На первом из них, 1909 года (офорт, акватинта, гравированный с акварельного портрета Серова того же года), Серов хотя и суров, не весел, но мы не видим боли и тоски в глазах, как на репинском портрете. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова.
Уже впервой своей крупной картине — Бурлаки наВолге (1870—1873гг. ) Репин проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знаетнарод, видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. За картину «Моисей источает воду изскалы» (1863, местонахождение неизвестно эскиз — в Таллинском музее)получил Малую золотую медаль. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. На велосипеде она ездила по деревням, чтобы обеспечить продуктами себя и мать. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. К теме Христа художник неоднократно возвращался.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. — Все трое поздравляем Вас со Светлым праздником (Пасхой). Немецкую оккупацию Лукомские пережили в особняке ближнего пригорода Нейи. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Ведь этакое создание.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Сам Некрасовостался доволен и заказал художнику две копии для себя и своих близких.
В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Бенуа, Б. М. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С.
"А это кто писал. Для этого он особым образом выстроил композицию.
Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала.
Совсем портретчиком становлюсь». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Но картина ушла на выставку в Москву и к Третьякову. Здесь ее ожидал не меньший успех. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Серов писал: «. Орловой напоминают рисование цветом. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Грабарь.
Целую Вас крепко. Грабарь. С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Александр Лукомский еще до Первой мировой сделал блестящую военную карьеру. Да и глядит-то она куда. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Преобладающей областью художественных достиженийоставался для Крамского портрет. Сколько любви и чувства изящного.
В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Чем он вызван — остается только гадать. В 1991 году Алексей Борисович Иордан передал портреты Лукомских Русскому музею в Санкт-Петербурге.
Был профессором -- руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников -- Б. М. ССР). Представительная, умная, тактичная, она этим подкупала людей. В это время вполне определилось ипризвание Крамского-портретиста. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Влюбимом Домотканове были созданы такие произведения, как «Октябрь» (1895, ГТГ), «Стригуны» (1898, ГТГ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ) и многие рисунки к басням Крылова. Дузе, 1891 княгини М. К.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. В Петербурге жили и многие передвижники. Кустодиев, В. А. Серов.
Вскоре Серовы переезжают в Москву. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Я у них учусь» 7. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Репина (1901, ГРМ). Был написан портрет императора Николая II. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Заслуги его были оценены царем, сделавшим его генерал-лейтенантом и помощником министра. Знакомство с Г. Л.
Славу выдающегося портретиста художнику принесло не только свободное владение техникой, но удивительное умение находить в модели характерное, передавать суть личности несколькими движениями кисти, пера, карандаша. С середины 90-х годивСерова осаждают высокопоставленные заказчики. Тонкий психологизм, умениеувидеть и показать, «коего духа человек перед ним», делают Сероваведущим портретистом России. Симонович-Ефимова. Семья была большой и дружной. Кроме того, так мастерски, что невидать мастерства Забирайте все глубже и глубже». Как он рисует. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде».
Они отправились в Новочеркасск — формировать Добровольческую армию. Относящеесяк ней большое полотно «Хохот» (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. Собирая для него материал, Крамской побывал в Италии (1876). Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа.
Его занавес к балету «Шахерезада» имел большойуспех и в Париже и в Лондоне. Работа с ней нередко помогала художнику найти нужное художественное решение в лучших его произведениях. Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. Но "доверительность" в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер.
Выезжал он в Европуи в последующие годы. И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С.
В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников среакционным руководством Академии. В 1911-м он рисует К. С. С детства увлекался искусством и литературой. Революция 1905 года оставилазаметный след в творческом наследии и жизни художника. С самого возникновения антрепризы С. П.
Это была несомненная творческая удача. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. ". Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Сначала онучился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. Очень кланяемся Вам и Якову Сергеевичу.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В альбомехудожника появились рисунки: атаки казаков па безоружный народ (а затем икартина исполненная темперой, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же вашаслава. » (1905, ГРМ), «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. Это и послужило окончанием дружеских отношений между двумя художниками. Ефимовым и Н. Я.
Но, когда подготовительная работа в угле была закончена, Серов вдруг понял, что такая техника, уголь, расскажет о великом певце больше, чем масло. С. П. В 1890 году вдвоем они написали панно «Хождение Христа по водам» для приходской церкви Косьмы и Дамиана при мануфактуре П. М. Третьякова и В. Д. Коншина в Костроме. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. До конца жизни Серов продолжал учиться.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах. В начале июня В. А. Серов был избран в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10.
И купил картину. Другойзамысел уже волновал его творческое воображение. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним изсоздателей Товарищества передвижных художественных выставок.
(Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). В эти годы ещебольше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Крылова». " И уж потом спрашивали, останавливаясь перед репинским: "А это чей.
Серова, 1901 И. С. Остроухова, 1913 все -- там же). Бенуа – А. К. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18.
Строгий А. Н. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет. Работа над полотном шла три месяца. Героическая эпоха Петра I, суроваяи небывалая, завладевает воображением художника. Работа над ними была начата по приглашению А. И.
Шаляпин. Я только высмотрел, подметил». На словах многое бысказал вам, но в письме не хочется умствовать Иоанн ваш самый плюгавый ижалкий убийца, какими они и должны быть — и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо Сказал вполне ясно. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «СестрыБоткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекаютлиричностью и тонким постижением детского характера. После написания портрета МарииФедоровны Морозовой (1897, ГРМ), материархимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчествехудожника. Морозова (1868), И. И.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Театр был частью жизни Серова. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызываетвосхищение.
Одним из самых достоверных образов А. П. Кромемузыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал:«Серов был реалистом в лучшем значении этого слова.
Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Репин был увлечен Гаршиным, которогогорячо полюбил как человека и талантливого писателя. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Уже очень давно не имеем весточки от Вас. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Врубеля, Л. Н.
В годы учения сплотил вокруг себя передовуюакадемическую молодежь. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. создаются новые художественныеобъединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение МирИскусства. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. В 1870-е — начале 1880-х годов выполненымногие его лучшие работы, в том числе цикл портретов выдающихся людей эпохи:Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно.
Гиршман и О. К. На первой выставкеТоварищества экспонировались «Портрет Ф. А. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся. И. Е.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». К тому же самотец будущего художника был страстным любителем рисования. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В портретах последних лет художникстремится к обостренной выразительности формы. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны.
Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте. Репин был его наставником с 9 лет. Конец XVII и XVIII век». Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Его выводы были печальны: ни одна держава не проявила готовности помочь России.
Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Три месяца Маша позировала брату, боясь проронить хоть слово во время сеанса, чтобы не нарушить сосредоточенность художника, а затем вдруг неожиданно уехала, сославшись на дела в Санкт-Петербург.
Он искал нового способа передачи на полотно бесконечноразнообразной игры света и тени при свежести красок. Некоторые подобные работы воспроизведены в данномиздании. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Антокольского» (Музей БССР). Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Давал также частные уроки В. А. Серову. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Кустодиев и И. Э.
Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. «Не каждый день бывают такие находки. На это следовало равнодушное "а-а. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Родился сын Георгий.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Карсавиной и А. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866) все — в ГРМ. Портрет Е. П. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова.
Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. " Гостя водили показывать портрет. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Портреты П. П. В эти 5 рам и заключён образ актрисы.
Грабарем к лучшим произведениям Серова. Дягилева, И. Э. Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины.
Интересом к монументальному и декоративномуискусству было вызвано и особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). светящаяся в полных скорби глазах, всеже является основой его характеристики. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Таков портрет К. Д.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. «Могла бы быть и попроще», – сказала она.
"Это так, один ученик Репина". В. О. Серов писал И. С. В 1887 году Серов женился наОльге Федоровне Трубниковой.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Послечетырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом вМоскве. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетнейВеры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), в которомхудожнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полнойзаконченности, как у старых мастеров». Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Бродский и К. И. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В.
Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Первые натурные штудии создавались в атмосфере дружеского соревнования с известными уже художниками абрамцевского круга. На одних портретах перед нами предстает серьезный, даже мрачноватый человек, строгий, недоверчивый, упрямый. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Все 40 сеансов, которые Серов писал актрису, прошли в полной тишине, Ермолова не произнесла ни слова. В конце 19 — начале 20 вв.
Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. «Портрет Некрасова будетмною сделан еще один, — писал он Третьякову 29 марта, — и я его уже начал: вмалом виде, вся фигура на постели и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил, ему он нужен на что-то потом (говорит)вы его возьмите себе, но сделайте, пожалуйста. Тогда он чаще всего прибегал к своейизлюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянскогокарандаша).
В 1885 г. было окончено полотноИван Грозный и сын его Иван — вершина репинского психологического реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах обликвыдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н. И. Пирогова (1881 г. ), М. П. Мусоргского (1881 г. ), П. А. Стрепетовой (1882г. ), В. В. Стасова (1883г. ), серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картинеЗаседание Государственного совета (1901— 1903гг. ). Крамской — выдающаяся фигура в культурной жизни России1860-1880-х годов. Были созданы такжесобирательные портреты крестьян: «Полесовщик» (1874, ГТГ), «МинаМоисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которой как бысоприкасались два жанра — портретный и бытовой. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. На портрете работы Репина 1901 года (углем на холсте) мы замечаем складку между бровей, угрюмый, недоверчивый взгляд, слегка усталый, слегка сердитый, слегка жалобный и очень грустный.
Вместе с женой Софьей Михайловной он присутствовал при отречении государя от престола. Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25.
С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Чистякова. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира.
Он отлично провел мобилизацию. Хрупкой женственности Е. С. В пастельном портрете жены художника А. Н. Домотканово», 1888, ГТГ). Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева».
Я была бы рада узнать, не собираетесь ли Вы, дорогой друг, приехать в этом году в Париж. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) -- с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, -- удивляет своим загадочным аллегоризмом. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин.
Из-за своего изменившегося характера он полностью отказался от звания академика. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В. А. Серов родился вПетербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора А. Н. Серова. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.
за этюд с натуры». – В Египет. » 29. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. — писала Зинаида Серебрякова 22 апреля 1954 года. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Мамонтовым. Генерал Лукомский до нее не дожил — он скончался в феврале 1939 года. Его нелепаякарнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветруодежды) с трудом продвигается за ним.
Таковы «Неизвестная» («Незнакомка», 1883), «Неутешное горе» (1884, ГТГ варианты- ГРМ и Музей Латв. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Родился в городе Острогожске Воронежской губернии всемье мелкого чиновника. Думаю их легко узнать, но, насколько помню им была дописана только рубаха".
Серов попросил разрешения тоже писать ее портрет во время сеансов у Репина. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Большую роль в художественной жизни Петербурга игралипейзажисты-передвижники. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В портретах Серова — его современники, разные похарактеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, «золотой глоткой», жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. С. Лесков (1894, ГТГ).
Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В эскизах Серова И. Э. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию.
Шаляпина (1907, ГЦТМ). Самому Серову было всего 46. Она писала И. Грабарю: "Помню, что, приехав однажды в октябре 1889г. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Впортретах Серова — не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженные в блистательной эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901—1903, ГРМ), которых Серовначинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом именииАрхангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Одна из лучших композиций —темпера «Петр I» (1907, ГТГ). Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Таким мы видим художника на его карандашном автопортрете 1879 года. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Портрет был закончен Крамским в последнихчислах марта 1877 года.
Можнобыло бы этим ограничиться. «Какой молодец Антон. Узники-генералы были освобождены в конце ноября 1917 года. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Закартину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московскогообщества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков. На шее — нитка крупного красного жемчуга.
Она оказалась права. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Поокончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, скоторым кочевал по России. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Серова «Юдифь». Бакста. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. По словам Крамского, «и у прежних художников Библия, Евангелие имифология служили только предлогом к выражению абсолютно современных имстрастей и мыслей». Пастернак. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. И поза Морозова купеческая. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. В него входили художники Н. Рерих, А. Н. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. «И рисунок и колорит и светотень ихарактерность и чувство цельности своей задачи и композиция — все было уСерова и было в превосходной степени». Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. " – спрашивали обыкновенно, указывая на висевший тут же серовский портрет. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер».
Серов находил в облике актрисы терты подлинного Востока исравнивал ее с фигурами античных барельефов. Каким же вырисовывается образ Серова исходя из этих работ. В период оккупации Софья Александровна много работала. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Петр на «журавлиных» ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. К концу десятилетия артель утеряла свое единствои общественное значение. И. Е.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. По поручению великого князя Николая Николаевича генерал Лукомский ездил по всему миру (вплоть до Японии и Китая), чтобы ознакомиться с расстановкой эмигрантских вооруженных сил и отношением к ним местных властей. Глубоко взволнованный, стоит перед ней ЛевНиколаевич Толстой. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Крупнейший русский художник В. А. Симонович-Ефимовой. В феврале родилась дочь Ольга. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Одной из вершин творчества Крамского является ПортретНекрасова. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я.
«Надо знать ремесло, рукомесло. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Вместе с семьей бежал на шхуне "Ольга" в Константинополь, где был назначен представителем правительства Врангеля при Союзном верховном командовании. В этом маленькомголова уже кончена».
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна женственностью имягкостью, Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ) отличается аристократической тонкостью. Живописное мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки. Полнота эмоционального воздействия его произведении объясняется умениемпревратить изобразительные средства в «перл создания» и вабсолютной форме воплотить многогранную картину жизни. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
И. Э. В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Серова в театре. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше.
Не менее интересна работа В. А. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Здесь, как писал Д. В.
В качестве доказательства она показала открытку: "Дорогая Софочка. Так выполнены известные портреты художников А. И. В одном из последнихгениальных творений Серова Портреткнягини Орловой (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, ноэкспрессивный образ светской львицы. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников этогопериода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И. Е., КрамскойИ. Н. " Десятилетием позже Серов исполнил акварельный портрет Софьи Лукомской. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков.
Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша.
В портрете Г. Л. Гиршман (1911. ГТГ), неоконченном портрете П. И. Щербатовой видно увлечение художника классическимискусством. Бакста, С. П. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Чуковский). Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Вскоре семья перебралась в Словению, затем в Белград, а в 1923 году — в США. на сеанс к Репину. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Софья Михайловна Драгомирова (в замужестве Лукомская) рассказывала Игорю Грабарю, как, позируя Репину для портрета в малорусском костюме, она познакомилась с Серовым, зашедшим в мастерскую к учителю. Рано утром 22 ноября 1911 года 15.
«Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра. Стех пор, как Валентин Александрович помнил себя, его окружало искусство. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно.
Каждая из работ 1911 года самоценна. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Да, я просидела три месяцаи почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилосьоткладывать из-за плохой погоды. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
Если сравнивать работы Серова с портретами Ренуара, то необходимо отметить, что у французского мастера модель – лишь повод написать красивую картину. И. Э. Андреева составляют гордость русскогоискусства. Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. Тенишевой, 1898 В. А. После усмирения», «1905 год.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Портрет работы Серова —«Портрет Портретыч», как шутя называл этот жанр художник, — не простоталантливое воссоздание черт индивидуального лица, но — и мир, в котором живетизображаемый человек. Васильева» (ГТГ) и«Портрет М. М.
Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В Домотканове был создан портретдвоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаемзапоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своегоназначения. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. В 60-х гг.
Гиршман в интерьере ее будуара. Несмотря на юный возраст, модель поражает своим прямым пристальным взглядом, очень тяжелым и не по годам серьезным. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. Занавес (фонд М. Л. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолялубрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8.
Портретист историческийхудожник, рисовальщик. Шишкина (1880, ГРМ) и других. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Художник создает поэтическоесказание «Похищение Европы» (1910, ГТГ) и различные варианты«Одиссея и Навзикаи» (1910, ГТГ, ГРМ).
На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Вот как та описала Драгомирову: "Жена его (генерала Лукомского), дочь знаменитого генерала Драгомирова, прямо очаровала меня.
Таковы«Автопортрет» художника (1867, ГТГ) и «Портрет агронома Вьюнникова» (1868, Музей БССР). В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Через год туда же вызвали и дочь Софью Александровну.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Щербатовой (1911, ГТГ). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Боткина, Л. С. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Мамонтова в 1895 году.
Портрет княгини Щербатовойостался неокончен. В знакпротеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Виды на урожай 1906 года» (1905, ГТГ).
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). От нее веет здоровьем, безмятежностью. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Серовучился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Но Крамской не считал свою работу оконченной. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показываларисунки сына. Павловой (оба – ГТГ).
В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
в зеркале у края холста). Детей В. А. Серовлюбил нежно и с удовольствием писал их. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Среди них и портрет учителя – И. Е.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890-м году: «Написал я в Костроме двапортрета. Прежде всего очень и очень неоднозначным. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины.
Балет в новом оформлении сопровождал оглушительный успех везде, где он шел: и в театре Шатле в Париже и в Королевском театре в Ковент-Гардене в Лондоне. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Но в представлении Репина царевич Иван, в отличие от Гаршина, был блондином. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П.
Выразительный образ экстравагантной О. К. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни». Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. – совсем неправильно. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал».
В 1857 году оказался в Петербурге, работал вфотоателье А. И. Деньера. Это событие открыло новые пути в развитии реалистическогоискусства. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. «Хорошо, очень хорошо, — пишет он Репину в Петербург. — Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Все только и ждали момента, чтобы оторвать кусок от некогда великой империи. Портреты Г. Л. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, -- эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, -- от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Дягилева (1909). Вместе с В. Д. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле.
Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихсяписать картины («программы») на заданный Советом, далекий от жизнисюжет. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Позже он принял участие в контрреволюционном мятеже против Временного правительства. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.
Поленовым и М. А. В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школеОбщества поощрения художников. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние.
1879год— в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В России интеллигенция традиционно находитсяв оппозиции к власти. я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Тем не менее в его холсте «Поморы» чувствуется поиск масштабного обобщенного образа.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. У Врубеля же была совсем другая манера.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.