Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи6. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты6, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии6. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Кто они — неизвестно.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Я обвиняю. » (2008)10. Он использовался многими художниками.
После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Самая известная из картин Рембрандта. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. в эрмитажной «Данае»). Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Еще бы.
Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена6. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни5, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года6. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды».
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний5.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Несчастные остались дрейфовать в открытом море. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией5.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Но их усилия оказались тщетными.
А. С. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена6. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста5.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».
Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Новых заказов почти не появляется. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. дв., 1657 и др. ).
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Мы не знаем, что выражает его лицо. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Популярность автора начинает падать. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. «Ганимед» дрезденского музея).
А. С. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Краски лежат на холсте густыми мазками. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)6.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Картина полна нежности и сострадания. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Интересен и еще один факт. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Встал и пошел к отцу своему.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». На холсте появились посторонние лица. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Ван Гон добивался этой иллюзии самыми разными способами: он мог выдавливать краску прямо на холст, писать пальцем или обратной стороной кисти. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Пушкина). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»6.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания5. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. 1669 год. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья6.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Первоначально картина называлась «Купание».
На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Реставрация картины длилась 12 лет. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику.
Сын повёрнут к нам спиной. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. почти не сохранилось. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20.
Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Призывом к глубочайшей человечности, утверждением духовной общности людей закончил своё творчество великий голландский художник. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Интересен и еще один факт. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты23. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Они темные. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго.
Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Начинается с разгадки – ДЖОКОНДА НЕ УЛЫБАЕТСЯ. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Дела шли все хуже. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Описание картирны: художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Написана она была в последние годы жизни мастера. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей6 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Объясняется это просто. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Фотограф может применить это к фотографии.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)6 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни4. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан.
Реставрация картины длилась 12 лет. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)9 и «Рембрандт. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»).
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Краска немедленно начала пузыриться. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения6. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Заказов становилось все меньше. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Повреждения затронули около 30 шедевра. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Однако ценность полотна вовсе не в сюжете. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Краска немедленно начала пузыриться.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. А. С. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Это самая известная картина Рембрандта. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций4. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. «Св.
Беззаботное время художника длилось недолго. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.