Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Вся центральная часть написана самим Репиным. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Зритель становится участником происходящего. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Убийство свершилось. И это не скрывает Репин. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Картина была заказана в 1870 году великим князем Владимиром Александровичем и приобретена им в 1873 у автора. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В его взгляде осуждение и тревога.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Репин дважды подавал прошения об отставке. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. После Октябрьского переворота картина была экспроприирована и передана в Русский музей.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Общение с прежними друзьями было только заочным. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Так ли это – судить зрителям.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вегетарианцем стал и сам Репин. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Репин запечатлел момент написания письма. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Он идет прямо к матери. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Имя Репина стало широко известным.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Внимание художника тяготит их. я работал завороженный. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). И художник и Стасов считали портрет весьма удавшимся. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Круг одиночек-фанатиков обычно очерчен художником композиционным построением картин, психологической пластикой персонажей, светотеневыми контрастами и «говорящими» деталей. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Рассмотрим "ближний круг". Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Восстановлен в 1962 году.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Блики яркого света лежат на лице, бороде, рубашке, в каждом мазке искрится свет и это вместе с нервностью мазков, коротким и быстрым ударом кисти передает горячую возбужденную натуру модели.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Над письмом склонился предводитель казаков. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Они словно противопоставлены друг другу. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Мне минутами становилось страшно».
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. О картине появилось много статей в периодической печати.
художественный музей им. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В эту минуту в комнату вошел Христос. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Работал весь день, не замечая времени.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Она была закончена только в 1891 году. О чем эта история. По нему судились народники, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию.
Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вариант картины под названием «Быдло империализма» (1917) хранится в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. М. Мустафаева (Баку). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Умер русский художник в Пенатах. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Л. Н. Толстого». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Глаза ясные и добрые. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. И. Е.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. За окном летний день. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. «Бурлаки на Волге» украшали бильярдную в петербургском дворце владетельной особы.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. «Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Публике картина понравилась. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1889 г. он ее закончил. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Америка—Франция—Россия. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
В конечном варианте оно одухотворённое. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Казалось, она спит. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Все заняты. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Третьяков»109. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Стасов присылает ему все, что он просит.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время отчужденными от российского общества. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Портрет дан в резкой светотени, делящей лицо на темную и светлую половины.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Этюд получился превосходный. 2.
Гоголевский Андрей мягко улыбается. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Возвращается в Россию летом 1876 года.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Но русские мужики были совершенно равнодушны к их пропаганде. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Берег Волги. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
На что получил насмешливое письмо. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Живописные эскизы находятся в ГРМ (1870) и ГТГ (недатированный) графические эскизы (1870) – в ГТГ и в частном собрании (Чехия). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Однако в Советской России он оставался «своим». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Не доносчик ли. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин встречал их по средам. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Каждый персонаж переживает что-то своё. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Широко известное и признанное произведение И. Е.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. И. Е. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Родом из семьи военного поселенца. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
И вот уже перед нами не царь, а отец. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин считал сам эту картину красивой.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Однако в 1892 г. художник внес в нее частичные изменения. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Репин никуда не делся. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В. В. Стасов терпеливо позировал и портрет вышел удачным. В его глазах читается печаль, тоска.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности.