Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. Крупнейший представитель золотого века, художник, гравёр, великий мастер светотени — и все это в одном имени Рембрандт. Уже в сороковые годы семнадцатого века Рембрандт владел роскошным особняком, в который вмещалось собрание его картин, а также уникальная коллекция драгоценностей, старинного оружия, восточных тканей.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»3. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. То есть это была, можно сказать историческая картина. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Лондон.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Лондон. Санкт-Петербург. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Санкт-Петербург.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Композиция была нарушена.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Они не приняли главную идею художника. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Париж. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Художник часто рисует автопортреты изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты2.
Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-69) многими признан как величайший европейский художник всех времен, но профессиональная жизнь его, как и у Хальса, была цепью взлетов и падений. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания интеллекта.
Множество картин писалось на заказ. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний2. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Художник не пытался приукрасить простецкие, даже грубоватые черты своего лица или скрыть неумолимое влияние времени и усталости: его автопортреты складываются в единственное в своем роде живописание жизни, они, подобно остальным картинам художника, показывают не только внешний облик отображенного, но и его внутренний мир, состояние его души. В центре площади находится памятник Рембрандту. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. В начале творческого пути многие из его работ представляют собой исторические картины, выполненные в итальянской манере, с резкими контрастами света и тени (так называемое кьяроскуро) ради создания драматического эффекта. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Гаага, Маурицхейс) прославил Рембрандта и считается первым великим произведением художника. Голландия в начале XVII века, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъем. Государственные музеи.
В портрете «Флора» (1634 год. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Краски лежат на холсте густыми мазками. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Базель.
о банкротстве. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Более того, художник порвал с традицией равновеликого изображения всех позирующих, чем, насколько известно, никого не обидел – заказчики или раскошеливались в зависимости от того, где и в какую величину их изобразили или же сразу поняли, что попали на картину, коей суждено стать шедевром.
Государственный музей Амстердама. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Первый великий художник независимых Нидерландов Франс Хальс (родился около 1580 г., умер в 1666 году) был мастером группового портрета. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). «Похищение Европы» (1632 год. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Как следствие, основной движущей силой голландского общества был не королевский двор и не пышная аристократия, а городское купечество или бюргерство, – класс попроще и непрактичней в своем отношении к жизни. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Но чаще всего художник пишет сам себя. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656г.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Дрезден.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Санкт-Петербург.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов1. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Париж.
Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Родился он в семье зажиточного мельника.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Эрмитаж). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Картинная галерея).
Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Заказчики отказались принять эту картину. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
«Мартен Лоотен» (1632 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье.
дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)3 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни1. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Прозвучал боевой сигнал. По сути картина является пасторалью. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста2.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
Еще бы. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника4. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). 1643, Кассель, Картинная галерея). Лос-Анджелес.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Эрмитаж). Отличительной чертой его поздних работ является монументализм, крупногабаритность композиций и ясность образов. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Рядом с художником были его сын Титус и молоденькая служанка Хендрикье Стоффельс, которая жила с Рембрандтом после смерти жены и родила ему дочь. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Нью-Йорк.
Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. После распродажи в 1657—58 гг. Рейксмюсеум).
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Простая жизнь голландских бюргеров рождала иные, непритязательные и заземленные вкусы. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. 1669 год.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Многие имеют овальную форму.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Они как будто выхвачены из темноты. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. «Ян Сикс» (1654 год.
«Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Рейксмюсеум). дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Государственный музей Амстердама. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Я обвиняю. » (2008)12.
На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции.
Сын повёрнут к нам спиной. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Дрезден.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Пятидесятые годы становятся для Рембрандта годами испытаний. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Они вдохновляли художника. Пушкина).
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.
Кассель. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. 5 Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет. После распродажи в 1657—58 гг.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»).
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами3, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма16. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Биллем Клас Хеда – только натюрморты (композиции из неживых предметов), а Ян ван Гойен – деревенские пейзажи. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Рембрандт умирает годом позже. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Художественная галерея). Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. В эпоху Рембрандта и во многом благодаря его гению, живопись в Голландии стала одним из самых ярких явлений городской культуры, выразителем эстетических идеалов нового класса — буржуазии и носителем передовых идей.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Лондон. Дрезден. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека.
Эта женщина была круглой сиротой. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей2. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
В 1642 Саския умирает. Берлин. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания2. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
Санкт-Петербург. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Заказов было много и Рембрандт не мог себе позволить добиваться той пронзительной психологичности, какая присутствует в его первых портретах. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Ниваа. Картинная галерея). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Утрехт.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
представляет известные сложности для искусствоведов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Их лица озарены внутренним светом. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Великая для голландского искусства эпоха во времени почти полностью совпала с годами жизни Рембрандта (1606-69), но и отдельным младшим современникам великого амстердамца было уготовано место в истории искусств. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Родители его были люди просвещенные.
Кто они — неизвестно. Роттердам. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)3.
Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Родился в Лейдене в семье мельника. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. До сорока лет все в ней было безоблачно. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Картина произвела настоящий фурор, а на молодого Рембрандта сразу после её представления посыпались многочисленные заказы от состоятельных ценителей искусства. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Rembrandtplein) в честь великого художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)5 и «Рембрандт. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Ее сила зиждилась на несметном богатстве, накопленном мореплавателями, купцами и воротилами, чьи добротные дома, возводившиеся на деньги, сколоченные на торговле пряностями из Ост-Индии, стали расти как грибы вдоль каналов Амстердама и других голландских городов. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Я обвиняю. » (2008). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей3 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
сохранилось мало. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус.
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. ГМИИ им. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Они темные. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)3. Лондон. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. «Титус за партой» (1655, Роттердам).
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения3. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен в виду отделения Литвы от Советского Союза.
После распродажи в 1657-58 гг. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Эдинбург. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.
Лос Анджелес. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Она датируется 1668-69 годами.
Встал и пошел к отцу своему. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик.
В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Санкт-Петербург. Москва. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
о банкротстве. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Амстердам. Через год начал брать уроки живописи. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
На протяжении 1640-х гг. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. После распродажи в 1657-58 гг.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. В XVII веке голландская нация лишь начинала свою историю. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Два брата Саскии являлись юристами. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. представляет известные сложности для искусствоведов. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)89. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). «Даная» (1636 — 1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Но их усилия оказались тщетными. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции.
Несколько раз написал «Святое семейство». Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена3. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. На картине изображено более двадцати фигур.
Государственные музеи, Картинная галерея). Эта картина несет в себе символический смысл.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Публика и без этого несколько охладела к мастеру из-за вошедшей в то время моды манеры живописи Антониса ванн Дейка, который предпочитал использовать светлые, легкие тона, мелкие мазки, которые накладывались с тем расчетом, чтобы поверхность картины получалась гладкой. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
Амстердам.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Дрезден. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов.
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года3.
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении1 оказало огромное влияние на молодого художника. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни2, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля3. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Питер де Хох (1629-84) и Ян Вермеер (1632-75) работали в небольшом городке Дельфте изучая игру света в помещении, они преобразили скромные голландские интерьеры в излучающие покой и очарование жанровые сцены. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Мы не знаем, что выражает его лицо. представляет известные сложности для искусствоведов. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. представляет известные сложности для искусствоведов3. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Мотив движения, выступления стрелков, величественная архитектура фона, красочные разнообразные костюмы, контрасты света и тени, наконец, огромные размеры картины создают впечатление торжественного шествия, значительного общественного события. Часто овального формата бывают его произведения. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Зато все требования заказчиков были выполнены. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса3. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В соответствии с законом золотого сечения основные герои картины смещены в сторону относительно центра и сразу приковывают внимание зрителя, поскольку выделяются не только расположением, но и освещением.
Павлин на столе – символ богатства. Государственный музей Амстердама.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. А. С. Берлин.
Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Лондон. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. А. С.
Я обвиняю. » (2008)6. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. В 1570 г. все провинции так называемых Нижних Земель (территории современных Нидерландов и Бельгии) восстали против испанского короля Филиппа II. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Несмотря на некоторое уменьшение популярности Рембрандта, у него всегда оставалось немало клиентов, так что столь быстрое таяние его капиталов можно объяснить именно чрезмерными расходами.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Государственный музей Амстердама. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Заказов становилось все меньше.
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. А. С. Эти гравюры стремительно распродавались. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. После распродажи в 1657-58 гг.
2 Рембрандт Харменс ван Рейн (нидерл. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. о банкротстве. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни1. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Он изучал мимику лица. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом и вместо ремесленного дела решили отдать его в науку. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Кассель. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел8. Композиция представлялась более уравновешенной, благодаря выдвинутым на первый план боковым фигурам и вместе с тем более динамичной вследствие сильно выраженного движения вперед центральной группы. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Лион. Одежда на них нарядная и экзотичная.
Дела шли все хуже. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой2. Государственный музей Амстердама.
Амстердам. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу3. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). На этой картине изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.
Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Умело, придавая изображаемым различные позы, а сюжету – жизненность и радость, Хальс создал особый стиль: создается впечатление, что он поймал человека в движении или же, как фотограф, остановил мгновенье и выхватил чей-то мимолетный жест. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
9 К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). 7 Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. Базель.