«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Различные эпизоды, взятые из нее изображались многими художниками XVII века. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Фигуры разбойников корчатся в агонии.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. В наклоне головы Гендрикье влево, в неловко завернувшемся к груди колечке подчеркнут личный интимный характер портрета, своей случайностью как бы нарушающий равновесие эта деталь особенно примечательна обручальное кольцо, прикрепленное к шнурку, спадающему с шеи, символизирует фактический брак Гендрикье с Рембрандтом. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души.
С точки зрения правды – совершенно правдив. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Холод приятно подбадривает его. " Перед портретами Рембрандта не испытываешь такого чувства, как, естественно, не испытываешь его перед думающим, любящим ищущим человеком.
Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. Размещенные в самом центре изображения светлая фигура Христа слева, стражников посередине и Пилата справа особенно четко выделяются на фоне черного квадратного проема за балконом – проема из которого они появились. Свои поздние произведения он писал в своей особой технике. Есть основания предполагать, что ему были присущи художественные наклонности мы уже познакомились с одним из документов, упоминающих его рисунки. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам.
Почти символическим торжеством сияет фигура царицы Эсфири. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. "Хорошо, портрет понравился бы отцу", – одобрил Адриан, на мгновение коснувшись своей веснушчатой морщинистой рукой пропитанного потом рукава Рембрандта. А как же дом, его дом.
1628–29, Кунстхалле, Гамбург «Глупый богач», 1627, КГ, Берлин). Мы проживаем одну жизнь за другой. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает. Точно вылепленная художником удлиненная голова бесподобна форму каждой детали смугловатого лица образуют плоскости, находящиеся в разнообразных поворотах по отношению к источнику света и образующие сложные светотеневые переходы.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Любопытно, что братьев и сестер Рембрандта назвали самыми заурядными голландскими именами. Хирурги в праздничных одеждах образуют единую группу. художник, рисовальщик и офортист. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Она не обладает светским изяществом Саскии. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Вся жизнь художника, все его взлеты и падения, начиная от молодости и до глубокой старости – все это передано в автопортретах. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто. Они позабудут меня, учителя и юность свою. Рембрандт появился на свет 15 июля 1606 года.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. искусств, Лион «Товит и Анна», 1626, Рейксмюсеум, Амстердам «Изгнание из храма», 1626, ГМИИ автопортреты– 1627, КГ старых мастеров, Кассель 1629, Рейксмюсеум). Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. жанрамив творчестве Р. становятся религиозно-мифологич. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). инструментов, которые часто изображал в своих картинах.
Тогда Давид решился на крайнее средство: он приказал Урии вернуться к войску и дал ему запечатанное письмо военачальнику, в котором он повелевал направить Урию в самое опасное место сражения и там покинуть. Его высокомерие причина всех зол. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Детали сведены к минимуму. Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания.
А. С. Типичной для Рембрандта является и передача освещения. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Однако почти каждый созданный им образ несет на себе печать этих представлений, каждый человек в его глазах обладает хотя бы искрой высшего благородства и красоты. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Весь архитектурный фон, от основания офорта до его верхней кромки, воссоздан посредством пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, воссоздающих прямоугольники и квадраты обращенного к нам фасадом великолепного древнеримского дворца. Кто бы ни послужил моделью для этой великолепной картины – польский офицер или безымянный актер – содержание этого рембрандтовского полотна явно не сводится к конному портрету. Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости.
Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Здесь видны особенности обоих стилей. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Как будто только что отзвучали слова Эсфири и наступила напряженная пауза. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра.
Благодаря такой технике, живописное полотно приобретает небывалую фактурность и живость. Его первым шедевром является библейская картина на библейскую тему «Товий и Анна с козленком» (1626). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес. Он окончил школу и по желанию родителей в 1620 году поступил в Лейденский университет. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. То здесь, то там собирались группки враждующих художников.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Гравюра). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. И в свете и в тени. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. 1652–54, «Старый еврей», 1654, обе– Эрмитаж). Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт.
А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. 1668, Музей Вальрафа– Рихарца, Кёльн).
Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Лица стариков полны задумчивости и грусти. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии.
Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена).
светотень становится у него менее контрастной и более живописной («Принесение во храм», ок. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт.
Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве. Рембрандт беднее последнего бедняка. Глаз смотрит остро и настороженно. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев).
Нужно работать". 1655, Музей Бойманса– ван Бёнингена, Роттердам «Синдики», 1662, «Еврейская невеста», после 1665, обе– Рейксмюсеум Портрет И. Деккера, 1666, Эрмитаж, автопортреты– 1660, Лувр ок. 1663 и 1669, оба– Нац. «Ночной дозор» возникло из-за потемневшего лака), где групповой портрет роты амстердамских стрелков художник превратил в насыщенную действием историч. вероисповедания.
Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением.
Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Рембрандт долго вертел фигурку в руках. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Портрет ли это вообще. С точки зрения художественности – верх совершенства.
" Счастливцы католики. Гильдии художников грозил раскол. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью".
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Мы словно ощущаем истому жаркого летнего дня и блаженную свежесть прохладной воды и тот покой и отдохновение, которые охватывают нас в этой тенистой чаще, в то время как волшебный солнечный свет, пробивающийся сверху, превращает все вокруг в сияющие драгоценности, озаряя обыденный образ женщины ореолом подлинной красоты. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. с Я. Ливенсом открыл мастерскую.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты.
Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения.
Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Рембрандт стал его последним протеже. Дела Рембрандта шли плохо. Наиболее монументальной работой этого времени является картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (1642, Рейксмюсеум традиц.
Религ. Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. Он опять взглянул на статуэтку. Родился он в семье зажиточного мельника. После переезда в Амстердам (1631) начался самый успешный период в жизни Р. : он стал знаменитым живописцем, начал писать заказные портреты.
ошибочное назв. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого.
Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
Как и каждое его произведение – этот портрет неповторим, подобно тому, как неповторима и каждая человеческая личность. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
В 1650-егг. О том, что это именно Хендрикье, говорит как ее сходство с героинями других полотен Рембрандта — в частности, с «Вирсавией», так и дата создания картины — 1657 год: именно в этом году подруга художника родила ему дочь Корнелию. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. И не только чувствовал, но и давал ей простор. В них хорошо переданы психологические состояния людей.
Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Стефана», 1625, Музей изобразит. Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки.
Она разлетелась на мелкие кусочки. Обобщенной трактовке всех второстепенных частей противопоставлена тщательная проработка лица и рук, господствующее значение которых теперь усилено направленными и сильными акцентами падающего слева яркого света.
Так что это не был брак по расчету. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта.
«Купающаяся в ручье женщина» – уже поздняя вещь Рембрандта, своей удивительной простотой и непритязательностью резко отличающаяся от таинственной романтичности, например, «Христа и грешницы». Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Особенно это поражает нас в детстве. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Жизнь его всегда была очень бурной и полной.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Он производит страшное впечатление. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Как человек, окруженный во тьме врагами, со всех сторон ожидает предательского удара, так и Рембрандт, затравленный и настороженный, был готов встретить неизбежное.
Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А выгибающееся дугой навстречу свету тело правого разбойника, закинувшего в страшных мучениях голову назад, за перекладину, с заломленными за спину изувеченными руками, прибитыми к тыльной стороне опорного столба, кажется пригвожденным к кресту густейшим и страшным снопом тонких черных лучей, вырывающихся из общей массы кипящего света. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его. Царь еще неподвижен, но уже напряглась рука, сжимающая жезл – знак царской власти и воли. Питер Ластман в свое время стажировался в Италии. Период 1631–42 в творчестве Р. отмечен наибольшей близостью к стилю европ.
Так и во втором варианте "Урока анатомии". Для раннего периода творчества еще не характерны образы такой глубины и силы. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
относятся портреты его друзей (Я. Сикса, 1654, Рейксмюсеум Н. Брейнинга, 1652, КГ старых мастеров, Кассель). Этим шедевром Рембрандт прощается со своим другом, который из мечтательного поэта все более превращается в самоуверенного и расчетливого купца и чиновника. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Рембрандт могущественнее рока.
Так или иначе имя было уникальное и звучало гораздо выразительнее фамилии. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле).
Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Они собрали необходимые для этого денежные средства.
Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Рискуя жизнью, Эсфирь хочет спасти свой народ. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Особенно интересными являются портреты пожилых людей. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
В душе художника начался огромный и плодотворный перелом. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. Рука уверенно следует велениям мечты. Но Давид старался сохранить тайну своей связи.
Долго они взывали к нему. Холст не сопротивляется более. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны.
Он создавал картину за картиной. На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. «Женщина, купающаяся в ручье» – это подлинная жемчужина всего собрания Лондонской Национальной галереи и лучшая из восемнадцати хранящихся в ней произведений Рембрандта. Настанет день и я познаю одиночество.
Мы лежим, притаившись. кст. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. В этот период Р. успешно работал в области офорта, экспериментировал с разл.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Он уже не здесь. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Произведения Р. т. н.
Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла. Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. В этот период Р. мечтает стать историч. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
С 1642 наступает зрелый этап в творчестве Р. (до сер. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. В 1625 году художник – без средств и покровителей возвращается в родной город. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека. И даже там, где они выполнены, они подчинены лицу, которое приобретает господствующее значение.
Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода. Освободившись, умерла через год. Вновь наступают зимние ночи, полные любви, обоих волнуют жаркие воспоминания о тех днях, когда они пришли друг к другу: она в страхе и смущении, он – ввергнутый в отчаяние чувством собственного бессилия.
Зверь. Ведь они получили от него все, что он мог им дать. В 1647 году Хендрикье начала работать служанкой в доме у Рембрандта. Сюжет взят из Нового Завета. коллизий, колорит преодолевает монохромность идостигает макс.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Увлекательная фабула этой главы сделала ее особенно популярной.
Повсюду зависть и злоба. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то.
Задумчивый взгляд Вирсавии направлен на служанку, но мысли ее заняты письмом царя, которое она держит в опущенной на колено на правой руке. Подняться можно только раз в жизни. идеалы и поэзию повседневной жизни («Прощание Давида с Ионафаном», 1642 «Святое семейство», 1645 обе– Эрмитаж «Христос в Эммаусе», «Милосердие самаритянина», обе 1648, Лувр, Париж).
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Тем временем подошли к Бреестрат. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. Ван Людик – шпион. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Крупнейший европ.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Залегшие у рта складки, узловатые суставы больших рук и вздутые вены говорят о долгих годах трудовой жизни. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна.
Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия"). Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто.
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров).
И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Он выполнен в том же 1658-ом году. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Это удивительное произведение выражает идею национального единства страны. Он расспрашивал о Гендрикье, Титусе и обо всяких делах, о которых Рембрандт абсолютно не расположен был с ним разговаривать.
Он в молодости веселый молодой жизнерадостный человек, (автопортрет с Саскией на коленях), теперь становится умудренным жизненным опытом и пережившим тяжелую жизнь изможденным усталым стариком, точно таким же, как старец на картине «Возвращение блудного сына». галерея, Лондон). Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году.
Едва ли во всем творчестве Рембрандта найдется другое произведение такого рода, где с равной простотой была бы выражена поруганная чистота и безнадежная греховность женщины. "Спите спокойно, мать и отец. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом.
Давать, ничего не получая взамен. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии. Царь немедленно призвал к себе Урию. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви.
Ван Людик должен ведь понять, что их жизненные пути слишком далеко разошлись, чтобы они могли вести непринужденные разговоры. 1620– 1624) и историч. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей". Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Титус не отличался сильным здоровьем. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется.
Он подавил в себе желание зарыдать. Это уже настоящее признание. Произведения 1640-х годов свидетельствуют о постепенном духовном отъединении художника от окружающей жизни, об усилении гуманистической направленности его творчества.
Рембрандт и рок несовместимы. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. И она пошла к нему, как сказано в Библии.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь.
Саския умерла, но жив Титус. Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. Но именно его поздние шедевры не пользовались популярностью. Приподняв левую – дальнюю от нас – руку в широком рукаве с зажатой в ней ручкой хрустального кувшина, он льет воду на руки полномочного правителя Иудеи.
И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад. Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры.
Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами.
У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Особое место среди его позднего периода занимает «Даная» (1447г) Эрмитаж. Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа.
Но он еще ничего не сказал. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.
картина и портрет. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В Национальную галерею картина поступила одной из ранних в 1831 году. чувств художника на избранный сюжет. самостоятельности.
– Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Имя Рембрандта в списке отсутствует. Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Он продолжает работать над портретами под влиянием Рафаэля и Тициана стремится представить модель внерасторжимом единстве с окружающей пространственной средой (портрет Я. Сильвиуса, 1644, Музей Вальрафа– Рихарца, Кёльн) к наиболее значит. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох.
Они темные. лейденского периода (1625–31) отмечены как влиянием его учителей, так и стремлением ктворч. Рембрандт сам, по-видимому, осознавал превосходство этой небольшой вещи, поставив на ней свою дату и подпись, чего он не сделал бы на простом этюде. Художник строит свою картину на пространственном, светотеневом и психологическом контрасте двух действующих лиц – остановившегося на втором плане величественного, одухотворенно-благородного Петра, во внушительной фигуре которого, закутанной в широкий плащ из белой шерсти, есть какой-то отблеск героических образов античного искусства и грубого, примитивно-жестокого римского солдата в блестящих латах, присевшего к колодцу слева, на самом первом плане.
Яркими примерами таких работ являются : «Портрет старика в красном», «Портрет жены брата» и, конечно же, потрясающие своей глубиной автопортреты самого художника. Иногда доходило и до потасовок. Учился у караваджиста Я. ван Сваненбурга в Лейдене (ок. Живопись). 1650, Нац.
Уже в этой работе вполне очевидно проявляется его умение работать со светом. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности.
Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. Пушкина). Ее фигура также была переписана.
Родители его были люди просвещенные. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Для Рембрандта она и не была служанкой. Учился он у нескольких известных мастеров того времени и жил некоторое время в Амстердаме.
Рембрандт поднял голову. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам". Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу". Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу.
На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал.
Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. Наступает мрак. Он заглянул в пергамент и узнал его.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Они как живые".
70 в разл. Рембрандт изобразил героев легенды, столкнувшихся в острой психологической ситуации.
Отказавшись от традиц. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. Особое место в творчестве занимают автопортреты: св. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Тем временем деньги были собраны. Вероятно, Рембрандт писал этот портрет с какого-то человека, прожившего нелегкую жизнь, но в старости погруженного не в сожаления о прошлом, а в философские рассуждения и размышления.
Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Заказов становилось все меньше. Но пришлось возвращаться в Лейден. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Но почему. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. А. С. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь.
Cпите спокойно, сестры и братья. В1630–40-егг. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос.
Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. Во всяком случае, мы вправе говорить о трагедии Титуса, отголоски которой можно уловить в его портретах, написанных Рембрандтом. Аман еще сидит за пиршественным столом, но он уже одинок.
На столе медные пластинки, гравировальные иглы. Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. к ст.
Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой. А по обе стороны от этого густого, дымящего и шипящего, этого легкого и в то же время почти осязаемого пламени возносятся спинами друг к другу два голеньких крылатых малыша-амура, торжественно трубящих в длинные тонкие медные трубы-альты.
Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров).
А. С. Сохранилась подписанная им бумага: «Расписка Хармену, сыну Геррита из Лейдена, на сумму в два с половиной флорина за полугодовое обучение искусству живописи Рембрандта, сына Хармена». Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра).
Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. 1634, собрание семьи Ротшильд, Париж), обращается к костюмированному и театрализованному портрету и автопортрету («Саския в виде Флоры», 1634, Эрмитаж «Автопортрет с Саскией на коленях», 1635, Дрезденская КГ). Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Он получил урок. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят.
Петр – отец церкви. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Еще бы. Широко распространяются т. н. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. В четырнадцать он уже стал студентом Лейденского университета.
Да, такова моя участь, Саския. По путеводителю в нем такое множество вещей, нужных для осмотра, что мы оставим для себя лишь самое главное: дом Рембрандта. В своих работах он использует караваджистские приёмы, но традиц.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения.
Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. Он взял одну из них в руки. Он сделал несколько шагов.
Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро.
Выросшие в более суровые времена, они злобно осуждали излишества и роскошь в повседневном обиходе Они участвовали в травле и инсинуациях против Рембрандта. У нее были свежие губы и яркий цвет лица.
Официально Рембрандт и Хендрикье не регистрировали свой брак, что вызывало раздражение среди обывателей, считающих такое поведение «безнравственным». Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки. Так была написана знаменитая картина «Ночной дозор» 1642 год. Он уже не так часто вспоминает Саскию. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. О, какое упоительное счастье – исцеление.
"Боже мой, Адриан, я от души сожалею. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Поза Гендрикье немного неуверенна, неустойчива: Гендрикье не сидит прямо, но и почти не опирается о ручку кресла. Неизвестность мучительнее любого зла.
В четыре года мальчика отдали в начальную школу, где обучали Священному писанию, чистописанию и счету такие школы существовали по всей Голландии и практически все население страны (в таких школах обучали и мальчиков и девочек) было грамотным. В 1632 году, после смерти отца, художник навсегда переезжает в Амстердам. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. С точки зрения экспрессии портрет очарователен.
Вместе с тем портрет Брейнинга является самым ярким примером того нового понимания портретной задачи, к которой Рембрандт приходит в пятидесятых годах. Судьба этого произведения долго оставалась загадкой для искусствоведов. Это неизбежно довело бы художника до самоубийства, если бы морально он не был сильнее общества. Рембрандту досталась рота Баннинга Кока и лейтенанта ван Рейтенбурга.
Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. Другие забывают, как только сами добьются славы. Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. После череды личных трагедий (утрата благосостояния, смерть матери, малолетних детей и Саскии, оставившей годовалого сына Титуса) и спада его популярности как художника Р. сблизился с сектой меннонитов, проповедующих свободную интерпретацию Библии. Тогда зрителю начинает казаться, что он невидимо присутствует при задушевной беседе художника со своей моделью и та повествует о себе, об уроках жизни, определивших ее характер и мировоззрение. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Они окружены темными глухими фонами, а их лица и руки освещены резким контрастным светом. Рембрандт огляделся. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Дела шли все хуже.
построения и раскрытия психологич. единство действующих лиц. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Таков, например, контраст обыденных тривиальных подробностей и элементов глубокой внутренней взволнованности. Для Рембрандта тело священно.
Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Встал и пошел к отцу своему. Доносчик, наемник Сикса. сложности и светоносности («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, ГМИИ «Возвращение блудного сына», ок.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Поцеловав живую модель, он поднимает ее портрет своими крепкими, властными руками, не зная, что для него в эту минуту дороже: жена, подарившая ему себя или картина, которая увековечила этот дар. Получившаяся картина – не статичный ряд портретов, но кусок колоритной жизни Амстердама. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде.
На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. Использование светотени служит для усиления эмоциональной выразительности образа. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Четыреста флоринов.
"Я во всем и всегда искал только естественности. Благодаря композиционному построению картины и распределению света он уже как бы отключен от двух других «персонажей». Но их усилия оказались тщетными. В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Вместе с Титусом, Гендрикье и так называемым "имуществом", состоящим из одежды и художественных инструментов, Рембрандт перебрался в комнатку на Розенграхт.
Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи. появляется тип портрета-биографии («Старик в красном», ок. И действительно, мы знаем, что вблизи резиденции царя было немало других Вирсавий, умышленно купавшихся там, где можно было их увидеть с балкона царского дворца но только одна из них, та, что теперь сидит перед нами, стала женщиной, сыгравшей роковую роль в борьбе за престолонаследие. Жизнь снова возвратилась к нему. композициях («Жертвоприношение Авраама», 1634, Эрмитаж, С. -Петербург «Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский худож.
От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях. 1650-хгг. ). Он отвернулся. Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы. В своей могучей руке он, как скипетр, сожмет большой жезл, а грудь его и бедра будут облачены в пурпур и золото.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Господня». Были у Титуса и собственные картины.
1643, Кассель, Картинная галерея). Cпите, дети. А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. Цвет часто монохромен – вся картина, начиная от загорелого и грубого лица, освещенного лишь слева и кончая темно-коричневым плащом на золотистом фоне, написана в теплых тонах краски ложатся на холст широкими, тягучими мазками. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. На полотне «Урок анатомии доктора Тюльпа» изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп, что было в то время незаурядным событием. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально. композицию, которую оживляют светотеневые контрасты и яркие цветовые пятна.
Публика охладела к художнику – в Голландии вошла в моду манера Антониса ван Дейка. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. В 1966 году картину исследовали в лаборатории Эрмитажа и эти сомнения разрешились. Мы воспринимаем доброту Гендрикье, ее стойкость в борьбе с несправедливостью, ее стремление жертвовать собой для других во всей сложности ее жизненных обстоятельств и ее взаимоотношений с другими людьми. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы.
Это оказался пергамент, скрепленный печатями. и мифологич.
Зрители видят только один широко раскрытый правый глаз на худом изможденном лице Саула, но в нем сосредоточено все душевное потрясение царя, все его трагическое отчаяние. Свободная живопись (рельефные пастозные мазки объединяются с тончайшими лессировками) приобретает у Р. пространственную глубину, светотень становится средством композиц. Но каждый волен воспринимать этот мир по-своему, погрузившись в его светлую, не только видимую, но и слышимую, таинственно притягательную атмосферу идеальную и чувственную одновременно. На третьем аукционе – дом и мебель. Это его дело – украсить и возвеличить ее так, чтобы на его картинах она являлась столь же абсолютной, как и самая прославленная из женщин. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна.
Ни один художник не создал столько автопортретов, сколько создал Рембрандт. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение.
Что тогда. Победа осталась за нью-йоркским музеем. живописца П. Ластмана в Амстердаме (1624–25).
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15. 7. 1606, Лейден– 4. 10. 1669, Амстердам), голл. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично. О чем думают эти люди.
И с тех пор двери его не закрываются. Между писанием портрета и покаянием на холодном полу церкви существовала какая-то не постижимая разумом связь, вынуждавшая художника работать так, как он не работал даже над групповым портретом стрелков в минуты наивысшего душевного подъема.
Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен. Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. Теперь все ученики уходят, все до одного. костюмов, муз.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Участь мастера. Р. обращается к пейзажу, развивая как традицию Х. Сегерса в изображении романтически взволнованной природы («Пейзаж с грозой», 1638, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Пейзаж с мельницей», ок. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Дрожь утихала и чтобы доказать себе, что он может держаться на ногах, художник встал со стула. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В 1656 Р. признан банкротом в 1657–1658 его коллекции имущество, дом распроданы с молотка.
Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии. Осн. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена. Он утомлен, чуть сгорблен, печален плотно прилегающая к голове коричневая круглая шапочка и пушистая седая борода подчеркивают овал лица, для которого прямоугольная спинка кресла сзади образует как бы раму.
Его жена Нелтье (Корнелия) родила девятерых детей, двое из которых умерли во младенчестве. квартал Амстердама– Розенграхт. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Расчет был прост.
После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне.
Вихри веют, слабеют, улегаются. Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета.
техниках были созданы в разные периоды жизни, оставив своего рода хронику жизни художника. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная. Художник переехал в беднейший евр.
Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья.
Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
(офорты «Христос исцеляющий больных», ок. 1642–46 «Три дерева», 1643 см. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Само собой разумеется, что он живой.
Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. илл. Жизнь проходила, время бежало. Мы не знаем, что нас ждет в будущем. Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль.
Известность мастеру принёс групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), смысловым стержнем которого служит психологич. Не оставались безучастными амстердамские художники. В Лейдене он создает свои первые произведения.
Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Вызов всему, что вселяло в него беспокойство, тормозило его работу и делало ее бессмысленной. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей.
Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Кого еще оставалось ему писать. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Они не являются. Он все забыл.
Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы. Прекрасный, но трагический удел. Они шли отовсюду. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей.
Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини. Однако настоящего живописца из Титуса не получилось – по-видимому, оттого, что он принес в жертву свое призвание в борьбе за творческую победу своего отца. Смерть Рембрандта была очень печальной. Всплывали долги, сделанные два-три года назад.
Библейский рассказ повествует о посещавших царя Саула, мучимого сомнениями в прочности своего престола, приступах помрачения разума, от которых его избавлял игрой на арфе юный пастух Давид. По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. природы («Зимний пейзаж», 1646, КГ старых мастеров, Кассель). Грубая действительность пробудила его от грез. Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница"). Писал он картины на мифологические и библейские сюжеты с очень подробной детализацией.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Ту же задачу проводит Данте. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. Не являясь передачей какой-то сложной душевной драмы, воспроизводя лишь просто краткий момент, выхваченный из жизни, «Купальщица» Рембрандта говорит о такой остроте жизнеощущения, о таком чувстве красоты действительности, которые делают ее равной самым значительным произведениям мастера.
Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Теперь у него все отнимут. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене в семье владельца мельницы. Завершенные картины его уже не интересовали. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше.
В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен.
1668–69, Эрмитаж, см. И угасает она в одну из грозовых ночей. Иногда ему удавалось на время преодолеть их, но они возвращались вновь, когда он меньше всего ожидал этого. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста.
Мощная фигура Саула, показанная в трехчетвертном повороте, облаченная в сверкающую парчу, склонилась, сгорбилась под тяжестью страдания. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Расширенные ноздри жадно втягивают воздух вокруг женского тела, козлиная бородка трясется в предвкушении любви. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Ведь он всего-навсего художник и должен один вместе с горсточкой учеников и семьей противостоять зависти и корысти своих современников. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. А что же случилось с Гертье Диркс.
Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. учебной поездки в Италию, вернулся в Лейден и совм.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Я – живой, а он или они на картине – как живые. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику.
От роскошной жизни, которой художник жил или мечтал жить при Саскии, остались только дом да изящный ребенок и Рембрандт огорчался, видя, как часто Гендрикье молчит из боязни, как бы замечание, сделанное невпопад служанкой, не свело на нет тот блеск, которого и так уже не было и в помине. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. И на этот раз.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину.
жанром, создающий выразит. Важную роль в этом смысле играет и свет. Нет. Частичку своей души, «своей жизни» вкладывает художник в эти произведения.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров).
И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Она отдалась ему и зачала. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо.
– Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения. мира. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Вирсавия повиновалась. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Проучившись год в Лейденском ун-те (1620), Р. бросил его, посвятив себя иск-ву. В этой строгой и, в то же время, необычайно поэтичной картине тонкие, едва заметные мазки чередуются с более плотными и энергичными, что позволяет точнее передать фактуру ткани и чистоту прозрачной воды. На втором плане мы видим высокого и седого еврейского первосвященника, в пестром светлом халате и круглой шапочке слегка склонившись между Пилатом и юношей, он внимательно следит за порядком церемонии "умывания рук", свидетельствующей о непредвзятости суда. Соблазнителен вид натянутого чистого холста.
Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии).
ин-т, Франкфурт-на-Майне «Снятие со Креста», 1634 «Даная», 1636, обе– Эрмитаж). Наступила новая золотая, затянувшаяся осень.
Одной из жемчужин собрания Лондонской Национальной галереи является «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Больше внимания он уделяет световоздушным эффектам, колориту, живописной светотени. Действительность во всем.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Так пришло одиночество.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Однако художник не уединялся в своем тесном мирке, а непрестанно следил за судьбой страны.
Настанет день, Саския и я познаю полное одиночество, настанет день и никто больше не придет ко мне. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Кто они — неизвестно. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Кальвинистическая церковная община в июле 1654-го года вызывает их на суд по обвинению в сожительстве, не освященном церковью.
Образ новой возлюбленной Р., Хендрикье Стоффелс, появляется во многих картинах: «Вирсавия» (1654, Лувр), «Купальщица» (1654, Нац. Руководил сбором Филипс де Конинк. Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. Это два поразительных произведения. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Сюжет картины «Ассур, Аман и Эсфирь» заимствован из главы библии, названной по имени ее героини «Эсфирь». Волнистая линия спины выгибается кверху над поясами передних и задних ног и опускается под седлом. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
У Рембрандта она стала ведущей темой творчества. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. 1669 год. к ст. Офорт) создал первые крупные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636 «Христос перед Пилатом», 1636 «Автопортрет в берете», 1639). Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Возможно о своей прожитой нелегкой жизни. Эта женщина помогает художнику в его трудностях и в воспитании сына (до того как Рембрандт познакомился со своей второй неразлучной подругой, воспитанием Титуса занималась няня Гретье Диркс). Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей.
Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. илл. Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Рембрандт только пожимает плечами. образ, сочетающий острую индивидуальность схарактерностью («Портрет мужчины в восточных одеяниях», 1633, Старая пинакотека, Мюнхен «Аристотель с бюстом Гомера», 1653, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным.
В этом портрете мы находим и ясное спокойствие ума, которое дает ему отдых и небрежность руки, которая расправляется. В 1635 – 1640 –х гг. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Его мать происходила из патрицианского католического рода. В Священной истории Р. ищет высокие нравств.
Стол у них отличался простотой. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах.
В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе. Родился в семье мельника католич. техниками (дополнил офорт техникой сухой иглы и приёмом затяжки см. Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Он родился на излете войны Нидерландов с Испанией. Сын повёрнут к нам спиной. На своих полотнах он её тоже часто изображает: «Молодая женщина, купающаяся в ручье», «Женщина у окна» и др.
Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. барокко (отчасти связанный с влиянием П. П.
Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. По-видимому, цены занижались искусственно. Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Рембрандт вдруг с ужасом осознал, с какою легкостью и опрометчивостью он ко всему относился. Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс.
Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). Он поглядел вниз из высокого маленького окошка, у которого стоял и ему вдруг представилось, что город лежит как бы в глубокой пропасти, где перемешалось все: честолюбие, стремление к роскоши, тяжкий труд, зависть, вражда и предательство – все из-за чего мучил и убивал себя там внизу темный род людской. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. галерея, Лондон ок.
В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Руки у него связаны за спиной.
По-видимому, это эскизная работа. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. И мы верим, что художник не даст посягнуть им на свою крепость, на свободу своего творчества, на правду своего искусства. Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу.
Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Рембрандт использует цветной тонированный грунт и работает в три этапа: 1) наложение густого рельефного подмалевка (подмалевок первоначальный живописный слой), 2) пропись, 3) завершающий слой лессировок (лессировки – послойная техника масляной живописи, с использованием жидко разбавленной краски). Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). также илл. tronie– жанр, объединяющий портрет с историч.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.