В искусстве немецко-австрийского Бидермайера арабеска как чистая, свободная от содержания форма еще раз обрела значение эстетической категории, критерия красоты в оформлении интерьера, рисунках тканей и обоев, вышивках, росписи фарфора и стекла. Род -арабеска. ) -Музыкальная пьеса (главным образом дляфортепьяно) изящного характера с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком.
Вид орнамента, сложившийся в мусульманских странах и построенный по принципу бесконечного развития повторяющихся групп (раппортов) геометрических, растительных или эпиграфических мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов – геометрических фигур или растительных мотивов. Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п. Сначала это орнаментальная резьба по гипсу (начиная с VIII в. — во внутренних частях зданий), затем фигурная облицовка обожженным кирпичом (с IX в. — главным образом внешних стен построек).
Это – образ масал. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX – начало XX веков), особенно Обри Бердслей. 2) Инструментальная музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано, с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента.
Воображением художников всецело владеют геометрические формы. Тема растительных мотивов встречается в Коране впоследнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. Теперь сновидение становится рамой для другого сновидения и так до бесконечности. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узора может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора.
Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40). Чтобы избежать этих недостатков иранцы перешли к фаянсовой мозаике. Но украшение не вызывает одобрения Канта, так как оно «лишь добавлено» извне подобно «золотой раме», «называется украшательством и вредит подлинной красоте».
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. ). Как о примере арабесок Кант говорит о «разного рода завитушках и легких правильных штрихах, подобных татуировке жителей Новой Зеландии». Из отечественных композиторов обращалась к этому жанру Александра Лядова.
Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2). А в украшениях сельджукской архитектуры XIII в. встречаются высеченные из камня изображения женских голов и амуров (медресе Сиваса, Нигдеха и Каратай-хан между Кайсарией и Азидиэ). статью Riefstahl, Persian Islamic stucco sculptures, в «Art Bulletin» за 1931 г. ). Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия.
Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37). Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39). Джованни да Удине выпала честь восстановить рецепт древнего «стукко», позволявшего создавать изощренную лепнину.
Арабесковые орнаменты могут сплошь покрывать стены мечети. К литературе понятие «арабеска» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18-19 века осмысливший арабеску не только как художественный приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиционных форм, но и как идеальную форму романтичных произведений вообще, связав с арабеской философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795-96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797). Именно эта странная «связанность» и «автономия» элементов в арабесках позволила им стать основой ренессансной аллегорики и иероглифики.
Начиная с XII в., применяется орнаментальная резьба по терракоте с XIII в. эту резьбу начинают покрывать голубой глазурью затем, в XII — XIII вв., применяют облицовку поливными кирпичами (главным образом голубыми и темно-синими) далее (с XIV в. ) входят в употребление изразцовая мозаика и майолика. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров. Различается арабеска растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа) нередки композиции с надписями. Элементы узора очень сложны по своему составу, часто вписываются друг в друга. Европейцы называли это «боязнью пространства». Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.
Этическая и эстетическая осознанность орнаментальных мотивов в культуре ислама была утверждена практически вместе с возникновением высокого искусства как такового, то есть с момента появления каллиграфии, орнамента и архитектуры в контексте единого высказывания культуры ислама. Критики гротесков обычно опирались на авторитет Витрувия, который решительно осуждал изображение «монструозностей вместо правдивого представления определенных вещей» и утверждал, что суждение любителей гротесков «помрачено упадническими критическими принципами». Отличительная черта исламского изобразительного искусства – так называемая боязнь пустоты. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).
Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. Лядов, К. Дебюсси и другие.
Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат. Мусульманская арабеска, по словам Ш. М. Никакого перереза или перелома или карниза, давшего бы другое направление или уменьшившего бы размер строения. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем». Математический подход не лишил орнамент художественной ценности.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. На рис. В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту. arabesco — «арабский») — восточный орнамент из повторяющихся групп (раппортов) растительных и геометрических элементов. Лишь некоторые детали орнамента заимствуются из мира растений. Таким образом, противостояние двух миров как parergona и ergona исчезает.
83, Т). Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет. Арабеска (ит.
Орнаменты со спиралевидными узорами– геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем». Чисто технически «гротески» позволяли собрать воедино большое живописное пространство, украшенное множеством разнородных изображений. Для верхней части арки LS центр определяется следующим образом: строим квадрат OABS и половину пролета О А делим на шесть равных частей (точками 1, 2, 3, 4, 5, 6) затем проводим линию 51, которая, будучи продолжена на расстояние, равное её длине, определяет центр P второй части арки.
Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Оно тогда уничтожилось само в себе. arabesco, фр.
Эта трансформация еще более закрепляется в «Петербургских повестях». При подобной математичности узора фон для него никогда не используется. Арабеска (ит. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора. Запрещения изображать живое содержатся главным образом в устных высказываниях Мухаммеда, записанных позднее, — в так называемых хадисах (мусульманском предании).
В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства.
АРАБЕСКА (французский arabesque, от итальянского arabesco – арабский), европейское название орнамента, сложившегося в средневековом искусстве исламского мира. Лотман считает, что в «повестях» бытовой мир окончательно превращается в хаотическую фантасмагорию. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства.
Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. Гротески именно и ткут связь между мирами, как «астральные амулеты» неоплатонизма, о которых писал Гомбрих. Узор заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента и практически не имеет фона: плотно расположенный рисунок европейцы назвали «боязнью пустоты». Арабеска всадово-парковом искусстве – этоцветник в виде затейливо переплетённых линий-дорожек, создающих характерный узор на фоне зелени стриженого газона цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Что касается устоев, то обыкновенно их импосты находятся на высоте, определяемой равносторонним треугольником (рис. Несколькими страницами раньше Кант пишет об «украшениях» — parerga — как о чем-то, что не входит в представление о предмете, но лишь чисто внешне с ним связано, «как, например, рамы картин, драпировки статуй или колоннада вокруг великолепного здания».
Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. (Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии. ) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. Искусство ислама знает много блестящих примеров одновременного использования всех типов орнамента. Но показательно, что арабески особенно привлекают именно Рафаэля. И именно ему Рафаэль поручил работу над гротесками в ватиканских лоджиях.
Такой орнамент исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора. arabesque – арабский)– европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего в основном из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. В искусствоведении некоторых стран Европы арабеской считается орнамент из стилизованных растительных мотивов, а геометрический рисунок называется мореской. Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной».
Ввиду этого указанному запрещению повинуются мусульмане главным образом суннитского толка, а шииты Ирана не придерживаются его и создают цветущую школу живописи (у иранцев в шиитство непроизвольно вошло многое из их прежней религии — из сасанидского зороастрийства и манихейства). В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35). Понятие «арабеска» распространилось в литературе с начала 19 века, часто обозначая произведения имеющие сложную, циклическию композицию: сборник «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен.
Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38). Цветная декорация — Игра красок, оживляющая геометричность рисунка, достигается в разных школах различными средствами. По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911). Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи.
И только в позднейших (XVII в. ) росписях дворцов (например Али-Кану в Исфахане) можно видеть композиции, оживленные изображениями людей. Авторы арабесок: Р. Шуман, А. К. Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. Арабеска оказывается именно устремленностью фантастического в бесконечность.
Чтобы все, чем более поднималось кверху, тем более бы летело и сквозило». 13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность. История в арабесках» К. Иммермана (1838), сборник «Гротески и арабески» Э. А. В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив.
Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет.
Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. В музыке термин арабеска впервые ввел в отношении имени собственного для своего произведения знаменитый композитор Роберт Шуман.