Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. По-видимому, данная картина относится к середине или концу этого периода. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Пожалуй, ни в одной европейской стране зимние пейзажи никогда не пользовались такой популярностью, как в Голландии. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя — Саломон известный художник Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников.
Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако.
Мастер в Харлеме с 1648. Он стремится показать силу низвергающегося водного потока. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
В период наивысшего расцвета своего таланта, в 60-е годы, Рейсдаль изображает жизнь природы в диалектическом развитии, в борьбе сил становления и роста со всем, что обречено на гибель и постепенно уступает дорогу новому. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Природа у него одухотворена, словно наделена способностью переживания вот таким образом она находит в душе человека столь сильный отклик. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики.
Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Голландские пейзажисты 17 века с удовольствием рисовали природу своей страны такой, какой она была в действительности. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Облака всегда художник писал с неподражаемым мастерством, умея уловить почти неуловимые переходы от света к тени. К 1650-1660 гг.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Однако он рано вступил и на художественное поприще. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Он сразу же вступил на путь исканий. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Художник в нескольких картинах варьирует тему водопада.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде).
Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Но и эти картины не изменили положения художника. В настоящий момент их известно около пятисот.
Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Считается, что изначально с живописью мальчика познакомил его дядя – профессиональный художник Саломон ван Рёйсдал. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Ок. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график.
Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Около 1650-55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в институте искусств, Детройт). Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Заросшее водорослями болото и ствол упавшего в него мертвого дерева, сломанные сучья дубов, оголенные ветви, одиноко выступающие на фоне неба – свидетели бурь и ненастий. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента.
При этом художник почти не изображает самих людей. В композиции преобладают стихийные силы. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград). Искусствоведы сходятся во мнении, что этот, написанный в 1653 году, пейзаж – одна из лучших работ Рейсдала.
В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю – так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем.
Картина «Водопад» — это одно из лучших произведений голландского художника Якба ван Рейсдаля.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Все пронизано движением света. Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов. В роттердамской картине эти резкие контрасты приглушены единой атмосферой. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году.
Она принадлежит к шедеврам Рейсдала, созданным в жанре зимнего пейзажа. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира.