Само понятие «портрет» для «Стрекозы» уже не актуально, тут прослеживается индивидуальная душевная конкретика, причем состоянии девочки можно расценивать как «здесь и сейчас». Поселилась с отцом в его финском имении«Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, какмножество других женщин её круга. Но всё это будет потом. И обосновывается это тем, что в таких портретах художник больше всего экспериментирует, так как пишет он их как бы «для себя». Одной из самых известных портретов из серии портретов семьи является картина «Стрекоза», которую художник написал на своей собственной даче под Петербургом еще в далеком 1884 году. Я думаю, девочка его очень любит, ведь оно очень подходит для ее веселых игр и забав.
Оно зеленовато-желтое. Вера напоминает чем-то стрекозу, сидящая на цветке и махая легкими воздушными крылышками. На полотне изображена старшая дочка художника Верочка Репина. Некоторое время выступала в частныхтеатрах, но затем оставила мечты о сценическойкарьере. Она обладала способностями к пению, живописи.
О непоседливости героини говорит и название картины. Чтобы шляпка не улетела, она завязана под подбородком узкой ленточкой. Видно, что девочка очень подвижная и веселая, а уселась она лишь ненадолго отдохнуть.
Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят её с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение изменчивость окружающего мира. Лицо дочери Репин изобразил спокойным, серьезным и даже немного сосредоточенным. Именно этой ветви творчества живописца и принадлежит картина Стрекоза. Девочка о чем-то задумалась. Она больше похожа на манеру импрессионистов, чем на другие картины Репина.
Картина «Стрекоза» — один из наиболее известныхпортретов семейного «цикла». На этом фоне выигрышно смотрится зеленое, в клеточку платье девочки и её шляпка. Видно, что это непоседа, вот таким образом, наверно художник назвал своё полотно – «Стрекоза» Под ногами у девочки осенняя трава, но небо чистое и яркое. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – пастельные, нежные. Стилистически картина «Стрекоза» отличается от большинства репинских картин. На девочке оригинальное пестрое платье, наверняка сшитое специально для нее. Её неусидчивость и дает названию картины смысл, который хотел нам передать художник. Фон изображения светлый, приятный, внизу под перекладиной видны колоски.
Особенностиисполнения картины, ощущение случайно«схваченного», подсмотренного мгновения роднятеё с творчеством импрессионистов, которые какраз и стремились передавать на полотненастроение изменчивость окружающего мира. Вот таким образомвидны светлые чулки, чуть спустившиесяскладками и чёрные башмаки на шнурках. Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. При просмотре картины создается такое чувство, что девочка вот-вот скользнет вниз и весело побежит куда-то играть с другими ребятами. Шапка этой девочки забавно закреплена красивой ленточкой под подбородком, серьезный и в то же время задорный взгляд ее темных глаз и солнечные зайчики на ее шее и щеке добавляют облику данной девочки большей непосредственности, а также такой облик увлекает нас в мир беззаботных детских игр и грез. Картина И. Е. Репина «Стрекоза» стилистически отличается от всех остальных картин данного художника. Такое поведение для «стрекозы» в порядке вещей – ее не интересует спустились ли у нее чулки, не развязались ли туфельки, самое важное в данный момент – покачивать правой ножкой, словно дразня соседских товарищей по играм.
Главной героине старшей дочери Вере двенадцать лет. Художникизобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину (1872-1948). Солнечные зайчики скользят по шее и частично по лицу, увеличивая обаяние и радость жизни.
А издалека кажется, будто платье состоит из лоскутков. Поза девочки естественна и свободна исполнена живости и задора. Поза Веры очень расслаблена и естественна. Наверное девочка гуляла в поле.
Она маленькая и не может сидеть на месте ведь она еще ребенок. Чувствуется ее задорность и непосредственность. В картине Репину удалось создать образ, в котором много тепла, нежности, любви. Впоследствии ВераИльинична пыталась стать драматическойактрисой. Илья Репин любил писать портреты не только именитых людей, но и своих близких.
Видно, что она очень развитая и умная, много мыслит, несмотря на свой юный возраст. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. В таком удобно прятаться в траве.
Накартине Репина запечатлён именно такой момент:девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит. Вот таким образом, быть может, художник и назвал картину«Стрекоза» — ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок — и вот уже перенеслась нанесколько шагов вперёд, вот уже парит в воздухеВозможно, что фон, в котором пейзаж практическиотсутствует, узкая полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать этоощущение парения в воздухе, лёгкости ибеззаботности, присущим ранней юности. Пухлые губки героини говорят о ее детской непосредственности. У нее очень загорелое лицо и руки.
Всё остальное на картине – небо, наброски травинок – это дополнение, не отвлекающее внимание от центральной темы. На холсте мы видим симпатичную, озорную девочку, лихо сидящую на высокой перекладине. Она закрывает глаза и лицо Веры, оставляя лишь шею и часть щеки для солнечных бликов. Художник, создавая картины подобного плана, просто отдыхал от масштабных жанровых произведений и наслаждался времяпрепровождением с семьёй. Ведь стрекозой называют шаловливых, веселых и очень активных девчонок. Этот сиюминутный образ ребёнка связывает картину с нотками импрессионизма. Солнце красиво освещает её, видно, что день прекрасный. Её взгляд серьезен и непреклонен.
Это придаёт фигуре некую возвышенность, но в то же время лёгкость. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Эта картина быланаписана на даче под Петербургом. Во время написания работы Вере было двенадцать лет.
За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. На голове у ребенка панамка, которая защищает ее голову от активных солнечных лучей.
Композиция холста чрезвычайно проста. Вот таким образом, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» — ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. Среди портретов И. Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. Художник поймал тот самый миг, который только и придает образу девочки жизненную правду. В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде девочки.
На ножках у нее желтые колготки и темно-коричневые башмаки. Дочка художника – Вера Репина сидит на высокой перекладине и качает ножкой. Ребёнок, его поза, мимика, даже сбившаяся набок шляпка передают ощущение одного момента «здесь и сейчас». Среди всех портретов И. Е. Репина особенное место занимают портеры членов его семьи. На картине у девочки очень серьезный и задумчивый взгляд.
Одним из таких портретов является портрет его дочери Веры под названием «Стрекоза». Портрет был написан на любимой даче художника в пенатах, где он отдыхал с семьёй.