В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей. Титус изображен на нескольких портретах и на офорте работы Рембрандта и, вероятно, служил художнику моделью для ряда картин библейской тематики. В нём женщина указывала, что все драгоценности, подаренные ей Рембрандтом и свой портрет, который он написал (вероятно, не сохранился), после её смерти должны перейти в собственность Титуса.
– Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". 175, 5 x 210, 5 см. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница").
Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Теперь у него все отнимут.
Это два поразительных произведения. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу".
Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги.
Это, как метко подметил Эжен Фромантен, не бюргер, не аристократ, а «человек хорошего тона», душевную красоту которого и стремился раскрыть художник (О Рембрандте, М. -Л., 1936, с. 88). По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Заказов становилось все меньше. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт.
Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Это оказался пергамент, скрепленный печатями.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Кого еще оставалось ему писать. Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс.
Можно ли верить фотографиям. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. И на этот раз. На втором – уникальную рембрандтовскую коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). Барокко. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам".
Имя Рембрандта в списке отсутствует. Для Рембрандта тело священно. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро.
В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо.
По-видимому, цены занижались искусственно. Его высокомерие причина всех зол. Завершенные картины его уже не интересовали.
В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Так и во втором варианте "Урока анатомии". Петр – отец церкви. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился.
Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. В картине Портрет Титуса за чтением (ок. Стол у них отличался простотой.
Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, лицом к нам между Дейманом и нами распростерт, к нам ногами, ужасный труп, на который смерть наложила свою зеленовато-синюю печать.
Но почему. И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. И угасает она в одну из грозовых ночей.
А что же случилось с Гертье Диркс. Его лицо, обращённое к зрителю излучает заразительное веселье, а Саския лишь сдержанно улыбается. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Портрет ли это вообще. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. 1660) и сидящей в простом домашнем платье.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Он сделал несколько шагов. Дела Рембрандта шли плохо.
Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Когда он о них думает, они по-прежнему представляются ему зелеными юнцами, которые некогда пришли к нему, горя желанием, чтобы он их вылепил, сформировал. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров).
В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. В 1632 г. Рембрандт навсегда переехал в Амстердам. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними.
Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь. И этот жест был чем-то таким, что стоило навсегда запомнить, хотя измученный художник предпочел бы, чтобы брат обнял его.
Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. В 1б49 г. он принял в семью любимую женщину — служанку Хендрикьё Стоффелс.
Мы не знаем, что нас ждет в будущем. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. С точки зрения правды – совершенно правдив.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Картина «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг. ) завершает творческий путь Рембрандта. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Сикс был образованным человеком, тонким ценителем искусства, занимал ответственные официальные посты, даже избирался бургомистром Амстердама. Господня». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен.
Чуть склонившееся вправо от зрителя, обращенное к нему, освещенное слева и сверху лицо – суть картины. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением.
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Так, подобно Саскии, Гендрикье помогает Рембрандту уйти от буржуазной действительности и перенестись в свою настоящую жизнь. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Картина Урок анатомии доктора Тюльпа принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Амстердам. Они как живые".
Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. на долю Рембрандта выпало немало испытаний.
Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Обрамление одеялом снизу и занавесью наверху как бы выделяет мягко освещенную трапецию в центре картины, в которую вписана группа пяти фигур.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра.
Фигура Сикса представлена в легком повороте, будто готовой к более выраженному движению. И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. 1669 год. Действительность во всем.
В 40-е гг. Руки у него связаны за спиной. Для Рембрандта она и не была служанкой. С этого момента она становится для него то "Сусанной", 1654-ый год, Лондон, то "Вирсавией", тот же год, парижский Лувр. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.
Вихри веют, слабеют, улегаются. Она отдалась ему и зачала. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. "Я во всем и всегда искал только естественности. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. B 1642 г. Рембрандт овдовел.
О большой любви Рембрандта к сыну повествует полотно Евангелист Матфей и ангел (1661), на котором художник представил себя в образе евангелиста, а девятнадцатилетнего Титуса – в образе прекрасного ангела, что-то нежно шепчущего на ухо святому. Причудливый костюм так же говорит за то, что Рембрандт стремился связать свой гордый облик, свою личность с этим кругом представлений. XVII в. Рембрандт особенно увлёкся пейзажем. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Неизвестность мучительнее любого зла.
Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев.
Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Он получил урок.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Мы проживаем одну жизнь за другой.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт огляделся.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Богатое событиями прошлое героя отразилось в его чертах. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально.
К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Здесь видны особенности обоих стилей. Он уже не здесь. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Важную роль в этом смысле играет и свет.
Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. В поздние годы Рембрандт сосредоточивает внимание на мотивах общечеловеческого значения, неважно, будет ли это Ветхий Завет или Новый Завет, далекое прошлое или жгучая современность.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Перед ним лежат листы бумаги. Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. Вирсавия повиновалась. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев).
А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение. Победа осталась за нью-йоркским музеем. Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Долго они взывали к нему. Рембрандт поднял голову. Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается.
Несмотря на резкое смещение основного объема, композиция сохраняет устойчивое равновесие: узкая полоса рамы внизу служит упором фигуры, сюда падает значительная часть ее тяжести. Тем временем подошли к Бреестрат.
Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Холст, масло.
Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Тем сильнее привлекает его красота душевная и он старается выявить ее даже в самой ординарной и внешне невыразительной человеческой физиономии.
И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. Ее ярко-красный корсаж горит слева от белого апостольского плаща, бросая на него красноватые рефлексы и тем самым частично заглушая его.
Стрелки не позируют для парадного портрета – все словно застигнуты врасплох. Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека.
Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Жезлом, который он сожмет в руке, ему покамест послужит муштабель, а завтра он одолжит у старого привратника палку. Перед зрителем они предстают как воплощение человеческой мудрости и терпения. Автопортрет. 1661. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Личные переживания художника, тревога за судьбу единственного сына выражены в портретах Титуса ван Рейна. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Рембрандт только пожимает плечами. Они собрали необходимые для этого денежные средства.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Он опять взглянул на статуэтку. Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.
Кто они — неизвестно. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Сын повёрнут к нам спиной.
Рембрандт и рок несовместимы. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Cпите спокойно, сестры и братья. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад.
Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Все это точно соответствует замыслу, смыслу и звучанию офорта, ставшего для Рембрандта символом искупления, символом жертвенной любви Бога к падшему человечеству. Что показывают картины: правду или ложь.
Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. И в свете и в тени.
Ту же задачу проводит Данте. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Приподняты точеные брови, полуоткрыт рот, непослушная прядь каштановых волос опустилась из-под берета на лоб, свободно падают крупные, мягкие кудри. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна. Они шли отовсюду.
Сюжет взят из Нового Завета. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра).
Подняться можно только раз в жизни. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. И он сидел спокойно и неподвижно, как статуя, сидел на таком же стуле, на котором, позируя, сиживала их покойная мать. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса – доктора Тулпа ("тулп" – "тюльпан" по-нидерландски – был изображён на фасаде его дома). Рембрандт писал ее и в нарядном платье, с драгоценностями в ушах и на изящной головке (ок. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы.
Рука уверенно следует велениям мечты. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Опекунами, с полным правом пользования своим имуществом, он назначает Рембрандта и Гендрикье. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Их брак не был официально оформлен и обывателей раздражала эта «безнравственность». Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Темно-красный большой берет оттеняет его нежное и грустное лицо. Этот полумрак уничтожает обособленность человека от фона оба они воспринимаются как части единого целого. Он молил судьбу, чтобы произошло, наконец, то, что сломит его страх и рассеет подавленность. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения.
Они позабудут меня, учителя и юность свою. Всплывали долги, сделанные два-три года назад. Сикс и его супруга Грета часто навещали Рембрандта и в трудные годы его жизни. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Портрет отличается исключительной простотой и почти геометрической строгостью композиционного построения.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Он подавил в себе желание зарыдать. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. В картине поразительно передано состояние созерцания, уловленное во взгляде и позе Титуса.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Зверь. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Ну что ж, тогда он напишет себя таким, какой он есть и каким останется, во что бы ни пытались его превратить. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Есть основания предполагать, что ему были присущи художественные наклонности мы уже познакомились с одним из документов, упоминающих его рисунки. Но он еще ничего не сказал. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются.
В портрете Николас Брейнинг представлен сидящим в кресле в непринужденной позе, словно обращающимся к невидимому зрителю собеседнику. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой. Рембрандт-художник, посмевший отстаивать свое право на независимость и Рембрандт-человек, отстаивавший свое человеческое достоинство, вызывал настороженность и злобу. Освободившись, умерла через год. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. О, какое упоительное счастье – исцеление. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Здесь Рембрандт снова обратился к заимствованному из итальянской классики мотиву полуфигуры, видимой нам через окно. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты.
Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. Роль фактора времени в структуре создаваемых им образов приобретает все большее значение. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. 1660-1661) – один из поздних шедевров Рембрандта. Так пришло одиночество. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Ни сам Рембрандт, ни весь уклад их жизни не требовали от нее такого самоуничижения: к внешности своей он относился теперь безразлично, носил лишь такую одежду, в которой было удобно писать и гравировать. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Прекрасный, но трагический удел. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. дома). Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. С точки зрения художественности – верх совершенства. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния.
Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". Картина "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг. ) завершаст творческий путь Рембрандта. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель.
Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Доносчик, наемник Сикса. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. И две поздние картины Рембрандта тоже связаны с судьбой Титуса. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Уверенно, с лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов.
Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Детали сведены к минимуму. Были у Титуса и собственные картины. Он словно наедине со своими воспоминаниями, к которым чутко прислушивается Рембрандт, постигающий его духовный мир. Гильдии художников грозил раскол. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Портрет сына Рембрандта Титуса за чтением (1656 г. ) — один из самых обаятельных юношеских образов в мировом искусстве.
Серия изображений стариков и старух занимает важное место в его творчестве 1650-х годов. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Четыреста флоринов.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Рембрандт долго вертел фигурку в руках.
Теперь все ученики уходят, все до одного. Стёртые ступни и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рассказывают о его долгом и трудном пути. А как же дом, его дом.
Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию.
И она пошла к нему, как сказано в Библии. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником. На столе медные пластинки, гравировальные иглы. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина.
Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Здесь упор, похоже, делается на успехе. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. Естественно, богатые украшения купальни и акцентировка Рембрандтом обручального браслета на правой руке выше локтя – браслета, уже бессильного защитить Урию. Но их усилия оказались тщетными.
Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью". Наступает мрак. В жизни природы он искал утешения в вечной разлуке с Саскией и отдыха после титанических трудов над большими полотнами.
Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Среди прочих он обессмертил неизвестного пожилого человека («Старик в красном», 1652— 1654 гг. ). В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. И раструбы этих небесных инструментов, пронизывая воздух чистыми мелодиями неба, уже коснулись боковых сторон изображения.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. По-видимому, это эскизная работа.
И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Титус изображен сидящим за высокой конторкой.
"Спите спокойно, мать и отец. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Грубая действительность пробудила его от грез. По-видимому, он стоит на пороге смерти. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Он выполнен в том же 1658-ом году.
Они темные. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Но вот шумный "проезжий" угол, где надо не зевать, переходя на улицу Йоденбреестрат с ее синагогой и церковью Аарона и Моисея, почти упирающейся в ботанический сад, недалеко от и поныне существующего толкучего рынка. Так Рембрандт организует в центре изображения своеобразный диалог двух главных героев на фоне всеобщего смятения и апофеоза бешеного, всепроникающего света. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год.
Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Её фигура также была переписана. Приговор комиссаров гласил, что Рембрандт должен выплачивать Гертье ежегодно в течение всей ее жизни двести гульденов.
Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Быстро шел Рембрандт впереди ван Людика, направляясь в комнату, где хранились его сокровища. 1650, Государственные музеи, Берлин). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Художнику позировали родственники, соседи, случайные знакомые.
Сусанна отказывается и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Более того, художник вовсе не стремится переложить всю вину на Давида наоборот, он даже подчеркивает долю ответственности Вирсавии за происходящее. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Титус не отличался сильным здоровьем.
Cпите, дети. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. То здесь, то там собирались группки враждующих художников. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Полотно Еврейская невеста (1668) было написано после свадьбы Титуса и Магдалены ван Лоо в 1668 году. Саския умерла, но жив Титус. Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. А рядом живут честолюбцы, безрассудные люди, его ученики, которым принадлежит будущее они воображают себя достаточно сильными, думая, что смогут противостоять миру – они хотят броситься в эту сумбурную жизнь, полную зависти, великолепия, упоения и разочарований. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей".
Повсюду зависть и злоба. В своей могучей руке он, как скипетр, сожмет большой жезл, а грудь его и бедра будут облачены в пурпур и золото. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Состояние смены мыслей и чувств пытается передать художник и на лице Яна Сикса (Портрет Яна Сикса, 1654).
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Встретив среди полей три дерева, художник делает их «героями» одноимённого офорта (вид гравюры). Смерть Рембрандта была очень печальной. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Мы лежим, притаившись.
Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Теперь, когда они уходят, он их едва узнает.
Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). Другие забывают, как только сами добьются славы.
Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Враждебные выкрики и оскорбительные жесты не убивают в нем любовь к людям ибо они не ведают, что творят.
Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. С точки зрения экспрессии портрет очарователен. В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. И не только чувствовал, но и давал ей простор.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Участь мастера. Она разлетелась на мелкие кусочки. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. – Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь.
В 1634 г. Рембрандт женился на юной Саскии ван Эйленбюрх. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Нужно работать".
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет. Как показали исследования, вначале Рембрандт изобразил в облике Данаи обильно украшенную драгоценностями Саскию.
Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Они не являются. Хирурги в праздничных костюмах образуют слитную группу: все они робеют перед зрелищем мертвеца и, внимательно сверяя увиденное с иллюстрацией в огромной книге, восхищаются познаниями лектора. Соблазнителен вид натянутого чистого холста.
Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Рембрандт беднее последнего бедняка.
Ван Людик все еще с озабоченным видом что-то искал, часто и тихо вздыхая, как бы прося сочувствия. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. Хотя на картине имеется авторская датировка – 1636 г., знатокам наследия мастера она всегда казалась более поздней работой.
Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Если он изредка о них слышит, то лишь от торговцев картинами или от случайно повстречавшихся общих знакомых. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). Жизнь проходила, время бежало.
Становится понятным, почему Вирсавию так тщательно умыли, зачем надели украшения, зажгли светильники – мы их не видим, но знаем, что они находятся слева от нас наверху. Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес.
Глаз смотрит остро и настороженно. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. Холст не сопротивляется более.
Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Он глубоко уважал талант Рембрандта.
Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. Она не обладает светским изяществом Саскии. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Именно в венском портрете Титуса, словно сотканном из тончайших солнечных лучей исходящих от лица юноши, с особенной яркостью проявляется та прозрачность и та воздушность, которые присущи образам позднего Рембрандта. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Встал и пошел к отцу своему.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Жизнь снова возвратилась к нему. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Как бы ни была велика их любовь к женскому телу, они передавали его, если можно так выразиться, несколько отвлеченно, как и всякий другой красивый предмет.
Он все забыл. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Последнее кажется более вероятным, в частности, потому, что он сидит за конторкой.
Но в то же время она остается красочной изобразительной поверхностью картины, со своей особой фактурой, своим ритмом, своей светотеневой насыщенностью. Этот портрет очень красив по своему живописному решению. История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению.
А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его.
Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Так что это не был брак по расчету. Иногда доходило и до потасовок. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания.
Уверенно, с легкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Глаза, невыразительные, замкнутые, выжидательно выглядывающие из-под густых бровей и окруженные темными мешками.
Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал.
Они стоят под пасмурным небом на невысоком холме посреди плоской равнины. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. А ныне, в 1660-ом году, когда треволнения, связанные с распродажей дома и коллекции несколько улеглись, Титус и Гендрикье заключили у нотариуса акт об утверждении товарищества для торговли произведениями искусства и печатания офортов. Он увидел, как шатко и непрочно его положение.
Он заглянул в пергамент и узнал его. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Но Давид старался сохранить тайну своей связи. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Рембрандт не мог и не желал потакать подобным вкусам. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Судьба нанесла ему удар, казалось бы, сокрушительный, тогда, когда духовное "я" было уже выше судьбы. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Настанет день и я познаю одиночество.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. Выбор наряда не случаен: Саския готовилась стать матерью. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Сам Рембрандт почти не замечал этого, до самозабвения увлеченный новой могучей творческой силой, которую он в себе чувствовал. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник.
Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником.
Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Он взял одну из них в руки. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена.
И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Он создавал картину за картиной. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве. Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой глубины и силы.
Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт могущественнее рока.
Потерявший заказчиков, оказавшийся на грани разорения, мастер не опускал рук. Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Мало того, он вкладывает в эти образы свое собственное понимание человеческой личности и полного страдания человеческого жизненного пути. Рембрандт стал его последним протеже.
Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. В остром взгляде прищуренных глаз, в тональных пятнах окруженного трагическими складками замкнутого рта ясно читается горькая, без иллюзий, не злая, но все понимающая, чуть презрительная насмешка над окружающими – и, быть может, над самим собой, как будто Рембрандт не только сознает контраст между своей императорской позой и нелепым нарядом, но и внутренне глубоко удовлетворен тем эффектом, который этот контраст может произвести на зрителя. Еще бы. Существуют разные мнения о том, чем занят Титус – рисует (ведь он был живописцем и рисовальщиком) или пишет.
Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. Он отвернулся. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного.
В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. Дела шли все хуже. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. В 1635 – 1640 –х гг. А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Царь немедленно призвал к себе Урию.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Чувства и мысли самого Рембрандта наиболее полно воплощены в портретах Хендрикье Стоффельс и Титуса.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. 1660, Лувр, Париж ок.
Что тогда. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Если он начнет сейчас реветь и крушить мебель, люди сочтут его выродком и даже то, что стоит на мольберте, не докажет им, что он имеет право на уважение. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто. В чертах её лица есть сходство с Саскией. В более поздних портретах (ок.
Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете.
Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете.
На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Нет. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Да, такова моя участь, Саския.
Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини. Неяркий свет, падающий откуда-то сверху и слева и просветляющий атмосферу тягостного раздумья, отражается от грубоватого лица и падает вниз, на узловатую руку. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Тем временем деньги были собраны. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне. Давать, ничего не получая взамен. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния.
В этом автопортрете есть оттенок, очень важный для понимания мировосприятия позднего Рембрандта. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Холод приятно подбадривает его. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Расчет был прост. Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Кассель.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Он действует подобно скульптору, освещая свою заготовку в соответствии с художественным замыслом, соразмеряя ее опору и ту тяжесть, которая приходится на нее. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным.
Картинная галерея. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Саул – на высоком троне, который делает его еще крупнее, но не придает никакой силы его внутренней слабости Давид, сидящий где-то внизу на земле, но могучий своей внутренней силой. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта.
Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Он уже не так часто вспоминает Саскию. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. Он производит страшное впечатление.
Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Однако почти каждый созданный им образ несет на себе печать этих представлений, каждый человек в его глазах обладает хотя бы искрой высшего благородства и красоты. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Ван Людик – шпион.
Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Однако было нечто, по-прежнему делавшее Рембрандта счастливым: гнетущие мысли не могли заглушить силы его таланта. До того как он заслышал роковые слова девушки, он положил свой глухо поблескивающий шлем и длинный кинжал на уходящий от него к правому нижнему углу картины борт колодца рядом со зрителем и приготовился отпить из большой круглой фляги, которую он сжал в обеих руках. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. В 1650-1660-е годы портретные образы Рембрандта значительно усложняются.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Поза Брейнинга делает возможным предположение, что он обращается к невидимому собеседнику, который находится где-то слева от зрителя, но выражение лица опровергает это.
Особенно это поражает нас в детстве. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Само собой разумеется, что он живой. Однако, несмотря на сутолоку, движения капитана Кока спокойны и властны.
Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Руководил сбором Филипс де Конинк. И даже пластика туловища белого коня "Польского всадника" у Рембрандта напоминает рельефы Фидия, то есть такие скульптуры, в которых изображение передается объемом, только частично выступающим из вертикально установленной плоскости.
С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. В 50-е гг. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. На третьем аукционе – дом и мебель.
На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса. Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски.
Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла.
Нидерланды (Голландия). Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны.
Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость. Не оставались безучастными амстердамские художники. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. 1650, Лувр, Париж), стоящей у окна (ок.
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Фигуры разбойников корчатся в агонии.
Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. Беломраморный постамент, с которого он пал, служит подножьем для гигантской трапециевидной наковальни посередине на какой-то городской площади.
Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол.
Дамам не нравится темная коричневая манера письма и молодые художники, которые еще десять лет назад толпами стекались в мастерскую Рембрандта, чтобы научиться волшебству его золотой и коричневой гаммы, теперь торопятся отвыкнуть от нее, как от якобы отжившей и не имеющей будущего манеры. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. Сложнейшее психологическое содержание этого образа приближается к пределам возможного в изобразительном искусстве.
Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. " Счастливцы католики. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии.
И с тех пор двери его не закрываются. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы.