Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. 1669 год.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Краска немедленно начала пузыриться. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (рус. )англ» Тициана34. Особое значение его произведений заключается в том, что он отобразил в них простых людей своего времени во всем многообразии и полноте их человеческой личности.
Фотограф может применить это к фотографии. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Господня». Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Рискуя жизнью, Эсфирь хочет спасти свой народ. На холсте появились посторонние лица. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Трое его детей умерли ещё во младенчестве. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.
Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Сын повёрнут к нам спиной. Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Различные эпизоды, взятые из нее изображались многими художниками XVII века. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде.
Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Новых заказов почти не появляется.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Хендрикье тоже полюбила художника. На полотнах лица и руки озарены светом, прорисованы все морщинки, что, возможно, отражало стремление художника показать внешний образ тех, кто прошел суровые испытания подобно самому автору.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Заказов становилось все меньше. Написана она была в последние годы жизни мастера. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Самая известная из картин Рембрандта. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. А. С. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Солнечный свет, пробивающийся сверху играет трепетными бликами на поверхности воды, в складках белой ткани, придает какую-то необычайную теплоту и нежность золотистой коже. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Он использовался многими художниками.
1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. 1643, Кассель, Картинная галерея). «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Интересен и еще один факт. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). То есть такое движение можно сделать последовательно. Между тем споры вокруг нее не утихают. Встал и пошел к отцу своему.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Заказчик упомянул об этом портрете в своем дневнике: "Такое лицо было у меня, Яна Сикса, который с детства поклонялся музам". Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
Рембрандт изобразил героев легенды, столкнувшихся в острой психологической ситуации. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Здесь видны особенности обоих стилей.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Значение двух кругов на стене до сих пор не выяснено и остается предметом нескончаемых споров. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. «Женщина, купающаяся в ручье» – это подлинная жемчужина всего собрания Лондонской Национальной галереи и лучшая из восемнадцати хранящихся в ней произведений Рембрандта. Почти символическим торжеством сияет фигура царицы Эсфири.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Кто они — неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Рембрандт стал его последним протеже. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет.
В Национальную галерею картина поступила одной из ранних в 1831 году. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Объясняется это просто. Мастер, который осмеливался противостоять их требованиям, был обречен на забвение и нищету. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она отдалась ему и зачала. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Типичной для Рембрандта является и передача освещения. Дела шли все хуже. Еще бы.
Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики. Аман еще сидит за пиршественным столом, но он уже одинок.
Увлекательная фабула этой главы сделала ее особенно популярной. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Это самая известная картина Рембрандта.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Сюжет взят из Нового Завета. Дела Рембрандта шли плохо. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Так что это не был брак по расчету.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Беззаботное время художника длилось недолго. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Освободившись, умерла через год.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Краски лежат на холсте густыми мазками. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. А. С. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. Но их усилия оказались тщетными. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Молодая служанка Хендрикье Стоффелоказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Популярность автора начинает падать. Связующим элементом тут, конечно, является смерть и если этот автопортрет — шутка, то она исполнена черного юмора. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Пушкина).
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Реставрация картины длилась 12 лет. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»).
По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. А что же случилось с Гертье Диркс.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. «Портрет старика».
Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Картина полна нежности и сострадания. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. почти не сохранилось. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания интеллекта. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. А теперь просто посмотрите на эти глаза. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Не являясь передачей какой-то сложной душевной драмы, воспроизводя лишь просто краткий момент, выхваченный из жизни, «Купальщица» Рембрандта говорит о такой остроте жизнеощущения, о таком чувстве красоты действительности, которые делают ее равной самым значительным произведениям мастера. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Царь еще неподвижен, но уже напряглась рука, сжимающая жезл – знак царской власти и воли. По-видимому, это эскизная работа. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В них вы видите печаль.
Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Благодаря композиционному построению картины и распределению света он уже как бы отключен от двух других «персонажей». Как будто только что отзвучали слова Эсфири и наступила напряженная пауза. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона.
Перед нами не Вирсавия и не Сусанна, а самая обыкновенная молодая женщина, собирающаяся выкупаться в лесном ручье и пробующая – какова вода. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Сюжет картины «Ассур, Аман и Эсфирь» заимствован из главы библии, названной по имени ее героини «Эсфирь». Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Они темные. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Смерть Рембрандта была очень печальной.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение.
Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие».
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Неровный свет идёт как бы от души человека.
Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. В эти годы Рембрандт создал свои самые значительные и глубокие произведения на библейские сюжеты, портреты и автопортреты, ставящие вопросы о смысле человеческой жизни, о воздаянии за добрые и злые поступки, о трагедии одиночества, о всепрощении. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Тогда зрителю начинает казаться, что он невидимо присутствует при задушевной беседе художника со своей моделью и та повествует о себе, об уроках жизни, определивших ее характер и мировоззрение. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца. Картины, написанные Рембрандтом, рассказывают о судьбах, борьбе, труде и радостях этих людей. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). В 1635 – 1640 –х гг. А. С. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна».
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.