имя: Василиск, Горыня, Китоврас и др. Каменное рубило на палке совмещало функции топора и ножа. В рукояти топора можно спрятать кинжал, полое древко может скрывать шпагу, которая внутри не закрепляется и вылетает наружу при простом встряхивании.
А потому и «классические» одноручные топоры викингов занимали в жизни последних далеко не последнее место. Лук и стрелы были неотъемлемой частью иносказательности речи: «Как стрела с лука спрянула», значит, «быстро ушла», когда говорили «как из лука стрела» имели в виду «прямо». Малайский топор называется «капак» (а его более короткий и миниатюрный вариант — «капак кесиль»).
Тоже повышает корозионную стойкость, особенно если поверх маслом смазать и стереть излишки (если верно помню, фосфаты дают пористую структуру, удерживающую масло, пусть металловеды и химики поправят, если что). Если молодожены хотели, чтобы первым родился мальчик, секиру прятали в изголовье кровати. В «викинги» за добычей скандинавы ходили вовсе не из-за неимоверной крутизны их вынуждали так жить суровые природные условия и неплодородные земли.
Судя по фрескам, корейский боевой топор был двуручным имеющим массивное, чуть скошенное книзу лезвие. Самые первые топоры появились в эпоху палеолита. Топор или боевая секира наряду с другими «потенциально опасными» предметами (ножом, серпом или косой) в славянской культуре часто выполняли функцию оберегов от всякой нечисти и телесных хворей. Но уже в 12 веке боевые топоры на Руси приобрели чекан квадратной формы. Его нижняя часть имела сложную изогнутую форму и могла служить для разнообразных зацепов.
Так, в XVI веке стрельцы бунтовали именно с таким оружием в руках. К XIII веку сабля «покоряет» не только юг и юго-восток Руси, но и ее северные пределы. Очень часто боевой секирой люди разгоняли градовые тучи.