Картина Рембрандта Апостол Павел: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Рембрандты достались Казимежу Жевускому, а от него их унаследовали Ланцкоронские. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). гал. ) и Рембрандт с его женою (там же).
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Заказов становилось все меньше. Амстердам. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Кассель. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже.
К ногам Христа припадают маленькие дети. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Лондон.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
«Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Зато все требования заказчиков были выполнены. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.
Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Лондон. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Интересно, что тогда никто не называл картину «Пейзаж с добрым самаритянином».
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Композиция построена так, чтобы избежать монотонности ритма и добиться естественности в расположении фигур.
"Если я говорю на языках людей и ангелов, а любви не имею, я – медь звенящая или кимвал бряцающий. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов6, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Нью-Йорк.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6. Один, зато какой. Заказчики отказались принять эту картину.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Рейксмюсеум). Сегодня она находится в созданном им музее в Нью-Йорке.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Они вдохновляли художника. Государственные музеи, Картинная галерея).
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний5.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)6. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Кассель.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. «Мартен Лоотен» (1632 год.
«Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Государственные музеи. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
Государственный музей Амстердама. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Два брата Саскии являлись юристами.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ).
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). «Ян Сикс» (1654 год. Большое внимание Рембрандт уделяет освещению, заполняющему картину, создавая в полотне особое напряжение. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)6 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни4. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: – портрет невесты Pембрандта (в кассельск. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Лос Анджелес. Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой.
Лондон. Однако на этом проблемы «Лисовчика» (так еще называют картину) не заканчиваются. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни5, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. В «Принесении во храм» (ок. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ).
«Мостик Сикса», 1645г. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Санкт-Петербург. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения6. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Павлин на столе – символ богатства.
Лос-Анджелес. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Пожалуй, никто и никогда не сомневался в авторстве «Пейзажа с добрым самаритянином» (1638). «Похищение Европы» (1632 год. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). в эрмитажной Данае).
Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ).
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Современники знали ее под названием «Пейзаж с грозой».
Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания5. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Государственный музей Амстердама. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
Эрмитаж). Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Например, в Листе в сто гульденовхудожник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
блудного сына, пирующего с куртизанкой. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
В так называемом «Фаусте» (ок. сохранилось мало. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Каждая тема получает свое графическое решение. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Дрезден. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Встань и иди в город, куда шел". Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей6 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. На картине изображено более двадцати фигур. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку.
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
расточил имение свое, живя распутно». Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4.
Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Каждый рисунок Рембрандта – исследование природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Картина произвела настоящий фурор, а на молодого Рембрандта сразу после её представления посыпались многочисленные заказы от состоятельных ценителей искусства. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Картинная галерея).
Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)9 и «Рембрандт.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Париж.
По сути картина является пасторалью. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
ГМИИ им. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее).
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. По левую руку от Него – сломленные немощью духа и плоти, богатые и бедные, объединенные страданиями.
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. 1650).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Изменилась и его живописная манера. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Роттердам. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
На лице Петра лежит глубокая печаль. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). Они как будто выхвачены из темноты. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Дрезден.
Я – Иисус, которого ты гонишь. На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Дзиковскую картину приобрел в Лондоне знаменитый американский промышленник Форд. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Пластическая форма также получает особую духовность.
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.
Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Амстердам. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. То есть это была, можно сказать историческая картина.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом5. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней.
Государственный музей Амстердама. В 1984 году Йозуа Брёйн, один из членов исследовательского проекта «Рембрандт», предположил, что автором «Польского всадника» мог быть не Рембрандт, а один из его самых талантливых учеников Виллем Дрост. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Одна из первых картин Рембрандта, художник завершил работу над ней в 26 лет, вскоре после переезда в Амстердам.
Амстердам. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Усложнились функции света – он получает как бы самостоятельный, многозначный духовный смысл.
Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Последний познакомил Рембрандта с произведениями мастеров итальянского искусства. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания.
Лион. Москва. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Одежда на них нарядная и экзотичная.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Санкт-Петербург. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни.
Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Государственный музей Амстердама. Ниваа. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. После распродажи в 1657-58 гг. Он обогатил технику офорта новыми приемами, которые придали ей необычайную гибкость и безгранично расширили арсенал ее выразительных возможностей.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. В портрете «Флора» (1634 год.
Париж. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Санкт-Петербург.
Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Художник делает зрителя участником происходящего в картине. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Легенда не сообщает нам сведений о смерти Павла, но церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан после пожара Рима, во времена императора Нерона. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Он изучал мимику лица.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Санкт-Петербург. Эти гравюры стремительно распродавались. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4.
Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6. Дрезден. Эта картина несет в себе символический смысл. Из учеников Рембрандта наиболее известен Герард Доу.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Как и Анатомия доктора Тюльпа, эта картина выходит за рамки традиционного группового портрета. Рембрандт умирает годом позже.
Многие имеют овальную форму. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. дв., 1657 и др. ). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья.
Базель. Базель. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Ганимед дрезденского музея).
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Эрмитаж). По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5. Она датируется 1668-69 годами. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. Их лица озарены внутренним светом. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
Эдинбург. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
«Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Автопортрет. 1661.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Выражение лица, новый, найденный в этом варианте жест правой руки удивительно точно и проникновенно передавали эмоциональное состояние героини – волнение и радость, ожидание и надежду, нетерпение и призыв. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел.
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку6. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Многочисленные портреты говорят о том, что художник был вхож в самые высокие слои амстердамского общества. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Утрехт. Лондон. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
В моде становятся жизнерадостные, красочные живописные полотна с обилием кропотливо исполненных деталей и узоров. Я обвиняю. » (2008)10.
Дрезден. В результате Рембрандт добился в офорте и особой остроты рисунка и постепенности градаций освещения и мягкости, расплывчатости линий и богатства тональных контрастов. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Каждый характеризован художником точно и полно, при этом самыми скупыми средствами это выразительные индивидуальные портреты и в то же время разнообразные человеческие типы.
И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов6. Эта женщина была круглой сиротой.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Художественная галерея). В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты – все это занимало художника. Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд.
Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Огромное полотно (первоначальные размеры 5 5 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона.
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Художник узнает горечь старости и одиночества.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Берлин. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. В картине преобладают прямые линии, но разворот стола и сложная игра света смягчают строгость композиции. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена6. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Рейксмюсеум).
Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Картины этого направления писались и до Рембрандта, однако мастер использовал несколько инновационных идей, которые позже были признаны революцией жанра.
Св. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года6. Амстердам.
Лондон. Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики).
Часто овального формата бывают его произведения. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста5.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Но их усилия оказались тщетными.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения.
Санкт-Петербург. Берлин. В «Положении во гроб» (ок. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной. Государственный музей Амстердама.
Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту и металл протравливается в свободных от лака местах.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В 1642 г. Саския скончалась от семилетнего брака у нее было четверо детей из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14.
Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»6. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность.
1660, Амстердам, Рейксмузеум). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). На ней изображено 29 персонажей из которых 16 – реальные исторические лица их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, развивающемуся на глазах у зрителя.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Картинная галерея).