Репин, в свою очередь, очень ценил подвижническую деятельность Третьякова. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали. Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Морозова, на Пречистенке Но Репин однажды настоял на своем и в 1882 году Третьяков позировал ему, но правда по немногу и к 1883 году портрет был завершен.
Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будет мольберт и кисти. Художник написал Третьякова в неизменном черном сюртуке, в обычной позе, когда, обхватив правой рукой левую у плеча, Третьяков сосредоточенно, внимательно слушает художника – он почти каждое воскресенье бывал у Репиных. Среди целого ряда портретов И. Е. Репина один из самых замечательных – портрет П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Дом Третьякова часто посещали художники, писатели, музыканты, в том числе Иван Тургенев, Петр Чайковский, Илья Репин, Иван Крамской и многие другие. Репин мечтал написать Третьякова еще раз.
Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Было от чего зайтись дыханию. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Все заставляло восхищаться и волноваться, попадут ли эти работы в галерею. Любопытное, на первый взгляд, совпадение.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. За окном летний день. Работал весь день, не замечая времени. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Даля (1871), Ф. М.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Это было памятное лето, полное разнообразных интересных развлечений. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство». В конце письма я прибавила, что Репин опять просил мой портрет для Передвижной и хочет везти его в Москву. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Маковского Крестьянская девушка — Малявина пейзажи Дубовского, Левитана, Ел. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским».
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Конечно, он пополнил бы эти пробелы, если бы прожил дольше. Перову, И. Е. Л. Н. Толстого». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Размер портрета обычно приближен к натуре.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Крамскому (последние два – отказались). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Третьяков всякий раз радовался верному выбору.
Писемского (1869), М. П. Не доносчик ли. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
он порицал Совет за то, что тот заказал Васнецову неудачную орнаментуру фасада наконец, он поразился, что приобретена карикатура на Чехова (он принял кого-то на карикатуре Щербова за Чехова) и объяснял эту покупку желанием Совета оградить своих членов от бойкого карандаша карикатуриста. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Тютчева (1873), А. К. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием.
Однако старые мастера были представлены в собрании мужа многими драгоценными экземплярами. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Как художник он властвовал над нами — молодежью. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Даргомыжского (1869), Ф. И. Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Всегда он привозил домой что-нибудь интересное. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Мне было тогда 11 лет, а пенсне я начала носить с четырнадцати лет и причесана я не с длинными косами, как ходила в 11 — 12 лет. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илья Ефимович приезжал по вечерам — днем он работал дома или преподавал в Академии. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Островского (1871), В. И.
Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Убийство свершилось.
Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Гончарова (1869), А. Н. Были Репин, Куинджи, Чистяков, Влад. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Маковский, Лобойков, Беклемишев, Залеман, Котарбинский, Конст. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. П. М.
Глинки12. Тут почти не было стен — сплошные окна. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Так оно и осуществилось. Все было решено и Репин приступил к работе. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов, — оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.
Некрасова сатирика М. Е. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. В результате этого шума М. П. Боткин был поднят на смех. Копии эти были исполнены учениками Репина: Петрусевичем и Эберлингом.
Сеансы происходили у нас в квартире, на Знаменской, угол Виленского. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Третьяков нередко просил художников переделывать картины, но в случае с Ильей Репиным ситуация вышла из-под контроля. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И он придумал: я стояла, а он сидел на низкой скамеечке и смотрел на меня снизу вверх.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович.
Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Келером-Вилианди в 1870 году. Репины жили в Абрамцеве, по той же железной дороге и мы часто видались. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Но на званых вечерах или на очередных собраниях мы бывали вместе.
В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Салтыкова-Щедрина.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Верещагину, И. П.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Крамской работал над портретом Л. Н.
Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Комната небогатой интеллигентной семьи. Много учился на написании портретов близких и друзей. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Были годы чрезвычайно «урожайные». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В письмах — серьезный разговор о новых произведениях Репина и других художников, предложения Третьякова о покупке картин и непременный небольшой торг.
По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Репин считал сам эту картину красивой. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Маковский, Альберт Бенуа, Леонтий Бенуа и из молодежи Сомов, Лансере, Рерих. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Алябьева или А. Л. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Я только что выходила из подростков, когда он жил в Москве между 1877 и 1882 гг. Бенуа — У Монплезира и Вестибюль во дворце в Павловске Рылов — С берегов Вятки Столица — Талый снег Жуковский — Лунная ночь Рябушкин — Московские женщины и девушки в церкви и т. д. За этими статьями следовала серия статей: Новости дня 26, 29 и 30 января оправдывались. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Крамским, Репиным, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.
Келеру-Вилианди, А. Г. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Второй период воспоминаний был длительнее.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Фон – стены любимой им галереи картин. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Браз.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М.
Погодин, наряду с ним Ф. И. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Да и сеансов было очень немного — всего три. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Ни одно не осталось безответным. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. В самом деле, многие из них участвовали в военных походах, служили в канцеляриях, принадлежали к именитым русским фамилиям. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В следующем году и другое желание Сергея Сергеевича исполнилось — Репин нарисовал меня.
Все же репинских рисунков было у нас довольно много. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сходство черт лица и выражение поразительны. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». Все заняты.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вегетарианцем стал и сам Репин. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. Потом встречи заменила переписка. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Интерес к произведениям Ильи Ефимовича превосходил все, что испытывалось до этого времени. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В этом же 1901 г. Репин написал портрет с меня. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому Побоище нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Публике картина понравилась. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Но самые многолюдные бывали у Репина в Академии. В 1900 г. Серов создал своеобразный, восхитительный рисунок — Дети Боткины. У Сергея Сергеевича давно уже был его портрет работы Крамского.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Критические баталии вокруг Пушкина и его наследия завязались с началом выхода в свет в 1855 году собрания сочинений поэта издававшегося П. В. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Даргомыжского11. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Интересно рассматривать картину, зная, что за долгие годы совместного сотрудничества, Репин и Третьяков сдружились, что имели общие интересы и одну на двоих страсть к прекрасному, что они много общались.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Серова (1870), А. С. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
Горавскому, В. Г. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. 1898).
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
4 декабря Павел Михайлович Третьяков скончался. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Репину, К. Ф. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Мягкости образу Третьякова придает лишь тот факт, что он позволил себе немного облокотиться на мягкую спинку стула, на котором он сидит. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Я датирую этот рисунок 1882 г. — годом Всероссийской Художественно-промышленной выставки.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Репин встречал их по средам. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Иных тогда трудно иметь было. Когда И. Н. Стасов присылает ему все, что он просит.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Состояние Третьякова на момент его смерти равнялось без малого 4 миллионам рублей. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Это было еще в 1880 году. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин дважды подавал прошения об отставке. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Строгих правил или канона не существовало. Так ли это – судить зрителям.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Многих художников и любителей Сергей Сергеевич навещал в свободные часы. Уж особенно в монастыре.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).
В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Встреча с Репиным и его сочувствие нам в этом деле было очень приятно и ценно для меня. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Наши приобретения с самого начала возбудили недовольство реакционных устаревших художников и вскоре — в конце 1901 и в начале 1902 г. — разыгрался скандал. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Общение с прежними друзьями было только заочным. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.
Глинки (1869), И. А. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Толстого (1874), П. А. — Я сказала это Репину. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. А может быть это и хорошо, — закончила я. Но не это главное.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Помню менее интересные по составу гостей собрания у Владимира Маковского. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Погодина (1872) и других. Я помню оживленные сборища у Ярошенко — уж очень симпатичные люди были хозяева.
Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Чехова».
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Об этом достаточно сказано в литературе. Достоевского (1872), А. Н. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
Анненковым. Аксаков. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С.
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Погодин, а после его смерти – И. С. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Заказы портретов становятся единичными. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А. В.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Вероятно, Репин подписал и датировал его приблизительно, передавая Сергею Сергеевичу. Вспомним, какие это были приобретения.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Берег Волги. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Их желали иметь Московская городская дума и Московский купеческий банк. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Возглавляемые Н. Г.
Были рисунки Л. Н. Толстой за письменным столом и Толстой косит траву. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Этюд получился превосходный.
Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Нет. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Семьи Репиных и Третьяковых были близки и часто навещали друг друга. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Третьяков дальнейший вектор развития галереи.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Но бывали случаи, когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов одного лица. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1879 г. рисунок не мог быть сделан.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. И вот уже перед нами не царь, а отец. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Серова исполненного И. П. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Рисовал он простыми цветными карандашами.
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Третьяков»109. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Майкова (1871), А. Ф. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Вскоре он затеял очередную пристройку к галерее, в результате которой произошли значимые изменения в экспозиции. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
Только один раз я была с ним у Шишкина и у Куинджи. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Письма связывали его с друзьями, живущими иногда далеко, а иногда и рядом — в Петербурге. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене).
Гуну, И. Н. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Лев Толстой, например, так отозвался о картине: Молодец Репин именно молодец. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Особенно часто пришлось видеться и общаться с Репиным в 1899 и ближайшие к нему годы. Нет, — говорил он, — вы должны смотреть на меня, вы должны иметь гордый вид. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Это портреты А. Н. Досталось же Третьяковым. Описывая этот вечер в письме И. С. Остроухову, я писала: Репин сам подошел ко мне и заговорил об этой истории (он слыхал от Матэ). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Картина была показана на 8-йвыставке Товарищества передвижных выставок в 1880году. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Сихры и С. Н.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Но встречи ждать долго, а мысли нахлынули. Америка—Франция—Россия. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.
Стернина, «довольно специфического состава» 21. Или же Илья Ефимович, приезжая в Москву во время Передвижных выставок, приходил к нам. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М.
Он идет прямо к матери. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А. С. Пушкина). «Портрет А. П.
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. В эту минуту в комнату вошел Христос. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. После переезда Репина в Петербург с осени 1882 г. в течение 8 — 9 лет я видела его редко.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к былинкам (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. «Портрета В. М.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Портрет не был исполнен. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Он требовал большего. Дм. Д. И.
И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Здесь Репин любил читать письма. Репин был очарователен. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Она ушла из жизни в 1931 году55. Но здесь я должна внести поправку. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Казалось, она спит.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.