С того дня минуло шестьдесят пять лет. Импрессионизм. Владевший «радужной палитрой», Ренуар написал свыше 6000 картин изображающих женщин, детей, цветы и пейзажи.
Ренуар всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881 – 1882 гг. Опост Ренуар не покрыл портрет лаком, так как краски были еще совсем свежие, а посыльный подумал, что художник сделал это из экономии. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок.
В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров.
В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз (Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло, 1866). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Огюст Ренуар жил в парижском районе на Монмартре.
Картина написана в 1887 году и находится в Музее искусств в Филадельфии. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году (в будущем знаменитый актер театра и кино), а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году (в будущем знаменитый французский кинорежиссер) и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца (в будущем кинооператор). К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт». Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью.
И в другом месте:. Лишь спустя год, в 1875 году, автор продал ее одному из торговцев произведениями искусства всего за 475 франков, которые пошли на оплату аренды квартиры. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Восходящее солнце».
И потом, на пленэре не видишь, что делаешь. Трудно любой из них отдать предпочтение.
В коллекции ГМИИ совсем немного работ Ренуара, всего лишь 5. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.
С позиций истории не бог весть как много. В тот день он умер. Нет ни одной четкой линии. Едва достигши пятнадцати-шестнадцати лет, они в первый раз попадают «в беду». «Лягушатник» – это кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок Здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Ренуар переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду "Купание на Сене", 1869 г. Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок – вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон "Ложа", 1874 г. В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество». Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года.
Там был известный ресторанчик папаши Курне и Ренуар писал «лягушатник» с его террасы. Эту картину Огюст Ренуар написал в 1876 году.
На замечательном портрете из ГМИИ им. Но критик не разглядел здесь самое главное. Это славный и достойный путь многих художников. Это ещё раз подтвердило, что всё дело было в этикетке.
Чтобы этого достичь, он отказался от традиционного толкования композиции, придав своей картине вид моментально сделанного снимка. На своих полотнах молодые художники старались отразить реальность в ее мимолетной изменчивости. Пётр Иванович был всеяден. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути.
Особенно хорошо Ренуару удавался профиль Марии-Антуанетты. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы.
Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. В бесконечной смене световых и воздушных нарядов природы им открылся мир ее вечного преображения, бесконечно длящийся изменчивый и неповторимый, делающий ее лик вечно молодым и прекрасным. К числу таких художников принадлежит и «художник радости» — Огюст Ренуар. Продай», — просил он брата.
зонтиков. И здесь во всем как бы царит случай. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников.
Все зыбко, неуловимо и подвижно. В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор. Картина В саду написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару.
Художник не скрывал, что это его современница, она была узнаваема и даже один из критиков назвал её не обнажённой (nude), а раздетой (undressed). Но Ренуар дерзнул назвать её именем современницы и этого публика не могла ему простить. К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа.
Этого нет у Ренуара. «Я всегда старался, – скажет позднее Ренуар, – писать людей, точно прекрасные плоды». Каждому из них она виделась по-разному. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара.
Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название (Жемчужина), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. В образовавшейся паузе как бы перемешались между собой сразу несколько эмоциональных интонаций: это и переживание уже услышанного и ожидание продолжения оборванной мысли и много других чувств, о которых можно лишь догадываться, смутных и неопределенных, но обладающих магической способностью очаровывать и увлекать. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название (Жемчужина), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме.
Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. В последней картине Жанна Самари представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург).
Не менее оригинально и новаторски была разрешена и проблема человеческой личности – одна из центральных в европейском искусстве XIX века. Новаторская суть видения Ренуара и других импрессионистов заключалась в том, что впервые в мировом искусстве в изображении реального мира отразилось не только то, что видит зритель, но и то, как он видит. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно.
Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл «Портрет Жанны Самари». Моне, Базиль, Сислей, Писсаро и другие основали кружок «непримиримых».
В ней равнозначен любой участок холста. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. Ренуар начал писать картину будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле. Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Всякий человек имеет право на счастье. Писсарро, например, посвятил себя нарождавшемуся пуантилизму, хотя и вышедшему из недр импрессионизма, но по сути своей ему противоречащему. Сюжеты своих картин они находили, по существу, в готовом виде на парижских улицах, в кабачках и на танцевальных площадках Монмартра, в роскошных залах дорогих, фешенебельных ресторанов, на берегу Сены в Аржантейе или Буживале, в будуарах дам полусвета, в мастерской художника, в каморке прачки, в театральном зале и за кулисами, в кафешантанах, на скачках, в шляпной лавке, в шикарной гостиной, в опере, на морском побережье.
Картин у него было немного, в том числе и эта «Обнажённая», которую, естественно, захотел приобрести Сергей Щукин, который зачастил к брату, уговаривая его продать полотно. Это всегда только расцвет и никогда увядание. Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Она не позирует, а словно беседует с художником, готовая вот-вот улыбнуться или вставить слово. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей.
Современный тип женской красоты Ренуар утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела ("Нагая женщина, сидящая на кушетке", 1876, С 1880-х гг. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. Да и сам мир кажется созданным сию минуту.
Но он не единственный. Во-первых, мне на это наплевать. «У вашей модели была оспа», – объявил Ренуару некий критик, указав на фиолетовые пятна на коже. Недаром тот же критик, который назвал картину «Раздетой» (Альберт Вольф) сказал, что она напоминает не прекрасное обнажённое женское тело, а гниющий труп со всеми эффектами его разложения в последней стадии. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него.
Линии рисунка стали четкими и определенными. С известной французской артисткой театра «Комеди Франсез» художник познакомился в 1876 году в доме писателя Альфонса Доде. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость. Характерность избранного художником мотива несомненна. Хранится в Москве, в Пушкинском музее.
Пьер Огюст Ренуар – это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», – утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Картина находится в парижском Музее Орсе. Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды, прозрачная голубизна воздуха.
На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства. «Я думаю, картина должна быть красивой и милой, да, милой В жизни и так уже достаточно неприятных вещей и без того, чтобы увеличивать их число» — любил говорить мастер. Холст, масло.
Множество зонтиков. Ренуар – певец радости. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885).
Собирал восточное искусство, посуду из Индии, персидские ковры. Ренуар обладал великолепным чувством цветового равновесия и именно это сделало его замечательным живописцем. И хотя художник в разработке света и красок решал те же задачи, что К. Моне и Э. Мане, он очень отличается от этих идеологов импрессионизма. Но это не было бы только хроникой.
Во времена создания Мулен дела Галетт Ренуар часто работал вместе с Клодом Моне. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе». 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. О. Ренуар признавался, что едва ли видел актрису на сцене. impressionnisme, от impression — впечатление). Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне Впечатление.
Подобно Мане, в Диане-охотнице (1866) и Обнаженной с собакой (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой вечного. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Всякий человек имеет право на счастье. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план.
Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню.
Античность, творения Рафаэля, открывшиеся ему уже в зрелые годы, пробудили в нем желание обрести в современности чувство ясного, гармонического покоя, естественного и свободного бытия человека в мире. Постепенно Ренуар всё же попал на Салон, этому посодействовал тот же Жорж Апантье. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Подобная картина есть у Клода Моне. С 1854 года расписывал на фабрике изделия из фарфора, шторы и веера. Силуэт фигуры почти погашен. Среди парижан местечко было известно под названием «лягушатник» (froggery).
Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. В нем (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари.
Лягушатник (1869), Семья Анрио (1871), Понт Неф (1872), Всадники в Булонском лесу (1873), Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), Зонтики (1879), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Полвека непрерывного поиска, утрат, находок, радостей и разочарований.
В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Сюда входят практически все лучшие его работы. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств – живописи и фотографии: от первой – одухотворенность восприятия, от последней – «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках). Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили кличку — «импрессионисты» (фр. «Бал в Мулен де ла Галетт» – самый яркий пример «солнечного» искусства живописца.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. (Дом Петра и сейчас существует. Ренуар – певец радости.
Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран – натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт». Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. 131 x 175 см.
Живопись Ренуара производит впечатление драгоценности, неслучайно за картиной прочно закрепилось второе название «Жемчужина». Но задача была поставлена, закон открыт и потери были неотвратимы. И, наконец, последний акцент — четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. Во-первых, мне на это наплевать.
И дело было не только в том, что он узнал модель. Естественность и непринужденность как-то незаметно покинули ренуаровскую кисть. Его в первую очередь занимает игра оттенков.
Огюст Ренуар родился в очень большой семье, где было 8 детей и Огюст был старшим. Это живописное полотно можно назвать в полном смысле слова импрессионистским.
Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). и снова работа.
Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. В ней равнозначен любой участок холста. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности.
То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины Девушки в черном (1885). Этого нет у Ренуара. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм). Музей Орсэ. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Цветы, украшающие ее платье, переданы легкими мазками.
Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил.
Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Его картины распространились буквально по всему свету, став гордостью собраний самых крупных музеев мира, где они оказались доступными восхищенному взору миллионов людей, в сознании которых Ренуар предстал одним из величайших классиков мировой культуры. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея.
Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Позже это направление стали называть импрессионизмом. Возмущались по поводу платы за выставку: «И вот за это я заплатил. Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми».
Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. Эту картину Огюст Ренуар писал для третьей выставки импрессионистов в 1877 году. Это картина была начата в 1880 – 1881 годах, а закончена в 1885—1886 годах. Сердце мое принадлежало Диазу. Она хранится в национальном музее Швеции, в Стокгольме.
В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г. ), в Музее изобразительных искусств им. «Зачем она тебе, у тебя она одна, коллекции картин у тебя нет.
Работа нравилась юноше и он решил стать художником. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Силуэт фигуры почти погашен. Алжир, Испания, Голландия, Англия.
Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений.
Картина была написала в ресторане Фурнез в Париже. Свежесть, красота и изящество, в такой степени свойственные прежде, быть может, лишь дамам и кавалерам Ватто или Патера, вдруг сделались достоянием ничем, кроме своей молодости, не примечательных парижан. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. В позах и жестах фигур появляется некоторая скованность и статичность. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. В 1912 Сергей Щукин выкупил её у брата для своей коллекции.
Одни из них непосредственно коснулись Ренуара, другие обошли стороной. Но они не сливаются с ним. Каждому из них она виделась по-разному. Человечность искусства Огюста Ренуара осталась запечатленной в солнечных красках, в соблазнительном обаянии юных парижанок, в веселом многоцветий монмартрского карнавала, шумных пикниках и танцах, в жемчужной теплоте обнаженного женского тела. Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. Картина выглядит как самоцвет, вот таким образом совсем неудивительно, что второе название картины «Жемчужина».
Эта же черта присуща Завтраку на траве (1866) Клода Моне, Семейному портрету (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон).
Одна из очаровательнейших черт ренуаровской живописи – это пристрастие изображать состояния переходные, в коих отсутствует определенность настроения и действия, что позволяет дразнить воображение зыбкостью и неустойчивостью чувств, возможностью неожиданного поворота событий. О. Ренуар писал танцующих модисток и завтракающих лодочников вовсе не для того, чтобы «изображать современную жизнь», как декларировала литература того времени. В 1874 году состоялась первая выставка художников новой школы, которую назвали по работе К. Моне «Впечатление. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. (last stage of a corpse coruption (decomposition) Есть легенда, что первоначально «Обнажённую» купил Пётр Щукин, брат Сергея и держал её в своей спальне за занавеской и показывал только близким друзьям.
А. С. Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г. ), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г. ). Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного. И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно.
Для этого образа позировала профессиональная натурщица по имени Нини.
Развивая принципы правдивости, достигнутые поколением Домье, Курбе и Милле, они чрезмерно увлеклись на первых порах документальностью, при которой главное и второстепенное оказалось взятым в одинаковом масштабе. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Восход солнца /Impression. Soleil levant 1872. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения порядочной публики, события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев.
Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Дождь.
В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». Сам хозяин называл его «терем». Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме визуальное наблюдение. Портрет из коллекции ГМИИ им.
По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Все зыбко, неуловимо и подвижно. Он же упоминается и в рассказах Ги де Мопассана. За это время европейское искусство познало немало перемен.
На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна.
«Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
Картина «Зонтики» хранится в национальной галерее в Лондоне. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи.
Ведь в ней главное – изменчивость, движение и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Интересно, что такой подход к изображению обнажённой натуры был очень смелым. Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. А. С. Пушкина.
Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. А покупатель – Петр Щукин, брат Сергея Ивановича, назвал её «Жемчужиной». Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас.
На Монмартре я сотню таких видел. ». Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму. Полвека неустанного труда. Обнаженная фигура Ренуара является одной из самых известных изображений ню в мире.
Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. Шумная многолюдная парижская улица. Опять же Ренуар рисовал портреты своих реальных друзей.
На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Недаром Ренуар писал ее трижды. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание.
Пьер-Oгюст Ренуар (Renoir) (1841-1919), французский художник, график и скульптор. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как Купание на Сене (1869) из ГМИИ им.
Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Вот таким образом известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: «Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создает поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы». В картине появился отчетливый контур фигур. Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу». Словом, я очутился в тупике».
Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Он черпал из действительности лишь то, что оказывалось созвучным и необходимым его сугубо индивидуальной трактовке образа. Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. Она не предполагает выделения центра.
на лоне природы свет порабощает художника и у вас нет времени заняться композицией. А между тем какой юностью напоено это полотно. Живопись Ренуара легка и стремительна.
В это время, в 1880 – 1881 годах, художник совершает первые далекие путешествия в Алжир и в Италию, подводит итоги своей творческой деятельности и уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то хочет активно поменять в своем искусстве. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Такова лишь видимость. Многие друзья Ренуара послужили моделями для фигур танцующих.
Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. В ней появилась никогда ранее у Ренуара не встречавшаяся фарфоровость. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана.
Ренуар пишет цветы, портреты, пейзажи, пробует силы в античной мифологии. В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза. Именно вот таким образом его картины оказались столь милыми сердцу современного человека и останутся таковыми для последующих поколений. После этого к художнику пришла слава и больше не покидала его. Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь.
Ренуар и здесь остается самим собой. Отрицая традиционное моделирование и точные контуры, заменяя их маленькими, движущимися мазками и тонкими лессировками, (scumble) художник подчёркивает женственность модели, которая производит необыкновенное чувство живого, человеческого тела. Сама она бесформенная, наглая, лохматая.
Для него современник (а точнее, современница) всегда были увлекательной сферой художественного впечатления, но в этих, казалось бы, мимолетных впечатлениях он увидел праздник быстротекущей жизни и сияющую радость ее счастливых мгновений. С его позиций любой уголок природы, любой фрагмент жизни, сколь бы крошечным и внешне незначительным он ни был, обладал равноправной ценностью в сравнении с любым другим компонентом мироздания. Художник изобразил уголок одного из парижских садов.
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Но это не было бы только хроникой. Словом, я очутился в тупике.
Он был современен без провозглашения какой-либо программы. На замечательном портрете из ГМИИ им. По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины». Ренуар, например, обожал Рубенса, полнокровное, жизнелюбивое искусство которого оказалось на редкость созвучным его вкусу и темпераменту. Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Ренуара. Она тоже называется «Лягушатник».
В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Сейчас в нём располагается музей Тимирязева).
Возникали и исчезали направления, методы, теории Одни из них непосредственно коснулись Ренуара, другие обошли стороной. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете. Характерность избранного художником мотива несомненна. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. Публика вопила, что у этой молодой девушки – складки на теле, кожа покрыта пятнами.
На кратине изображены знакомые и друзья художника. Назови Ренуар её Дианой или нимфой – и всё было бы в порядке, съели бы. Обнажённая тут появляется как жемчужина из пены. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира.
Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
«Обнаженная» Ренуара, на которую обратил внимание Вольф и в которой он не усмотрел ничего кроме «нагромождения разлагающейся плоти», навлекла на художника и другие издевки. Париж.
Перламутровый период уступает место красному, названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). Но в этом не было пренебрежения к мотиву. «Обнаженная» (1876) из ГМИИ им. А. С. Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. Недаром Ренуар писал ее трижды. Он хотел быть не красивым, а естественным.
На этом холсте Ренуар изобразил портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез».
Но они не сливаются с ним. А. С. Пушкина. Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения.
В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. Она не предполагает выделения центра. Впоследствии он сам вспоминал об этом:. Деревнянаходится в часе езды от Парижа. Но никогда в прошлом человечеству не выпадало за столь короткое время пережить и перечувствовать так много.
В те дни, когда импрессионисты работали над ее решением, в салонной живописи все еще царил герой, облаченный в заметно обветшавшие доспехи классицизма. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности.
В эти годы к Ренуару наконец приходит официальное признание. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Но зато сколько у него обаяния юности, поэтичности чувств и красоты цвета, как по волшебству преобразивших будничную сцену.
Фабричной штамповки ещё не было и всё расписывалось вручную. Такова лишь видимость. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара.
Это всегда только расцвет и никогда – увядание. «Нет, потому и не продам, что у тебя много картин, а у меня – всего одна», — отвечал Пётр. Просвечивая один через другой, они создают восхитительное зрелище, доставляя глазу истинное наслаждение. Похоронен в Эссуа. Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в. Эту картину Огюст Ренуар написал в 1869 году. Франция. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной. Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.
В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной.
И здесь во всем как бы царит случай. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Сюда входят практически все лучшие его работы. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. И происходило это еще и потому, что, будучи, как и все импрессионисты, теснейшим образом связанным с натурой, он тем не менее никогда не был ее рабом.
«Обнажённая» была показана на второй выставке импрессионистов, называлась тогда «Мадемуазель А» Конечно, она вызвала бурю негодования. Ренуар говорил, что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи. Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро.
Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи.
Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». А есть художники, которых просто любят.
Помещенное среди мерцающего шелковистого потока драпировок, ее молодое плотное тело как бы приняло на себя тончайшую вуаль нежных, прозрачных рефлексов, наполняющих его упругие формы живым трепетом и теплом. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Картина 1877 года. Одна из очаровательнейших черт ренуаровской живописи – это пристрастие изображать состояния переходные, в коих отсутствует определенность настроения и действия, что позволяет дразнить воображение зыбкостью и неустойчивостью чувств, возможностью неожиданного поворота событий. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства.
Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. Чрезмерное увлечение деталями придало этой ранней ренуаровской композиции несколько протокольный характер, лишавший ее немалой доли живости и непосредственности. Но он не единственный. «Большие купальщицы» Огюста Ренуара, являются шедевром истории искусства.
Как вспоминает Воллар, . Это одно из ранних произведений Ренуара, написанное в 1869 г. Картина была создана за городом, где парижане любили отдыхать (недалеко от Бужеваля, местечко Шату). Трудно любой из них отдать предпочтение. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма.
Ренуар не желал терять времени на выписывание деталей ибо спешил охватить наиболее существенное и характерное для данного момента. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. Нет ни одной четкой линии.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Известная парижская модель «belle Anne» подобно современной Венере погружена в сияние холодных серо-голубых оттенков фона. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Оригинальная мысль: передать суету и в тоже время чисто парижские очарование и шарм через скопление и толкотню. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать.
Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь. С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта.
Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Эдуар Мане был слишком денди, чтобы увлечься подобной стихией и потому его картины на сходные темы более холодны. В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась.
Такой была Жанна Самари известная актриса Комеди Франсез. Он хотел быть не красивым, а естественным. Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году.
На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). К числу шедевров коллекции музея, бесспорно, относится «Обнаженная», написанная Ренуаром в 1876 году.
Это славный и достойный путь многих художников. Он был шестым ребенком. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название (Жемчужина), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции.
Теперь он достаточно обеспечен, чтобы путешествовать. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. Точно так же, как он делал тени голубыми, а кожу на солнце золотисто-розовой (находя, что именно таким путем можно верно передать впечатление), он привнес вкусовое начало, которое часто изменяло саму действительность, уничтожая то, что ему казалось неподходящим. Ренуар и здесь остается самим собой.
Юное тело испещрено пятнами теней и рефлексов. Фактически это групповой портрет встречи друзей.
1869. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Это скорее общая среда из которой постепенно возникают очертания фигуры. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие.
Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Эта картина с ее простодушной и безмятежной чувственностью – воистину языческий гимн. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста.
В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы». В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Возникали и исчезали направления, методы, теории. Для глаз, привыкших к наготе академических ню, подобный этюд обнаженного тела.
«И чувствовалось, – рассказывал Ренуар, – что он говорит оспа, чтобы остаться в рамках приличия и не сказать чего-нибудь похуже». Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. Обнаженная (1876) из ГМИИ им.