В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают». На выставке также будут представлены 11 рисунков и 14 архитектурных проектов Микеланджело, в том числе его нереализованный проект собора Сан-Джованни деи Фиорентини в Риме. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. Тем временем, друг детства Микеланджело, Франческо Граначчи, устраивается учеником в мастерскую художника и приносит ему рисунки.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Илл. Илл. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Илл.
10, 11, 12. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
92, 93, 94. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Кроме Микеланджело. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Петра. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
В боковых частях свода, расчлененных треугольными распалубками и в двух больших распалубках, соединяющих свод с торцовыми стенами, он выделил при помощи иллюзорных мраморных пилястр двенадцать неглубоких ниш, в которых предстают семь пророков и пять сивилл, предсказавших рождение Христа. 174. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника.
Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. Илл. Вазари прямо пишет:.
Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены).
Илл. Для Микеланджело и его единомышленника скульптора Винченцо Данти такая формулировка уже неприемлема. Все это придает его архитектуре величественный характер.
Их он терпеть не мог и не щадил.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато. И всюду Микеланджело выходил победителем. Недаром его любимым материалом была бронза. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Подобно всем большим людям и Микеланджело имел много врагов, тем более, что он сам давал к этому повод. 38. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. 149. Вот таким образом фигурная композиция проецируется не на плоскости, а строится свободно в пространстве, чем подчеркивается ее стереометризм.
Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Тем самым ей отводится центральное место. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.
3, 4. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Илл.
Характер Брута прекрасно выражен через смелый взгляд, крепко сжатые губы, подчеркнутые скулы, сильно выработанный рельеф лица. Илл. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Это были тяжелые годы.
Стих и рифма стоили ему больших усилий и нередко он переписывал одно и то же стихотворение до девяти раз, меняя слова и ритм речи. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Как правило, Микеланджело никогда не прибегал к перспективным наброскам ибо он не мыслил себе архитектуру, воспринятую только с одной точки зрения. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Илл.
Илл. Петра (Музео Петриано). И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. 134.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Влияние Леонардо чувствуется во втором тондо, хранящемся в Королевской академии изящных искусств в Лондоне. Илл. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. 106, 113.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Илл.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Петра.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. 75-78. 155.
Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 150.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
5, 6. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
И, быть может, никто лучше Гёте не выразил те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, когда он записал в своем дневнике следующие слова: Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
После возвращения Микеланджело в 1534 году в Рим значительное место в его творчестве заняла архитектура — проект обустройства площади Капитолийского холма, завершение строительства палаццо Фарнезе и, прежде всего, работы по возведению собора Святого Петра. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Пейзаж пустынен и гол. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
Действительность не оправдала их надежд. 145. Илл. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Илл. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Илл. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 140, 141. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Вместо зубцов он дает подобие шахматных пешек, вместо обычных окон крепостного типа – вписанные в подковы круглые окна обрамленные капризными картушами прямоугольные окна и забранные решетками окна первого этажа, наделенные тяжелыми обрамлениями с разорванными фронтонами. Его рука сгибается к плечу.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Антония – первая из известных картин Микеланджело. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Илл.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Но все усилия напрасны.
155, 156. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 175, 176.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. 185, 186.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Мучение Св.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В действительности оно так и получилось. 56-71). Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Тут столкнулись два сильных характера.
135, 139. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Подарочные рисунки отличаются от этюдов и обычных рисунков тщательной проработкой и законченностью. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
47. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. 109-112, 116-119. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. 21, 22.
Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Видимо, одаренность Микеланджело проявилась очень рано, так как в 1488 году, когда ему сравнялось тринадцать лет, отец отдал его в обучение известному живописцу Доменико Гирландайо. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
По-видимому, это была статуя Вакха. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Илл. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. 16.
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. 116-119. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Он действует только словом. 131, 132. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости. Илл. Илл.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Петра.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Илл. Он победил. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. 86-88. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Два года спустя, 24 октября, он жалуется своему другу Фаттуччи, что его силы слабы и что он стар. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. 164. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Это произведение погибло в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью.
126. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Особенно выразительна правая фигура. И этой же цели служит цвет.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. 36. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици).
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости. Но как раз этого не произошло. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
Стояла сильная жара, раздевшиеся воины, отложив в сторону оружие, отдыхали, либо купались в Арно. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Илл. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Зато вид группы справа мало удачен. Он приглашает его к себе во дворец.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Статуя осталась незаконченной.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Например, деревянная модель собора св. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Они называли Микеланджело divino (божественным). 99, 101, 102.
Этому его научила скульптура. Она напоминает мощную лавину. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Здесь все построено на контрастах.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Свет в его представлении являлся как бы компонентом самой формы и с помощью членений различной силы рельефа он добивался при ярком южном солнце такого разнообразия светотеневых эффектов, которое оставалось абсолютно недоступным не только его предшественникам, но и его современникам. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Вряд ли можно сомневаться в том, что столь необычный автопортрет имел глубокий символический смысл. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. 170. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Илл. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Внезапно раздался крик: мы пропали. 184. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Илл. Здесь сказались убеждения не только флорентийского пополана, но и человека большого сердца.
182, 187, 188, 189. 171. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Илл. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. 151.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Илл. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Моисей восседает в торжественной позе.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Сикстинская капелла, построенная при Папе Сиксте IV и первоначально выполнявшая две функции — дворцовой капеллы и оборонительного бастиона, представляла собой обширное помещение без обычной для церковных зданий алтарной ниши, перекрытое коробовым сводом. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Но какой ценой. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Художник охотно принял это предложение. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
119, 111. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Петра со стороны апсид. Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Окруженный сиянием, странный безбородый Христос, похожий на молодого атлета, поднимает руку и этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий, приводит в движение захваченную вихрем Вселенную в люнетах стремительно низвергаются сверху ангелы, несущие орудия мучений Христа, с двух сторон на Спасителя почти гневно наступают мученики, стремительно низвергаются в Ад грешники и столь же стремительно воспаряют праведники, внизу, в отблесках адского пламени, Харон перевозит в своей ладье души грешников.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. И в ней мастер смело порывает с традицией. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. К тому же принадлежавшие Микеланджело земли были расположены вокруг Флоренции, а секвестр на собственность был в те времена широко распространенным орудием политической борьбы.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Этому же впечатлению содействуют разномасштабность фигур, множественность перспективных точек зрения и полное отсутствие воздушной перспективы. Он избегает детализированной характеристики места. Илл. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
Ренессансным художником он оставался и на первом и на втором и на третьем этапе своего творческого пути. Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
Илл. 177, 178. Этот жест символизирует молчание.
Слева мы видим райский сад. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Художники XV века чаще всего украшали потолки и своды орнаментальными композициями, с небольшими фигурными вставками. Таков, несомненно, был его основной замысел.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. 114, 115.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Таким представил его и Микеланджело. 46.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. 110, 112. 81-84.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. И здесь его постигает страшный удар. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
97, 98. Недаром они украшали пилястры. 107, 108.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Илл.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, его близким другом и единомышленником, он поступил в 1488 году в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо, где пробыл около года. Прожил до 18 февраля 1564 года. 130. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. 166, 167.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Илл.
Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Это человек действия (vir activus). Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы. Илл. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
167. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Главным акцентом этой сложной, проникнутой духом грандиозности и величия росписи являются девять композиций центральной части плафона.
17, 18, 19, 20. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве.
В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. 173. 6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. И этому оно учит и нас. Он побежден. Илл.
Илл. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. 162.
Илл. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. 136.
Илл. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. 41.
159. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Поначалу борьба со строптивым отцом. 109, 111.
Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.
48-55. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Лишь меняющееся в интенсивности своего цвета синее небо да погруженная во мглу земля служат фоном для фигур. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Оставляя в светах бумагу нетронутой, он переходит затем к постепенному сгущению тени, не утратившей, однако, своей легкости и прозрачности.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Петра. В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы. Илл. Илл.
При этом движение лишено всякой скованности.
Давая в одной фреске два разновременных эпизода, художник разделил поле изображения с помощью дерева на две равных части. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Илл. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Последние тридцать лет жизни художника падают уже на новую эпоху, когда на Италию надвинулась феодальная реакция и сопутствовавшая ей контрреформация. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 86-91.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Для мастера это было единственным средством выразительности. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Он даже не дотрагивается до нее. Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. И только в тех случаях, когда это необходимо. Намного ближе к истине Ромен Роллан, тонко подметивший в статуе один нюанс, существенный для ее верного понимания. 39.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Она включала в себя и ряд гуманистов, пытавшихся как-то примирить свою философию с реформированным католицизмом.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Илл. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Илл.
Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Картины такого масштаба обычно писались сразу несколькими мастерами, однако пожилой художник справился с этой работой в одиночку.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. 80. 25, 26. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Эту фреску великий художник написал в 1511 году.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. 89-91. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Он стал уже высекать статую св. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Петра, с чем папа был полностью согласен. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Илл. Картина получила широкое признание от пэров.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Но созданная Микеланджело в Сикстинской капелле колоссальная композиция не имеет равных по своему драматическому пафосу и может сравниться только с разными видениями древнего текста Апокалипсиса. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. 161. Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. Их платоническая дружба продолжалась свыше тридцати лет и Кавальери Микеланджело посвятил многие сонеты, каждая строка которых дышит высоким, чистым чувством.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. В борьбу включился и Микеланджело.
Илл. Мучение Св. 33, 34. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Для нас Микеланджело – мастер Ренессанса, мастер той эпохи, которая, по словам Энгельса, нуждалась в титанах и которая породила титанов. Это люди, обладавшие, согласно средневековым воззрениям, не только великим даром провидения, но и редкостной остротой интеллекта и огромным жизненным опытом.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. 23, 24. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
174. Оформляя интерьер, Микеланджело ориентировался на отделку старой сакристии, выполненную по проекту Брунеллески. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Жизнь Микеланджело была трудной.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Илл.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. На самом же деле между ними лежала бездна. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти.
Фигура погружается в сон. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Илл. 160.
Илл. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Илл. Илл. 122-125.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Илл. Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Часто он бросал начатое стихотворение, полагая, что его мысль достаточно хорошо выражена в фрагментарной форме. Илл. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Однако и здесь царит дух отчужденности. 146-148.
Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени. Илл. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.
Это, конечно, не так. 158, 159. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
13, 14, 15. Его искусство учило многому. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив. Трудность своего характера осознавал и сам художник. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 2. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. А воля художника была поистине безмерна. Илл.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Илл. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. И здесь бог изображен в активном действии. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Илл. И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. 169.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Скульптурное начало этой композиции подчеркивают фигуры обнаженных юношей на заднем плане — мотив, заимствованный Микеланджело у умбрийского художника Синьорелли, работы которого оказали на молодого флорентийца заметное влияние. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.
Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Илл.
Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Три года напряженнейшей работы пропали даром. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.
В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
32. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Они утратили волю. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Ева послушно следует слову творца. Илл. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). И тогда полностью раскрываются ее красоты.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Он непрерывно изменял свои наброски до того последнего момента, когда каменотес был готов приступить к выполнению детали. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
179-181. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Маньеристы начали усиленно черпать из поздних творений великого мастера готовые мотивы движения, механически вырывая их из общего контекста. Но роспись обладает и другим аспектом. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. 79, 142. Илл.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Картина получила широкое признание от пэров. 7, 8. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Однако папа, заинтересованный в завершении гробниц в капелле Медичи, даровал художнику прощение. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. 163. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Илл.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). И результаты были самыми плачевными. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. е. уважением классической традиции).
Илл. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Илл.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). 183. Илл.
Сравнивая статуи Капеллы Медичи с более ранними произведениями мастера, бросается в глаза изменение пропорций фигуры: они сделались более вытянутыми, конечности стали более тонкими, головы несколько уменьшились в размере. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Уже на склоне дней борьба с Антонио да Сангалло и его приверженцами при работе над проектом собора св. Он должен думать о смерти.
37. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. На этой почве у Микеланджело возник конфликт с отцом, который был полон кастовых предрассудков и для которого занятие искусством, приравниваемым им по старинке к artes mechanicae, казалось недостойным древнего рода Буонарроти.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Илл. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).