Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Картина получила широкое признание от пэров.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. 167. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, в т. ч. На самом же деле между ними лежала бездна. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Сильное, волевое лицо отражает внутреннее напряжение, энергично вытянутая правая рука дает приказ светилам явиться на небосклоне. 7, 8. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. 140, 141.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Этим приемом достигается совсем особая монументальность: зрителю невольно кажется, что фигура распирает обрамление, стремясь развернуть в пространстве неисчерпаемые запасы творческой энергии.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Илл. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Он даже не дотрагивается до нее. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Моисей восседает в торжественной позе. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. 41.
Он победил.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
110, 112. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Она помогала ему в моменты душевной слабости, она давала ему силы жить и творить в чуждом окружении, она толкала его на путь упорной работы даже в те минуты, когда он буквально валился с ног от усталости и готов был проклясть все на свете. Илл. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Эта церковь была воздвигнута на средства Медичи и в крипте, под куполом покоилось тело Козимо Медичи. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
162. В настоящем своем виде площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии, отмеченным печатью редкостного стилистического единства. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Его мировоззрение приобретает трагический характер. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Папская область находилась в эти годы в относительно благополучном положении, так как ловко лавировавший между французами и испанцами Юлий II сумел расширить ее границы и даже поднять ее авторитет. Илл. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Картина получила широкое признание от пэров. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Зачем это сделал Микеланджело. 171. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Илл. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Петра.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Илл. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Илл. При этом движение лишено всякой скованности. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Илл. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Илл.
Эта незаконченная фигура, хранящая следы троянки, служит наглядной иллюстрацией слов самого Микеланджело, утверждавшего, что хорошая статуя может быть сброшена под откос без опасности каких-либо повреждений. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 173.
Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Илл. Но созданная Микеланджело в Сикстинской капелле колоссальная композиция не имеет равных по своему драматическому пафосу и может сравниться только с разными видениями древнего текста Апокалипсиса.
Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией человеческих горестей и несчастий. 16. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Слева мы видим райский сад. 86-91. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 161. Илл.
Илл. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Это человек действия (vir activus).
Этот потрясающий контраст между цветущим девическим телом и обитающей в нем смертельно усталой душой возносит статую Авроры на высочайшие вершины искусства. Прежде чем продолжить, вместо пролога, немного экскурса в смежную тему. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.
Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 155.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Илл. Петра. 182, 187, 188, 189. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Илл. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Два года спустя, 24 октября, он жалуется своему другу Фаттуччи, что его силы слабы и что он стар. Битве при Кашина республикански настроенная Флоренция придавала большое значение, так как она символизировала победу гвельфской партии, которой Микеланджело неизменно симпатизировал.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Последняя распадается на восемнадцать фигур, каждую из которых невольно хочется уподобить статуе, в такой мере подчеркнуто в ней пластическое начало.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Недаром они украшали пилястры. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Илл.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Это два составных звена единой архитектурной концепции. Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой.
И всюду Микеланджело выходил победителем. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Уже с юных лет его увлекали героические идеалы и благонамеренные бюргеры, жизнь и быт которых так любил изображать в своих фресках Гирландайо, ни в какой мере не интересовали молодого художника. И этому оно учит и нас. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Наверное, он действовал вполне сознательно. Илл. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни2. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Уже в росписи Сикстинского потолка Микеланджело проявил себя как большой мастер архитектуры. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Наступили новые времена, к власти пришли совсем новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Тем самым между дворцом и примыкавшим к нему садом устанавливалась органическая композиционная связь. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Невероятные успехи, внимание со стороны влиятельных людей и, судя по всему, острый язык привели к тому, что в школе Микеланджело нажил себе немало врагов, в том числе и среди учителей.
Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Все это придает его архитектуре величественный характер. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Илл. Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи. 122-125. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. Эти тончайшие перекрещивающиеся линии, не лишая камень твердости, в то же время придают его поверхности жизнь и движение.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. На эту тему известны рисунки из эпохи Возрождения от Леонардо да Винчи, небольшие скульптурные модели Микеланджело, а в более поздние времена – фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (1600 г. ). Это, конечно, не так.
В действительности оно так и получилось. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
И здесь бог изображен в активном действии.
Однако и здесь царит дух отчужденности. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. 126.
136. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 145. 86-88. Окруженный сиянием, странный безбородый Христос, похожий на молодого атлета, поднимает руку и этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий, приводит в движение захваченную вихрем Вселенную в люнетах стремительно низвергаются сверху ангелы, несущие орудия мучений Христа, с двух сторон на Спасителя почти гневно наступают мученики, стремительно низвергаются в Ад грешники и столь же стремительно воспаряют праведники, внизу, в отблесках адского пламени, Харон перевозит в своей ладье души грешников. Илл.
Петра (Музео Петриано). Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Он действует только словом.
Мучение Св. Речь пойдет о экорше – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Но он загорелся мыслью заново перестроить весь собор, чтобы было создано достойное гробницы окружение. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). медицинским. 158, 159.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. 79, 142. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Илл. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. 39.
Фигура погружается в сон. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Илл. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. 164. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Несмотря на такой разнобой масштабов, Микеланджело достигает удивительной цельности тектонической системы. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Илл.
Илл. По-видимому, это была статуя Вакха. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной37. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Илл.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Илл.
Недаром его любимым материалом была бронза. 159. 106, 113. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
13, 14, 15. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. 177, 178.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Зато вид группы справа мало удачен. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Вазари прямо пишет:. Петра. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
В заключение он выражает надежду, что Господь пошлет на землю своих святых, дабы они низвергли эти идолы. Илл. Например, в Эрмитаже есть известная статуя сидящего Вольтера.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Его рука сгибается к плечу. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Илл. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Илл.
Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. 174. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Илл. Перед нами как бы разверзаются небеса и на фоне тяжелых сизо-синих туч, пронизанная вспышками света, предстает охваченная грозным катаклизмом Вселенная. Первый учитель Микеланджело был солидным и добротным мастером, но ему не хватало темперамента и творческой фантазии. 38. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Почувствовав недомогание, Микеланджело принужден был лечь в постель и через несколько дней, 18 февраля 1564 года, его не стало.
В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. 116-119. К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. 47. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
97, 98. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен.
2. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). 149. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
25, 26. Его искусство учило многому. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. 184.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 21, 22. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. 5, 6. Но какой ценой.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Кроме Микеланджело. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Илл. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания.
Особенно выразительна правая фигура. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Микеланджело собирался фланкировать оконный проем могучей связкой коринфских колонн и дать тройную раскреповку покоившемуся на них антаблементу. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
Илл.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Илл.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. 109, 111.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 169. Уже в зрелые годы Микеланджело говорил Вазари: Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. 170. Он стал уже высекать статую св. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 56-71).
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. 155, 156. Она напоминает мощную лавину. И это приводит к трагической разобщенности образов. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. 179-181. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 107, 108.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Илл.
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
114, 115. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 150. Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В борьбу включился и Микеланджело.
Илл. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Илл.
99, 101, 102. Илл. Илл. Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Илл. Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил.
Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики. Система перекрещивающихся осей приводит к тому, что пространство как бы насыщается движением и на смену кваттрочентистской статике приходит гораздо более динамичное понимание пространства, во многом предвосхищающее плановые решения эпохи барокко. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 92, 93, 94. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. 10, 11, 12. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Действительность не оправдала их надежд.
Илл. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 131, 132.
Этому его научила скульптура. Последняя была предназначена для хора старого собора св. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Илл. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Илл.
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. е. уважением классической традиции). Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. 146-148. В отличие от кваттрочентистов он уже не воспроизводит точно природу, а извлекает из нее те элементы, которые отвечают выношенной им идее прекрасного.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Мучение Св. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Илл. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Илл. Он занимался там в течение одного года. 37.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. И тогда полностью раскрываются ее красоты. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. И результаты были самыми плачевными. Илл. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Однако чем более вчитываешься в стихотворения Микеланджело, тем большие открываешь в них красоты. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей.
3, 4. По-видимому, сам Микеланджело понимал, что подражание его позднему творчеству было гибельно для художников. Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу.
185, 186. Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Илл. Илл. 80. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Илл. Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента.
Илл. И в ней мастер смело порывает с традицией. Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах.
Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Илл.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Илл.
Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. Таков, несомненно, был его основной замысел. Петра со стороны апсид. Они утратили волю.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Тут столкнулись два сильных характера. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). 160.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» 56. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. 130. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Но роспись обладает и другим аспектом. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Статуя осталась незаконченной. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. 48-55. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. 75-78.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Учитывая необычайную мощь рельефа в постройках Микеланджело, становится понятным, почему его архитектурные решения не получили отклика в северных странах Европы. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. 134. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). 183. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо18. 163.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. 109-112, 116-119. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Их он терпеть не мог и не щадил. Когда проект был утвержден, то Микеланджело заявил своим согражданам, что если они претворят его в жизнь, то храмом своим они превзойдут и греков и римлян. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Илл.
Это были тяжелые годы. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. 135, 139. Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
23, 24. 174. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Он избегает детализированной характеристики места. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. 46. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Художник охотно принял это предложение. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Илл. 81-84. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Тем самым ей отводится центральное место.
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Илл. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). И это понимает только один человек – апостол Петр. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). В целях максимального выявления рельефа стены Микеланджело широко прибегает к раскреповкам. Но как раз этого не произошло. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Илл. 151.
Он много работал и в России. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении.
Например, деревянная модель собора св. Илл. Таким образом, годы работы над статуями гробниц Медичи совпали с годами гибели всех политических и гражданских надежд Микеланджело.
Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. 175, 176. 36.
Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828).
И этой же цели служит цвет. Илл.
Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Они называли Микеланджело divino (божественным). Микеланджело полностью подчиняет его форме.
89-91. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. А воля художника была поистине безмерна.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Илл. Он должен думать о смерти.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Илл. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. Жизнь Микеланджело была трудной.
Илл. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Илл. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. 166, 167.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Илл. Вместо зубцов он дает подобие шахматных пешек, вместо обычных окон крепостного типа – вписанные в подковы круглые окна обрамленные капризными картушами прямоугольные окна и забранные решетками окна первого этажа, наделенные тяжелыми обрамлениями с разорванными фронтонами.
Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
И здесь его постигает страшный удар. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Петра. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Расположенные под колоннами консоли настолько легки, что они не в силах поддерживать антаблемент и опирающиеся на него колонны. Таким представил его и Микеланджело. Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. В этих стихотворениях отражены и его тревоги за судьбу родины и скорбь по поводу утраченной Флоренцией свободы и стыд за творимое людьми зло и преклонение перед земной красотой и тоска по красоте небесной и сознание неотвратимости смерти и заботы о спасении своей души.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Петра, с чем папа был полностью согласен. Четыре больших угловых паруса украшают композиции, посвященные эпизодам чудесного спасения народов Израиля и Иудеи — Давид и Голиаф, Наказание Амана, Юдифь и Олоферн и Медный Змий.
В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Пейзаж пустынен и гол.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Здесь все построено на контрастах. Этот жест символизирует молчание. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Илл. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Но когда миновал приступ душевной слабости, он взял себя в руки и 20 ноября вновь встал в ряды защитников города, сражаясь вместе со своими согражданами до его падения в августе 1530 года. Но все усилия напрасны.
Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Он побежден. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 119, 111.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. 17, 18, 19, 20. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. После заключения в 1542 году нового контракта на гробницу Юлия II работы пошли быстрым темпом и к 1545 году гробница была завершена. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Это люди, обладавшие, согласно средневековым воззрениям, не только великим даром провидения, но и редкостной остротой интеллекта и огромным жизненным опытом. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
33, 34. Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность.
Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл.
Илл. Илл. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
32.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Для мастера это было единственным средством выразительности.
Ева послушно следует слову творца.