«возвращение блудного сына» – одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606 – 1669). Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». Созданная в 1668-69 годах картина великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовного и плотского, божественного, небесного и земного начал.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Однако его не поняли.
Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. (function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Главная фигура произведения – отец. Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки.
Если посмотреть на картину внимательно, может создаться ощущение, что это фотография, сделанная с яркой вспышкой. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.
Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. К нему Рембрандт обращался молодым, еще в 1636 году, когда работал над офортом «Блудный сын». Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу. Гигантский замысел художник воплотил маслом в холсте размером 260203 мм.
Суть библейской притчи – раскаяние человека и милосердие бога к нему. Левая рука Мытаря, находящаяся в этой же зоне спокойно лежит на колене.
Причем раскрытие это – двухуровневое. Особенно важны перемены в самовосприятии художника на рубеже перехода из 40-х в 50-е года. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Это – рука матери. В 1658 году пришлось продать и дом. Личные трагедии делают художника более замкнутым.
Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Фигуры отца и сына расположены иначе. Несчастные остались дрейфовать в открытом море.
На них устремлены глаза наблюдателей. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Сын повёрнут к нам спиной. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Фигура вернувшегося юноши — символ бродяги и нищего, где образ указывает не на материальный статус, а на внутреннюю пустоту и обездоленность, до которых человек опустился. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21).
Психологизм — еще одна причина успеха его картин. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу2, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни.
Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. равных Шекспиру. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Описание картирны: художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». Приняв такое решение, сын возвращается домой. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Он не оставил нам записей, как и почему за год до смерти, почти потеряв зрение, он пришел к желанию написать свою лучшую картину «Возвращение блудного сына». Картина Рембранта ван Рейна «Возвращение блудного сына» считается одной из самых глубоких картин художника.
Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Его трудно и осудить — тем более что он сам себе выносит приговор как «блудному сыну» в период создания последнего шедевра.
Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Это движение проиллюстрировано динамикой слева направо от босой ноги в зоне Начала – Прошлого к обутой ноге и изображению мошны. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким.
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Пальцы расположены близко друг ко другу. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Основой взята библейская история о блудном сыне Евангелия от Луки. Картина выступает в роли своеобразного медиатора, «магического кристалла», концентрирующего и кодирующего переживания и чувства художника и несущего свое послание тем, кто способен сознательно или бессознательно его от художника воспринять (что, хочется отметить, вовсе не означает «понять»). Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Однако левая рука Отца находится в одном квадранте с головой Блудного Сына.
Автопортреты второй половины жизни Рембрандта представляют антитезу автопортретам первой половины жизни. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Перед нами картина, написанная в коричнево-красных мрачных тонах. Все что он чувствует и переживает, находит свое отражение на лице. Сын бросился к отцу и приник с плачем к нему.
Но не только родственники преследовали Рембрандта. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему.
Не улыбается и женщина на коленях художника. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: «Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим. Действительно, на полотне мы видим богатого господина в камзоле с бахромой, в шляпе в «австрийском вкусе», со шпагой с золотым эфесом, который лишь на мгновенье оторвался от своего разгульного пиршества и, не снимая руки со спины красавицы, приподнял бокал, приветствуя зрителя. Дабы у зрителя не возникло сомнений в оценке заблуждений первой половины жизни художника, Рембрандт помещает в складки одежды Блудного сына лик сатаны, который находится в зоне бессознательного.
И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Он использовался многими художниками.
«Возвращение блудного сына» – картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца. Контакт с собственным автопортретом может вызвать неожиданные озарения, при которых на уровень сознания «прорываются» вытесненные болезненные переживания. Такие скрытые визуально-информационные вложения, являющиеся символическим отражением доминирующих осознаваемых или неосознаваемых переживаний художника во время создания картины, называют «визуальными архетипами» или «первообразами».
Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». На одном из них он изобразил себя в виде смеющегося греческого художника Зевксиса (М.
На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Самоидентификация – важнейший момент духовной жизни, диалога человека с самим собой (точнее общения сознательной части себя с бессознательной частью, посредством восприятия знаков и символов от своего зеркального двойника), когда в одной точке – в настоящем сливается проанализированное и оцененное прошлое и конструируется личное будущее.
Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами. Рассмотренный выше скрытый в изображении образ был создан на бессознательном уровне.
Мастер смог передать встречу Отца и сына. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. Трудно сказать, кто эти люди.
В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Они темные. Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз по-разному.
Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один.
Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. Но, если приглядеться чуть внимательнее, можно обнаружить, что это лишь внешняя сторона – «фасад» или «маска» изображенной психологической ситуации. Однако грядущая смерть действительно страшит художника: руки стоящего справа персонажа сжаты – правая (сознательная) рука пытается взять под контроль левую (бессознательную) часть сущности художника.
Если бы Рембрандт женился второй раз, он бы, с большой вероятностью, потерял права на небольшой доход с имения Саскии (два ее брата были юристами). Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.
Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Но, как и прежде, глаза художника не смеются – он лишь старается выглядеть улыбающимся. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
Страшный финал несбывшихся надежд. Автопортрет позволяет художнику сформировать пространство вокруг автопортрета, находясь в котором, художник, всегда может опереться на свой собственный образ, отражающий стабильную самооценку и определенное устойчивое эмоциональное состояние. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Все что осталось – смириться и в этом проявить свою последнюю мудрость.
Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына». В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын.
Стайн, 2007). 1669 год. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Живя среди языческого мира.
Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн).
В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Это полотно заставляет переживать зрителя то, что художник выстрадал. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Как это происходит.
Обстоятельства написания полотна загадочны. И только он один знает, как изменилась его душа. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Художник и теоретик искусства Василий Кандинский писал об особом роде воздействия на зрителя эмоции души художника, «вибрации» которой вызывают соответственную душевную вибрацию зрителя.
В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Как считается, оно написано в последний год жизни художника.
Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» – картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни.
Ноги его исходили немало дорог. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Более того, у них была возможность духовного совершенства. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать.
Ветхозаветные и евангельские сюжеты становятся поводом, чтобы отобразить переживание тех событий, которые случаются в жизни. Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Группа опрокидывается в её вершине. Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок.
И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом.
Однако не украшения стали предметом всеобщего любования. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда истоптанные туфли, бритая голова Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Они также не являются признаком только полнокровности и богатства отчего быта. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк. : 15:11-32). Настала очередь выступить ван дер Питу — адвокату художника. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. В офорте фигуры отца и сына изображены в профиль и зрителю показано измученное лицо сына.
Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод. Но там почти ничего не написано о том, что происходило в это время в сердце отца. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.
Картина сложна и интересна. Реальное пространство, в котором мы живем, содержит в себе гораздо больше таинств, чем концептуальное, придуманное фантастами. Для евреев, живших в веротерпимой Голландии после суровых католических стран, Тшува— возвращение к иудаизму, стала массовым явлением. Глаза ее скорее печальны.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками. Рубище сына, его голые грязные пятки – как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности.
И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Ориентировочной датой создания считаются 1666 – 1669 годы. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог».
Это квадрант пройденного состояния и регрессии. На автопортрете, который он написал в тридцатилетнем возрасте, Рембрандт выглядит самоуверенным, надменным, похотливым и дерзким. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух.
Попробуем разобрать психологическое состояние художника, отраженное в этой работе. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей.
Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей. По автопортретам видно, как небольшие интервалы всего в три года (1652-1655-1658 гг. ) меняют облик художника.
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Сюжет строится по композиционной схеме отклик»3. Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Группа опрокидывается в её вершине.
Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Он признал свою вину и попросил прощения. Небо же для человека закрыто.
Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение».
Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Осталось только удерживать в памяти виденное. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Ты всегда со мною и все мое – твое. Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь — путь потерь любимых, славы, богатства и признания — и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Картина полна нежности и сострадания.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Первоначально картина называлась «Купание».
Но не только родственники преследовали Рембрандта. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын». Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Автопортрет играет важную роль в самоидентификации художника, то есть в процессе осознания человеком важнейшего жизненного вопроса «кто есть я на данном этапе» и приведением себя в соответствие с «текущим настоящим».
На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Его обувь изношена так, что видны дыры. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие. Верхняя губа превратилась в тоненькую полоску. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное.
Мы мешаем им забываться от своего горя в вине. Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин. Юноша острижен наголо. На них падает основной свет. Под ударами судьбы Рембрандт стремительно стареет.
С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». ".
«Возвращение блудного сына» – картина, которую принято считать завещанием гениального художника. Многие авторы описывали этот автопортрет как «радостный» или «надменный», провозглашали его «гимном человеческому счастью», наполненному «бурным темпераментом, великолепной жизненной энергией, страстным упоением всеми благами бытия». Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Рембрандту тема блудного сына сопутствовала в течение многих лет жизни.
Традиционная датировка 1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его.
Вскоре, в возрасте 50 лет Рембрандт разорился, а через год все его имущество и работы были проданы с аукциона. Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим. Такое воздействие живописного произведения вызывает комплексную реакцию человека на уровне психики, физиологии, поведения и даже личности, которую называют «эстетической реакцией». 15:13). Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Рембрандт – новатор.
В XVII веке большую популярность приобрел сюжет о блудном сыне. На его лице, обращенном к зрителям, застыла хмельная улыбка. Юноша – франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. В этом же году умирает любимая жена Саския.
Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» является прекрасной многоплановой иллюстрацией, которая раскрывает внутренний мир художника в последние годы жизни и представляет своеобразную ретроспективу всей его прошлой жизни. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии.
История картиныХристос в пустыне. Мы не знаем, что выражает его лицо. Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией.
И вот он лишен того, что ценил. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Автопортрет этого времени (1635-1636 гг. ) известен как «Автопортрет с Саскией на коленях».
В этих словах нет никакой сыновней любви, сердечная встреча еще не произошла. На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела.
Рембрандт быстро становится богатым и знаменитым. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. Сын же ушел в дальнюю страну и жил распутно, он быстро прожил все имение отца и стал свинопасом.
Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Взгляд его расфокусирован – на картине заметно легкое расходящееся косоглазие.
Историки искусства обычно датируют её 1663 годом – годом смерти маэстро. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Он все время по-разному интерпретирует эту притчу.
Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Поскольку данная визуальная зона отражает состояние приземленной сферы, бытовых конфликтов, всего негативного в повседневной жизни, можно предположить, что Рембрандт, хотя еще и демонстрирует свой некогда бывший весьма агрессивным полусжатый кулак, но его подсознание (левая рука, связанная с правым полушарием головного мозга) уже примирилось со всеми бедами тяжелой суетной жизни и уже дало команду сознанию (правая рука) ослабить противостояние миру и снизить уровень самоконтроля (рука отпускающая одежду). Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Он не смотрит на зрителя.
На эти упреки старик ответил: «Сын мой. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.
Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника.
А отец, склонившись к бродяге, с бережной нежностью прижимает его к себе. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Художник хотел бы достичь умудренного умиротворения (спокойное и задумчивое лицо Старшего брата) в итоге своей жизни, но понимает, что это уже невозможно. Не случайно художники так любят их писать. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Такое «одухотворенное» живописное полотно имеет сложное многоуровневое воздействие на человека.
Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску.
В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. Мы можем прочитать только скупые слова: «и когда он (т. е.
Другие же считали картину просто иллюстрацией сюжета библейской притчи. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Судя по пассивному выражению лица, скорее вероятен второй вариант. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. В офорте было показано, как все (или почти все) веселятся наперекор невзгодам и с бытовой точки зрения это было понятно — надо продолжать жить, любить, всех прощать.
В этот период он пишет картину «Автопортрет с Саскией на коленях», где они изображены молодыми людьми, одетыми в дорогие одежды в одной руке художник держит бокал отпитого вина, являющийся центром картины, другой рукой он обнимает сидящую у него на коленях жену. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Правая рука персонажа в берете находится в промежуточном положении. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.
Заметим, что обувь Блудного сына оказалась сношенной – достаток так не состоялся в итоге. Возможно, это изображение матери блудного сына. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Реализм принес в культуру простоту, психологизм образов, внимание к человеческой личности.
Зритель застает действие в критический момент. Рембрандт — законодатель европейской реалистической школы живописи. Центр композиции намеренно смещен влево. Вместе с сатанинской личиной в эту же зону попала обутая нога блудного сына, поясная сумка (кошель) и нож. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений»1. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Общественные портреты, великолепно выполненные гравюры-офорты (Рембрандт до сих пор считается непревзойденным мастером офорта), сюжетные картины — вот что заказывали художнику свободные процветающие граждане Голландии, представители высшей и средней буржуазии.
С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Акцент на этой группе, как обычно на полотнах Рембрандта, создается освещением, все остальные персонажи как бы размыты, нечетки, утопают в сумеречной воздушной глубине картины. Встал и пошел к отцу своему. Как в иконописи, золотой и красный цвета в одежде отца означают для нас присутствие другого, Высшего мира.
Композиционный центр находится почти у края картины. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Совершая пожертвование, Вы соглашаетесь с условиями офертыПОМОЧЬРАССЫЛКАДелитесь с друзьями: История Искусство блудный сын Читайте такжеБиблия Доре и восемьдесят тысяч иллюстраций«Утро в сосновом лесу» или как мишки стали знаменитыми«Воскрешение Лазаря». В свой последний год Рембрандт сделал несколько автопортретов. Как известно, лысыми в то время были каторжники. Небо глубоко чуждо людям и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.
Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Это первая из причин шумной популярности его работ.
Во время работы над картиной «Ночной дозор» умерла любимая жена Рембрандта Саския. Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит абсолютно иное. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца – великая радость. Эти чувства совпадали с настроением молодого Рембрандта.
Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Это свойство живописи Рембрандта созревает с течением жизни мастера, достигая максимума к концу её. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. сын) был еще далеко, увидел его отец его и сжалился». И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Еще мгновение и они отвернуться от нас.
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Изображение их не несет в себе признаков времени. И безусловно, научение идет и на том и на другом уровне. Нет и следа радости на этих лицах.
Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Обе фигуры символичны. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим/ Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты.
В конце своей жизни онработает над созданием картины Возвращение блудного сына (1668-1669), апогея его творчества. Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Эта усмешка человека, осознавшего подлинные ценности жизни. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его.
А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Это — его прощение вернувшемуся. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади.
В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленных нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына.
Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Лоб отца как бы излучает свет и это самое светлое место в картине. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве.
И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Так возникла религия.
А правая – нежная, мягкая изящная. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла.
На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего.
Картина, в отличие от офорта имеет абсолютно иной ракурс. Сюжет строится по композиционной схеме отклик». Композиционный центр находится почти у края картины.
Там потерпел крушение фрегат «Медуза». В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Внимание. Старший сын с осуждением смотрит на брата, сидящий мытарь своим видом напоминает о неминуемом наказании за ошибки. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени.
Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, азартные игры и женщин. Все это привело лишь к пустоте и ожиданию скорой смерти (ступени вниз из света в тень в правой части зоны бессознательного). Однако ценность полотна вовсе не в сюжете.