Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим.
Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. 121 х 154, 5 см. Аман), Венгрии (М.
и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т. н. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше).
Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Уэста привлекала не только античность. К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889).
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ).
Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры. Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др. С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ). Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование. Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким (1770). Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона).
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». Вацлаве, 1006).
Д. Розенталь). Вот только он имеет свой особый путь развития. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др.
Он одной веры с боярыней. Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ). Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро). Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н.
И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта. Оставшиеся жители были обращены в ислам. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Во 2-й половине 19 века идеи национального возрождения воплощались в произведениях исторического жанра в Польше (Я.
С конца XIX – начала XX вв. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»).
О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). 500 х 770 см. Это было граничит с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Манес), Венгрии (В. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж.
Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей. в 1874). Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого».
Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. Б. Тьеполо). По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Лебрен и П. Миньяр). В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). 491 х 716 см.
А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. К античной теме обращался А. Альтдорфер. Так, в III веке до н. э.
Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Подобное явление характерно для живописи XIX века. В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков).
Бытовые сцены известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Холст, масло.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Рейнолдса в Великобритании и др. ). в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др.
М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. В России основой развития исторического жанра, его предысторией стали иконопись и средневековая храмовая монументальная живопись, основным содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории.
Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). Рафаэль «Афинская школа» (1511). выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. Матейко), Чехии (М.
А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Провизия быстро иссякала. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII.
Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Кажется, настроение картины абсолютно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Драма столкновения двух противоположных (хоть и родственных) личностей и жизненных ценностей.
Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»). Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел. Рядом с ним — трое его детей.
Д. Розенталь). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). Андреевича-Куна в Сербии и др. ). Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585). Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей.
Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Культура гуманизма, пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного Писания как фактах общечеловеческой истории. Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II». тесно связаны его работы для театра. Михаловский), Румынии (К.
Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Манес), Венгрии (В. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов. Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии.
Это граничит с возникновением нового направления – реализма. На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899). Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков.
выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Сын афинского царя Тезей убил Минотавра.
В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ). Романиста вы можете увидеть на фото выше. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ).
Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Ню (произошло от фр. С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная (см. Он создал исторические картины, наполненные духом героизма.
Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. Тинторетто). Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». 2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков.
Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836). И. Семирадский, В. С. Смирнов). Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение.
Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Роль исторического жанра в европейском искусстве необыкновенно возросла в XVIII столетии, когда живопись стала выполнять политическую и воспитывающую функции. Успехи археологии интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности исторической точности деталей. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше.
Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии). Рейнолдса в Великобритании и др. ). Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ).
Связано это с тем, что в фильмах чаще всего отражаются судьбоносные и драматические события, войны, перевороты и пр. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия). В 1892 г. он писал в своих «Записках»: «Две картины: «Петр I с царевичем Алексеем» и «Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы» — измучили меня. Обычно пишут, что он был противником отцовских реформ. (1902).
В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ). Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г.
К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности.
Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Холст, масло. Рост национально-освободительного движений в последней четверти XVIII в. стимулировал в Европе и Америке демократизацию исторического жанра, стремление к жизненной достоверности изображений (картины Дж. Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты.
в японской живописи, с XV-XVI вв. А. Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к событиям античной истории как к героическому идеалу, образцу для современности. Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. Но в то же время он не стремился её осуждать. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы.
Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). ВЫВОД — счастие или несчастие. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие».
Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно. Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Ф. Щедрин), в том числе портретная (М.
Картины К. Флавицкого Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения (1864), И. Репина Иван Грозный и сын его Иван (1885), Н. Ге Петр допрашивает царевича Алексея (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). были православными греками, остальные католики, турки и евреи. В картине ощущается это сильное эмоциональное напряжение, хотя внешне герои спокойны. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века.
Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Художники Мира искусства (А. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т.
С подъёмом национально-освободительного движения в середине 19 века связано развитие исторического жанра в Бельгии (Г. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн". Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев.
Надо делать массу изысканий, так как люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Жанр исторический в кинематографе зачастую пересекается с другими, а именно приключенческим и боевиком. В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих). Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве.
Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути Но надежда есть. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. В XV – начале XVI вв. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). Пуссен известен в основном как исторический художник. И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории. Мункачи).
Аман, Венгрии (М. Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Байё). «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.
С распадом устоев миф. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца. Вот таким образом мифологические сцены на старинных вазах и фресках считались изображением далекого прошлого. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи. Его большое полотно «Метель.
М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»).
В нём сочетались мелодраматические картины (К. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. Васнецов исполнил также ряд портретов (А.
Так, знаменитый английский пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер написал ряд картин на сюжеты античной истории. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет. Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. К историческому жанру обращались многие художники. Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании.
Вапперс, Л. Галле), Чехии (И. Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения). Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А. Jahrhunderts, В., 1930.
Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Мадарас), Польше (П. Посмотрим, как это у него получилось. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33).
С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу.
Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность. до н. э., сохранилась римская копия II в. до н. э. ). П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777). Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
И. Пучинов) сюжеты. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. Жил в Петербурге и Москве. В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). История здесь показана в движении. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма.
Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др. 20 вв. Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П.
Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. 196, 4 х 145. Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. В это время основополагающим критерием творческой доктрины мастера становится четко выраженная идеологическая составляющая сюжета.
Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной.
Его всемирно известные произведения Утро стрелецкой казни (1881), Боярыня Морозова (1887), Покорение Сибири Ермаком (1895), Переход Суворова через Альпы (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя. Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории.
После этого остров потерял своё хозяйственное значение. Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Об этой картине Вы можете прочитать здесь.
Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ). Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова.
О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах – гробницах и храмах. Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России.
Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Пенфесилия, царица амазонок, выступила со своими амазонками во главе троянского войска против греков. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. Михаловский), Румынии (К.
В 1870-е гг. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. Дерево, масло. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»).
Лебрен во Франции). Посетил Францию (1876) и Италию (1885).
Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.
В XVII-XVIII вв. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М. Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы.
На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. Мадарас), Польши (П. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы.
Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов. В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. В 50-80-е гг.
Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793). Что же происходило. Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
С 1878 член Товарищества передвижников. И. Семирадский). Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Эта картина впервые была выставлена на передвижной выставке в 1871 г. Обратимся снова к воспоминаниям художника. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Матейко), Чехии (М.
С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет. Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». ВТОРАЯ — поведение.
Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды».
И. Козлов) и античные (М. В основе сюжета – древняя эпическая легенда. Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й.
Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г. так как я человек грешный. В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России.
Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. В 1860-х гг. Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й.
В этой картине также на первом месте психология. Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр. В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Юродивых на Руси почитали.
Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображения недавних событий историческое значение которых признано современниками. (живопись и графика Ф. Гойи). О ней Вы можете прочитать здесь. Н. Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать. Андреевич-Кун (Сербия). мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм. Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. В России становление исторической живописи как независимого жанра изобразительного искусства следует причислить ко второй половине XVIII века.
Рассмотрим картину И. Акимова Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев (1773). Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева).