Он был полностью отреставрирован и сейчас выглядит точно так же, как и в 1880г. Приморские Альпы спускаются почти отвесно к нестерпимой синеве бухты. Там братья Рейнах (ослепительное трио: заведующий кабинетом Президента Ассамблеи, академик и директор Национального музея античности), собравшись, философствовали, незаметно переходя на греческий. Стоит ли такого отшельничества обладание «Руанским собором» Мане, «Дефиле» Дега, полотнами Ватто и Сезанна, мебелью 14 века, сознание того, что он едал за обеденным столом, принадлежавшим королям Франции. Все персонажи картины позировали художнику, по отдельности приезжая в Шату. Но особенно привлекателен двойной портрет младших сестер дАнвер – Элизабет и Алисы.
Художник сделал набросок отдельных деталей. У Исаака в жизни была единственная страсть – коллекционирование. Он предпочитал фарфор – Севр, Мейсен и непревзойденный Шантийи – и серебро. Посолите, поперчите, снимите с огня, накройте фольгой и дайте отдохнуть. Самым талантливым из многочисленной родни был племянник Шарля, Теодор Рейнах – депутат от Савойи, профессор Коллеж де Франс, академик – принявший от Эфрусси «Газету изящных искусств».
Позади нее стоит сын владельца ресторана Альфонс Фурне-младший. В знак благодарности Исаак дарит Лувру свою коллекцию новой живописи: «Гладильщиц» Дега, «Водяные лилии» Моне, «Игроков в карты» Сезанна, «Наводнение в Марли» Сислея, «Мастерскую» Коро. Так же, как и на более ранней картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе.
Среди них – очаровательная Ирэн («Девочка с синей лентой»), будущая жена Моисея Камондо и теща внучатого племянника Шарля Эфрусси Леона Рейнаха. Надрежьте кожу утки (не мякоть) ромбовидными насечками. В этом модном местечке обычно встречались и проводили время художники, поэты, актеры и другие представители передовой части общества поводом встретиться именно здесь было модное в то время увлечение греблей. «Ренуар безумец. » — вторил ему Мопассан В конце века мода изменилась и лодку вытеснил велосипед.
«Мастерство – в деталях» – так можно перефразировать афоризм Г. Флобера (он утверждал, что «истина – в деталях») применительно к этому произведению. Все персонажи картины позировали художнику, по отдельности приезжая в Шату. Кожа написана белилами с добавлением капельки жженой сиены. Заметно, что Ренуару по душе и сама обстановка и подобравшаяся компания. Далее, спиной к зрителю находится Рауль Бардье – барон, герой войны и экс-мэр Сайгона.
Альфонсина была вынуждена его закрыть. Умерла она в 1937 году, в возрасте 91 года.
И его восторг разделяли многие. И в дальнейшем сцены отдыха на реке продолжали вдохновлять художника. Многие пригородные места отдыха наподобие Шату (где был написан «Завтрак гребцов») стали легко доступны для парижан с развитием сети железных дорог в середине столетия. К 1880 году Шату стал излюбленным местом активного отдыха, куда приезжали на выходные не только богатые парижане, но и рабочий люд. Позы изображенных людей выглядят естественно, выражения их лиц непринужденны. У Берты Моризо был небольшой летний дом неподалеку, в Буживале. Это ему принадлежал орловский сервиз, заказанный Ретьеру Екатериной II.
Поселившись во Франции, клан еврейских финансистов помогал и 2-й империи и сменившей ее 3-й республике. Осторожно нагрейте мед в кастрюльке, когда посветлеет — добавьте уксус и соевый соус. Полотно можно отнести к жанру группового портрета. Группа друзей наслаждается завтраком на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Поджарьте грудки вначале со стороны кожи около 7 мин., переверните и жарьте еще 7 мин.
В отличие от «Бала в Мулен де ла Галетт» все действующие лица портретны, узнаваемы, написаны четко, скульптурно, осязаемо. Ренуар использует яркие цвета, чтобы выделить детали и сделать акценты на лицах. В одном они сходились: «Мопассан сумасшедший. » — восклицал Ренуар.
Полотно можно отнести к жанру группового портрета. На полотне присутствует свободная и живая атмосфера, возникающая в компании счастливых людей, выехавших отдохнуть за город. выкупил его у нового владельца. Кайботта, который сам был хорошим гребцом и яхтсменом, мы можем видеть на картине Ренуара. Несмотря на кажущуюся непринужденность сцены, ее композиция была тщательно выстроена. Ренуар говорил про писателя: «Он все видит в черном свете. » «Он носит розовые очки. » — отзывался о художнике писатель.
Кайботта, который сам был хорошим гребцом и яхтсменом, мы можем видеть на картине Ренуара. Среди его почитателей был и Ги де Мопассан. В дальнем правом углу находится трио: актриса и модель Ренуара Жанна Самари (1857-1890), напротив – друг Ренуара, работник министерства внутренних дел Пьер Лестренге, а также друг Ренуара, журналист и писатель Поль Лот посередине.
Деревушка Шату находилась недалеко от таких курортных местечек, как Ля Гренуйер («Лягушатник»), Бруживаль и Аржантёй, расположенных вдоль Сены к западу от Парижа. Три дня понадобилось бригаде грузчиков, чтобы упаковать и перевезти картины в Лувр. Чтобы сберечь ресторан от полного разрушения, городской совет Шату в 1979г. Очень современная по содержанию, эта картина вместе с тем явно перекликается с полотнами старых мастеров изображавших застолья, в частности с работами венецианского художника XVI века Веронезе.
(В этой связи критиками приводится частное сравнение с венецианским художником XVI века Веронезе). Он сидит на переднем плане справа, в майке и в традиционной соломенной шляпе-канотье. Считается, что «Завтрак гребцов» — это ответ художника писателю Эмилю Золя, автору «Обозрения парижского Салона 1880 года». В дальнем левом углу беседуют двое мужчин – поэт и критик Жюль Лафорг (1860-1887) и мужчина в цилиндре Шарль Эфрусси, который был коллекционером и издателем, в частности занимался выпуском издания Gazette des Beaux-Arts.
Великие импрессионисты, как позже кубисты (Пикассо), стали импрессионистами и кубистами не вместо того, чтобы быть реалистами, а после этого. Он часто снимал комнату на втором этаже отеля, а сам ресторан вывел в новелле Подруга Поля под именем ресторан Грийона. Золя раскритиковал работы импрессионистов за «незаконченность, нелогичность, преувеличения» и призвал их создавать более солидные и сложные произведения, представляющие современную жизнь.
Многие пригородные места отдыха наподобие Шату (где был написан «Завтрак гребцов») стали легко доступны для парижан с развитием сети железных дорог в середине столетия. К 1880 году Шату стал излюбленным местом активного отдыха, куда приезжали на выходные не только богатые парижане, но и рабочий люд. Любители гребли собирались в основном в Асньере и Шату и лодки с гребцами мы находим на картинах Ренуара и Гюстава Кайботта (1848-1894), которые писали одни и те же сценки в абсолютно разной манере. Это по его уникальной коллекции Европа узнала Хокусаи. Сын крупных одесских финансистов и торговцев зерном Шарль Эфрусси по приезде в Париж удалился от фамильного дела и посвятил себя истории искусств, став одним из самых уважаемых знатоков. Это было место, где любили встречаться представители высшего общества, поэты, актеры интеллектуалы и любители гребли. Maison Fournaise был включен в перечень исторических памятников.
Одна из сторон залива – полуостров Сен-Жан-Кап-Ферра, жемчужина французской Ривьеры, а в единственной деревеньке на нем, названной «Бо Лье» («красивое место»), царит вилла сказочной красоты – вилла баронессы Беатрисы Эфрусси де Ротшильд, жены банкира Мориса Эфрусси, кузена Шарля. И здесь – впервые в этой истории – вспыхнуло неугасимой кометой имя «Одесса». – это была Франция, где в 19 в. евреям отказывали как нации и разрешали все как личностям.
Действие происходит на террасе ресторана «Мезон-Фурнез» в местечке Шату недалеко от Парижа. Ресторан постепенно стал приходить в упадок и в 1906г. Листва — зеленым кобальтом и желтой охрой.
Когда братья Камондо задумали построить в Париже концертный зал (впоследствии Театр Елисейских полей), они обратились за советом к крупнейшему в то время авторитету – Шарлю Эфрусси. Эдгар Дега был страстным гребцом, часто бывал в Maison Fournaise и хорошо знал семью. Но если в Лувре еще в 30-е годы был зал Камондо (теперь остались только таблички на золоченых рамах картин), то назван он был в честь его двоюродного брата, Исаака де Камондо.
Любители гребли собирались в основном в Асньере и Шату и лодки с гребцами мы находим на картинах Ренуара и Гюстава Кайботта (1848-1894), которые писали одни и те же сценки в абсолютно разной манере. Блестящий пример того, что не только банкиров или хлеб экспортировала Одесса. Так, например, Аржентёй, где в 1873 году поселился Моне, превратился со временем в настоящий яхт-клуб, вот таким образом на многих полотнах этого художника встречаются лодки под белоснежными парусами. Проект предстал европейским триединством: вкус – французский, комфорт – английский, технология – немецкая. Кухня ресторана – традиционно французская.
Это существенно отличает картину от Бала в «Мулен де ла Галетт», в которой некоторая определенность придана только фигурам переднего и среднего планов. Дама в синем платье – натурщица, актриса и певица Анжель Лего. Для «Завтрака гребцов» (холст, масло 130х173) Ренуару позировали его друзья, которые приезжали в Шату по отдельности. Цвета намечены разведенными красками, отчего первоначальный рисунок остается видимым. Варите на медленном огне, периодически помешивая, пока объем не сократиться вдвое.
Так же, как и на более ранней картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе. Разрежьте утиные грудки на толстые ломтики, разложите на тарелку и залейте соусом. (В этой связи критиками приводится частное сравнение с венецианским художником XVI века Веронезе). Добавьте имбирь и мандарины и проварите еще 1 мин. Хотя с понятием «импрессионизм» связано представление об иллюзорно-размыто-неуловимо-условной передаче впечатлений от окружающего мира (что до определенной степени так и есть и в этом – очарование стиля), художники и Ренуар в частности, прекрасно умели реалистически точно передавать материальный мир.
В это время приготовьте соус. Ренуар с увлечением работал над портретами детей Каэн дАнверов. Здесь любили бывать Клод Моне, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Гюстав Курбе.
Картину «Завтрак гребцов» часто сравнивают с более ранней работой Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876 год). Перила и бочонок написаны жженой умброй с добавлением желтой охры. Платье написано берлинской лазурью с добавлением зеленого кобальта.
Красотой этого места восхищались не только художники. Рядом с Анжель находится итальянский журналист Антонио Маджиоло.
Импрессионизм был этапом эволюции мастерства, а не ширмой, маскирующей его отсутствие. Несмотря на то что картина передает ощущение спонтанности момента, Ренуар тщательно выстраивал ее композицию на протяжении нескольких месяцев, приглашая в Шату модели (своих друзей и специально приглашенных для этого людей), которые позировали ему по отдельности. В 1981г. За отдельными раритетами из 800 собранных он гонялся по всем аукционам мира.
Дама, которая пьёт из стакана – актриса, натурщица Ренуара, Эдуарда Мане и Эдгара Дега – Эллен Андре (1857-1925). Шляпка написана желтой охрой с титановыми белилами. Очистите апельсины (мандарины) от кожуры и пленок. Он сидит на переднем плане справа, в майке и в традиционной соломенной шляпе-канотье. Но Театр Елисейских полей имеет и одесские корни: скульптура Бурделя и купол Мориса Дени – лучшее, что воплощало в конце 19 в. утонченный французский вкус, – были подсказаны одесским гением. Какая разница.