10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641— 4 сентября 1668)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. 5 декабря 1660 года Хендрикье иТитус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов. 10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта.
Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел.
Рембрандт предал земле своего сына Титуса, который скончался от чумы, в 1668 году. Титус изображен на четырех портретах Рембрандта и, вероятно, служил ему моделью для ряда картин библейской тематики. Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641 (1641), Амстердам— 4 сентября 1668, Амстердам)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей.
Титус ван Рейн (нидерл. Titus van Rijn сентябрь 1641, Амстердам— 4 сентября 1668, Амстердам)— сын нидерландского художника Рембрандта ван Рейна и его жены Саскии. В старости Рембрандта преследовали утраты: в 1663 г. умерла Хендрикьё Стоффелс, в 1668 г. – двадцатисемилетний Титус. 5 декабря 1660 года Хендрикье и Титус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов. Теперь Рембрандт живет здесь, в комнатушке на Розенграхт, над антикварной лавкой, принадлежащей Титусу.
После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. Титус изображен на нескольких портретах и на офорте работы Рембрандта и, вероятно, служил художнику моделью для ряда картин библейской тематики.
Вихри веют, слабеют, улегаются. Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Мы лежим, притаившись. Он взял одну из них в руки. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина.
Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. Здесь нет ярких красок, которые художник использовал для написания картин на библейские и мифологические сюжеты. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое. Он выпрашивает у старьевщиков бутафорский хлам: узорные тюрбаны, заржавленные мечи, парчовые лохмотья. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу". Он уже не так часто вспоминает Саскию.
Но она знает меру бренного и настоящего в жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. Теперь все ученики уходят, все до одного. Он сделал несколько шагов.
Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны. В проеме вертикального формата рамы хорошо видна неподвижная, обращенная к нам лицом старуха. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана. После Саскии у Рембрандта остался сын – Титус и, кроме того из-за преданности Гендрикье, сохранилось и подобие семейной жизни. На третьем аукционе – дом и мебель. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Не оставались безучастными амстердамские художники.
Он чувствует, что к нему возвращаются силы. В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются. В 1649-ом году Рембрандт уже облачает Гендрикье в роскошные одежды из золотой парчи, украшает ее драгоценными камнями и жемчугом (парижский Лувр), а в 1654-ом году поочередно превращает ее в библейских героинь – в Сусанну (Лондон) и Вирсавию (парижский Лувр).
Другие забывают, как только сами добьются славы. И действительно, древняя история сообщает нам, что Вирсавия стала женой Давида, а затем матерью легендарного Соломона. Важную роль в этом смысле играет и свет.
Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Тем временем подошли к Бреестрат. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Расчет был прост. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли.
Петр – отец церкви. Перед ним – орудия труда: перо и чернильница. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении.
Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Тульп был практикующим врачем в Амстердаме, анатомия была одной из областей в которых он специализировался. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Обнаженная героиня беспечно и бездумно принимает письмо царя, который наблюдает за ней с балкона дворца.
Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. С точки зрения художественности – верх совершенства. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально.
Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне. Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт.
Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
И вместе с тем царь наклоняется корпусом к маленькому Давиду, подобно тому, как в средневековых изображениях волхвов, кудесников и мудрецов, ведомых зажегшейся в ночь рождения Христа чудесной звездой, мы видим как они, прибыв с богатыми подарками в Вифлеем, в своих парчовых мантиях склоняются перед голеньким младенцем, родившимся в хлеву. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи.
Сын повёрнут к нам спиной. Теперь у него все отнимут. От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса.
Ночью, лежа без сна, Рембрандт боролся с гнетущей и давящей тяжестью этих навязчивых мыслей. На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел.
Он поглядел вниз из высокого маленького окошка, у которого стоял и ему вдруг представилось, что город лежит как бы в глубокой пропасти, где перемешалось все: честолюбие, стремление к роскоши, тяжкий труд, зависть, вражда и предательство – все из-за чего мучил и убивал себя там внизу темный род людской. Он отправился туда нищим, утратив так называемое состояние полностью, совершенно – от Рафаэля и античных слепков до рубах и салфеток и не было в мире в тот час человека, богаче его. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. В во взглядах персонажей мы видим восхищение от только что прослушанной лекции. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Рембрандт и его жена Саския пережили огромную трагедию: смерть троих грудных детей. С точки зрения правды – совершенно правдив.
Маловероятно чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряженным вниманием и жизнью. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Но как только она появлялась в комнате, картина переставала существовать для него, да и сама комната становилась иной.
Он получил урок. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Царь немедленно призвал к себе Урию.
Она противопоставлена темноте фона, тяготеющей к левому верхнему углу изображения, но из этого же угла проникает свет, лепящий тело Вирсавии и четко обрисовывающий его левую по отношению к нам сторону, в то время как правая погружена в слабую, еле заметную тень. На третьем аукционе – дом и мебель. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок.
Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев). И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением.
Нужно работать". В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. Ту же задачу проводит Данте.
Нет, он брал их и для того, чтобы помогать другим – нищим, беднякам. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца.
Через этот таинственный образ Рембрандт выразил идею борца за доброе дело, за высокие нравственные идеалы, воина, храбро противопоставлявшего свои справедливые стремления силам мрака и зла. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом.
Общепринятое название "Еврейская невеста" основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Но Давид старался сохранить тайну своей связи.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Так и во втором варианте "Урока анатомии". По крайней мере, таким бы он хотел видеть его будущее. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Правда, он по-прежнему много пишет, но все его полотна сразу забирают кредиторы. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Они собрали необходимые для этого денежные средства.
В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Cпите спокойно, сестры и братья. Можно ли удивляться, что после такого безумного напряжения, огромного труда и многочисленных забот в его душе наступил перелом. Но не все кредиторы были удовлетворены.
Во второй половине 1650-х годов Рембрандт создал много портретов Титуса, во всех подчеркивая его тонкую одухотворенную красоту, наблюдая те изменения, которые происходили во взрослевшем на его глазах сыне. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии. Стол у них отличался простотой. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто.
На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М. -Л., 1936, с. 88).
Доносчик, наемник Сикса. Здесь видны особенности обоих стилей.
И с тех пор двери его не закрываются. После смерти Саскии жизнь Рембрандта словно дала трещину, которая не затянется до конца его дней. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах.
Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Портрет ли это вообще. Поток света освещает фигуру Титуса, а все остальное находится в тени и едва различимо. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Царь немедленно призвал к себе Урию. Он заглянул в пергамент и узнал его.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Рембрандт уж почти ничего больше не вспоминает. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется.
Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Наступает мрак. Вернее, она была его экономкой и он жил с ней, что называется, в гражданском браке.
Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам. Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Жизнь проходила, время бежало.
Неяркий свет, падающий откуда-то сверху и слева и просветляющий атмосферу тягостного раздумья, отражается от грубоватого лица и падает вниз, на узловатую руку. Других спасал, – со смехом переговаривались они, – а себя самого не может спасти. Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил.
Само собой разумеется, что он живой. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами.
Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Были у Титуса и собственные картины. Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом.
Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается. Этот портрет очень красив по своему живописному решению. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично.
" Перед портретами Рембрандта не испытываешь такого чувства, как, естественно, не испытываешь его перед думающим, любящим ищущим человеком. По-видимому, цены занижались искусственно. Господня». Глаза, невыразительные, замкнутые, выжидательно выглядывающие из-под густых бровей и окруженные темными мешками. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Детали сведены к минимуму. Он ждет одного покоя, глубокого, холодного целительного покоя но только на время, чтобы потом с новыми силами взяться за работу. Она разлетелась на мелкие кусочки. В то же время важнейший психологический контраст присущ второму плану картины: Петр пластически противопоставлен подошедшей к нему девушке.
Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа. Так считает и царь Иудеи Ирод: я посылал к нему, но тот не вменяет ему в вину ничего, что заслуживало бы смерти. Освещение было неудачное и, передвинув лампу на самый край столика, Рембрандт с жестокой радостью подумал, что она вот-вот опрокинется, масло разольется и языки пламени пожрут пол, покрывало, постельное белье, его самого.
Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению. Настанет день и я познаю одиночество. Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни.
Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Он сделал несколько шагов. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы. Чтобы близкие не могли спасти распятых, у крестов выставлялась вооруженная охрана. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Он уже не здесь.
Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес. Рембрандт огляделся. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста.
Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Особенно мастерски написаны его светотеневые переходы, делающие его зрительно осязаемым, подобно скульптуре. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта.
Картина серьезна. Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Когда погожим летним утром картины и античные статуи, единственные остатки былой славы Рембрандта, были освобождены от чехлов, он всерьез задал себе вопрос: а не сошел ли он с ума.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда.
Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали.
Вот почему, раз увидав эти лица их невозможно забыть и мы без труда узнаем их среди тысячи. Вихри веют, слабеют, улегаются. У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Победа осталась за нью-йоркским музеем. Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Жизнь снова возвратилась к нему.
Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Голландский художник Рембрандт прославился на весь мир благодаря своим произведениям.
На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали.
Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. А что же случилось с Гертье Диркс.
Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла. В 1635 – 1640 –х гг. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол.
С точки зрения экспрессии портрет очарователен. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей".
Прекрасный, но трагический удел. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. И в свете и в тени. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве.
Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца.
А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. Но подлинными глашатаями антирембрандтовских взглядов были уже упоминавшиеся немецкий художник и историограф Зандрарт, проведший около десяти лет в Голландии и знаменитый голландский поэт и драматург Йост ван Вондель, автор той самой трагедии "Гейсбрехт ван Амстель", премьерой которой начал свою деятельность амстердамский драматический театр. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта.
Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654). Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Однако почти каждый созданный им образ несет на себе печать этих представлений, каждый человек в его глазах обладает хотя бы искрой высшего благородства и красоты. 1660, Лувр, Париж ок. Когда тот доложил о ходе боевых действий, Давид отпустил военачальника, позволив ему идти ночевать к жене.
В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Они как живые". В еще большей степени это относится к психологическому содержанию.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Да, такова моя участь, Саския. И действительно, этот прекрасный юноша-всадник, так похожий на поляка семнадцатого века, в то же время напоминает торжественных мраморных конников, выполненных для каменной ленты-фриза афинского Парфенона великим греческим скульптором Фидием они преисполнены не только красотой, но и духом гражданственности и высокого самосознания. Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен.
На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Хотя черты лица еще подетски округлы, момент, выбранный для портрета, – одно из тех мгновений серьезности, которые порой омрачают лица детей. Гамма коричневых оттенков от темного до светлого, потускневший, но еще теплый красный цвет. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На ее лице нет ни тени радости, ни удовлетворения, ни просто чувственного желания она сидит, как пришибленная царским приказом, зовущим ее в объятия властелина. Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество.
Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Так пришло одиночество. Участь мастера.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Они шли отовсюду. Так что это не был брак по расчету. Завершенные картины его уже не интересовали.
1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Золотистый свет скользит по его лицу и легкие тени и блики рождают впечатление очень живого движения мыслей портретируемого.
Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Картина вызвала огромный интерес и Рембрандт становится одним из самых модных молодых портретистов Амстердама.
Он опять взглянул на статуэтку. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Старческие лица всегда привлекали внимание Рембрандта, начиная с ранних лет (вспомним изображения нищих и матери) и они все больше притягивали к себе художника лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. Повсюду зависть и злоба.
Его высокомерие причина всех зол. Пуританское общество жестко порицало его за это «сожительство». Художник не мог официально жениться на ней, т. к. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Ограниченные и тупые, они не в состоянии понять мастера – вскипают гневом, не скупятся на бранные слова и отказываются оплатить заказ. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. Холст не сопротивляется более.
Именно в венском портрете Титуса, словно сотканном из тончайших солнечных лучей исходящих от лица юноши, с особенной яркостью проявляется та прозрачность и та воздушность, которые присущи образам позднего Рембрандта. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина.
Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли.
Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи.
В 1658-ом году появляется офорт Юпитер и Антиопа (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. В 1654 г. она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки.
Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. Он создавал картину за картиной. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам".
они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти.
Он отвернулся. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Но разве художник это ученый. И не только чувствовал, но и давал ей простор.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. На данной картине сын живописца еще совсем ребёнок, сидящий за деревянным столом с пачкой бумажных листов.
Сикс представлен выходящим из дому это не вполне дворянин, но и не бюргер. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта.
Гильдии художников грозил раскол. Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. Он опять взглянул на статуэтку.
Он подавил в себе желание зарыдать. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Возвышенно-прекрасные образы Рафаэля, титаническая мощь и трагическое величие Микеланджело, стихийная сила жизни, воплощенная в полотнах Рубенса, обладают могучей силой воздействия. Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок. Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его.
Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. В 1650-х у него все меньше и меньше заказов. 1660) и сидящей в простом домашнем платье. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки.
Его взгляд говорит о противоречивых чувствах, охвативших владыку – ведь в следующий момент он схватит копье и метнет им в честолюбивого музыканта, проникшего своей музыкой в его душу. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Мог ли сам Рембрандт внести в него столько опыта и непринужденности, то есть найти такую гармонию зрелого мастерства, не пройдя путь глубоких дерзновений и великих исканий, которыми полны годы самой напряженной его работы.
Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор.
Справа роскошно одетый в позолоченную тогу и полосатый бархатный берет римский наместник Понтий Пилат, с должностной цепью на груди, сидит боком в резном кресле и моет руки над бронзовым тазом, возвышающимся у него на коленях. Кого еще оставалось ему писать. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо.
Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Но почему. В них вы видите печаль. И действительно, мы знаем, что вблизи резиденции царя было немало других Вирсавий, умышленно купавшихся там, где можно было их увидеть с балкона царского дворца но только одна из них, та, что теперь сидит перед нами, стала женщиной, сыгравшей роковую роль в борьбе за престолонаследие.
Кажется, что ее сложенные руки, скрытые в широких темно-коричневых, почти черных рукавах теплой одежды, опираются на багет картины. То здесь, то там собирались группки враждующих художников.
– Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. Рука уверенно следует велениям мечты.
Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Он все забыл. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Глаз смотрит остро и настороженно. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев скончалась любимая жена Саския (1642), которая оставляет на его руках малолетнего Титуса.
Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Они позабудут меня, учителя и юность свою. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Ироническая усмешка, которой искрятся его небольшие глаза, приводит заказчиков в еще большее замешательство. Но стук повторился.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта Иисус и блудница). Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В портрете Николас Брейнинг представлен сидящим в кресле в непринужденной позе, словно обращающимся к невидимому зрителю собеседнику. Действительность во всем.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. "Я во всем и всегда искал только естественности. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Саския умерла, но жив Титус. Его даже подозревают в вольнодумстве.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. Зверь. Иногда доходило и до потасовок.
Библейская тема и здесь является главной. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. И она пошла к нему, как сказано в Библии.
Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). И этот жест был чем-то таким, что стоило навсегда запомнить, хотя измученный художник предпочел бы, чтобы брат обнял его. Он создавал картину за картиной. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей.
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. Выдающимся произведением позднего Рембрандта, созданным в 1653-ем году, является громадная багрово-золотистая картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, принадлежащая Кассельскому музею (высота картины сто семьдесят четыре, длина двести девять сантиметров).
В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Лицо Сикса очень характерно как в своем тоне, так и в выражении, оно столь же индивидуальное, сколь живое. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Cпите, дети. Давать, ничего не получая взамен.
Но обучение продолжилось всего полгода. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Что же касается третьей картины, Христос у колонны, музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Ван Людик – шпион. Cпите, дети. Из тринадцати тысяч, требуемых в уплату за дом, мастер внес только семь тысяч гульденов.
Имя Рембрандта в списке отсутствует. На столе медные пластинки, гравировальные иглы. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна. Наверное, Титус был похож на себя много меньше, чем Саския или Гендрикье Стоффельс, так как на любом из портретов он поразительно напоминает лицом, обликом, телесным сиянием ангела в картине "Жертвоприношение Маноя", написанной до его рождения. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Они будят совсем другие эмоции и мысли, говорят иным языком, вызывают сложную гамму переживаний, таившихся где-то в глубине и неожиданно оживающих от соприкосновения с миром образов, созданных художником. Всплывали долги, сделанные два-три года назад. Вся его сила, все его привязанности сосредоточенны ныне только на его картинах и офортах.
Вскоре он лишается матери и сестер. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Рембрандт поднял голову. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса.
Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад. И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.
Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Все узнали его. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини.
От картины к картине образ Гендрикье изменяется, поэтичная прелесть молодости превращается в спокойную красоту сложившейся женщины. Художник стоит перед нами во весь рост, коренастый, широкоплечий, упирая руки в бедра и держась ими за пояс, слегка втянув голову в плечи с энергичной осанкой пожилого ремесленника-мастерового, стоит прочно и непоколебимо, как неприступная крепость, на которую, как ни верти листок, зритель вынужден смотреть как бы снизу вверх. Еще бы.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Особенно это поражает нас в детстве.
Он выполнен в том же 1658-ом году. Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость.
В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра).
Рождение Титуса для них было как благословение небес. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. У него около 15 учеников. Долго они взывали к нему.
Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. Действительность во всем.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В отличие от Франса Хальса Рембрандт создает свой стиль портрета.
Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. А многих его современников и этот случай (и другие, подобные ему, о которых мы не знаем, но которые, безусловно, были), должен был очень возмутить. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Холод приятно подбадривает его.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту.
В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.
В более поздних портретах (ок. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Жезлом, который он сожмет в руке, ему покамест послужит муштабель, а завтра он одолжит у старого привратника палку.
Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Несмотря на тяжелое положение, Рембрандт продолжает писать. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща.
В 1642 г. Саския скончалась. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели и уверовали. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи.
Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Не один вечер проводит он с Сегерсом, Деккером, Асселайном, Франценом и другими друзьями, сидя в их кругу перед пылающим камином. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница"). Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена. Тем временем деньги были собраны. Подняться можно только раз в жизни. Вот таким образом неслучайно, что Рембрандт пишет портреты Титуса с такой теплотой и нежностью.
И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью". И угасает она в одну из грозовых ночей.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Стенка стола, занимающая всю нижнюю часть картины, пространство фона в ее верхней части (вокруг мальчика), наконец, его одежда – все это написано различными оттенками коричневого и зеленоватого. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец.
Но Давид старался сохранить тайну своей связи. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Нет. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. По-видимому, это эскизная работа. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Она не обладает светским изяществом Саскии. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие.
Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. О, какое упоительное счастье – исцеление. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение.
Для Рембрандта тело священно. Четыреста флоринов. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633).
"Спите спокойно, мать и отец. Она разлетелась на мелкие кусочки.
гульденов. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. На стенах в комнатах дома Рембрандта висят работы его учителей и учеников, гравюры его эпохи, показывается собрание почти всех его оттисков. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Он чудак, глупец, а еще требует, чтобы люди принимали его мазню за чистую монету.
Поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой девушки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сплошные алые и коричнево-красные отсветы пламени костров, заливающие фигуру Петра и служанки, беспокойно вспыхивающие золотыми бликами на тяжелых шлемах и грозном оружии солдат, борьба света и тени, проникающая, казалось бы, во все уголки пространства за плоскостью холста.
И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. То здесь, то там собирались группки враждующих художников. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой непонятные слова.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Рембрандт долго вертел фигурку в руках.
Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Расчет был прост. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания.
Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. Нет резкого противопоставления тонов легкие нюансы тональных отношений сливаются друг с другом и исчезают, подчиняясь строго выдержанному единству. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию.
"Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения.
Однажды вечером, когда художник сидел над гравировальной доской, в дверь постучали. 1669 год. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. К сожалению, жизнь Титуса оказалась недолгой: он умер в 27 лет.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. За ними и распятыми чувствуется горизонтальный обрыв скалы вниз, в бездну. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня.
Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Рембрандт подписывает и датирует первый настоящий портрет сына: «Рембрандт, 1655». Мальчик сидит за наклонной партой, почти лежа на листках бумаги. Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость.
Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Сюжет взят из Нового Завета. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи.
И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Таков, например, контраст обыденных тривиальных подробностей и элементов глубокой внутренней взволнованности. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста.
В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Мы лежим, притаившись. Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы.
Рембрандт беднее последнего бедняка. Это два поразительных произведения. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения.
В доме Рембрандта жили точно в аду, ожидая решительного удара. Они глядят на темный блеск украшений, на пламенные пурпурные плащи и парчовые шарфы, которых никогда не носили в действительности. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника.
Они темные. Рембрандт только пожимает плечами. Что тогда. В ней стерлись грани между конным портретом историческим и, может быть, религиозным жанром. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.
В один из майских вечеров в дверях мастерской появился человек и отвесил чинный поклон. Мы проживаем одну жизнь за другой. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Кто они — неизвестно. Это отчасти напоминает то, что происходило со Львом Толстым, когда после величественных романов-эпопей он перешел к рассказам-притчам для народа и для детей. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье.
У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег".
Образ Хендрикье Стоффелс также запечатлен на полотнах Рембрандта. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Цветовая палитра выдержана в коричневых, серых и светлых тонах. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Сикс уже давно избегал бывать у него в доме Сикс, его старый друг и давнишний покровитель, немедленно отрекавшийся от дружбы, если это диктовалось денежными интересами, поступил так и на этот раз. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Но он еще ничего не сказал. Отход художника от общепринятой системы социальных и духовных ценностей делает для него жизненно важным вопрос об этическом и эстетическом идеале – о том положительном, прекрасном в жизни и человеке, на что он может опереться, что он может противопоставить общепринятому.
Это оказался пергамент, скрепленный печатями. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. У него много учеников.
Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Возможно, мальчик делает наброски или зарисовки, так же, как и отец. Участь мастера.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Он глубоко уважал талант Рембрандта. Она отдалась ему и зачала. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году. В картине Портрет Титуса за чтением (ок.
Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода. Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Но всегда или почти всегда ощущается какая-то грань, отделяющая нас от замечательных творений этих мастеров.
Мы не знаем, что нас ждет в будущем.
И на этот раз. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). Движениями художника управляют далекие неведомые силы. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником.
В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому. Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет.
В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Зрители видят только один широко раскрытый правый глаз на худом изможденном лице Саула, но в нем сосредоточено все душевное потрясение царя, все его трагическое отчаяние. Это – протянутые вверх, к запрокинутой голове казненного, пальцы и ладонь левой руки Марии, стоящей во мраке на втором плане, справа от помоста.
О, какое упоительное счастье – исцеление. В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Титус за партой подстерегает жизнь, поджидает идеи. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. За короткое время он создал больше произведений, чем несколько живописцев-современников вместе взятых.
В лице появилась одутловатость, волосы поредели и поседели. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. Так Рембрандт властно захватывает нас силой непередаваемого словами душевного переживания.
Рембрандт стал его последним протеже. Для Рембрандта она и не была служанкой. Какой-то барон из Швейцарии сдался на сумме один миллион восемьсот тысяч какая-то богатая вдова отступила после миллиона девятисот тысяч. Он производит страшное впечатление. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой.
Неизвестность мучительнее любого зла. При этом Рембрандт отвергает каноны идеальной наготы, созданной Рафаэлем. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Среди этой основной гаммы красок мягко выделяются темно-красные манжеты и шапочка.
Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Чуть поодаль справа, вровень с Иосифом, но словно отдалившись от него, стоит его жена Аснат. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. А как же дом, его дом. Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Дела Рембрандта шли плохо. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Руководил сбором Филипс де Конинк. В Положении во гроб, 1659-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), в огромном таинственном ночном пространстве, где все пронизано молчаливым единством и неподвижностью скорбных участников таинства, свет скрыт. Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. Так пришло одиночество. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Рембрандт и рок несовместимы. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам. Они не являются.
Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника.
Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Ведь они получили от него все, что он мог им дать. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. 1650, Государственные музеи, Берлин).
В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). С Титусом молодой отец не мог справиться и вот таким образом нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Освободившись, умерла через год. Встал и пошел к отцу своему.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Но вот шумный "проезжий" угол, где надо не зевать, переходя на улицу Йоденбреестрат с ее синагогой и церковью Аарона и Моисея, почти упирающейся в ботанический сад, недалеко от и поныне существующего толкучего рынка. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Портрет ли это конкретной женщины, к которому мы должны подходить как к таковому: искать глубины проникновения в характер, восхищаться сходством. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека.
Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Вирсавия повиновалась.
Рембрандт передает своему сыну орудия искусства и предоставляет ему полную свободу. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Итак, в нескольких шагах от нас происходит обряд благословения убеленным сединами ослепшим патриархом Иаковом трех маленьких припавших к постели внуков, сыновей Иосифа (над одеялом, в центре), в присутствии самого Иосифа (в центре картины, выше) и его жены (справа). В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя.
В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке. Руки у него связаны за спиной. " Счастливцы католики.
Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Руководил сбором Филипс де Конинк.
Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. Смерть Рембрандта была очень печальной. Рембрандт могущественнее рока. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
Близкий к самым высоким политическим кругам Амстердама, Вондель не обладал ни тонким вкусом, ни глубоким пониманием живописи, но, тем не менее, считался непревзойденным авторитетом во всех вопросах изобразительного искусства. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья.
Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. Она становится особым органическим веществом, как бы обладающим жизненной энергией и способным на глазах у зрителя совершать свои превращения, то излучая свет на лицо Титуса, то ложась шелковистыми прядями его волос, то мерцая белым кружевным убором на его рукавах, то превращаясь в неплотно прилегающие друг к другу книжные страницы.
Титус не отличался сильным здоровьем. Он забывал о своих страхах и минутах отчаянья, о долгах, о невыплаченных взносах за дом, о собственных планах он вновь чувствовал себя счастливым, разговаривал, пил, смеялся, придумывал всякие шутки и забавы, желая развеселить гостей.
Грубая действительность пробудила его от грез. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Я – живой, а он или они на картине – как живые.
Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Теперь у него все отнимут. Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.