Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама».
Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. По всей видимости, в разряд копий картина попала из-за того, что авторский холст снизу надставили и закрасили в тон старой живописи, подгоняя картину под размер рамы. Авраам.
Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров). Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Что мы видим. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра. Скоро гроза пойдет и здесь. Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. В 40-х гг. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки.
Колорит картин Рембрандта 40-х гг. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. В самой Библии приводится несколько подобных примеров: моавитский царь Меша иудейские цари Ахаз, Манассия иерихонец Ахиил, а также пытавшийся принести в жертву Ионафана— Саул. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Здесь он все радикально переставил, все поменял.
Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. Борода подстрижена характерно, залихватски. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636minus1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух.
Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Бытописатель с самого начала как бы берет читателя за руку: итак, все происходящее – всего лишь тест. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Мастером прекрасно передана игра света и тени. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень. Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Убитый горем Исаак безропотно лежит на руках у родного отца, ожидая свой смертный час. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким.
И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна).
агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта.
И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Жертвоприношение Авраама.
Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.
Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца.
В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Удивительна ее судьба. Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. 18, 23-25). Мужественному ли духу праотца или покорности сына. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Отец обманул его, по сути дела.
Изначально оно не рассматривалось как самолишение, но, напротив, было щедрым приношением божеству, от которого ожидали благосклонность, награду или прощение. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком.
На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Вместо молодого парня в жертву было принесено животное. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Картинная галерея. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух.
Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. 175, 5 x 210, 5 см. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Рука с ножом отнесена далеко в сторону, но это не замах человека, который собирается колоть, а это скорее отодвинутая рука, которая как бы не хочет исполнения этой воли. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Еще более дивным произведением являются Ученики в Эммаусе (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Исаак отчаянно кричит.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву.
Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой). Барокко. Кассель. Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе.
Холокауст был особой жертвой. Дело в том, что ангел в библейском тексте говорит, по сути дела, не от своего имени, ангельского, а от имени Бога, т. е. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Группа опрокидывается в её вершине.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Кто хоть раз внимательно изучил Милосердного самарянина (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Существует замечательная возможность обогатить духовные размышления над этой евангельской историей (Лк. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Героев теперь не четверо, а трое. В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. 2. 1 Толкование Авраама или повеление Бога В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение».
Артемида – защитница целомудрия. И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий вопрос: на что способен человек. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.
И вот, пожалуйста, ангел. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Но не все кредиторы были удовлетворены.
У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Дева Мария изображена в образе простой женщины. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
И Давид послал прислужников взять её8230» (Вторая книга царств). Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Имя сына при этом не названо. А правая – нежная, мягкая изящная. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Вглядитесь в их лица. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.
В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана Погребение. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Заказы получили шесть художников.
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Конечно, здесь господствует любовь. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу.
Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.
Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. Действие происходит ночью в темной спальне. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Пальцы расположены близко друг ко другу. Т. е. Холст, масло.
В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному».
А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию.
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. 50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. через 20 лет после эрмитажной картины. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности.
Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре и особенно на его руках и простирается на вернувшегося сына. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Этот термин обозначает жертвоприношение, во время которого жертвенное животное всецело приносится Богу.
Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он старается умерить силу ударов своего топора.
Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом.
Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Младенец стал старше. Живя среди языческого мира.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. на религиозные темы (Жертвоприношение Авраама, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. 15:13).
С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом.
Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Блаженны плачущие ибо они утешатся. Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю.
Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или так называемый Лист в сто гульденов, около 1642-46 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений.
В этой картине Рембрандта все происходит стремительно, так же стремительно, как и у Караваджо. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Нидерланды (Голландия).
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. В Послании ап.
– «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Авраам, занося нож над сыном, оглядывается на ангела и вот эта характерная поза, что действие его рука должна совершить в правой части изображения, а голова, лицо его развернуто в левую часть изображения – это вот такая явная находка, которая показывает именно этот момент, что в последнюю секунду остановлено было действие, Авраам как бы оглянулся, услышав голос ангела. Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. Это – рука матери. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Первоначально картина называлась «Купание».
Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Посмотрите: Авраам в центре сидит.
В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам). Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства.
Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Но обучение продолжилось всего полгода. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Бог требует не убийства, а возвышения сына. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, Царь Давид (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров). Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Он сильно изменился со времени Листа в сто гульденов. Ещё мгновение – и свершится непоправимое. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Усмотрит Бог агнца. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований.
Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки, – замечает Карл Маркс. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Однако, его замысел абсолютно оригинален. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф.
И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Но внешне он абсолютно спокоен. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна. По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Эти две истории во многом противоположны друг другу. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. И мы знаем, что это изображение, точнее, этот сюжет потом стал интерпретироваться, как первое явление Бога-Троицы. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына.
Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале.
Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. 2 Проблема «отцов и детей» Психологические по своему характеру толкования предлагают вслушаться в этот текст, как слушают рассказ о сновидении. Природа этого света таинственна и непонятна. На них устремлены глаза наблюдателей. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Хорошо известны случаи, когда именно из-за этой истории люди отказывались принять веру в Бога.
Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. То же сверкает в уголках глаз.
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Сын будет сопротивляться и кричать. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Эти детали указывают на то, что у них много общего, о чем свидетельствует даже свет на их лицах. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк).
Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении.
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. И шли далее оба вместе. Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света.
Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Т. е. Библейская история такова. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. На автопортрете, который он написал в тридцатилетнем возрасте, Рембрандт выглядит самоуверенным, надменным, похотливым и дерзким. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим – Измаил. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак.
Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Он отвечал: вот я, сын мой.
Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. 15: 13). Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына».
Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя. Греческое слово означает «всесожжение». Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
«Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. На нем дымится жертва. На четвертый день в живых осталось только 67 человек.
Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. На них падает основной свет.
Картину (размером ок. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Подобно Исааку, который смиренно несет дрова для всесожжения на гору Мориа, Спаситель несет свой Крест на Голгофу. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
Когда же ей предоставилась возможность выйти из этого заведения, Рембрандт нанял агента для сбора информации, благодаря которой эта женщина на долгие годы осталась в стенах больницы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В 37-й суре Корана говорится, что Аврааму в видении было явлено, как он ведет на заклание своего сына.
1, 29). Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Рембрандт настолько погряз в мстительности, что на какоето время вообще перестал писать картины.
В самый последний момент вместо Исаака в жертву был принесен агнец – Иисус Христос Сам становится истинным пасхальным Агнцем. Самсон, однако, стоял на своем. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. А отец при этом несгибаем.
Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец.
Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Существует замечательная возможность обогатить духовные размышления над этой евангельской историей (Лк.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.